Реализация воспитательного потенциала взаимодействия педагогов общеобразовательной организации с родителями

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия педагогов
общеобразовательной организации с родителями (законными
представителями) обучающихся в контексте требований ФГОС и освоения
ФООП в части федеральной рабочей программы воспитания

Разработчик(и) программы:
Кузьмина Л.В., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет

Екатеринбург, 2024

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в реализации воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся при освоении федеральной рабочей программы
воспитания.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая

Трудовое действие

функция

Знать

Использование

Формы участия родителей

конструктивных

(законных представителей)

Профстандарт:

воспитательных усилий

обучающихся в воспитательной

01.001

родителей (законных

работе общеобразовательной

Воспитательная

представителей)

организации. Практики

деятельность

обучающихся, помощь

педагогической помощи

А/02.6

семье в решении

родителям (законным

вопросов воспитания

представителям) в решении

ребёнка

вопросов воспитания ребёнка

Уметь

Подбирать методы вовлечения
родителей (законных
представителей)
воспитательную деятельность
общеобразовательной
организации. Составлять
сценарий воспитательного
события с участием родителей

1.3. Категория слушателей:
учителя начальной, основной и средней общеобразовательной школы
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

*

Входной контроль

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

3

3

0

0

6

3

3

0

5

1

4

0

тест

Нормативно-правовые основы
взаимодействия
общеобразовательной
1

организации с родителями
(законными
представителями)
обучающихся
Виды и формы просвещения

2

родителей (законных
представителей) по вопросам
воспитания
Формы участия и методы
вовлечения родителей
(законных представителей) в

3

воспитательную
деятельность
общеобразовательной
организации

практическая
работа

Виды и формы участия
родителей в обсуждении и
4

решении вопросов

4

2

2

0

4

1

3

0

Выходной контроль

1

0

1

0

Итого

24

10

14

0

воспитания и обучения в
общеобразовательной
организации
Итоговый проект. Разработка

5

сценария воспитательного
события с участием

проект

родителей
*

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основы взаимодействия общеобразовательной организации с
родителями (законными представителями) обучающихся ( лекция - 3 ч. )
Лекция·Нормативные документы федерального уровня для организации и осуществления
взаимодействия с родителями: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию», Семейный кодекс Российской Федерации, «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Для педагогов НОО:
Федеральная рабочая программа воспитания в ФОП НОО. Для педагогов ООО: Федеральная
рабочая программа воспитания в ФОП ООО. Для педагогов СОО: Федеральная рабочая
программа воспитания в ФОП СОО.
2 Виды и формы просвещения родителей (законных представителей) по вопросам
воспитания ( лекция - 3 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Практики педагогической помощи родителям (законным представителям) в решении
вопросов воспитания ребёнка. Учёт возрастных особенностей обучающихся, уровня
образованности и заинтересованности родителей, целей и задач воспитания, стоящих перед
ОО при определении тематики и формы родительского просвещения. Традиционные формы
просвещения родителей. Родительское собрание — одна из основных форм связи школы с
семьями обучающихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей. Лекции для
родителей с привлечением учёных, специалистов (психологов, социальных педагогов и т.п.) по
вопросам воспитания и обучения. Дни открытых дверей в общеобразовательной организации
как форма просветительской деятельности. Нетрадиционные формы просвещения: деловая
игра, квест, мировое кафе, диспут, тренинг, фасилитационная практика «Лаборатория
разрешённых проблем», кейс-технология. Индивидуальные консультации. Привлечение
специалистов (психологов, юристов, врачей и др.)
Практическая работа·Работа в малых группах. Составление интеллект-карты «Виды и формы
просвещения родителей по вопросам воспитания»
3 Формы участия и методы вовлечения родителей (законных представителей) в
воспитательную деятельность общеобразовательной организации ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Уровни родительской вовлечённости в образование детей и их учёт в выстраивании
взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями). Методы вовлечения
родителей через групповые работы: SCRAM, «Парадигма позитивных перемен», собрание в
формате 3Д. Методы вовлечения через индивидуальные формы: развивающие беседы с семьёй,
детско-родительские проекты. Традиционные и нетрадиционные формы участия родителей в
воспитательной деятельности общеобразовательной организации. Зависимость выбора

