Применение методики педагогического анализа современного урока Самара

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области «Институт развития
образования»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Применение методики педагогического анализа современного урока

Разработчик(и) программы:
Данилова Е.А., ГАО ДПО СО ИРО, Сорокина И.В., ГАУ ДПО СО ИРО, к.п.н.

Самара, 2022

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональной компетенции
заместителя руководителя в области применения методики педагогический анализ
современного урока..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Должностные

Знать

обязанности по ЕКС

Уметь

1. Теоретические основы

1. Обосновывать объективность критериев

педагогического анализа урока. 2.

оценки соответствия наблюдаемого урока

Осуществляет контроль

Характеристики современного урока как

требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС

за качеством

отражение требований ФГОС НОО, ФГОС

СОО 2. Описывать основные характеристики

образовательного

ООО, ФГОС СОО и содержательную

современного урока в качестве эталона

(учебно-

основу педагогического анализа. 3.

педагогического анализа. 3. Проводить

воспитательного)

Методику проведения педагогического

педагогический анализ урока на

процесса.

анализа урока на соответствие

соответствие требованиям ФГОС НОО, ФГОС

требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО,

ООО, ФГОС СОО с использованием

ФГОС СОО.

установленной методики

1.3. Категория слушателей:
Заместитель руководителя образовательного учреждения
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

Входной контроль:
определение
профессиональных
затруднений
1

педагогических

1

0

1

0

10

4

6

0

8

4

4

0

тест

работников по анализу
урока на соответствие
требованиям ФГОС НОО,
ФГОС ООО, ФГОС СОО
Характеристики
современного урока как
2

содержательная основа
проведения его

практическая
работа

педагогического анализа
Педагогический анализ
3

как механизм повышения
качества современного
урока

практическая
работа

Приёмы, формы исредства
проведенияанализа урока
4

насоответствие

8

3

5

0

8

0

8

0

Итоговая аттестация

1

0

1

0

Итого

36

11

25

0

требованиямФГОС НОО,

практическая
работа

ФГОС ООО,ФГОС СОО
Анализ и оценка
просмотренного видео5

урока на соответствие
ФГОС НОО, ФГОС ООО,

практическая
работа

ФГОС СОО с применением
установленной методики
6

тест

2.2. Рабочая программа
1 Входной контроль: определение профессиональных затруднений педагогических
работников по анализу урока на соответствие требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС СОО ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Проводится в форме тестирования, направленного на определение
уровня базовой компетенции заместителей директоров в области проведения анализа урока на
соответствие требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
2 Характеристики современного урока как содержательная основа проведения его
педагогического анализа ( лекция - 4 ч. практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Национальный проект "Образование". Современный урок в контексте требований
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. Понятие и сущность современного урока. Сравнительный
анализ знаниево-ориентированного и компетентностно-ориентированного урока. Основные
характеристики современного урока: направленность, ценностные ориентиры, ведущие
воспитательные идеи, межпредметные и межкурсовые связи, соответствие содержания
системе планируемых образовательных результатов, наличие в содержании урока заданий
творческого характера
Практическая работа·Описание основных характеристик современного урока и оформление
карты характеристик современного урока: направленность, ценностные ориентиры, ведущие
воспитательные идеи, межпредметные и межкурсовые связи, соответствие содержания
системе планируемых образовательных результатов, наличие в содержании урока заданий
творческого характера
3 Педагогический анализ как механизм повышения качества современного урока (
лекция - 4 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Понятие «педагогический анализ урока». Проблемное поле проведения
педагогического анализа современного урока. Виды педагогического анализа и его функции.
Сравнительный анализ поэлементного и системного педагогического анализа урока. Принципы
и правила обновления педагогического анализа урока на основе системного подхода.
Циклограмма проведения педагогического анализа урока на основе системного подхода:
этапы и их содержание
Практическая работа·Составление и оформление циклограммы проведения педагогического
анализа урока на основе системного подхода (оформляется в таблице, предварительная
подготовка, посещение и осуществления наблюдения за ходом урока, фиксации результатов
наблюдения и критериальной оценки фактов, осмысление урока, подготовки к его обсуждению
с учителем, устный анализ урока с учителем)
4 Приёмы, формы и средства проведения анализа урока на соответствие требованиям
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО ( лекция - 3 ч. практическое занятие - 5 ч. )
Лекция·Понятие «методика педагогического анализа урока». Методика проведения
педагогического анализа урока на основе системного подхода: правила заполнения карты

