Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Приемы и практики формирования основ гражданственности и
патриотизма у старших дошкольников в контексте реализации
Федеральной программы и обновленного ФГОС ДО
Разработчик(и) программы:
Турскова Л.А., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Глух Н.Н., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", нет
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образования в применении приемов и практик по формированию основ
гражданственности и патриотизма у старших дошкольников в контексте реализации
Федеральной программы ДО и обновленного ФГОС ДО..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
Трудовое действие
функция
Знать
Уметь
Использовать методы
Развитие у обучающихся
познавательной активности,
самостоятельности,
деятельность
А/02.6
целевых прогулок;
воспитательной работы,
разрабатывать карты
основные принципы
инициативы, творческих
Воспитательная
организации экскурсий,
Основы методики
способностей, формирование
гражданской позиции,
способности к труду и жизни
в условиях современного
экскурсии (целевой прогулки)
деятельностного подхода
и воспитательного события
по формированию основ
для дошкольников в
гражданственности и
сотрудничестве с другими
патриотизма у
педагогическими
дошкольников; алгоритм
мира, формирование у
работниками, используя
создания карты
обучающихся культуры
приемы и практики в области
воспитательного события
здорового и безопасного
формирования основ
для дошкольников
образа жизни
гражданственности и
патриотизма.
1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольных образовательных организаций
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
час
*
Входной контроль
Самостоятельная
Формы
работа, час
контроля
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1
0
1
0
4
1
2
1
Нормативно-правовые
основания организации
формирования основ
гражданственности и
патриотизма у
1
дошкольников. Методы,
приемы и возрастные
критерии формирования
основ гражданственности и
патриотизма у
дошкольников.
тест
Патриотическое
самосознание.Эффективные
2
приемы ипрактики
формированияоснов
3
1
2
0
3
1
2
0
2
1
1
0
2
0
2
0
3
1
2
0
3
1
2
0
гражданственности и
патриотизма удошкольников
Компоненты среды,
обеспечивающие
формирование основ
гражданственности и
3
патриотизма у
дошкольников. Центры
краеведения и
патриотического
воспитания - элементы
«Говорящей среды».
Методика организации
экскурсий и прогулок в
аспекте формирования
основ гражданственности и
патриотизма у
4
дошкольников. Алгоритм
разработки
технологической карты
экскурсии или целевой
прогулки для дошкольников
с использованием
краеведческого материала
*
Промежуточный контроль
практическая
работа
Использование форм
социальной активности в
формировании основ
гражданской и культурной
5
идентичности у детей
дошкольного возраста на
соответствующем его
возрасту содержании
доступными средствами
Практики организации
совместной деятельности в
детско-взрослых общностях
дошкольников, их
родителей (законных
6
представителей) и
педагогических работников,
направленные на
формирование основ
гражданственности и
патриотизма у
дошкольников
*
Выходной контроль
1
0
1
0
тест
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
проект
Итого
24
6
17
1
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания формирования основ гражданственности и
патриотизма у дошкольников. Методы, приемы и возрастные критерии формирования
основ гражданственности патриотизма у дошкольников. ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Понятия «Гражданственность» и «патриотизм». Нормативно-правовые основания
формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников: Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», Приказ Министерства Просвещения
РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования». Психолого-педагогические аспекты формирования основ
гражданственности и патриотизма у старших дошкольников, этапы формирования.
Содержание образовательной деятельности по формированию основ гражданственности и
патриотизма у дошкольников. Задачи в области формирования основ гражданственности и
патриотизма. Методы и приемы формирования основ гражданственности и патриотизма у
дошкольников. Возрастные критерии социально-коммуникативного развития детей
дошкольного возраста, умение использовать эти знания в проектировании образовательной
деятельности по формированию основ гражданственности и патриотизма у воспитанников.
Практическая работа·Работа в малых группах. Систематизация критериев социальнокоммуникативного развития дошкольников в области формирования основ гражданственности
и патриотизма в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
планируемыми результатами дошкольного образования, в соответствии с Федеральной
программой дошкольного образования
Самостоятельная работа·Составление таблицы преемственности целей и задач, методов,
приемов в области формирования основ гражданственности и патриотизма у дошкольников в
соответствии возрасту детей и содержании Федеральной программы дошкольного
образования.
