Формирование ценностного отношения к семье в условиях реализации федеральной рабочей программы воспитания

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Формирование ценностного отношения к семье в условиях реализации
федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций

Разработчик(и) программы:
Нагуманова Е.Б., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Щербина Е.Ю., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.

Екатеринбург, 2025

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
учителей в области формирования ценностного отношения к семье в условиях реализации
федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Профессиональный стандарт
«Педагог (педагогическая
деятельность в сфере
дошкольного, начального
общего, основного общего,
среднего общего
образования) (воспитатель,
учитель) 01.001

Трудовое действие

Знать

Использование
конструктивных
воспитательных усилий
родителей (законных
представителей)
обучающихся, помощь
семье в решении
вопросов воспитания
ребенка

Уметь

Методы и приемы

Применять методы и

формирования и развития

приемы для развития у

у школьников ценностного

школьников ценностного

отношения к семье и

отношения к семье и

приверженности

приверженности

традиционным

традиционным

российским духовно-

российским духовно-

нравственным ценностям

нравственным ценностям

Проектирование
ситуаций и событий,

Разработать

развивающих
Воспитательная
деятельность А/02.6

эмоционально-

Основы теории поколений

ценностную сферу

для бесконфликтного

ребенка (культуру

межпоколенного общения

переживаний и

технологическую карту
внеурочного события с
целью формирования
ценностного отношения к
семье

ценностные ориентации
ребенка)

1.3. Категория слушателей:
учитель общеобразовательной организации
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,

Входной контроль

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

2

1

0

1

3

1

2

0

Нормативно-правовые
основания и актуальность
формирования у
1

школьников
приверженности
традиционным российским
духовно-нравственным
ценностям
Теория поколений и связь

2

поколений в родственных
отношениях

тест

Ценностно-смысловые
аспекты воспитания
3

гармонично развитой
личности на основе

3

1

2

0

3

1

2

0

5

1

4

0

4

1

3

0

традиционных семейных
российских ценностей
Выстраивание
4

бесконфликтных отношений
в нуклеарной и
расширенной семь
Межпоколенное общение
как способ передачи и

5

усвоения жизненного опыта
и духовно-нравственных
ценностей
Культура здорового образа

6

жизни и эмоционального
благополучия семьи

*

Выходной контроль

1

0

1

0

**

Итоговая аттестация

2

0

2

0

Итого

24

6

17

1

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания и актуальность формирования у школьников
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям. ( лекция
- 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Нормативно-правовые документы в сфере «Образование», предусматривающие
формирование ценностного отношения к семье. Необходимость формирования у школьников
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, включая ценность крепкой семьи.
Семья как первичная ячейка общества, как основа государства. Семья и ее основные функции.
Самостоятельная работа·Изучить нормативные документы с целью акцентирования внимания
на формировании ценностного отношения к семье
2 Теория поколений и связь поколений в родственных отношениях ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау. Межпоколенные отношения:
семейные, педагогические, общественные, социально-политические. Теория поколений как
методология образования и воспитания. Различия в коммуникации между поколениями.
Особенности современных молодых родителей поколения Y и Z в поведенческой и
коммуникативной сферах. С одной стороны, это влияет на способы взаимодействия с ними, с
другой — накладывает специфику на их способ воспитания собственных детей.
Практическая работа·Работа в малых группах. Схема родственных связей: кто кому и кем
приходится: родственники первой – шестой степеней родства, кто не является родственником.
Забытые наименования родственников. Словарь родственных связей.
3 Ценностно-смысловые аспекты воспитания гармонично развитой личности на основе
традиционных семейных российских ценностей ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Семья – это особая интимная система. Модель семьи. Выбор спутника жизни.
Специфика семейного воспитания. Семейные ценности как совокупность установок, убеждений
и норм, которые регулируют поведение членов семьи и определяют их отношения друг с
другом. Методы и приемы формирования и развития у школьников ценностного отношения к
семье. Формирование семейных ценностей на основе культурных, религиозных и социально-