оценки урока на соответствие требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО формулирование
основных выводов по уроку и методических рекомендаций для учителя
Практическая работа·Изучение и анализ карты оценки урока на соответствие требованиям
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО: определение компотнентов, выявление критериев, анализ
показателей
5 Анализ и оценка просмотренного видео-урока на соответствие ФГОС НОО, ФГОС ООО,
ФГОС СОО с применением установленной методики ( практическое занятие - 8 ч. )
Практическая работа·Изучение представленного видеоурока. Заполнение карты анализа
урока в соответствии с представленным шаблоном. Обоснование своих оценочных суждений.
Составление методических рекомендаций для учителя по повышению качества урока
6 Итоговая аттестация ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Тестирование, направленное на определение уровня базовой
компетенции педагога в области проведения анализа урока на соответствие требованиям
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. После письменных ответов на вопросы, проводится
самооценка, а затем содержательная и личностная рефлексия результативности
совершенствования профессиональной компетенции в области проведения педагогического
анализа современного урока.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Тест состоит из 20 тестовых вопросов и заданий открытого и закрытого вида, отражающих
знание и понимание руководящих работников идеологии ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО,
сущности современного урока и его анализа. После письменного тестирования, руководящий
работник проводит самооценку своих ответов с помощью сравнения своих ответов с
установленными эталонами. Затем при обсуждении результатов фиксирует свои
профессиональные затруднения и выходит на постановку учебной задачи повышения
квалификации. Время выполнения: 1 час.
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл, не верно – 0 баллов. Максимальное количество 20 баллов.
Примеры заданий:
1. Выберите верное определение понятия «современный урок»:

А) Урок, соответствующий времени.
Б) Продукт современной культуры, выражающий все основные
мировоззренческие тенденции общества.
В) Урок, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям
(вызовам) своего времени, достижениям науки, культуры и техники на данном
этапе общественного развития
Г) Урок, отражающий сущность и назначение современного образования,
тенденции его развития в России и мире

2. Какие из предложенных характеристик не относятся к компетентностноориентированному уроку (выберите 2 ответа):
А) Направленность на воспитание и развитие взрослеющей личности средствами
учебного предмета
Б) Изменение позиции ученика, отношение к нему как субъекту (стимулирование
активности, инициативности, ответственности)
В) Направленность на внешние результаты, выполнение требований учителя Г)
Субъект-объектные отношения
Количество попыток: 1

Текущий контроль
Раздел программы: 2. Характеристики современного урока как содержательная основа
проведения его педагогического анализа
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Заполнение таблицы «Характеристики современного урока в формате требований ФГОС НОО,
ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Критерии оценивания:
Все характеристики урока соотнесены с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО,
представленных цитатами в таблице (полное соответствие – 2 балла, частичное соответствие –
1 балл, не соответствие - 0 баллов)
Примеры заданий:
Соотнесите характеристики современного урока с цитатами из ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СО

№

Характеристики урока

Положения ФГОС НОО, ФГОС
ООО, ФГОС СО

ФГОС:
Соответствие

обучающимися

отобранного
1

содержания

системе

запланированных
образовательных
результатов.

«Планируемые

результаты

освоения
ООП

должны…2)
содержательной

ООО

являться
и

критериальной основой для
разработки

рабочих

программ

учебных

предметов…»(с.27).

ФГОС: « Стандарт направлен
на
Направленность на
воспитание и развитие
2

взрослеющей личности
средствами учебного
предмета

обеспечение

нравственного
воспитания

духовно-

развития

и

обучающихся»

(С.5).