2 Патриотическое самосознание. Эффективные приемы и практики развития
субъектности у дошкольников как база формирования основ гражданственности и
патриотизма у дошкольников ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Понятия «Патриотическое самосознание», «Субъектность ребенка. Субъектность
взрослого». Компоненты патриотического воспитания. Шаги взрослого по воспитанию
патриотизма у ребенка. Краеведение, как один из аспектов патриотического воспитания
старших дошкольников и основ гражданственности. Условия развития субъектности у
дошкольника. Образовательный диалог как средство активного становления дошкольника.
Самостоятельность и субъектность (сходство и различие). Сотрудничество или/и партнерство?
Нужно ли выбирать стиль взаимодействия в обучении и воспитании.
Практическая работа·Работа в парах и тройках по решению кейсов, направленных на
становление у дошкольников мыслительно-коммуникативных действий (умение определяться
с выбором, аргументация, возражение, вопрошание). «Как превратить мысли и предложения
ребенка в действия?» - условия для развития субъектности ребенка. Открытые и закрытые
вопросы: что заставит действовать? Выполнение практик для педагогов: «Преврати закрытый
вопрос в открытый», «Как представить детские решения группе», «Анализ развивающихся
объектов». Нахождение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечение его
понимание и переживание воспитанниками.
3 Компоненты среды, обеспечивающие формирование основ гражданственности и
патриотизма у дошкольников. Центры краеведения и патриотического воспитания элементы «Говорящей среды». ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Воспитывающая среда (ценности и смыслы). Мобильность и сменяемость с учетом
основных государственных и народных праздников, памятных дат, указанных в календарном
плане воспитательной работы в ДОО. Понятие «Говорящая среда». Элементы говорящей среды
- центры краеведения и патриотического воспитания (понятия, маркеры, базовые
иллюстрации). Продукты совместной деятельности как проявление детской и взрослой
субъектности.
Практическая работа·Работа в малых группах. Подбор и классификация краеведческого
материала для формирования «говорящей среды» ДОО. Разработка модели развивающей
предметно-пространственной среды группы с учетом календаря основных государственных и
народных праздников, памятных дат, указанных в календарном плане воспитательной работы
в ДОО с использованием краеведческого материала. Совместное проектирование развивающей
образовательной среды группы с учетом детской и взрослой субъектности. Совместная
(партнерская) деятельность взрослых и детей по насыщению развивающей предметнопространственной среды ДОО, обеспечивающие формирование основ гражданственности и
патриотизма у дошкольников, корреляция предложений детей и взрослых как элемент
развития субъектности ребенка.
4 Методика организации экскурсий и целевых прогулок в аспекте формирования основ
гражданственности и патриотизма у дошкольников. Алгоритм разработки
технологической карты экскурсии или целевой прогулки для дошкольников с
использованием краеведческого матери ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Классификация экскурсий и прогулок с учетом возрастных особенностей
дошкольников и решаемых задач. Что такое технологическая карта. Алгоритм разработки
«Технологической карты экскурсии или целевой прогулки для дошкольников». Подбор
краеведческого материала в рамках выбранной темы и решаемых задач. Обязательные
разделы и критерии «Технологической карты экскурсии или целевой прогулки для
дошкольников». Знакомство с алгоритмом разработки «Технологической карты экскурсии /
целевой прогулки с дошкольниками» с учетом задач в области формирования основ
гражданственности и патриотизма у дошкольников.
Практическая работа·Работа в малых группах. Выбор содержания из Федеральной программы
дошкольного образования, разработка календаря экскурсий и (или) целевых прогулок
(формулировка тем, подбор краеведческого материала, форм и методов организации
взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках экскурсии или целевой
прогулки для решения поставленных задач). Знакомство с формой и заполнением
«Технологической карты экскурсии или целевой прогулки для дошкольников» в аспекте
формирования основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста. Прием: «недописанный тезис»: дописать предложенную фразу: «При проектировании
технологической карты экскурсии (целевой прогулки) необходимо: …». Практическая
лаборатория: использование приема «Хочу – могу – надо» с целью определения степени
готовности к проектированию и разработке «Технологической карты экскурсии или целевой
прогулки для дошкольников».
