Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разработчик(и) программы:
Щербина Е.Ю., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Крюкова Е.М., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", Андрагог
(международный уровень)
Екатеринбург, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов общеобразовательных организаций в области формирования и развития учебнопознавательной мотивации обучающихся.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Применять методы и приемы,
Основы успешной учебноСистематический анализ
познавательной
Общепедагогическая
эффективности учебных
мотивации обучающихся
функция. Обучение
занятий и подходов к
Методы и приемы
A/01.
обучению Формирование
развития учебно-
мотивации к обучению
познавательной
повышающие уровень учебнопознавательной мотивации
обучающихся. Разрабатывать
технологическую карту урока с
учетом методов и приемов
развития учебно-познавательной
мотивации обучающих
мотивации обучающихся
1.3. Категория слушателей:
педагог
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
№
п/п
Наименование
разделов (модулей) и
тем
учебных работ
Всего
часов
Лекция,
Входная диагностика
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
4
2
2
0
3
1
2
0
2
1
1
0
5
2
3
0
5
2
3
0
Мотивационная сфера
1
обучения. Основы учебнопознавательной
мотивации
Формирование и развитие
учебно-познавательной
2
мотивации обучающихся
как педагогическая
проблема.
3
Теория поколений в
образовании
Тенденции современной
4
педагогики: педагогика
удивления.
Тенденции современной
5
педагогики: педагогика
выбора.
тест
Тенденции современной
6
педагогики: педагогика
4
2
2
0
4
1
3
0
5
2
3
0
благодарения
Феликсология как основа
7
успешного
педагогического общения
8
Семь мотивационных
ключей.
*
Выходная диагностика
1
0
1
0
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
Итого
36
13
23
0
тест
практическая
работа
2.2. Рабочая программа
1 Мотивационная сфера обучения. Основы учебно-познавательной мотивации ( лекция 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Формирование мотивации к обучению как требование профессионального стандарта
педагога. Основы успешной учебно-познавательной мотивации обучающихся. Условия
формирования учебно-познавательной мотивации современного школьника. Мотив и
мотивация. Виды мотивов (внешние, внутренние; познавательные, социальные, позиционные).
Учебный мотив как структурный компонент мотивации. Этапы формирования мотивации. Пути
преодоления снижения учебно-познавательной мотивации. Методы педагогической
диагностики учебной мотивации учащихся. Специфические факторы, определяющие
формирование учебно-познавательной мотивации. Интерес как основа учебно-познавательной
мотивации ребенка. Ощущение автономности и собственной компетентности. Позитивная
образовательная среда
Практическая работа·Групповая работа Выполнение упражнения «Самый немотивированный
ученик в моей жизни» с целью осознания понятий «эффект ореола» и «феномен
самоисполняющегося предсказания». Определение стереотипов в отношениях педагога к
«плохому» ученику. Слушателям предлагается выполнить упражнение «Самый
немотивированный ученик в моей жизни» с целью осознания понятий «эффект ореола» и
«феномен самоисполняющегося предсказания» и определить стереотипы в отношениях
педагога к «плохому» ученику. Групповое обсуждение. Упражнение «эффект ореола»
Инструкция. Вспомните, пожалуйста, своего самого не желающего учиться ученика, который
казался вам наименее мотивированным к учебе. Опишите его с помощью 10 баллов, обведя
кружком соответствующий балл на каждой строке-характеристике. Работу целесообразно
представить в таблице из трех столбцов. В первом и третьем столбцах сформулировать
антонимы человеческих качеств/привычек: симпатичный и несимпатичный, обязательный и
необязательный, увлеченный и равнодушный, собранный и рассеянный, успешный и
неуспешный и так далее. Во втором столбце в каждой строке разместить шкалу от 1 до 10.
Теперь вспомните самого желающего учиться ученика, который казался вам наиболее
мотивированным к учебе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал. Проанализируйте
полученный результат и отрефлексируйте «феномен самоисполняющегося предсказания».