«Стандарт

ориентирован

на

становление

личностных

характеристик

выпускника

(«портрет

выпускника

основной школы»)…» (с.5).
ФГОС: «Условия реализации
ООП ООО должны
Адекватность
применяемой
3

технологии, сочетания
методов и приёмов
обучения

обеспечивать для участников
образовательного процесса
возможность: …
использования в
образовательном процессе
современных
образовательных технологий
деятельностного типа» (с.39)

Адекватность и
оптимальность
используемых средств
обучения на каждом
4

этапе урока и в
соответствии с
применяемой
образовательной
технологией

ФГОС: «Условия реализации
ООП ООО должны
обеспечивать для участников
образовательного процесса
возможность: …
использования в
образовательном процессе
современных
образовательных технологий
деятельностного типа» (с.39)

Количество попыток: 1
Раздел программы: 3. Педагогический анализ как механизм повышения качества
современного урока
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Практическая работа состоит из 5 вопросов и заданий, позволяющих оценить знание
слушателями теоретических основ проведения педагогического анализа урока на основе
системного подхода. Время выполнения: 1 час
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл, не верно – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов
Примеры заданий:
​1.Вставьте пропущенные слова в определение понятия «педагогический анализ» (Ю.А.
Конаржевский):

а) метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение
составных частей, элементов изучаемой системы
б) функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на
объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе
рекомендаций по упорядочению системы или переводу её в более высокое качественное
состояние;
в) непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях
и его оценка.
2.Выберите из предложенного списка 5 этапов проведения педагогического анализа урока:
а) обсуждение и устный анализ урока;
б) письменный анализ урока
в) оформление протокола посещения урока (фотография урока);
г) предварительная подготовка к посещению урока;
д) фиксация результатов наблюдения и критериальная оценка фактов; е) осмысление урока,
подготовка к его устному анализу с учителем;
ж) поэлементный разбор хода урока;
з) посещение и осуществления наблюдения за ходом урока.
3. Выберите правильный ответ. Методика педагогического анализа это:
а) система правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а
также причин, влияющих на его конечный результат;
б) продолжительные и многократные наблюдения, осуществляемые по одной и той же
программе для сбора, систематизации и анализа информации о процессе осуществления урока;
в) конкретная система указаний на то, как именно в специфических условиях педагогического
процесса следует с наибольшим эффектом реализовывать общие правила и положения
педагогического анализа урока.
4.Соотнесите понятия с их определениями::
1) экспертиза урока,
2) экспертная оценка;
3) эксперт
а) количественная и (или) порядковая оценки качества урока, не поддающиеся
непосредственному измерению и поэтому основываются на суждениях специалистов;
б) постоянное наблюдение за какими-либо процессом в образовании с целью выявления его
соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям;
в) исследование проблемы, вопроса, которое требует от специалиста определенных познаний
в области педагогической науки, передовой педагогической практики и нормативных
документов, регламентирующих современное образование;

г) человек (группа людей), проводящий (проводящие) экспертизу с целью выработки
квалифицированного заключения о предмете экспертного исследования.
5.Выберите правильны ответ. Педагогический анализ современного урока должен
осуществляться на основе:
а) поэлементного подхода;

в) системного подхода;

б) экспертно-аналитического подхода;

г) процессуального подхода.

Количество попыток: 1
Раздел программы: 4. Приёмы, формы и средства проведения анализа урока на соответствие
требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Инструкция для работы: Составить циклограмму педагогического анализа урока, оформить её
в таблице в соответствии с установленными требованиями. Технические требования к
оформлению циклограммы проведения педагогического анализа: 1) лист А4 формата, книжной
ориентации, поля по всем сторонам 1,5 см, выравнивание по ширине страницы; 2) шрифт Times
New Roman, 12 кегель, межстрочный интервал одинарный. Требования к структуре и
содержанию циклограммы: 1) наличие всех 5 этапов педагогического анализа в соответствии с
установленной методикой; 2) отражение содержание каждого из 5 этапов педагогического
анализа в соответствии с установленной методикой. Время выполнения: 4 часа
Критерии оценивания:
Полное соответствие оформления техническим требованиям – 1 балл, частичное соответствие 0,5 баллов; не соответствие – 0 баллов. Максимальное количество – 2 балла. Полное
соответствие названия этапа и его содержания методике педагогического анализа – 1 балл,
частичное соответствие 0,5 баллов; не соответствие – 0 баллов. Максимальное количество 5
этапов – 5 баллов. Итого за всю практическую работу: 7 баллов.
Примеры заданий:
Эталон выполнения практической работы:

№

Этап педагогического анализа

Содержание этапа

Уяснение проблемы, подлежащей
анализу. Формулировка цели
посещения урока.
Этап предварительной
1.

