Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Развитие читательской грамотности младших школьников в условиях
освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО
Разработчик(и) программы:
Подаруева В.П., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Щербина Е.Ю., МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Екатеринбург, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов начального общего образования в области развития читательской грамотности
младших школьников в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
Трудовое действие
функция
Профстандарт:
01.001
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
начального общего
образования В/02.6
Знать
Уметь
Приёмы стратегий смыслового
Подбирать приёмы стратегий
чтения, соответствующие
смыслового чтения,
Формирование
читательским действиям и
соответствующие читательским
метапредметных
читательским умениям. Общие
действиям и читательским
компетенций, умения
подходы к применению
умениям. Применять
учиться и
технологий развития
технологии развития
универсальных учебных
читательской грамотности
читательской грамотности
действий до уровня,
младших школьников, приёмов
младших школьников, приёмы
необходимого для
стратегий смыслового чтения,
стратегий смыслового чтения,
освоения
обеспечивающих достижение
обеспечивающие достижение
образовательных
обучающимися планируемых
обучающимися планируемых
программ основного
результатов в условиях
результатов в условиях
общего образования
освоения ФОП НОО и
освоения ФОП НОО и
реализации ФГОС НОО в
реализации ФГОС НОО в
структуре и содержании урока.
структуре и содержании урока.
1.3. Категория слушателей:
педагоги, реализующие программы начального общего образования
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
Входной контроль
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
3
1
2
0
11
4
7
0
Нормативно-правовые
1
аспекты развития
читательской грамотности
младших школьников
Развитие читательской
грамотности младших
2
школьников:
содержательные и
процессуальные аспекты
тест
Возможности урока в
развитии читательской
3
грамотности младших
школьников в условиях
6
2
4
0
освоения ФОП НОО и
реализации ФГОС НОО
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
проект
*
Выходной контроль
1
0
1
0
тест
Итого
24
7
17
0
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые аспекты развития читательской грамотности младших
школьников ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·– 1 час: Государственная политика Российской Федерации в сфере образования и
повышения его конкурентоспособности в мире. Новые вызовы и дефициты, которые
характеризуют состояние современного образования в условиях дигитализации общества.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 08.12.2023) «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Стратегические
приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» до 2030 года). Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Федеральный
проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Проект Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков:
Образование 2030». Основные положения нормативно-правовых документов Российской
Федерации, обеспечивающих образовательный процесс на уровне начального общего
образования в области развития читательской грамотности младших школьников. Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования». Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования». Реализация
основополагающих направлений ФГОС НОО и ФОП НОО в федеральных рабочих программах по
учебным предметам. Специфика развития читательской грамотности младших школьников в
условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО: читательские действия и читательские
умения.
Практическая работа·– 2 часа: Работа в подгруппах по предметным областям. Обсуждение
сопряжения требований ФГОС НОО с планируемыми результатами освоения ФОП НОО и
планируемыми результатами по учебному предмету в части развития читательской
грамотности младших школьников. Результаты работы в подгруппах рекомендуется оформить
в табличном виде с тремя колонками: «Требования ФГОС НОО», «Планируемые результаты
освоения ФОП НОО», «Планируемые результаты по учебному предмету в части развития
читательской грамотности младших школьников». Представление и обсуждение результатов
работы подгрупп.
2 Развитие читательской грамотности младших школьников: содержательные и
процессуальные аспекты ( лекция - 4 ч. практическое занятие - 7 ч. )
Лекция·– 2 часа: Читательская грамотность как цель, ценность и результат начального
общего образования. Структурное и содержательное наполнение конструкта «читательская
грамотность» в начальном общем образовании: чтение для обучения. Читательская
грамотность как метапредметный результат обучения. Группы читательских действий:
нахождение и извлечение информации, интеграция и интерпретация информации, осмысление
и оценка содержания/формы текста, использование информации из текста. Читательские
умения, соответствующие группам читательских действий. Лекция – 1 час: Механизмы и
практики развития читательской грамотности. Комплексный подход к развитию читательской
грамотности. Система работы по развитию читательской грамотности младших школьников
средствами разных учебных предметов и разными формами внеурочной деятельности.
Механизмы реализации принципа непрерывности развития читательской грамотности.