Самостоятельная работа·0
2 Формирование и развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся как
педагогическая проблема ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Проблема формирования и развития учебно-познавательной мотивации лежит на
«стыке» обучения и воспитания. Актуализация эмоций у школьников через дидактические
игры, развивающие учебно-познавательную активность. Факторы активизации учения
средствами познавательной деятельности. Особенности развития учебно-познавательной
мотивации у различных возрастных групп школьников.
Практическая работа·Работа в малых группах. Проблема выявления, описания и осмысления
конкретных педагогических условий, оказывающих помощь в активизации учебнопознавательной мотивации. Методы мотивирования учащихся в целях предупреждения
учебных затруднений и неуспеваемости. Решение проблемных педагогических ситуаций.
Самостоятельная работа·0
3 Теория поколений в образовании ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Что такое теория поколений. Характеристики поколений G, X, Y, Z и «Альфа».
Характерные особенности темпераментов людей разных поколений и применение этих знаний
в работе педагога с детьми и их родителями. Эффективные методы взаимодействия и обучения
для каждого поколения.
Практическая работа·Работа в малых группах. Составление карты основных мотивационных
направлений для разных поколений с учетом их сильных и слабых сторон. Опираясь на знания,
полученные на лекции, работу целесообразно выполнять по алгоритму: характерные черты,
психологические особенности, мотивы и цели. Групповое обсуждение
Самостоятельная работа·0
4 Тенденции современной педагогики: педагогика удивления ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 3 ч. )
Лекция·Чем и как удивлять поколение Z и «альфа». Базовые элементы педагогики удивления
на основе разработок Степичева П.А. «От педагогики знаний к педагогике удивления».
Классификация методов и приемов удивления фактом, удивления методом: по цели
применения, по времени проведения, по возможности использования. Педагогика удивления
образовательной средой: основные принципы организации образовательной среды. Педагогика
удивления собственным потенциалом: способы организации деятельности с целью реализации
собственного потенциала
Практическая работа·Групповая работа: заполнение таблицы «Методы и приемы, основанные
на когнитивной эмоции удивления фактом» по показателям: вид факта, цель, метод/ прием,
описание, этап урока, деятельность учителя, деятельность обучающегося, оборудование. (1 ч.)
Групповая работа: заполнение таблицы «Методы и приемы, основанные на когнитивной эмоции
удивления методом» по показателям: вид факта, цель, метод/ прием, описание, этап урока,
деятельность учителя, деятельность обучающегося, оборудование. (1 ч.) Способы организации
деятельности с целью реализации собственного потенциала. Примеры использования
удивления собственным потенциалом для повышения внутренней мотивации участника
образовательного процесса. (1 ч.)
Самостоятельная работа·0
5 Тенденции современной педагогики: педагогика выбора ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 3 ч. )
Лекция·Учительский выбор и выбор ученика, пути согласования этих выборов. Принцип
активного выбора в обучении и воспитании личности. Система технологических приемов
воспитания осознанного активного выбора учеников, основанная на использовании
современных технологий обучения и воспитания, включая информационные технологии
Практическая работа·Работа с глоссарием педагогики выбора. Урок в пространстве
педагогики выбора. Условия осуществления выбора. Решение проблемных педагогических
ситуаций.
Самостоятельная работа·0
6 Тенденции современной педагогики: педагогика благодарения ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Сильные стороны характера личности: доброта, надежда, оптимизм, самоконтроль и
пр. Определение благодарности. Благодарность как педагогическая категория. Благодарность
как позитивная эмоция. Различие благодарности от признания. Благодарный ребенок лучше
учится, иначе взаимодействует со сверстниками, у него ниже градус агрессивности
Практическая работа·Групповая работа. «Пять причин быть благодарным» – почему
Благодарность делает нас счастливее. Педагогическая благодарность: решение проблемных
педагогических ситуаций.
Самостоятельная работа·0
7 Феликсология как основа успешного педагогического общения ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Феликсология воспитания. Теория потока: восемь компонентов. Счастливый урок для
педагога и учеников. Феликсология как педагогическая проблема. Способность ребенка быть
счастливым. Приемы и методы по развитию данной способности.