5 Использование форм социальной активности в формировании основ гражданской и
культурной идентичности у детей дошкольного возраста на соответствующем его
возрасту содержании доступными средствами. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Формы и средства социальной активности в формировании основ гражданской и
культурной идентичности у детей дошкольного возраста в детском саду. Событийность в
организации планирования детской деятельности. Практики и приемы социальнокоммуникативного развития дошкольников в области формирования основ гражданственности
и патриотизма у старших дошкольников.
Практическая работа·Работа в малых группах. Прием «Исключи лишнее», установить
несоответствие одной из предложенных форм воспитания уровню планируемых
воспитательных результатов, определить к каким видам деятельности относятся оставленные
формы активности. Создание картотеки событий, в соответствии с Федеральной программой
дошкольного образования, возрастными особенностями воспитанников, уклада и традиций
ДОО, с использованием практик и приемов в области формирования основ гражданственности
и патриотизма у старших дошкольников.
6 Практики организации совместной деятельности в детско-взрослых общностях
дошкольников, их родителей (законных представителей) и педагогических
работников, направленные на формирование основ гражданственности и патриотизма
у дошкольников. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Формы взаимодействия с родителями старших дошкольников по вопросам
формирования основ гражданственности и патриотизма у детей. Приемы общения,
позволяющие осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми
участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги). Практики
создания условий для поддержки детской инициативы в области формирования основ
гражданственности и патриотизма в различных видах деятельности. Алгоритм
проектирования совместной деятельности по формированию основ гражданственности и
патриотизма у дошкольников (карты воспитательного события для дошкольников в
сотрудничестве с другими педагогическими работниками и родителями воспитанников).
Практическая работа·Проектирование совместной образовательной деятельности с другими
педагогическими работниками и родителями воспитанников в области формирования основ
гражданственности и патриотизма у дошкольников в соответствии с алгоритмом. Разработка
карты воспитательного события, используя изученные приемы и практики.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Во ФГОС ДО определено, что одно из направлений образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» звучит так:
а)
ознакомление
с
литературными
произведениями
различных
жанров
(фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
б) формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое);
в)
формирование
у
ребенка
основ
гражданственности
и
патриотизма,
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в
Организации, региону проживания и стране в целом;
г) освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к
творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
д) приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
е) владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения.
Правильный ответ: в
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2.
В
Федеральной
программе
дошкольного
образования
в
области
социально-
коммуникативного развития определены следующие сферы и области развития
дошкольника:
а) сфера трудового воспитания;
б) сфера социальных отношений;
в) сенсорные эталоны и познавательные действия;
г) область формирования основ гражданственности и патриотизма;
д) область формирования безопасного поведения;
е) область познавательного развития.
Правильный ответ: а, б, г, д.
Количество попыток: не ограничено
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходной контроль проводится с целью проверки усвоения знаний содержания программы, в
том числе знаний и умений использовать приемы и практики в области формирования основ
гражданственности и патриотизма у дошкольников, основ методики воспитательной работы,
принципов деятельностного подхода и алгоритма создания карты воспитательного события
для дошкольников. проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике
программы. Итоговое тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в
1 балл. 14 заданий с выбором одного ответа, 2 задания на установление соответствия, 2
задания на определение логической последовательности и 2 задания на выбор нескольких
вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17-20 баллов – уровень
высокий; 14-16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал не менее10 баллов.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
Какое из воспитательных событий (из примерного перечня основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы ДОО)
можно отнести к области формирования основ гражданственности и патриотизма:
а) День российской науки;
б) Всемирный день театра;
в) День Героев Отечества;
г) День защиты животных;
д) Праздник Весны и Труда;
е) День семьи, любви и верности.
Правильный ответ: в
Количество попыток: одна.
