Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Профессиональное самоопределение обучающихся основного общего и
среднего образования
Разработчик(и) программы:
Курочкина О.С., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Екатеринбург, 2025
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в области профессионального самоопределения обучающихся основного общего и
среднего образования..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
Трудовое действие
функция
Знать
Уметь
Реализация современных, в
Профстандарт:
том числе интерактивных,
Основы современных
01.001
форм и методов
методов и технологий
Применять современные методы
Воспитательная
воспитательной работы,
профориентации и
и технологии профориентации и
деятельность
используя их как на
самоопределения
самоопределения обучающихся
А/02.6
занятии, так и во
обучающихся
внеурочной деятельности
Реализация современных, в
Профстандарт:
том числе интерактивных,
01.001
форм и методов
Воспитательная
воспитательной работы,
деятельность
используя их как на
А/02.6
занятии, так и во
внеурочной деятельности
Индивидуальные
Применять профориентационные
особенности
методики для выявления
направленности личности
индивидуальных особенностей
школьника, необходимые
личности обучающихся для
при профессиональном
профессионального
самоопределении
самоопределения.
1.3. Категория слушателей:
учитель
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
час
*
Входной контроль
Самостоятельная
Формы
работа, час
контроля
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1
0
1
0
4
2
2
0
8
2
6
0
Актуальные и нормативноправовые документы,
регламентирующие
1
организацию
профориентационной
деятельности со
школьниками
Современные
образовательные методы и
2
технологии профориентации
и самоопределения
обучающихся.
тест
Методики диагностики
профессиональной
3
направленности и
5
2
3
0
2
1
1
0
профессиональных
ориентаций обучающихся.
Сопровождение
4
профессионального
самоопределения
школьников
*
Выходной контроль
1
0
1
0
*
Итоговая аттестация
3
0
3
0
Итого
24
7
17
0
тест
практическая
работа
2.2. Рабочая программа
1 Актуальные и нормативно- правовые документы, регламентирующие организацию
профориентационной деятельности со школьниками ( лекция - 2 ч. практическое занятие 2 ч. )
Лекция·Актуальные проблемы профориентации школьников, сущность и пути решения.
Нормативно – правовое обеспечение профориентационной работы в образовательной
организации. Методические указания Министерства просвещения РФ. Нормативно правовые
основы деятельности педагога в области профессиональной ориентации. Программа
профессиональной ориентации обучающихся образовательной организации в соответствии с
ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Практическая работа·Работа в малых группах. Проектирование профориентационной работы
в общеобразовательном учреждении с учётом современных подходов в образовании.
Составление кластера «Профориентационная работа в общеобразовательном учреждении».
2 Современные образовательные методы и технологии профориентации и
самоопределения обучающихся. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Теоретические основы профессиональной ориентации. Понятие «Профессиональное
самоопределение». Основные направления профориентации в урочной и во внеурочной
деятельности. Основные группы профориентационных методов. Профориентация
старшеклассников по ФГОС ОО. Методология наставничества в самоопределении
обучающегося.
Практическая работа·Работа в классе с ПК в малых группах. Работа в компьютерном классе с
поисковыми системами. Интерактивные и игровые инструменты профориентации. (2 часа).
Интерактивные профессиограммы (на примере портала «Работа в России»). Профориентация на
профессии будущего (на примере Атласа новых профессий) (2 часа). Цифровые инструменты
профориентации (на примере портала «ПроеКТОриЯ»). Профориентационные возможности
движения «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkills Russia). Проект «Билет в будущее» многофункциональная профориентационная система (1 час). Алгоритм разработки траектории
индивидуального маршрута профессионального самоопределения учащихся с учётом
современных методов и технологий профориентации и самоопределения (1 час).
3 Методики диагностики профессиональной направленности и профессиональных
ориентаций обучающихся. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Самоопределение личности школьника, как цель профориентации. Понятие
«профессиональная направленность». Основные факторы выбора профессии. Диагностический
инструмент, как один из важнейших этапов в процессе профессионального самоопределения
обучающегося. Необходимость учёта индивидуальных особенностей направленности личности
школьника, необходимые при профессиональном самоопределении.
Практическая работа·Работа в малых группах по анализу современных диагностических
методик. Диагностическая методика профессиональной направленности личности Дж.
Голланда. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е. А. Климова). Диагностика
профессиональных установок подростков (И.М. Кондаков). Работа в малых группах.
Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель).
Применение профориентационных методик в профессиональном маршруте учащихся для
выявления индивидуальных особенностей личности обучающихся для профессионального
самоопределения.
4 Сопровождение профессионального самоопределения школьников ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Профессиональные пробы как форма практической профориентационной
деятельности. Этапы организации профессиональных проб и результаты деятельности.
