Практики инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФАОП ОВЗ

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Практики инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях реализации ФАОП ОВЗ

Разработчик(и) программы:
Шестопалова Е.Д., Муниципальное бюджетное учреждение
информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Щербина Е.Ю., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.

Екатеринбург, 2025

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
учителей в области практик инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях реализации ФАОП ОВЗ..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Освоение и применение психологопедагогических технологий (в том

Профстандарт: 01.001
Общепедагогическая
функция. Развивающая
деятельность A/03.6

числе инклюзивных), необходимых для

Использовать

адресной работы с различными

специальные подходы к

контингентами учащихся: одаренные

обучению в целях

дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,
дети с особыми образовательными

включения в

Нормативно-

образовательный

правовую базу

процесс всех

инклюзивного

обучающихся, в том

образования

потребностями (аутисты, дети с

числе обучающихся с

синдромом дефицита внимания и

ограниченными

гиперактивностью и др.), дети с

возможностями

ограниченными возможностями

здоровья.

здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью
Освоение и применение психологопедагогических технологий (в том
числе инклюзивных), необходимых для
адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные
Профстандарт: 01.001
Общепедагогическая
функция. Развивающая
деятельность A/03.6

дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,
дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с
синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с

Приемы и практики

Разработать

адаптации учебного

технологическую карту

содержания по

урока с учетом

предметам

инклюзивного

обучения детей с

образования детей с

ограниченными

ограниченными

возможностями

возможностями

здоровья

здоровья

ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью

1.3. Категория слушателей:
Учитель общеобразовательной организации
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 25 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,

Входной контроль

2

0

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1

1

тест

Нормативно-правовая база
1

инклюзивного образования в
образовательной

3

2

0

1

6

2

4

0

6

2

4

0

5

1

4

0

организации.
Приемы и практики
2

адаптации учебного
содержания по предметам в
соответствии с ФАОП ОВЗ
Особенности включения
обучающихся с ОВЗ в

3

образовательный процесс
общеобразовательной
организации
Эффективное

4

взаимодействие школы и
семьи ребёнка с ОВЗ.

*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

Итого

25

7

16

2

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования в образовательной
организации. ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Нормативно-правовые документы в сфере «Образование», регламентирующие
образование детей с особыми потребностями. Понятие «инклюзии» в образовании. Программнометодическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ. Принципы инклюзивного
образования Вариативные модели организации образовательного процесса в условиях
инклюзии. Нозологические группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сочетанные нарушения. Направления и содержание коррекционной работы в соответствии с
ФАОП. Влияние ФАОП на обучение детей с ОВЗ: специализированные курсы, социальная
интеграция, развитие потенциала, сотрудничество всех участников образовательного
процесса, повышение самооценки.
Практическая работа·0
Самостоятельная работа·Изучить нормативные документы с целью акцентирования внимания
на организации образовательного процесса в условиях инклюзии. Составить конспект, обратив
внимание на совокупное описание в нормативных документах направлений и содержания
коррекционной работы.
2 2. Приемы и практики адаптации учебного содержания по предметам в соответствии
с ФАОП ОВЗ ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Особенности преподавания учебных предметов обучающихся с ОВЗ с разными
нозологиями при реализации ФАОП. Реализация предметной области в образовательном
процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФАОП ОВЗ.
Методы оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении. Варианты адаптации
контрольно-измерительных материалов для разных нозологических групп обучающихся с ОВЗ.
Обзор технологий коррекционно-развивающего обучения. Положительная динамика развития
ребенка, принципы оценивания «движения» ребенка. Реализация развивающей функции
обучения. Развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, воображение, мышление,
память, речь. Оценка предметных достижений обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья. Планирование индивидуальных занятий. Подходы к организации итоговой
аттестации обучающихся с ОВЗ.