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы дошкольного образования
в области формирования основ гражданственности и патриотизма представлены в следующей
интерпретации:
а) ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
и личной гигиены;
б)
ребенок
проявляет
нравственно-волевые
качества
и
основы
патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомления с
достижениями российского спорта;
в) ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в
деятельность экспериментирования, использует исследовательские
действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
г)
ребенок
проявляет
интерес
к
различным
видам
искусства,
эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства
действия, поступки, события;
д) ребенок имеет представления о жизни людей в России, имеет
некоторые представления о важных исторических событиях Отечества;
е) ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и
сверстниками;
ё) ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых,
профессиям, технике; отражает эти представления в играх;
ж) проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в
котором
живет,
знает
некоторые
сведения
о
его
достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни, знает
название своей страны, ее государственные символы;
к)
ребенок
самостоятельно
выбирает
технику
и
выразительные
средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла;
Правильный ответ: б, д, ж
Количество попыток: 3
Промежуточный контроль
Раздел программы: 4. Методика организации экскурсий и прогулок» в аспекте формирования
основ гражданственности и патриотизма у дошкольников. Алгоритм разработки
технологической карты экскурсии или прогулки для дошкольников» с использованием
краеведческого материала
Форма: Форма: практическая работа по разработке «Технологической карты экскурсии /
целевой прогулки с дошкольниками» с учетом задач в области формирования основ
гражданственности и патриотизма у дошкольников» в соответствии с возрастными
возможностями детей, с которыми работает слушатель.
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных умений по тематике программы. На
практических занятиях отрабатывались технологии, приемы, практики в области
формирования основ гражданственности и патриотизма и подходы к организации различных
видов совместной детско-взрослой деятельности, различных форм социальной активности.
Отрабатывались приемы педагогической поддержки детской инициативы, самостоятельности,
развития субъектности ребенка, использования культурных практик в совместной детсковзрослой деятельности. Карта воспитательного события создается в соответствии с
отработанным на практических занятиях алгоритмом, и должна учитывать возрастные
особенности развития дошкольников, планируемые результаты в области формирования основ
гражданственности и патриотизма, представленные в федеральной образовательной
программе дошкольного образования. Включать в себя: тему, цель и задачи, интеграцию
различных видов детской деятельности в области формирования основ гражданственности и
патриотизма в аспекте социально-коммуникативного развития дошкольников.
Критерии оценивания:
Работа должна соответствовать алгоритму проектирования совместной деятельности, с учетом
возрастных особенностей, наличием планируемых результатов в соответствие с ФОП ДО.
Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если разработанная Карта
воспитательного события слушателя соответствует следующим параметрам: целесообразность представленной темы для детей, родителей и педагогов; - практическая
направленность и значимость представленной работы - соответствие цели и задач возрастным
особенностям детей; - соответствие содержания работы в области формирования основ
гражданственности и патриотизма образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»; - оформление Карты воспитательного события. Количество попыток: две.
Примеры заданий:
Образец «Технологическая карта экскурсии
/ целевой прогулки с дошкольниками».
«Технологическая карта экскурсии / целевой прогулки с дошкольниками» (_________________
группа)
Воспитатели:
_________________________________________________________________
Учебный
год:
_________________________________________________________________
Тема: ________________________________________________________________________
Цель: _______________________________________________________________________
Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные).
1.
2.
3.
Направление экскурсионной работы: (научно-познавательная, досугово-развлекательная,
экскурс)
Форма проведения (в музей, пешеходная по окрестностям, автобусная, онлайн и т.п.).
Изучаемые объекты. __________________________________________________________
Предварительная работа.
Оборудование.
Содержание экскурсии
Этап экскурсии /
Деятельность
Деятельность
целевой прогулки
педагога
детей
Деятельность
(законных
воспитанников)
родителей
представителей
Требования к содержанию экскурсии:
1. В содержании экскурсии (целевой прогулки) следует опираться на принципы:
энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности);
уникальность
места
(изучение
природной,
культурной,
социально-экономической
уникальности края);
интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);
деятельностный подход (вовлечение детей в различные детские активности),
единство содержания и методов, динамика преемственных связей;
тематичность материала.
2. Прописать формы организации детей. Деятельность педагога должна включать
вопросы к участникам экскурсии, в процентном соотношении открытых вопросов
должно быть более 50%.
3. Экскурсия должна иметь логическое завершение и рефлексию.