экономических факторов, включающих такие аспекты, как взаимоуважение, доверие,
поддержка, совместное времяпрепровождение, ответственность и приверженность семейным
традициям.
Практическая работа·1ч. Групповая работа с культурными аналогами. Разбор цитат о семье в
формате регламентированной дискуссии. Пример цитаты: «Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»
(Феликс Адлер). 1ч. Групповая работа с приемами технологии кинопедагогики. Акцент
внимания слушателей на необходимость методически грамотного подбора
медиаобразовательного контента, обеспечивающего осознанный просмотр и возможность
анализа с точки зрения ценностного подхода и эмоционального отклика обучающихся. Пример:
разбор часового занятия (40 минут) в 5 классе. Тема – «ВоСПОМинаНИя». Программное
содержание: семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Материнство и детство. Забота о детях, воспитание детей. Забота о родителях.
Чувство любви как основа крепкой семьи. Атмосфера счастья и безопасности. Совместные
семейные дела. Традиции и обычаи. Разбор этапов занятия с характеристикой деятельности
обучающихся: мотивационный этап, предсмотровой этап, просмотр видеоконтента (например,
мультфильм «Волшебная кулинарная книга»), просмотровой этап, постпросмотровой этап,
рефлексия «Вспомни» и деятельность обучающихся на каждом этапе.
4 Выстраивание бесконфликтных отношений в нуклеарной и расширенной семье (
лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Выбор семьи: конфликт поколений и отрицательная взаимозависимость или
солидарность поколений и положительная взаимозависимость. Влияние семейных неурядиц на
психику ребенка. Профилактика семейных конфликтов: взаимное уважение, стремление к
компромиссу и толерантности, умение прощать ошибки, отсутствие взаимных обвинений,
прямой критики и неодобрения, умение сохранять общность позиций и переживаний.
Обособление поколений в нуклеарной семье. Взросление ребенка в нуклеарной и расширенной
семье.
Практическая работа·Работа в малых группах в кейсовой технологии с последующим
разбором проблемных родительско-педагогических ситуаций. Группы предлагают решение
кейса разными способами разрешения конфликта: компромисс, переговоры, сотрудничество,
решение проблемы. Пример кейса: «Ребенку в школе задано много домашнего задания.
Родители не согласны поменять семейные планы на запланированные выходные у бабушки:
«Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!».
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей – «Ты давно не был у бабушки, она
соскучилась. К тому же мы не оставим тебя одного. Мало ли чем ты один будешь заниматься!»
5 Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения жизненного опыта и
духовно-нравственных ценностей ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Роль межпоколенного общения в формировании личностных черт у представителей
различных поколений. Влияние прародителей (бабушки, дедушки и более старшие
родственники) на развитие личностных качеств. Изменение института семьи в современной
России. Через межпоколенное общение ребенок усваивает семейные правила и ценности, а
также приобретает коммуникационные навыки, которые пригодятся ему в течении всей жизни.
Практическая работа·2 ч. Работа в малых группах. Работа с приемами для развития у
школьников ценностного отношения к семье. Например, «сундучок ценностей семьи»,
«семейный альбом», «ДНК твоей семьи» и другие. 2 ч. Групповая работа. Тенденции
современной педагогики: педагогика благодарения, педагогика выбора, педагогика удивления.
Отработка конкретных приемов ценностного отношения к семье в межпоколенном общении.
Технологическая карта внеурочного события с целью формирования ценностного отношения к
семье.
6 Культура здорового образа жизни и эмоционального благополучия семьи ( лекция - 1
ч. практическое занятие - 3 ч. )

Лекция·Понимание ценности жизни, здоровья и безопасности. Значение личных усилий в
сохранении здоровья. Неприятие вредных привычек. Полная и неполная семья, процветающая
и неблагополучная семья. Трудности, с которыми сталкивается ребенок в неполной семье.
Цифровая трансформация образования и последствия для психического здоровья учащихся при
массовом использовании информационных и коммуникационных технологий. Роль родителей в
качестве регулятора технико-технологической безопасности в части социального здоровья и
доминантных социальных коммуникаций. Психологическое благополучие в семье. Взаимосвязь
семейных ценностей и психологического благополучия.
Практическая работа·1 ч. Групповая работа. Диалоговое общение в семье. Правила ведения
диалога. Отработка приемов активного слушания. 2 ч. Работа в малых группах с последующим
групповым обсуждением. Семейное времяпровождение. Семейный праздник как событие,
укрепляющее благополучие в семье, связь между поколениями. Проектирование /
конструирование семейного события.
* Входной контроль ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·1 ч. Описание теста входного контроля подробно описано в Разделе 3
Программы
* Выходной контроль ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·1 ч. Описание теста выходного контроля подробно описано в Разделе 3
Программы
** Итоговая аттестация ( практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·2 ч. Описание практической работы для итоговой аттестации подробно
описано в Разделе 3 Программы