подготовки к посещению
урока

Декомпозиция цели (составление
программы наблюдения)
Выбор инструмента и методики
педагогического анализа
Встреча с учителем перед
посещением урока.

Наблюдение за уроком.
Этап посещения и
2.

осуществления

Распознавание фактов,

наблюдения за ходом урока

соответствующих разработанной
программе наблюдения

Заполнение карты оценки и анализа
Этап фиксации
3.

урока на соответствие требованиям

результатов наблюдения и

ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО

критериальной оценки

Суммирование баллов, установление

фактов

уровня и степени соответствия урока
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО

Анализ собранной информации

4.

Этап осмысления урока,

Формулировка основных выводов по

подготовки к его устному

результатам анализа.

анализу с учителем

Формулировка рекомендаций для
учителя по повышению качества урока

Краткий самоанализ урока учителем
Общая характеристика урока
экспертом с опорой на
сформулированные выводы
5.

Этап обсуждения и устного

Обоснование экспертом оценки

анализа урока с учителем

проведённого урока с опорой на
заполненную карту
Обсуждение рекомендаций учителю
по повышению качества урока,
составление индивидуального
образовательного маршрута педагога

Количество попыток: 2
Раздел программы: 5. Анализ и оценка просмотренного видео-урока на соответствие ФГОС
НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО с применением установленной методики.
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Практическая работа представляет собой письменное заполнение слушателем карты оценки и
анализа видео-урока на соответствие требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО с
применением установленной методики. Технические требования к заполнению карты: 1) лист
А4 формата, альбомной ориентации, поля по всем сторонам 1,5 см, выравнивание по ширине
страницы; 2) шрифт Times New Roman, 12 кегель, межстрочный интервал одинарный.
Методические требования к заполнению карты (соответствие установленной методике) 1)
критериальная оценка характеристик урока (полное соответствие – 2 балла; частичное
соответствие – 1 балл; не соответствие – 0 баллов); 2) наличие общих выводов по уроку

(полное соответствие – 2 балла; частичное соответствие – 1 балл; не соответствие – 0 баллов);
3) наличие методических рекомендаций учителю (полное соответствие – 2 балла; частичное
соответствие – 1 балл; не соответствие – 0 баллов)
Критерии оценивания:
Технические требования к заполнению карты – 2 балла. Методические требования к
заполнению карты – 6 баллов. Максимальное количество – 8 баллов.
Примеры заданий:
Карта оценки и анализа видео-урока
на соответствие требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
Дата _______
Образовательная организация __________________________
Учебный предмет _____________________________
Класс ______Количество учащихся в классе _____ человек
Присутствовало _____ человек
Тема урока: _________________________________________
Образовательная цель: _______________________________
Тип урока: __________________________________________
Форма урока ________________________________________
Мизансцена урока ____________________________________
УМК ________________________________________________
Оснащение урока: _______________________________

Проявляется

Проявляется в

полностью

основном

Проявляется частично

Отсутствует

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Включение всех
учащихся в
определение целей и
задач урока

3

В целеполагание урока

Цели и задачи урока

Отсутствие постановки

подключается часть

сообщаются учащимся

учебных задач урока

учащихся класса

самим учителем

перед учащимися

2

1

0

Помощь в осознании
личностного смысла
изучения учебного
материала
осуществляется в
проблемно-смысловом
диалоге с опорой на
субъектный опыт
большинства учащихся

3

Помощь в осознании
личностного смысла
изучения учебного
материала
осуществляется в
беседе с некоторыми
инициативными
учащимися