4. Планируемые результаты
Критерий
показатель
До экскурсии
отсутствует
Посл
в
стадии
формирования
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
В сфере социальных отношений
В области формирования основ гражданственности и патриотизма
сформирован
отс
Выводы: _____________________________________________________________________
Планирование индивидуальной работы:__________________________________________
Количество попыток: 2
Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект - разработка «Карты воспитательного события» для
дошкольников в сотрудничестве с другими педагогическими работниками, используя приемы и
практики в области формирования основ гражданственности и патриотизма в соответствии с
возрастом детей группы, с которой работает слушатель. В «Карту воспитательного события»
должна быть включена совместная детско-взрослая деятельность.
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных умений по тематике программы.
Опираясь на навыки, полученные в ходе практических занятий, где отрабатывались приемы и
практики в области формирования основ гражданственности и патриотизма, подходы к
организации различных видов совместной детско-взрослой деятельности, различных форм
социальной активности по использованию методов организации экскурсий, целевых прогулок,
создается «Карта воспитательного события». Карта разрабатывается в соответствии с
отработанным на практических занятиях алгоритмом и должна учитывать возрастные
особенности развития дошкольников, планируемые результаты в области формирования основ
гражданственности и патриотизма, представленные в Федеральной программе дошкольного
образования. Включает в себя тему, цель и задачи, методы и приемы, интеграцию различных
видов детской деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма
дошкольников.
Критерии оценивания:
Работа должна соответствовать алгоритму проектирования совместной деятельности, с учетом
возрастных особенностей, наличием планируемых результатов в соответствие с ФОП ДО.
Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если разработанная Карта
воспитательного события слушателя соответствует следующим параметрам: целесообразность представленной темы для детей, родителей и педагогов; - практическая
направленность и значимость представленной работы - соответствие цели и задач возрастным
особенностям детей; - соответствие содержания работы в области формирования основ
гражданственности и патриотизма образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»; - оформление Карты воспитательного события. Количество попыток: две.
Примеры заданий:
Пример Карты воспитательного события
Постановка проблемы: объясняет, почему возникла необходимость в выполнении данной
деятельности, для чего перечисленные формы работы нужны детям, родителям, воспитателям,
дошкольному учреждению.
Цель: должна быть понятна, конкретна, реалистична.
Задачи: (триединые задачи обязательно: воспитательные, образовательные, развивающие).
Методы и формы работы: направленные на реализацию задач.
Ожидаемые результаты: что необходимо получить для выполнения поставленных задач,
количественный и качественный результат.
Работа может быть оформлена в виде образовательного проекта.
Содержание карты воспитательного события должно включать в себя:
Содержание
Участники
Сроки реализации
деятельности
Совместная деятельность с
детьми / с родителями / с педагогами
Организация самостоятельной
деятельности детей
Формы и методы работы /
Мероприятия
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями от 4 августа 2023 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд
правовых
и
нормативно-технических
документов.
https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 09.10.2023).
URL:
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и
нормативно-технических
документов.
URL:
https://docs.cntd.ru/document/499057887
(дата обращения 09.10.2023).
3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный
ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review
(дата
обращения
09.10.2023).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере
дошкольного,
образования)
начального
(воспитатель,
общего,
учитель)»
(с
основного
общего,
изменениями
и
среднего
общего
дополнениями).
URL:
https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 09.10.2023).
Литература
1. Бичева И. Б. Повышение методической готовности педагогов к патриотическому
воспитанию дошкольников. / И. Б. Бичева, А. В. Хижная,
О. Е. Купаева //
Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 58-61.
2. Болотских
М.
А.,
Нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольников
через
ознакомление с традициями и культурой своего народа. / М. А. Болотских, Е. И. Бочарова,
И. И. Сергеева // Вестник научных конференций. 2022. № 10-2 (86). С. 40-41.
3. Брылина Н. Г. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях
дошкольной образовательной организации. / Н. Г. Брылина // Нравственное воспитание в
современном
мире:
психологический
и
педагогический
аспект.
Сборник
статей
Международной научно-практической конференции. 2019. С. 7-8.