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Пять заданий с
выбором одного ответа, пять заданий на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
1. Какие действия родителей оказывают наибольшее влияние на формирование у
детей ценностей семьи?
A) Пример собственного поведения
B) Игнорирование значимости семьи
C) Позитивное общение с детьми
D) Наказания и критика
Правильный ответ: А), С)

Задание на выбор одного варианта ответа
1. Какое из следующих утверждений лучше всего описывает ценностное отношение к
семье?
A) Семья — это группа людей, живущих вместе.
B) Семья — это основа общества, в которой формируются моральные и этические
ценности.
C) Семья — это финансовое партнерство.
D) Семья важна до достижения совершеннолетия.
Правильный ответ: B)
2. К какому понятию относится осознание важности поддержки друг друга в семье?
A) Эгоизм
B) Индивидуализм
C) Коллективизм
D) Конформизм
Правильный ответ: С)
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения приращения знаний по содержанию
Программы, в том числе методов и приемов формирования у школьников ценностного
отношения к семье и приверженности традиционным российским духовно-нравственным
ценностям, а также основы теории поколений для бесконфликтного межпоколенного общения.
Состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Тест включает восемь
вопросов с выбором одного ответа, два задания на установление соответствия, два задание на
определение логической последовательности и восемь вопросов на выбор нескольких
вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено» / «не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно.
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Каков основной фактор формирования положительного отношения к семье у детей?
A) Наличие материального благосостояния.
B) Наличие любви и поддержки со стороны родителей.
C) Строгая дисциплина.

D) Образование.
Правильный ответ: B)
2. Какие факторы могут негативно повлиять на семейные отношения?
A) Недостаток общения
B) Чувство одиночества
C) Частые совместные занятия
D) Конструктивная критика
Правильный ответ: А), B)
3. Сопоставьте утверждения с соответствующими терминами:

Утверждение

Термин

1. Уважение к мнению каждого члена семьи A) Семейные ценности

2. Совместные традиции

B) Открытое общение

3. Понимание и поддержка

C) Семейная сплоченность

4. Совместное время

D) Эмоциональная поддержка

Правильный ответ: 2 – А), 1 – B), 3 – D), 4 – C)
4. Что не является целью традиций:
A. подстроить отношения между членами под необходимость подчиняться социальному
окружению
B. учить гармонии взаимоотношений
C. подсказать правильность поведения
Правильный ответ: А)
5. Сопоставьте утверждения с соответствующими поколениями родственников
современных детей:

Член семьи
В детстве Вы:

современного
ребенка

1. смотрели покемонов и «Фабрику звезд», играли в видеоигры на
приставках, смотрели фильмы на VHS. А на улице с друзьями

A) сестра / брат

скейтбордили

2. слушали радиопередачи и записывали музыку на магнитофоне. А
вообще свободного времени было мало – Вы учились играть на

B) бабушки,

музыкальном инструменте, читали книги и помогали родителям по

дедушки

хозяйству

3. играли в планшет в свободное время от занятий по ментальной

C) мама, папа,

арифметике и робототехнике

дядя, тетя

Правильный ответ: 1 – C), 2 – B), 3 – А)
Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на знания и умения, полученные на практических занятиях, разработать
технологическую карту внеурочного события / занятия с учетом методов и приемов
формирования у школьников ценностного отношения к семье и приверженности традиционным
российским духовно-нравственным ценностям с учетом возраста учеников. Технологическая
карта должна включать в себя следующие разделы: предмет, параллель / класс, тему,
планируемые результаты, цель внеклассного события / занятия (для ученика и учителя),
описание деятельности ученика и учителя на различных этапах события. При проектировании
события требуется использовать методы и приемы для формирования у школьников
ценностного отношения к семье и приверженности традиционным российским духовнонравственным ценностям. Планируемые результаты события необходимо сформулировать
согласно федеральной рабочей программе воспитания. На каждом этапе рекомендуется
указать методы и приемы из своей педагогической практики и из освоенных на обучении по
Программе, формирующие ценностное отношение к семье и приверженность традиционным
российским духовно-нравственным ценностям. Приветствуется участие семьи (членов
некоторых семей, родительского комитета) во внеурочном событии класса.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «зачтено» при выполнении практического задания необходимо
использовать знания и практические умения, полученные при обучении по Программе.
Планируемые результаты внеурочного события обязательно должны быть сформулированы
согласно федеральной рабочей программе воспитания в контексте формирования у
школьников ценностного отношения к семье и приверженности традиционным российским
духовно-нравственным ценностям с учетом возраста учеников. В технологической карте
должны быть описаны не менее одного метода / приема для каждого этапа события.
Примеры заданий:
Примеры заданий: пример оформления технологической карты в табличном виде.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО СОБЫТИЯ / ЗАНЯТИЯ
ФИО педагога, ОО