Практическая работа·Работа в малых группах. «Формула счастливого урока» (2 ч.) «Шесть
шляп мышления» (1 ч.) Групповое обсуждение
Самостоятельная работа·0
8 Семь мотивационных ключей ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Пять групп базовых потребностей: 1)
физиологические; 2) потребности в безопасности; 3) потребности в общении; 4) потребности в
признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и 5) потребность в самовыражении
(самореализации, самоактуализации). Применение положений теории А. Маслоу на практике с
учетом российского менталитета. Как учить немотивированного ученика. Основные «ключи»
мотивации современного ребенка: 1.Потребность в наличии смысла. 2.Потребность в признании
3.Потребность в самореализации. 4.Потребность в двигательной и интеллектуальной
активности. 5.Потребность в безопасности. 6.Потребность в коммуникации с другими людьми.
7.Потребность в положительных эмоциях. Формы, методы и приемы развития учебнопознавательной мотивации обучающихся. Понятие и факторы вовлеченности / включенности
ученика в учебный процесс. Среда, поддерживающая потребности ученика. Формирование
учебно-познавательной мотивации школьников средствами познавательной деятельности.
Технологии обучения, основанные на понимании механизмов функционирования
мотивационных составляющих учебного процесса, могут существенно повысить эффективность
обучения
Практическая работа·Работа в малых группах. Ловушки внешней мотивации. Развитие
внутренней мотивации. «Поддерживающая коммуникация». Принципы разделения
ответственности между учителем и учениками. Групповое обсуждение. (1 ч.) Групповая работа.
Как развивать самоорганизацию в процессе обучения. Развитие учебной мотивации в контексте
формирующего оценивания. Потребность в наличии смысла: связано ли обучение с интересами
самих учеников? Раскрытие задач функциональной грамотности – «Зачем?». Упражнения для
развития смысловой сферы.Разбор практических примеров. (1 ч.) Работа в малых группах.
Разработка карты стимульных компонентов, содержащей методы и приемы, повышающие
уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся в конкретном классе с учетом теории
поколений. Выполняя работу, следует учесть содержание стимульного компонента: поощрение
деятельности обучающегося; создание условий, при которых обучающиеся работают с
максимальной эффективностью и с минимальным напряжением; оценка деятельности
обучающегося и др. Описать формы, методы и приемы для каждого стимульного компонента.
Групповое обсуждение. (1 ч.)
Самостоятельная работа·0
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Входная диагностика проводится с целью определения базовых знаний педагогов
общеобразовательных организаций в области формирования и развития учебнопознавательной мотивации обучающихся. Вопросы теста сопрягаются с тематикой Программы.
Входное тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Мотивация – это…
а) развитие стремления к успеху, поощрение достижений;
б) проявление компетенции в различных сферах деятельности;
в) процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения конкретных целей;
г) проявление компетенции в различных сферах деятельности;
д) то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной
потребности.
Правильный ответ: в)
2. Для чего важно развивать учебно-познавательную мотивацию у школьников?
а) для повышения успеваемости;
б) для формирования жизненно важных навыков и умений;
с) для создания конкуренции между учащимися.
Правильный ответ: б)
3. Какова роль семьи в формировании учебной мотивации у школьника?
a) поддержка и поощрение учебной деятельности;
б) строгий контроль за успеваемостью;
с) полная автономия ребенка в обучении.
Правильный ответ: a)
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходной контроль включает в себя 20 тестовых вопросов, затрагивающих основные понятия
формирования и развития учебно-познавательной мотивации обучающихся. В том числе основы
успешной учебно-познавательной мотивации обучающихся, методы и приемы развития учебнопознавательной мотивации обучающихся.
Критерии оценивания:
Каждый тестовый вопрос оценивается в 1 балл. Обучающийся считается аттестованным, если
выполнил тест не менее, чем на 60%.
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности, являются:
а) содержание учебного материала;
б) организация учебной деятельности;
в) контакт с родителями обучаемого;
г) коллективные формы учебной деятельности;
д) мониторинг отметок;
е) оценка учебной деятельности;
ж) стиль педагогической деятельности учителя.
Правильный ответ: а, б, г, е, ж
2. Что является особенно значимым в формировании учебной мотивации?