Практическая работа·Работа в малых группах с последующим групповым обсуждением.
Составление индивидуальных профессиональных траекторий учащихся. Карта выбора профиля
учащегося.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Входная диагностика направлена на выявление профессиональных дефицитов учителей
основного и общего образования в области реализации программы профессионального
самоопределения обучающихся с целью повышения профессиональной мотивации
педагогических и иных работников на профессиональное развитие. Вопросы теста сопрягаются
с тематикой Программы. Входное тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых
оценивается в 1 балл. Семь заданий с выбором одного ответа, одно задание на установление
соответствия, одно задание на определение логической последовательности и одно задание на
выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Примеры задания с выбором одного правильного ответа:
1. Профессиональная ориентация – это:
а) проведения комплекса специальных мер содействия человеку в
профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида
занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда;
б) ознакомление с состоянием рынка труда, потребностями
хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием
и перспективами развития рынка профессий;
в) оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с
целью принятия осознанного решения о выборе профессионального
пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а
также потребностей общества.
(правильный ответ а)
Примеры задания с выбором нескольких ответов:
2. Выделите основные группы профориентационных методов:
а) тренинговые методы;
б) экскурсии;
в) информационно - просветительские;
г) консультации;
д) диагностические методы;
е) проективные методы.
(правильный ответ а, в, г, д)
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения приращения знаний по содержанию
программы, в том числе основы современных методов и технологий профориентации и
самоопределения обучающихся, индивидуальные особенности направленности личности
школьника необходимые при профессиональном самоопределении. Состоит из 20 вопросов,
каждый из которых оценивается в 1 балл. Тест включает 12 вопросов с выбором одного ответа,
два задания, где нужно дополнить предложение, два задания на установление соответствия,
два задание на определение логической последовательности и два вопроса на выбор
нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено / не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно.
Примеры заданий:
Задание на установление соответствия:
1.
Соотнесите
компоненты
самоопределения:
и
сущность
профессионального
Компоненты
Сущность
Процесс принятия решений, достижение
1 Социологический
а
равновесия между личными интересами и
требованиями
общества,
в
котором
сложилась система разделения труда
Необходимость решения задач, которые
2
Социальнопсихологический
б
перед развивающейся личностью ставит
общество,
в
котором
эта
личность
развивается
Процесс формирования индивидуального
3
Дифференциальнопсихологический
стиля
жизни,
в профессиональной
индивидуальной
Я-
концепции,
которую входят переживания, намерения,
профессиональные действия
(правильный ответ 1б, 2а, 3в)
Задание на выбор нескольких правильных вариантов ответа:
2.
Определите интерактивные инструменты профориентации:
а) «Работа в России»;
б) «ПроеКТОриЯ»;
в) «Взнания»;
г) «Юнислайд»;
д) «Атлас новых профессий»;
(правильный ответ а, б, д)
Задание, где нужно дополнить предложение:
3.
в
Дополните предложение: «Правильно подобранная профессия в
соответствии с личностными качествами позволяет реализовать
свои ……., выражая внутренние ценностные ориентиры.»
а) качества:
б) способности;
в) интересы.
(правильный ответ б)
Количество попыток: 2
Итоговая аттестация
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на знания и умения, полученные при прохождении обучения по Программе,
необходимо выполнить практическую работу «Разработка траектории индивидуального
маршрута профессионального самоопределения учащегося». Практическая работа выполняется
на примере обучающегося основного общего или среднего образования. Траектория
индивидуального маршрута разрабатывается с учётом возрастных особенностей. Практическая
работа должна быт выполнена с учётом алгоритма построения индивидуального маршрута
профессионального самоопределения, освоенного на практическом занятии Программы: 1.
Самоанализ и самоопределение. 1.1. Подбор методик индивидуальных особенностей
направленности личности школьника. 1.2. Подбор дифференциально – диагностических
методик. 2. Выбор инструментов профориентации и построения профессиограммы. 3.
Формирование профессиональных альтернатив. 4. Профориентационные пробы. 5. План
сопровождения профессионального самоопределения.
Критерии оценивания:
1. Соблюдение алгоритма построения индивидуального маршрута профессионального
самоопределения; 2. Практическая работа должна соответствовать методическим указаниям
Министерства просвещения РФ и другим нормативным документам, указанным в списке
литературы; 3. Подбор не менее двух диагностических материалов используемых для
выявления индивидуальных особенностей направленности личности обучающихся; 4. Наличие
не менее 3 современных методик и технологий, включающих в себя профориентационные
мероприятия, интерактивные и игровые инструменты профориентации. Работа не может иметь
орфографических и стилистических ошибок. В случае замечаний работа должна быть
переделана. Оценка выполнения «зачет» / «незачет».