Читательская грамотность на всех этапах учебного занятия. Методическая формула
читательской грамотности. Практики работы с текстом в предметном и надпредметном поле.
Лекция – 1 час: Ключевые технологии развития читательской грамотности младших
школьников. Метакогнитивные образовательные технологии. Технологии продуктивного
чтения. Технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Технологии
работы в аутентичном информационном потоке. Технологии проблемного обучения. Технологии
нтерактивного вопрошания. Технологии смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения.
Приёмы стратегий смыслового чтения, соответствующие читательским действиям и
читательским умениям.
Практическая работа·– 1 час: Работа в подгруппах над отработкой применения технологий
развития читательской грамотности младших школьников, приёмов стратегий смыслового
чтения на текстах из предложенных учебных пособий и учебников для начального общего
образования в предметном и надпредметном поле. Представление и обсуждение результатов
работы подгрупп. Практическая работа – 1 час: Групповая работа над систематизацией и
классификацией приёмов стратегий смыслового чтения. Результат групповой работы
рекомендуется представить в табличном виде на платформе Padlet с тремя колонками
«Предтекстовые стратегии смыслового чтения», «Текстовые стратегии смыслового чтения»,
«Полетекстовые стратегии смыслового чтения». В каждой колонке прописываются приёмы
стратегий смыслового чтения с кратким описанием и графической схемой (при необходимости).
Представление и обсуждение результатов групповой работы. Практическая работа – 1 час:
Групповая работа над определением верного выбора приёмов стратегий смыслового чтения,
соответствующих конкретной технологии развития читательской грамотности младших
школьников. Результат групповой работы рекомендуется представить в виде интеллект-карты,
включив в неё «Технологии развития читательской грамотности младших школьников» и
«Приёмы стратегий смыслового чтения». Представление и обсуждение результатов групповой
работы. Практическая работа – 2 часа: Групповая работа над осуществлением подбора приёмов
стратегий смыслового чтения, соответствующих читательским действиям и читательским
умениям. Результат групповой работы рекомендуется представить в табличном виде с тремя
колонками «Группы читательских действий», «Читательские умения, соответствующие группам
читательских действий», «Приёмы стратегий смыслового чтения». Представление и
обсуждение результатов групповой работы. Практическая работа – 2 часа: Работа в подгруппах
по предметным областям над определением технологий развития читательской грамотности
младших школьников, приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов по учебному предмету в условиях освоения ФОП НОО
и реализации ФГОС НОО. Результат работы в подгруппах рекомендуется представить в виде
кластера, включив в него «Планируемые результаты по учебному предмету» и «Технологии
развития читательской грамотности младших школьников, приёмы стратегий смыслового
чтения, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов по учебному
предмету в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО». Представление и
обсуждение результатов работы подгрупп.
3 Возможности урока в развитии читательской грамотности младших школьников в
условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО ( лекция - 2 ч. практическое занятие
- 4 ч. )
Лекция·– 2 часа: Урок как основная единица образовательного процесса. Структура и
содержание урока в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО. Урок, его
особенности в концепции системно-деятельностного подхода ФГОС НОО: содержательные,
деятельностные и метапредметные аспекты. Планируемые результаты освоения содержания
урока: личностные, метапредметные, предметные. Основные этапы современного урока: этап
активного целеполагания, этап целенаправленной деятельности, этап критериального
оценивания, этап рефлексии. Читательская грамотность в структуре и содержании урока.
Развитие читательской грамотности на различных этапах урока. Общие подходы к применению
технологий развития читательской грамотности младших школьников, приёмов стратегий
смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в
условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и содержании урока.
Содержание урока с позиции применения технологий развития читательской грамотности
обучающихся, приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС
НОО: используемые технологии и приёмы адекватны достижению планируемых результатов
освоения содержания урока, своевременно использованы относительно этапа урока, уместны и
рациональны относительно деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов, корректны к возрастным особенностям обучающихся и году обучения.