Предмет

Класс

Тема события / занятия

Образовательная цель (цель ученика)

Педагогическая цель (цель учителя)

Личностно значимая проблема

Необходимое оборудование

Учебно-методическое оснащение

Методы и формы проведения внеурочного
события

Основные понятия

Планируемые результаты освоения
содержания события в контексте
формирования у школьников ценностного

Личностные Метапредметные

отношения к семье и приверженности
традиционным российским духовнонравственным ценностям

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОГО СОБЫТИЯ / ЗАНЯТИЯ

Деятельность

Деятельность

Используемые

Оборудование,

учителя

обучающихся

приёмы

материалы

ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н (ред. от 05.08.2016) URL:
https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.04.2025)

2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL: https://base.garant.ru/70291362/

(дата

обращения: 10.04.2025)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата
обращения: 10.04.2025)
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 10.04.2025)
5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» (основное общее
образование) URL: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2025/04/04/moyasemya-rabochaya-programma (дата обращения: 10.04.2025)
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371 “Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования”. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130017?index=1 (дата обращения:
10.04.2025).
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 “Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования”. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения: 10.04.2025)
8. Семейный кодекс Российской Федерации (С учетом постановлений Конституционного
Суда Российской Федерации от 31.01.2014 № 1-П, от 20.06.2018 № 25-П,
от 02.03.2021 № 4-П) URL: https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 10.04.2025)
Литература
1. Гукаленко О.В. (ред.). Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в
ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов IV
Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием «Миссия
университетского педагогического образования в XXI веке». Москва, 17.11.2022 г., ИСРО
РАО. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 245 с.
2. Кислых

Д.Н.

Что

такое

современная

семья?

//

Христианские

основы

российской

цивилизации в противостоянии секулярному началу в современном мире: материалы
XVIII-XIX международных научно-образовательных Знаменских чтений. Курский институт
кооперации (филиал) БУКЭП. Курск, 2023. С. 50-56.
3. Кочуров И.Г. Нуклеарная семья в свете христианской антропологии. Проблемы и пути
решения // Семья в парадигме российских ценностей: сборник трудов Межвузовской
научной студенческой конференции. Москва, 2024. С. 91-95.
4. Литвинова

А.В.

Роль

семейных

ценностей

в

формировании

психологического

благополучия участников семейных отношений. Академическая публицистика. 2024. № 81. С. 133-143.
5. Назарова И.Б. Старшее поколение: коммуникации в семье и вне семьи. // В сборнике:
Сбережение

населения

России:

здоровье,

занятость,

уровень

и

качество

жизни. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С.
111-114.
6. Смирнова Е.Г. Учёт психологических особенностей современной российской семьи в
организации работы школы с семьёй. // В сборнике: Научное пространство: актуальные
вопросы теории и практики. Сборник статей Международной научно-практической
конференции. Пенза, 2024. С. 79-82.

7. Степанова К.А. Межпоколенное общение как фактор развития личностных качеств.
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2023. № 6. С. 527533.
8. Тимашева Л.В. Семья как пространство взросления ребенка // Кубанская школа. 2024. № 3
(75). С. 16-20.
9. Яковлева А.С. Семья как предмет современных психолого-педагогических исследований //
Молодой ученый. 2022. № 52 (447). С. 351-353.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Европейская

Юридическая

Служба

–

дистанционный

сервис

для

юридических

консультаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://els24.com/article/10skhema-rodstvennykh-svyazey-kto-komu-i-kem-prikhoditsya/

(дата

обращения:

10.04.2025)
2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПО дороге ценностей» (5-6 класс
ФГОС ООО) – МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» [Электронный ресурс] – Режим
доступа:)

https://domuchitela.profiedu.ru/news-

svc/item?id=721169&lang=ru&type=news&site_type=school (дата обращения: 10.04.2025)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом

педагогических

работников

и

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер

преподавателя

должен

аудиоколонками и/или наушниками.

быть

оснащен

веб-камерой,

микрофоном,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».