Практическая работа·Работа по нозологиям в малых группах, учитывая возраст ребенка, с
последующим групповым обсуждением. Прописать следующие особенности адресной работы с
детьми: особенности обучения, особенности взаимодействия, модификация материала и
способов его предъявления. Пример: обучающийся с расстройством аутистического спектра,
НОО. Особенности обучения: доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
избегать переутомления; четко организовывать пространство; использовать подписанные
системы хранения; подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; обращаться к
ребенку по имени; обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; осваивать
деятельность частями, этапами, затем объединять в целое; использовать подкрепление
правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом); постоянно развивать
крупную и мелкую моторику. Особенности взаимодействия педагога. Необходимо принимать во
внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при
расстройстве аутистического спектра: избегайте ироничных выражений; говорите ровным
тоном; не говорите слишком быстро. Необходимо помнить, что некоторые дети с
расстройствами аутистического спектра не могут одновременно воспринимать визуальные и
речевые сигналы, они не могут слушать и видеть в одно и то же время, поэтому невозможно
просить их слушать информацию и выполнять какое-либо задание одновременно. Модификация
материала и способов его предъявления: наглядные средства – схемы, четкие плакаты,
инструкции. С ними ребенку с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше
ориентироваться как в помещении, так и на занятии: визуализация режима дня, карточки
событий (система альтернативной коммуникации, где общение происходит методом обмена
изображений), карточки-слова, карточки – действия, образец для выполнения, визуализация
правил поведения, избегание «не», сокращение объема задания, помощь в переходе от одной
деятельности к другой – карточки и напоминания, перенос знаний на практические жизненные
ситуации. 2 ч. Групповая работа. Специфика разработки педагогами индивидуальных заданий
и адаптация материалов урока для обучающихся с ОВЗ. Схемы анализа коррекционноразвивающего урока, занятия. Анализ этапов урока в соответствии с ФАОП ОВЗ (организация
урока, деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности,
соответствие урока требованиям ФАОП ОВЗ, содержание урока, методика проведения урока,
психологические моменты в организации урока, рефлексия, охрана труда на уроке, домашнее
задание).
Самостоятельная работа·0
3 3. Особенности включения обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс
общеобразовательной организации. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Факторы, влияющие на процесс и успешность адаптации детей с ОВЗ. Доступность
образовательной среды, включающая в себя как педагогические, так и специальные
требования к оборудованию и оснащению пространства. Этапы. Работа с педагогами по
проектированию инклюзивной среды в образовательной организации, по формированию у них
навыков и необходимых компетенций. Содержание деятельности команды педагогов в
создании инклюзивной образовательной среды. Роль инклюзивной образовательной среды в
системе воспитательной работы образовательной организации. Включение обучающихся в
процесс создания инклюзивной среды школы. Привлечение детей с ОВЗ к внеурочной
деятельности. Индикаторы нарушенной адаптации детей. Профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся с ОВЗ. Пропаганда ценности каждой
личности, профилактическая работа с целью снижения вероятности буллинга в классе
«особенного» ребенка.
Практическая работа·2 ч. Работа в малых группах с последующим групповым разбором
предложений. Обсуждение следующих принципов организации инклюзивной образовательной
среды с конкретными предложениями: командный подход к работе, активность родителей,
приоритет социализации как процесса и результата инклюзии, развитие межличностных
отношений, безопасность (физическая и психологическая) эффективной образовательной
среды. 2 ч. Работа в малых группах с последующим групповым обсуждением. Технология

оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: этапы проведения оценки,
условия и способы включения участников образовательного процесса, организация проведения
самооценки школы, внешняя экспертиза в ходе оценки и особенности ее проведении,
организация рефлексивно-проектных семинаров по развитию инклюзивного процесса в
образовательной организации. Практический опыт применения технологии оценки состояния
инклюзивного процесса в образовательной организации.
Самостоятельная работа·0
4 4. Эффективное взаимодействие школы и семьи ребёнка с ОВЗ. ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Участие родителей в создании инклюзивной образовательной среды. Создание
общности детей, родителей, коллектива школы. Просветительская работа. Освещение
основных вопросов развития детей, особенностей детско-родительских отношений.
Просвещение родителей по интересующим вопросам, пропаганда ценностей инклюзивного
образования, возможность для родителей поделиться своим опытом. Организация онлайнконференций для родителей, на которых специалисты психолого-педагогической службы и
педагоги будут говорить о развитии, обучении, воспитании детей; механизмах работы службы
психолого-педагогического сопровождения; условиях получения коррекционной помощи.
Прямые трансляции уроков 1–2 раза в течение учебного года. Цель – повышение
информированности родителей о жизни их детей в школе, возможность своими глазами
увидеть своего ребенка в классе в роли ученика.
Практическая работа·2 ч. Ценностно-смысловые аспекты воспитания. Эффективные практики
проведения внеурочных событий с участием всех субъектов образовательного процесса.
Участие расширенной семьи в социальной интеграции ребенка с ОВЗ в общество. 2 ч. Работа в
малых группах с последующим групповым обсуждением. Разработка сценария /
технологической карты проведения родительского собрания в инклюзивном классе на тему
воспитания толерантности. Предлагаемые группам слушателей темы на выбор: «Толерантность
как основа дружбы: как воспитать уважение к различиям», «Вместе в различиях: воспитание
толерантности в инклюзивном классе», «Толерантность в действии: роль родителей в
воспитании открытости», «Семья и школа: партнёрство в воспитании толерантности у детей».
Самостоятельная работа·0