2

Выраженность ведущих
воспитательных идей

Выраженность ведущих

учебного материала

воспитательных идей

чётко и явно

прослеживается на

прослеживается на

некоторых этапах урока

всех этапах урока

3

Специально
продуманная по
отношению ко всем
работа учителя по
мотивации их учебной
деятельности на всех
этапах урока

2

Специально
продуманная по
отношению к группе
учащихся работа
учителя по мотивации
их учебной
деятельности на всех
этапах урока

Помощь учащимся в
осознании личностного
смысла учебного
материала
осуществляется через
его обоснование
учителем

1

Отсутствие какой-либо
помощи в осознании
личностного смысла
любого изучаемого
материала для
большинства учащихся

0

Ведущие
воспитательные идеи

Отсутствие

учебного материала

воспитательной

слабо выражены,

направленности урока

обозначаются нечётко

1

0

Мотивация учебной
деятельности

Отсутствие

некоторых учащихся,

специально

стимулирование их

продуманной

активности

деятельности по

осуществляется

мотивации учащихся

стихийно

3

2

1

Включение всех

Включение некоторых

учащихся в

учащихся в

План работы на уроке

планирование

планирование

сообщается учащимся

предстоящей

предстоящей

самим учителем

деятельности на уроке

деятельности на уроке

3

2

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

0

Отсутствие какоголибо планирования
предстоящей
деятельности на уроке

0

Соответствие

Соответствие

отобранного

отобранного
содержания

системе

запланированных
образовательных
результатов.

3

Точность и глубина
раскрытия целостного
содержания темы урока

3

Обеспечение
воспитательной,
практической
направленности
учебного материала,
связь теории с
практикой, с личным
опытом учащихся
практически на каждом
этапе урока

3

содержания
поставленным целям и
задачам урока.
Выделение объекта
прочного усвоения

Целесообразность
отобранного
содержания в целом, но
объект прочного
усвоения явно не
выделяется

материала, потеря
сути за деталями, за
обилием
второстепенного
материала.

2

1

0

Тема урока в целом

Не точно раскрыта тема

Содержание темы

раскрыта

урока

урока не раскрывается

2

1

0

Обеспечение

Эпизодическое

воспитательной

внимание к

практической

применению

Отсутствие

направленности

получаемых

содержания по

учебного материала,

теоретических знаний в

использованию

связь теории с

практической жизни.

теоретических знаний

практикой, с личным

Отсутствуют практико-

опытом учащихся на

ориентированные

некоторых этапах урока

задания.

2

1

Межпредметные и
межкурсовые связи в

межкурсовые связи

содержании учебного

Межпредметные связи

составляют единое

материала

с содержанием

целое с основным

представлены

учебного материала

содержанием учебного

недостаточно глубоко и

обозначены формально

материала

не составляют единого

0

межпредметных
связей и как
следствие
межпредметной
координации учебного
материала

целого с темой урока

2

на практике.

Игнорирование

Межпредметные и

3

Перегруженность
содержания учебного

1

0

Последовательная и
планомерная работа по
развитию УУД учащихся
на каждом этапе урока

3

Последовательная и
планомерная работа по
развитию УУД учащихся
на некоторых этапах
урока

Работа по развитию УУД
учащихся организована
стихийно и
поверхностно

2

1

сочетание научности и

Превалирует научность

Превалирует

доступности

в ущерб доступности

доступность в ущерб

Целесообразное

Отсутствие работы по
развитию УУД
учащихся

0

Неоправданная
сложность
(примитивность)

отобранного

содержания учебного

научности учебного

содержания учебного

содержания на

содержания на

материала на каждом

некоторых этапах урока

некоторых этапах

2

1

0

Источником получения

Источником получения

этапе урока

3

отобранного
содержания учебного
материала

Наличие
целесообразного
сочетания различных
информационных

Получение информации

источников (на

организовано не из

электронных,

всех возможных

бумажных носителях;