методов вовлечения родителей в воспитательную деятельность от возрастных особенностей
обучающихся.
Практическая работа·практикум по использованию SCRAM-технологии в проведении
родительского собрания (2 часа) Практическая работа 2 часа: составление методической
копилки методов вовлечения родителей в воспитательную деятельность общеобразовательной
организации (промежуточный контроль)
4 Виды и формы участия родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения в общеобразовательной организации ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Устав общеобразовательной организации и локальные нормативные акты,
регулирующие участие родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения в
общеобразовательной организации. Формирование представительных органов родительского
сообщества класса и общеобразовательной организации и их деятельность.
Практическая работа·Работа в малых группах, анализ уставов и локальных нормативных
актов общеобразовательных организации, регулирующих участие родителей в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения.
5 Итоговый проект. Разработка сценария воспитательного события с участием
родителей ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Учёт возрастных особенностей обучающихся, уровня образованности и
заинтересованности родителей, целей и задач воспитания, стоящих перед ОО при определении
тематики и формы воспитательного события. Структура и алгоритм разработки сценария
воспитательного события. Инструменты оценки целесообразности и эффективности
воспитательного события с участием родителей
Практическая работа·мозговой штурм: разработка критериев успешности сценария
воспитательного события с участием родителей (1 час) Итоговый проект (2 часа) Разработка
сценария воспитательного события с участием родителей

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с
выбором одного ответа, 2 задания с выбором нескольких ответов.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного правильного ответа:
Основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни класса называется
А) Тематическая встреча
Б) Родительское собрание
В) Родительский университет
Г) Родительский лекторий

(правильный ответ Б)
Пример задания на с выбором нескольких ответов:
1. Согласно ФЗ РФ «Об образовании» родители имеют право…
А) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее
образование в семье
Б)

принимать

участие

в

управлении

организацией,

осуществляющей

образовательную деятельность, в любой удобной для них форме
В) знакомиться с содержанием образования
Г) знакомиться с используемыми методами обучения и воспитания
(правильные ответы АВГ)
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня знаний форм участия родителей (законных
представителей) обучающихся в воспитательной работе общеобразовательной организации и
практик педагогической помощи родителям (законным представителям) в решении вопросов
воспитания ребёнка. Итоговое тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых
оценивается в 1 балл. 7 заданий с выбором одного ответа, 3 задания с выбором нескольких
ответов.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Примеры заданий с одним правильным ответом:
1. Форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции
педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме, принимать участие в её обсуждении

А) «Родительские чтения»
Б) «Родительские тренинги»
В) «Информирование»
Г) «Открытые уроки»
(правильный ответ А)

2. Помощь в решении конфликтной ситуации между родителем и ребёнком, когда педагог и
родители ищут оптимальный выход, который бы устраивал обе стороны, идущие на
взаимные уступки.

А) Сотрудничество
Б) Соперничество
В) Компромисс
Г) Приспособление
(правильный ответ В)

Пример задания с выбором нескольких ответов
Форма работы с родителями, которая проводится с привлечением психологов, юристов, врачей
и других специалистов, с учётом возрастных особенностей детей.

А) Квест
Б) Тематическое родительское собрание
В) Индивидуальная развивающая беседа
Г) Родительский лекторий
(правильный ответ Б,Г)
Количество попыток: не ограничено

Текущий контроль
Раздел программы: 3. Формы участия и методы вовлечения родителей (законных
представителей) в воспитательную деятельность общеобразовательной организации.
Форма: письменная, таблица
Описание, требования к выполнению:
Составление методической копилки методов вовлечения родителей в воспитательную
деятельность общеобразовательной организации. Проводится с целью определения уровня
умения подбирать методы вовлечения родителей (законных представителей) воспитательную
деятельность общеобразовательной организации. Может быть выполнена в виде таблицы, где
первый столбец – задачи воспитания, второй – формы участия, третий – соответствующие им
методы вовлечения родителей.
Критерии оценивания:
«Зачтено» - приведено не менее двух форм участия и методов вовлечения родителей для
каждой из задач воспитания, соответствующих возрастным особенностям обучающихся.
Примеры заданий:
Методы вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся _____ (указать возраст)
в воспитательную деятельность общеобразовательной организации