Примеры заданий:
Фрагмент задания ( пункт 1.2 алгоритма):
Для определения профессиональных склонностей и интересов учащихся используется
методика
Е.А.
Климова
«Дифференциально-диагностический
опросник»
—
диагностика основных сфер профессиональной направленности учащихся.
Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) учащегося к
определенным типам профессий.
Инструкция:
«Предложим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую
работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух
возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар
утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме
различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+»
отметьте то из них, которое более привлекательно для вас».
1а.
Ухаживать за
животными.
Обслуживать машины,
или 1б.
приборы (следить,
регулировать).
Составлять таблицы,
2а.
Помогать больным.
или 2б.
схемы, программы для
вычислительных
машин.
Следить за качеством
книжных иллюстраций,
3а.
плакатов,
художественных
или 3б.
Следить за состоянием
и развитием растений.
открыток,
грампластинок.
Обрабатывать
4а.
5а.
материалы (дерево,
ткань, металл,
Доводить товары до
или 4б.
потребителя,
рекламировать,
пластмассу и др.)
продавать.
Обсуждать научно-
Обсуждать
популярные
книги, статьи.
или 5б.
художественные
книги (или пьесы,
концерты).
Тренировать
товарищей (или
Выращивать молодняк
6а.
(животных какой-либо
младших) в
или 6б.
породы).
выполнении какихлибо действий
(трудовых, учебных,
спортивных).
Копировать рисунки, или
7а.
настраивать
музыкальные
Управлять подъёмным
или 7б.
тепловозом и т.п.
инструменты.
8а.
9а.
краном, трактором,
Сообщить, разъяснять
Оформлять выставки,
людям нужные им
витрины (или
сведения (в справочном
или 8б.
участвовать в
бюро, на экскурсии и
подготовке пьес,
т.д.)
концертов).
Ремонтировать вещи,
Искать и исправлять
изделия (одежду,
или 9б.
технику), жилище.
10а. Лечить животных.
ошибки в текстах,
таблицах, рисунках.
или 10б.
Выполнять
вычисления, расчёты.
Конструировать,
новые виды
11а.
Выводить новые сорта
растений.
промышленных
или 11б. изделий (машины,
одежду, дома,
продукты питания и
т.п.)
Разбираться в
Разбирать споры, ссоры
12а.
между людьми,
убеждать, разъяснять,
чертежах, схемах,
или 12б. таблицах (проверять,
уточнять, приводить в
наказывать, поощрять.
порядок).
Наблюдать, изучать
13а.
работу кружков
художественной
или 13б.
Наблюдать, изучать
жизнь микробов.
самодеятельности.
Обслуживать,
14а.
15а.
налаживать
медицинские приборы,
Оказывать людям
или 14б.
медицинскую помощь
при ранениях, ушибах,
аппараты.
ожогах и т.п.
Художественно
Составлять точные
описывать, изображать
события (наблюдаемые и
или 15б.
представляемые).
описания-отчёты о
наблюдаемых
явлениях, событиях.
Принимать,
16а.
Делать лабораторные
анализы в больнице.
или 16б.
осматривать больных,
беседовать с ними,
назначать лечение.
Красить или
17а.
расписывать стены
помещений, поверхность
изделий.
Осуществлять монтаж
или 17б. или сборку машин,
приборов.
Организовывать
культпоходы
сверстников или
18а. младших в театры,
Играть на сцене,
или 18б. принимать участие в
музеи, экскурсии,
концертах.
туристические походы и
т.п.
Изготовлять по
Заниматься
чертежам детали,
19а. изделия (машины,
или 19б.
одежду), строить
черчением,
копировать чертежи,
карты.
здания.
Работать на
Вести борьбу с
20а. болезнями растений, с
клавишных машинах
или 20б. (пишущей машинке,
вредителями леса, сада.
телетайпе, наборной
машине и др.)
Лист ответов
Ф.И.О. Мазурова Надежда Викторовна
Пол:
(Ж)
Возраст:
Класс:
14 лет
9
Дата заполнения: 16.05.2025
Содержательная интерпретация
Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере
«человек – природа» (все профессии, связанные с растениеводством,
животноводством
и
лесным
хозяйством:
садовник,
зоотехник,
ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод,
почвовед и т. д.), вторая графа – по сфере «человек – техника»
(технические профессии: слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея,
водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д.), третья графа – по
сфере «человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием
людей, с общением: продавец, учитель, воспитатель детского сада,
няня, преподаватель техникума, вуза; врач; медицинская сестра,
официант, администратор и т. д.), четвертая – по сфере «человек –
знаковая система» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми
и буквенными знаками: чертежник, машинистка и оператор ЭВМ,
радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист,
наборщик и т. д.), пятая – по сфере «человек – художественный образ»
(все творческие специальности: маляр, гравер, архитектор, фотограф,
актер,
шлифовальщик
камней,
художник,
музыкант,
модельер,
стеклодув и т. д.).