информационных

вербальные и

источников

новых знаний

новых знаний

выступает учитель и

выступает только сам

базовый учебник

учитель

1

0

Наличие в содержании

Отсутствие на уроке

урока заданий

упражнений по

творческого характера

использованию знаний

невербальные средства
коммуникации)
получения новых знаний

3

2

Наличие в содержании
урока заданий
творческого характера
по применению

Наличие в содержании

полученных знаний в

урока заданий

учебной ситуации, в

творческого характера

изменённых

по применению

обстоятельствах,

полученных знаний в

принципиально в новой

новой ситуации

ситуации( перенос в
широкий социальнокультурный контекст)

по применению

и умений в

полученных знаний в

изменённых

слегка изменённых

обстоятельствах (в

обстоятельствах

новых ситуациях)

3

2

1

0

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Не все этапы чётко
Явно выраженное

Явно выраженное

обозначены, трудно

соответствие

соответствие

определить

Структура урока не

структуры типу и

структуры типу урока,

соответствие

проявляется

форме урока

но не форме урока

структуры типу и
форме урока

3

Полное соответствие
хода урока и
содержания
деятельности
намеченному плану в
течение всего урока

3

2

1

0

Постоянное отклонение

Отсутствие какой-либо

На некоторых этапах
урока учитель не
управляет ходом
познавательной
деятельности учащихся
с помощью

хода урока и его

планомерности хода

содержания от

урока. План урока не

намеченного плана

реализован.

1

0

намеченного плана

2

Равномерность темпа
урока, оптимальность

Интенсивный темп

распределения

урока на некоторых

учебного времени по

этапах урока

Замедленный темп
урока

Распределение
времени по этапам
урока отсутствует

этапам урока

3

Адекватность
применяемой
технологии, сочетания
методов и приёмов
обучения

3

2

1

Нарушение
технологической

Используются

последовательности

отдельные методы и

действий, не все

средства из разных

методы и средства

технологий

применяются

2

1

0

Отсутствие
технологического
подхода в достижении
результативности
урока

0

Использование
фронтальной, парной,

Эпизодическое

Оптимальное сочетание

групповой и

использование парной

фронтальной, парной,

индивидуальной

и групповой работы

Использование одной

групповой и

работы учащихся не

учащихся, увлечение

фронтальной формы

индивидуальной

всегда адекватно

фронтальными

работы

работы учащихся

целям и задачам

формами даже там, где

познавательной

они малоэффективны

деятельности

3

2

1

0

Адекватность и
оптимальность

Отсутствие полноты

используемых средств

используемых средств

обучения на каждом

обучения в

Гипертрофированное

этапе урока и в

соответствии с

применение тех или

соответствии с

выбранной

иных средств обучения

применяемой

образовательной

образовательной

технологией

Некомплексное,
нецелесообразное
использование средств
обучения

технологией

3

2

Осуществление

Осуществление

дифференцированного

дифференцированного

подхода к учащимся на

подхода к учащимся на

основе диагностики их

основе диагностики их

реальных учебных

реальных учебных

возможностей с

возможностей с

акцентом на

акцентом на

применение

применение

разнообразных мер

разнообразных мер

дифференцированной

дифференцированной

помощи школьникам с

помощи школьникам с

разным уровнем

разным уровнем

подготовки и

подготовки и

обучаемости в течение

обучаемости на

всего урока

некоторых этапах урока

3

2

1

0

Односторонний подход
к дифференциации
обучения

Отсутствие

(преимущественная

дифференцированного

дифференциация

подхода к обучению

объёма и степени

школьников

сложности учебного
материала)

1

0

Специально
спланированная и
организованная работа
по формированию
метапредметных
образовательных
результатов учащихся в
течение всего урока

Специально
спланированная и
организованная работа
по формированию
метапредметных
образовательных
результатов учащихся
на некоторых этапах