Практическая работа·– 2 часа: Работа в подгруппах по предметным областям. Закрепление на
практике применения технологий развития читательской грамотности младших школьников,
приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися
планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и
содержании урока. Разработать конспект фрагмента урока с применением технологий развития
читательской грамотности младших школьников, приёмов стратегий смыслового чтения,
обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в условиях освоения
ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и содержании урока. Конспект фрагмента урока
рекомендуется оформить в табличном виде, включив в него: учебный предмет, класс, тему
урока, планируемые результаты освоения содержания урока, этап урока (этап активного
целеполагания+этап целенаправленной деятельности), планируемые результаты освоения
содержания этапов урока, содержание педагогического взаимодействия (деятельность
учителя, деятельность обучающихся), используемые приёмы работы с текстом (технологии
развития читательской грамотности младших школьников, приёмы стратегий смыслового
чтения), необходимое оборудование и материалы. Представление и обсуждение результатов
работы подгрупп. Практическая работа – 2 часа: Групповая работа по экспертированию
результатов работы подгрупп по предметным областям. Анализ содержания фрагментов урока
(этап активного целеполагания+этап целенаправленной деятельности) с позиции применения
технологий развития читательской грамотности младших школьников, приёмов стратегий
смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в
условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и содержании урока:
технологии и приёмы своевременно использованы относительно этапов урока, уместны и
рациональны относительно деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов, корректны к возрастным особенностям обучающихся и году обучения.
Представление и обсуждение результатов групповой работы.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выполняется с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы.
Тестирование включает 10 тестовых заданий (вопросы с единичным и множественным
выбором), каждое из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с выбором одного верного
ответа, 3 задания с выбором нескольких верных ответов. Каждое последующее задание
слушатель выполняет после выполнения предыдущего.
Критерии оценивания:
Максимальное количество – 10 баллов. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – высокий
уровень; 3-6 баллов – средний уровень; 1-2 балла – низкий уровень, недостаточные базовые
знания в области направления программы.
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного верного ответа:
Выберите правильный ответ.
Документ,
который
основную
образовательную
устанавливает
требования
программу
к
результатам
начального
общего
обучающихся,
образования:
освоивших
личностным,
метапредметным, предметным.
1. Федеральная образовательная программа начального общего образования.
2. Программа национального проекта «Образование».
3. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования.
4. Государственная программа РФ «Развитие образования» до 2030 года.
(Ответ: 3)
Пример задания с выбором нескольких верных ответов:
Выберите верные суждения. Отметьте все верные ответы.
1. В соответствии с ФГОС НОО «Требования к результатам, структуре и условиям освоения
основной образовательной программы начального общего образования учитывают
возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального
общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента
всего последующего образования».
2. В основе ФГОС НОО лежит личностно-ориентированный подход.
3. В соответствии с ФОП НОО «Федеральные рабочие программы учебных предметов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего
образования».
4. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную
программу
начального
общего
образования:
личностным,
метапредметным, предметным
(Ответ: 1, 3, 4)
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выполняется с целью проверки усвоения знаний содержания программы, в том числе приёмов
стратегий смыслового чтения, соответствующих читательским действиям и читательским
умениям, общих подходов к применению технологий развития читательской грамотности
младших школьников, приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС
НОО в структуре и содержании урока. Тестирование включает 15 тестовых заданий (вопросы с
единичным и множественным выбором), каждое из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с
выбором одного верного ответа, 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, 3 задания на
установление соответствия. Каждое последующее задание слушатель выполняет после
выполнения предыдущего.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «Зачтено» слушатель должен верно выполнить не менее, чем 70%
тестовых заданий от общего количества (10 заданий), соответственно набрать не менее 10
баллов.
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного верного ответа:
К какой группе планируемых результатов освоения ФГОС НОО относится результат «овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах».
1. Универсальные учебные действия.
2. Личностные.
3. Предметные.
4. Метапредметные.
(Ответ: 4)
Описание какой группы читательских действий представлено: «Данная группа читательских
действий
предполагает
умение
читателя
определять
место,
где
содержится
искомая
информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); находить и извлекать одну
или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; находить и
извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;
определять наличие/отсутствие информации»?
1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.
2. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.
4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.
(Ответ: 1)
Пример задания на установление соответствия:
Установите соответствие: к каждой группе читательских действий подберите соответствующие
читательские умения.
А. Нахождение и извлечение информации из текста.
Б. Интеграция и интерпретация информации из текста.