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что
интерес к данной профессиональной сфере не выражен.
При
результате
3-6
баллов
профессиональная
направленность
и
интерес выражены в средней степени.
При
результате
7-8
баллов
–
профессиональная
направленность
выражена довольно ярко и отчетливо.
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1.
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос.
Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL:
https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.04.2025);
2.
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации" URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (дата
обращения: 26.04.2025);
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 августа 2023 г. N 650
«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по
профессиональной ориентации обучающихся по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования»;
URL: https://shkolaustyuganskaya-
r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/271/3350/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossi
(дата обращения: 23.04.2025);
4.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» URL:
https://base.garant.ru/71937200/
5.
(дата обращения: 05.05.2025);
"Основные направления развития государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки
населения в Российской Федерации". Постановление Минтруда
России от 29.08.1995 г. № 47 URL: https://liceum6.ru/images/3deyatelnost/proforientaciya/zakon/postanovlenie_47.pdf
(дата обращения: 05.05.2025);
Литература
1.
Атлас новых профессий 3.0/ под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная Литература, 2020. – 456 с. – URL :
https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SE
2.
Батищева Е.В., Комарова Т.М., Артюхова М.А. Диагностика
профессиональной направленности и профессиональных
ориентаций обучающихся. Методические рекомендации. –
Архипово-Осиповка, 2020 год.
3.
Дубровина О.А. Профессиоведение. – Тюмень, 2012. – 156с.
4.
Огановская Е.Ю., Щеголева С.В., Ермоленко С.А.
Профессиональные пробы для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья //Профессиональное образование и рынок
труда, 2021, 2021. №1. С.80-88.
5.
Прохоров А.В. Университет как субъект профориентационной
работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета.
Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т.25. № 187. С. 15-20.
6.
Резапкина Г.В. Технология. Профессиональное самоопределение
личности. Личность, профессия. Карьера. Методическое пособие
для обучающихся общеобраховательных школ 8-9 -х классов / Г.В.
Резапкина. – Просвещение, 2021. 73с.
7.
Стасева, Ю. В. Концепции психологического сопровождения
профессионального самоопределения учащихся учреждений
среднего специального образования / Ю. В. Стасева. - Текст :
непосредственный // Образование и воспитание. - 2023. - № 1 (42). С. 53-56. -
URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/241/8003/
(дата обращения: 23.04.2025).
8.
Спирина Н.А., Маковкина С.А. Геймификация как инструмент
профориентации школьников //Alma Mater (Вестник высшей
школы). 2020. № 12. С.22-27.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44520906&ysclid=ma2eo0wktq364597330
9.
Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и
практикум для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М.: Юрайт,
2021. – 406с.
10.
Шахова Е.А. Профессиональные пробы как основная форма
профориентационной работы // Образование. Карьера. Общество.
2021. №1 (68). С. 34-35.
Электронные обучающие материалы
1.
Атлас профессий - «Поступи Онлайн» URL: https://postupi.online/atlasprofessiy/?ysclid=ma2f408a7247268698
2.
Портал
«ПроеКТОриЯ»
(дата обращения: 23.04.2025)
URL:
https://proektoria.online/
(дата
обращения: 21.04.2025)
3.
«Билет
в
будущее»
-
профориентационный
проект
URL:
https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 29.04.2025)
4.
Всероссийский проект «Профориентация: уверенное будущее
ребёнка»
URL: https://iegl30.gosuslugi.ru/proforientatsiya1/informatsiya-dlya-roditeley-
prof/resursy-proforientatsii_19.html
5.
(дата обращения: 18.04.2025)
Проект "Профессиональное будущее" URL:
https://proffuture.ru/?ysclid=ma2fjd8q5p422758747 (дата обращения:
21.04.2025)
6.
Методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический
опросник» — диагностика основных сфер профессиональной
направленности учащихся. URL:
https://psytests.org/result?v=ddoAEgx&b=284tF (дата обращения:
16.05.2025)
Интернет-ресурсы
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим
компьютерный класс с доступом педагогических работников и
слушателей
к
информационно-телекоммуникационной
сети
Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер
преподавателя должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном,
аудиоколонками и/или наушниками.