Бессистемность в

Отсутствие каких-либо

работе по развитию

заданий и

УУД. Отсутствие ярко

упражнений,

выраженной

направленных на

метапредметной

формирование УУД

направленности урока

учащихся

урока

3

2

1

0

Доброжелательность и

На некоторых этапах

Авторитарность и

Отсутствие какого-

демократичность

урока учитель отходит

дистанционность

либо эмоционального

педагогического

от демократического

педагогического

отношения в сторону

общения на всех этапах

стиля общения в

общения на всех этапах

учащихся или

урока уроке

сторону авторитарности

урока

проявление агрессии

3

2

1

0

Организация учебного

Организация учебно-

Организация учебного

Отсутствие какого-

группового

сотрудничества между

либо взаимодействия

сотрудничества между

учителем и учащимися

между участниками

учащимися

в интерактивной форме

учебного занятия

3

2

1

0

Создание реальных

Создание реальных

условий для

условий для

проявления каждым

проявления каждым

сотрудничества между
участниками учебного
занятия на каждом
этапе урока

учащимся

учащимся

самостоятельности и

самостоятельности и

активности на каждом

активности на

этапе урока

некоторых этапах урока

3

2

Организация
активности и
самостоятельности
учащихся
осуществляется
стихийно

1

Отсутствие какой-либо
возможности у
учащихся проявить
самостоятельность и
инициативность

0

Обеспечение всего
комплекса
гигиенических условий
благоприятных для
работы на уроке

3

Обеспечение основных
необходимых для
работы гигиенических
условий

2

Далеко не все
необходимые
гигиенические условия
обеспечены для работы
на уроке

1

Отсутствие
благоприятных
гигиенических условий
обучения

0

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

Сочетание контроля с
самоконтролем и

Сочетание контроля с

взаимоконтролем

самоконтролем и

результатов
деятельности с

Предпочтение отдаётся

Отсутствие какого-

взаимоконтролем

педагогическому

либо контроля

результатов

контролю результатов

результатов

применением

деятельности в

деятельности

деятельности

современных форм и

традиционных формах

1

0

средств

3

Организация
рефлексии
образовательных
результатов
относительно всех
поставленных целей и
задач

3

Сочетание
критериальной
системно-уровневой
оценки с самооценкой
образовательных
достижений учащихся

3

2

Организация
рефлексии

Организация

образовательных

рефлексии

результатов

образовательных

относительно

результатов на

некоторых

эмоционально-

поставленных целей и

образном уровне

Отсутствие рефлексии
образовательных
результатов

задач

2

Сочетание оценки с
самооценкой
образовательных
достижений учащихся,
но без чётко
выраженных критериев
и уровней

2

1

0

Наличие самооценки
образовательных
достижений учащихся

Отсутствие оценочной

и отсутствие

деятельности на уроке

педагогической оценки
учителя

1

0

Использование

Использование

формирующей оценки

формирующей оценки

Использование

учебно-познавательной

учебно-познавательной

словесной

деятельности учащихся

деятельности учащихся

формирующей оценки

с помощью различных

с помощью различных

учебно-познавательной

визуализированных

визуализированных

деятельности учащихся

средств на каждом

средств на некоторых

средств на уроке

этапе урока

этапах урока

3

2

1

Достижение всеми

Достижение

Достижение

учащимися

большинством (более

некоторыми учащимися

запланированных

50%) учащимися

(менее 50%)

образовательных

запланированных

запланированных

результатов (не менее

Отсутствие
формирующей оценки
учебнопознавательной
деятельности

0

Отсутствие
деятельности по
оценке
результативности

образовательных

образовательных

90% учащихся)