а) интерес обучаемого;
б) опыт педагога;
в) изложение учебного материала;
г) заинтересованность родителей
Правильный ответ: а
3. Продолжите предложение. Главная задача
мотивации обучения – такая организация учебной
деятельности, которая…
а) осуществляла бы постоянный контроль успеваемости
детей;
б) способствовала бы организации совместной деятельности
и общения;
в) способствовала бы раскрытию внутреннего
мотивационного потенциала личности учащегося;
г) разделяла бы ответственность за те или иные стороны
совместной деятельности.
Правильный ответ: в
Количество попыток: 2
Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях, разработать технологическую
карту урока с учетом методов и приемов развития учебно-познавательной мотивации по
выбранному учебному предмету на конкретную тему с учетом возраста учеников.
Технологическая карта должна включать в себя следующие разделы: предмет, параллель /
класс, тему, планируемые результаты, цель на урок (для ученика и учителя), описание
деятельности ученика и учителя на различных этапах урока. Приветствуется проектирование
урока с использованием игровых элементов, проблемных ситуаций, элементов
самостоятельного поиска. Планируемые результаты освоения содержания урока необходимо
сформулировать согласно федеральным образовательным стандартам соответствующего
уровня образования в контексте мотивации к учебно-познавательной активности и,
желательно, с дальнейшей познавательной деятельностью. На каждом этапе рекомендуется
указать методы и приемы из своей педагогической практики и/или из разработанной на
практическом занятии карты стимульных компонентов, повышающих уровень учебнопознавательной мотивации обучающихся.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «зачтено» при выполнении практического задания необходимо
использовать знания и практические умения, полученные при обучении по Программе.
Планируемые результаты освоения содержания урока обязательно должны быть
сформулированы согласно федеральным образовательным стандартам соответствующего
уровня образования в контексте мотивации к познавательной активности. В технологической
карте должны быть описаны не менее одного метода / приема для каждого этапа урока,
развивающих учебно-познавательную мотивацию.
Примеры заданий:
Примеры заданий: пример оформления технологической карты в табличном виде.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога, ОО
Предмет
Класс
Тема урока
Образовательная цель на
урок (цель ученика)
Педагогическая цель на урок
(цель учителя)
Личностно значимая
проблема
Необходимое оборудование
Учебно-методическое
оснащение
методы и формы обучения
Основные понятия
Планируемые результаты
освоения содержания урока
Личностные Метапредметные Предметные
в контексте мотивации к
познавательной
активности
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Деятельность
Деятельность
Используемые
Оборудование,
учителя
обучающихся
приёмы
материалы
ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель) (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н (ред. от 05.08.2016) URL:
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestrprofessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367
(дата обращения: 09.04.2024).
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 09.04.2024).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования”. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата
обращения: 09.04.2024)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования”. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата
обращения: 09.04.2024)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/39b302788ccdb35ae2c13cd316cde490/download/6077/
(дата обращения: 09.04.2024)
Литература
1. Алешкевич, Т.И. Об усвоении, присвоении и освоении ценностей культуры устойчивого
развития: ростки педагогического движения «Педагогика счастья» / Т. И. Алешкевич, О.
Н. Гончар, М. И. Демедюк, Л. В. Луцевич, Е. И. Пономарева // В сборнике: Образование в
интересах будущего. Материалы Международной научно-практической конференции.
Редколлегия: С.И. Василец [и др.]. – Минск. – 2022. – С. 194-198.
2. Батина, Е.В. Развитие готовности обучающихся к выбору образовательной деятельности:
обзор / Е. В. Батина // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 5. – С. 160-172.
3. Бичуренко, П.А. Педагогика удивления как средство формирования мотивации
обучающихся в профессиональной подготовке / П. А. Бичуренко // В сборнике: Великие
учителя и наставники: наследие через века. Педагогические чтения памяти И.Я.
Лернера. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции и
Всероссийского конкурса научно- исследовательских работ студентов и аспирантов.
Посвящается Году педагога и наставника в Российской Федерации. Владимир. – 2023. – С.
511-517.
4. Дроздов, Н. А. Педагогический опыт организации пространства свободного выбора для
обучающихся / Н. А. Дроздов, Э. А. Сенникова // Образовательные ресурсы и технологии. –
2022. – №2 (39). – С. 7-14
5. Емельянова, И.Н. Воспитание счастливого человека как социально-культурная и
педагогическая задача / И. Н. Емельянова // Философия образования. – 2022. – Т. 22. – № 2.