4. Губанова Е. Н. Целевая прогулка как эффективная форма нравственно-патриотического
воспитания дошкольников (из опыта работы). / Е. Н. Губанова, И. В. Сапунова //
Педагогическое искусство. 2020. № 1. С. 136-143.
5. Дурнева Н. М. Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами
музейной педагогики. / Н. М. Дурнева, Г. В. Зуйкова, Т. А. Кайсаканова, М. Л. Чертищева //
Молодой ученый. 2020. № 12 (302). С. 260-262.
6. Захарова Л. М. Формирование социокультурной идентичности детей 5-7 лет в условиях
региональной системы образования. / Л. М. Захарова, Л. П. Дормидонтова // Мир науки,
культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 28-30.
7. Иванова
Е.В.
Патриотическое
дополнительной
воспитание
дошкольников
в
рамках
реализации
образовательной программы «Мир, в котором я живу». / Е. В.
Иванова, М. Б. Самохвалова // Дошкольная педагогика. 2023. № 1 (186). С. 18-19.
8. Калимулина Ж. В. Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом
материале и историко-культурных традициях Кузбасса. / Ж. В. Калимулина // Молодой
ученый. 2023. № 4 (451). С. 43-44.
9. Митроченко Т. В. Проектная деятельность, как средство патриотического воспитания
дошкольников. / Т. В. Митроченко, Г. В. Унрау // Альманах мировой науки. 2020. № 3(39).
С. 73-75.
10. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем» / Р. Ю.
Белоусова, А. Н. Егорова, Ю. С. Калинкина. // М. ООО «Русское слово – учебник». 2019. 112
с.
11. Сидоренко Е. В. Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников / Е. В.
Сидоренко, Л. В. Бескоровайная, Е. А. Скибина. // Интерактивная наука. 2022. № 11 (76).
С. 23-24.
Электронные обучающие материалы
1. Ветохина А. Я., Кудрявцева Е. А., Сертакова Н. М. Инновационные
формы взаимодействия ДОО с семьей. Серия «В помощь педагогу
ДОО» – М.: Учитель, 2017 – CD-ROM –Текст. Изображение: электронный
.
2. Занимаемся
спортом.
Серия
«Аудиоэнциклопедия
Дяди
Кузи
и
Чехвостика» - М.: Детское издательство «Елена», 2022. - CD-ROM. Mp3.
– Текст. Видео: электронный.
3. Манушкина Наталья. Московский кремль. Серия «Аудиоэнциклопедия
Дяди Кузи и Чехвостика» - М.: Детское издательство «Елена», 2022. CD-ROM. Mp3. – Текст. Видео: электронный.
4. Уголки России. Серия «Аудиоэнциклопедия Дяди Кузи и Чехвостика» М.: Детское издательство «Елена», 2022. - CD-ROM. Mp3. – Текст.
Видео: электронный.
Интернет-ресурсы
1. Денисова О.М. Воспитываем детей, опираясь на русские традиции [Электронный ресурс]
// Журнал «Обруч». URL: https://obruch.ru/index.php%3Fid%3D235
(дата обращения:
09.10.2023).
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Электронный
ресурс]
//
Журнал
«Обруч».
URL:
https://obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D27%26r%3D2 (дата обращения: 09.10.2023).
3. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании
дошкольников [Электронный ресурс] // Журнал «Молодой ученый». 2012. № 7 (42). С. 271273. URL: https://moluch.ru/archive/42/5114/ (дата обращения: 09.10.2023).
4. Лесик Л. И., Игошина Л.Л. Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном
воспитании детей (из опыта работы) [Электронный ресурс] // Журнал «Молодой ученый».
2022. № 50 (445). С. 396-398 URL: https://moluch.ru/archive/445/97896/ (дата обращения:
09.10.2023).
5. Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8/2023 [Электронный ресурс] // Издательский дом
«Воспитание дошкольника». URL: https://dovosp.ru/magazine_preschool_education/zhurnaldoshkolnoe-vospitanie-8-2023 (дата обращения: 09.10.2023).
6. Манова Л. П. «Нравственно-патриотическое воспитание в семье» [Электронный ресурс] //
Журнал
«Педагог».
URL:
https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=18720
(дата
обращения: 09.10.2023).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.