результатов

результатов

3

2

1

0

Анализ и рефлексия

Эпизодический

Анализ и рефлексия

Отсутствие анализа и

результатов

(нерегулярный) анализ

результатов

рефлексии

познавательной

результатов

познавательной

результатов

урока

деятельности на

познавательной

деятельности в конце

познавательной

каждом этапе урока

деятельности на уроке

занятия

деятельности

3

2

1

0

Традиционная система

Отсутствие

и форма субъективной

педагогической

оценки педагогом

оценки

Системно-уровневая
критериальная

Дифференцированная

педагогическая оценка

критериальная

образовательных

педагогическая оценка

достижений учащихся

урока и

относительно

образовательных

поставленных целей и

достижений учащихся

образовательных

образовательных

достижений учащихся

достижений учащихся

1

0

задач урока

3

2

Дифференциация
разноуровневых
домашних заданий для
разных групп учащихся

3

Дифференциация
домашних заданий для
разных групп учащихся

Традиционный подход
к формулированию

Отсутствие домашнего

домашних заданий

задания для учащихся

2

учащимся

1

0

Выводы по уроку
Общее количество баллов __________________
Наличный уровень соответствия урока требованиям ФГОС ____________________
Уровневая шкала:
от 88 до 100 баллов – высокий уровень соответствия требованиям ФГОС;
от 54 до 87 баллов – средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС;
от 20 до 53 баллов – низкий уровень соответствия урока требованиям ФГОС;
ниже 20 баллов – нулевой уровень соответствия урока требованиям ФГОС.
Количество попыток: 1

Итоговая аттестация
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Тест состоит из 20 тестовых вопросов и заданий открытого и закрытого вида. После
письменных ответов на вопросы, проводится самооценка, а затем содержательная и
личностная рефлексия результативности совершенствования профессиональной компетенции
в области проведения педагогического анализа современного урока. Время выполнения: 1 час.
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл, не верно – 0 баллов. Максимальное количество – 20 баллов
Примеры заданий:
1. Выберите правильный ответ. Согласно ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО к условиям
реализации ООП,
которые должны обеспечивать участникам образовательных отношений возможности:
а) укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем
учебным предметам;
б) комплексного взаимодействия организаций, осуществляемых образовательную
деятельность, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
в) использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа.
2. Выберите из предложенного списка 5 этапов проведения педагогического анализа урока:

а) обсуждение и устный анализ урока;
б) письменный анализ урока
в) оформление протокола посещения урока (фотография урока); г) предварительная
подготовка к посещению урока;
д) фиксация результатов наблюдения и критериальная оценка фактов; е) осмысление урока,
подготовка к его устному анализу с учителем;
ж) поэлементный разбор хода урока;
з) посещение и осуществления наблюдения за ходом урока.
Количество попыток: 1

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Концепция

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 2-е изд.
М.: Просвещение, 2009. 39с.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук/ Рос. акад.
образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 5-е изд. дораб. М.: Просвещение,
2014. 79с.
3. ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (Зарегистрирован в Минюсте России
05.07.2021 № 64100)
4. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (Зарегистрирован в Минюсте России
05.07.2021 № 64101)
5. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 года № 413 (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г. №24480) (с
изменениями и дополнениями)
Литература
1. Безрукова В.С. О современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова.
М.: «Сентябрь», 2004. 160с.
2. Джаджа С.Е., Сорокина И.В. Методика анализа и оценки современного урока.
Методические материалы для педагогов. Самара: СИПКРО, 2018. 28с.
3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Изд.3/ М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2013.
240с.
4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации
/авт.- сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. М., 2019. 76с.
5.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: практическое пособие
для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений,
слушателей ИПК. Изд.-2-е, доп. и переработ. Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2019.
224с.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1. М.: НИИ школьных
технологий, 2006. 816с.
Электронные обучающие материалы
1. Ссылка для слушателей на карту педагогического анализа урока на соответствие
требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО https://clck.ru/ZDHra
2. Ссылка для слушателей на характеристики современного урока в формате требований
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО https://clck.ru/ZDHsP
Интернет-ресурсы
1. Кульневич. С. В. Анализ современного урока - URL:https://studfile.net/preview/2977108/
(дата обращения: 13.01.2022г.)
2. Технологическая карта системного анализа и оценка эффективности урока (по В. П.
Симонову) - URL: https://studfile.net/preview/2977111/ (дата обращения: 13.01.2022г.)
3. Структура и содержание посещения и анализа урока В. А. Сухомлинским - URL:
https://studfile.net/preview/2977112/ (дата обращения: 13.01.2022г.)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: наличие АРМ
слушателя (по количеству обучаемых), АРМ преподавателя. Технические средства
обучения: наличие локальной сети, возможности выхода в Интернет. Занятия
сопровождаются иллюстрацией презентаций в Power-Point.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».