В. Осмысление и оценка содержания и формы текста.
Г. Использование информации из текста.
1. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
2. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
4. Определять наличие/отсутствие информации.
5. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в
тексте.
6. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.
7. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка,
ссылка на сайт и т.д.).
8. Понимать
смысловую
структуру
текста
(определять
тему,
главную
мысль/идею,
назначение текста).
(Ответ: А – 4, 7; Б – 3, 8; В – 1, 5; Г – 2, 6)
Соотнесите цели с типами стратегий предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности.
А. Стратегии предтекстовой деятельности.
Б. Стратегии текстовой деятельности.
В. Стратегии послетекстовой деятельности.
1.
Понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части
прочитанного
текста,
постановка
вопросов
обобщающего
характера,
высказывание
предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста).
2. Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
3. Развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста).
(Ответ: А – 3; Б – 1; В – 2)
Пример задания с выбором нескольких верных ответов:
Выберите верные суждения. Отметьте все верные ответы.
На
каких
этапах
урока
целесообразно
применять
технологии
развития
читательской
грамотности младших школьников, приёмы стратегий смыслового чтения, обеспечивающих
достижение обучающимися планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и
реализации ФГОС НОО?
1. Этап активного целеполагания.
2. Этап целенаправленной деятельности.
3. Этап критериального оценивания.
4. Этап рефлексии.
(Ответ: 1, 2, 3, 4)
Количество попыток: 2
Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект
Описание, требования к выполнению:
Выполняется с целью проверки сформированности умений по содержанию программы, в том
числе сформированности умений подбирать приёмы стратегий смыслового чтения,
соответствующие читательским действиям и читательским умениям; применять технологии
развития читательской грамотности младших школьников, приёмы стратегий смыслового
чтения, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов в условиях
освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и содержании урока. Опираясь на
практические навыки, полученные в ходе практических занятий, разработать конспект урока с
применением технологий развития читательской грамотности, приёмов стратегий смыслового
чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в условиях
освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО. В конспекте урока должны быть отражены
учебный предмет, класс, тема урока, конкретизированы планируемые результаты освоения
содержания урока (личностные, метапредметные и предметные), описана деятельность
учителя и обучающихся на этапах урока (этап активного целеполагания, этап
целенаправленной деятельности, этап критериального оценивания, этап рефлексии), в разделе
«Используемые приёмы работы с текстом» описаны используемые технологии развития
читательской грамотности младших школьников, приёмы стратегий смыслового чтения,
обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов в условиях освоения
ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и содержании урока, необходимое оборудование
и материалы. Конспект урока рекомендуется оформить в табличном виде. *В конспекте урока
может быть использован фрагмент урока, включающий в себя (этап активного
целеполагания+этап целенаправленной деятельности), разработанный на практическом
занятии в рамках 2 раздела программы «Развитие читательской грамотности младших
школьников: содержательные и процессуальные аспекты» и являться частью индивидуального
проекта.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «Зачтено» представленный слушателем индивидуальный проект
«Конспект урока» (разработка конспекта урока с применением технологий развития
читательской грамотности, приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих
достижение обучающимися планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и
реализации ФГОС НОО) должен набрать в сумме не менее 6 баллов. Оценивается по критериям
(по каждому критерию от 0 баллов целым числом в указанном диапазоне). Выполнение
показателя «Использование технологий развития читательской грамотности младших
школьников, приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС
НОО в структуре и содержании урока» обязательно. 1 критерий – конкретизация планируемых
результатов освоения содержания урока. Показатель проявления критерия: сформулированы
личностные, метапредметные и предметные результаты в условиях освоения ФОП НОО и
реализации ФГОС НОО в соответствии с темой и содержанием урока (2 балла – соответствует; 1
балл – соответствует частично; 0 баллов – не соответствует). 2 критерий – описание
деятельности учителя и обучающихся на этапах урока. Показатель проявления критерия:
деятельность обучающихся организована в концепции системно-деятельностного подхода
ФГОС НОО с применением технологий развития читательской грамотности младших
школьников, приёмов стратегий смыслового чтения (на одном из этапов урока обязательно) (2
балла – соответствует; 1 балл – соответствует частично; 0 баллов – не соответствует). 3
критерий – использование технологий развития читательской грамотности младших
школьников, приёмов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов в условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС
НОО в структуре и содержании урока. Показатели проявления критерия: используемые
технологии развития читательской грамотности младших школьников, приёмы стратегий
смыслового чтения, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых результатов в
условиях освоения ФОП НОО и реализации ФГОС НОО в структуре и содержании урока
адекватны достижению планируемых результатов освоения содержания урока (1 балл –
соответствует частично; 0 баллов – не соответствует); своевременно использованы
относительно этапа урока (1 балл – соответствует частично; 0 баллов – не соответствует);
уместны и рациональны относительно деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов (1 балл – соответствует частично; 0 баллов – не соответствует); корректны к
возрастным особенностям обучающихся и году обучения (1 балл – соответствует частично; 0
баллов – не соответствует).