Задачи воспитания из ФОП

Формы

Методы

участия

вовлечения

- усвоение обучающимися знаний норм, духовнонравственных
выработало

ценностей,

российское

традиций,

общество

которые

(социально

значимых знаний)

-

формирование

отношений

к

и
этим

развитие

личностных

нормам,

ценностям,

традициям (их освоение, принятие)

- приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения,

общения,

межличностных

социальных отношений, применения полученных
знаний

- достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии
с ФГОС получаемого уровня образования

Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: Проект
Описание, требования к выполнению:
Проект «Сценарий воспитательного события с участием родителей»: выбрать тему и форму
воспитательного события исходя из задачи воспитания, с учётом возрастных особенностей
обучающихся, определить планируемый результат. Определить форму участия родителей
(законных представителей) обучающихся в подготовке и проведении воспитательного события,
применяя знания и навыки, полученные при освоении программы курса. Составить сценарий
события с описанием деятельности всех участников образовательного процесса. Выполняется с
целью определения уровня умения составлять сценарий воспитательного события с участием
родителей.
Критерии оценивания:
Учёт возрастных особенностей обучающихся, уровня образованности и заинтересованности
родителей, целей и задач воспитания, стоящих перед ОО при определении тематики и формы
воспитательного события, формы участия в нём родителей. Итоговая работа считается
выполненной, если она полностью соответствует критериям
Примеры заданий:
Количество попыток: 1

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении
профессионального

стандарта

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель,

учитель)»»

Режим

доступа

https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ. Режим доступа:
https://base.garant.ru/12116087/
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 №124-ФЗ. Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
5. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с
изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023). Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1301798824
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1301798826
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897653/
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.:
Просвещение, 2014 г. – 24 с. ISBN: 978-5-09-022138-2
Литература
1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Орехова Е.Я., Петрякова О.Л., Яковлев С.В., Дементьева
И.Ф., Борисова Г.С. Воспитательный потенциал современной семьи и социальнопедагогические механизмы его развития и реализации: монография // Федеральное
государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и
воспитания Российской академии образования». – Москва: 2019. – 205с. - ISBN: 978-591955-156-0

2. Зеленина И.Д., Панова К.А., Смехова И.С. Реализация рабочей программы воспитания в
школе. Примеры эффективных практик работы с родителями в общеобразовательных
организациях Кировского образовательного округа. // Образование в Кировской области.
– 2023. – № 1 (65). – С.81 -86
3. Коротун А.В., Баташова В.С., Андреева Е.Е. Возможности просветительских лекций для
родителей в развитии взаимодействия школы и семьи // Педагогическое образование
России. – 2023. – № 5. С.70-82. - ISSN: 2079-8717
4. Кузнецова В.К. Работа с родителями в условиях современной школы. // Преподаватель
года 2021. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского
конкурса в 3-х частях. Том Часть 3. г. Петрозаводск, 2021. – Издательство:
Международный центр научного партнерства «Новая Наука». – С.379-385
5. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного
пространства детей // Педагогика. – 2019. – № 8. – С.64-72
6. Никишина Ю.А. Родительский университет: учебно-методическое пособие / Ю.А.
Никишина. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2022. – 68 с. ISBN 978-5-9980-0569-5
7. О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО, авторысоставители Большакова Ю.В., Савченко Л.В. // Методическое пособие Орел: Бюджетное
учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования», 2020 г. – 101 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1.

Семья и школа. Журнал для родителей и педагогов. URL:
https://xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai/ (дата обращение
11.03.2024)

2.

Национальная

Родительская

Ассоциация:

сайт.

URL:

https://nra-russia.ru (дата обращения: 11.03.2024).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».