– С. 169-187.
6. Зборовский, Г. Е. Риски образовательной неуспешности учащейся молодёжи / Г. Е.
Зборовский, П. А. Амбарова // Социологический журнал. - 2020. - Том 26. - No 2. - С. 60-81.
7. Косарецкий, С. Г. Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты
российских школ / С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Н. А. Сенина // Психологическая
наука и образование. – 2021. – Том 26. No 6. – С. 69-82.
8. Кузина, Д. В. Проблема развития познавательной мотивации у обучающихся средней
школы / Д. В. Кузина, Я. Р. Кайзер // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №6. –
С. 35-44
9. Куклина, Л. В. Влияние оценочной деятельности учителя на учебно-познавательную
мотивацию школьников / Л. В. Куклина, К. А. Соколова // В сборнике: Актуальные вопросы
развития, социализации и реабилитации личности в современных условиях. Сборник
научных статей Четвертых межвузовских научных студенческих чтений. Москва. – 2022. –
С. 69-71.
10. Нургалиева, М.К. Особенности мотивации учебной деятельности подростков / М. К.
Нургалиева, А. А. Булатбаева, К. А. Есенова, С. А. Рамазанова // Психолог. – 2022. – № 2. –
С. 1-7.
11. Рябцева, Т.В. Педагогика удивления как механизм формирования устойчивой мотивации
обучения / Рябцева Т.В., Бреда Л.Н., Беседина Д.Д. // Вестник научных конференций. –
2023. – № 2-3 (90). – С. 101-102.
12. Саратовцева, Н. В. Учитель русских учителей о «воспитании, созданном самим народом» /
К. С. Курочкина, Н. В. Саратовцева // В сборнике: Христианство и мир. Сборник
материалов VIII Всероссийской студенческой научно-богословской конференции. Пенза. –
2023. – С. 85-89.
13. Степичев, П.А. Инструменты педагогики удивления для современного урока / Степичев
П.А. // В книге: Языки и культуры в глобальном образовательном пространстве. Тезисы I
Международной научно-практической конференции. Москва. – 2021. – С. 96-97.
14. Харитонов, М. Г. Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути
преодоления: учебное пособие / М. Г. Харитонов, И. П. Иванова, Т. В. Романова, О. В.
Чернова. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет. – 2021.
– 67 с.
15. Хуторянская, Т. В. Особенности формирования учебно-познавательной мотивации
младших школьников / Т. В. Хуторянская // В сборнике: Образование в современном
мире. Сборник научных статей. Под редакцией Ю.Г. Голуба. Саратов. – 2021. – С. 107-114.
16. ШНОР: лучшие практики и проблемные зоны: сборник материалов региональной заочной
научно-практической конференции (ОГАОУ ДПО «БелИРО») / под редакцией Н. Н.
Арбузовой, С. Н. Кожуховой, А. С. Майоровой, Е. П. Тронза. – Белгород : ОГАОУ ДПО
«БелИРО». – 2022. – 94 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Друтько В. Теория поколений. [Электронный ресурс] URL:
https://trening18.ru/files/Gayd_Teoriya_pokoleniy_ot_Vladislavy_Drutko.pdf (дата обращения
08.04.2024)
2. Канайкина И.Н. Феликсологический подход. Проектирование урока. Приемы и методы.
[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/03/30/
metodicheskiy-podhod-k-obucheniyu (дата обращения: 05.04.2024)
3. Марголис А. А. Комплексная модель диагностики, профилактики и коррекции трудностей
в обучении [Текст электронный] URL:
https://mgppu.ru/resources/news/МарголисАА_Комплексная_модель.pdf
4. Наумова Н. А. Воспитание благодарности у детей. [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/01/24/vospitanieblagodarnosti-u-detey (дата обращения 08.04.2024)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом
педагогических
работников
и
слушателей
к
информационно-
телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер
преподавателя
должен
аудиоколонками и/или наушниками.
быть
оснащен
веб-камерой,
микрофоном,