Примеры заданий:
Пример оформления таблицы
*При необходимости конспект урока может содержать приложение.
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 27.02.2023) «Об
утверждении
государственной
образования».
URL:
программы
Российской
Федерации
«Развитие
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
(дата
обращения: 30.01.2024).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере
дошкольного,
образования)
начального
общего,
основного
(воспитатель,
общего,
среднего
учитель)».
общего
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 30.01.2024).
3. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 «Об утверждении федеральной
образовательной
программы
начального
общего
образования».
URL:
https://docs.cntd.ru/document/1301798824 (дата обращения: 30.01.2024).
4. Приказ
Минпросвещения
России
от
31.05.2021
N
286
(ред.
от
08.11.2022)
«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата
обращения: 30.01.2024).
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2030
года".
URL:
https://docs.cntd.ru/document/565341150 (дата обращения: 30.01.2024).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(последняя
редакция).
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения: 30.01.2024).
Литература
Литература
1. Александрова С.Э. Функциональная читательская грамотность младших школьников:
проблемы и пути решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95).
С. 97-114.
2. Гаврилова С. М., Дондокова Р. Б. Формирование читательской грамотности на уроках
литературного чтения в начальной школе // Вестник Бурятского государственного
университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 4. С. 45‒52.
3. Муштавинская
И.В.
Читательская
грамотность
и
смысловое
чтение:
современный
контекст / И.В. Муштавинская // Школьные технологии. – 2021. – № 2. С. 99-103.
4. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11
классы/ В.М. Петруленков. – М.: ВАКО, 2021. – 112 с.
5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика.
Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. –
5-е изд. – М.: Неолит, 2021. – 368 с.
6. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Понимаем ли мы, что называем читательской грамотностью? //
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 33–50.
7. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред.
М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М.
Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом
Высшей школы экономики, 2020. – 472 с.
8. Формирование
читательской
и
коммуникативной
грамотности
обучающихся:
методические материалы / сост.: Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. – 112 с.
9. Чернякова Н.С. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебнометодическое пособие/авт.-сост. Н.С. Чернякова. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,
2023. – 52 с.
10. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред.
В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с.
Дополнительная литература
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие
для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2022. – 223 с.
2. Когда книга учит: в помощь учителю / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко. – 2-е
издание, дополненное. – Москва: Педагогика, 2020. – 256 с.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе
подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – «КАРО», 2023 – 144 с.
Электронные обучающие материалы
Электронные обучающие материалы
1. Панова Е.Е. Формирование читательской грамотности у младших школьников / Е.Е.
Панова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с. URL:
http://www.iro48.ru/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D
(дата обращения: 30.01.2024).
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы
1. Концепция
программы
Федерации
поддержки
(Распоряжение
детского
Правительства
и
РФ
юношеского
от
чтения
03.06.2017
N
в
Российской
1155-р).
URL:
https://docs.cntd.ru/document/436739637 (дата обращения: 30.01.2024).
2. Основные подходы к оценке читательской грамотности // ФГБНУ «Институт стратегии
развития
образования
РАО»,
проект
"МФЧГ".
URL:
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf (дата обращения: 30.01.2024).
3. О
проекте
«Образование
2030»
//
ФГБУ
«ФИОКО»
[сайт].
URL:
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455 (дата обращения: 30.01.2024).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.