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Пять заданий с
выбором одного ответа, пять заданий на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы. В этом случае
рекомендован индивидуальный образовательный маршрут освоения Программы, включающий
дополнительные задания для ликвидации дефицитов базовых знаний.
Примеры заданий:
1. Какие речевые нарушения входят в группу стойких специфических отклонений (ТНР)
в развитии речевой функции
А) ОНР (общее недоразвитие речи)

Б) ФНР (фонетическое недоразвитие речи)
В) ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи)
2 .Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять
операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова –
это…
А) музыкальный слух
Б) физический слух
В) фонематическое восприятие
Г) фонематический слух
3. Определение варианта АООП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на
основании
А) рекомендации ПМПК
Б) решения педсовета
В) заявления родителей
Г) психолого-педагогического консилиума школы
4. Что подразумевает термин "инклюзивное образование"?
A) образование только для детей с ОВЗ
Б) образование, организованное в отдельных классах
В) образование, включающее детей с разными потребностями в обычные классы
Г) образование без формального обучения

Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения приращения знаний по содержанию
Программы, в том числе нормативно-правовой базы инклюзивного образования, приемов и
практик адаптации учебного содержания по предметам обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья. Состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл.
Тест включает восемь вопросов с выбором одного ответа, два задания на установление
соответствия, два задание на определение логической последовательности и восемь вопросов
на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено» / «не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно.
Примеры заданий:

1. Какой документ необходим для создания индивидуальной программы для ребенка с
ОВЗ?
A) заключение психолого-медико-педагогическая комиссия
Б) учебный план
В) модель инклюзивного образования
Г) социальная карта
3. Какие образовательные результаты должны быть достигнуты в рамках
инклюзивного образования? (выберите несколько)
A) социальная адаптация
Б) академическая успеваемость
В) углубленное изучение предметов
Г) развитие навыков взаимодействия с окружающими
4. Какие подходы могут быть использованы в инклюзивном образовании? (выберите
несколько)
A) дифференциация заданий
Б) индивидуальная работа с каждым учеником
В) обучение только в группах
Г) использование специальных методов и технологи
Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на знания и умения, полученные на лекционных и практических занятиях,
разработать технологическую карту урока в классе по выбранному слушателем уровню
образования и предмету с учетом приемов и практик инклюзивного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Технологическая карта должна включать в себя
следующие разделы: предмет, параллель / класс, тему, планируемые результаты, цель на урок
(для ученика и учителя), описание деятельности ученика и учителя на различных этапах урока,
количество и нозологии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, наличие
коррекционно-развивающих задач, соответствие урока требованиям ФГОС, нацеленность на
формирование УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.
Использовать приемы и практики адаптации учебного содержания по предмету обучения детей
с ОВЗ. Обратить внимание на необходимость повторения изученного материала в начале урока
с детьми ОВЗ, правильность освещения учебного материала и реализацию
дифференцированного обучения, наличия заданий разного уровня сложности.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «Зачтено» при выполнении практического задания необходимо учесть
ВСЕ следующие критерии: Формулировка целей: Цель сформулирована через указание

конкретных действий, которые возможно измерить. Коррекционно-развивающие задачи:
Задачи сформулированы четко с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы.
Конкретизация планируемых результатов освоения содержания урока: Сформулированы
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с целью и
содержанием урока с учетом обучающихся с ОВЗ. Описание деятельности на этапах урока:
деятельность обучающихся организована с использованием учебно-познавательных и учебнопрактических заданий, методов и приёмов. Использован деятельностный подход,
направленный на формирование предметных знаний, умений и УУД. Учтены особые
потребности инклюзивного образования и обеспечение освоения содержания образования,
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Критериальное оценивание:
Критерии оценивания достижения планируемых предметных и метапредметных результатов
урока дифференцируемы с учетом особенностей и индивидуальных возможностей
обучающихся с ОВЗ, сформулированы и предъявлены обучающимся.
Примеры заданий:
Пример оформления технологической карты урока инклюзивного класса
в табличном виде

ФИО педагога, ОО

Предмет

Класс

Количество детей с ОВЗ, нозологии

Тема урока

Образовательная цель на урок (цель
ученика)

Педагогическая цель на урок (цель учителя)

Коррекционно-развивающие

задачи

обучающихся с ОВЗ

Учебно-методическое оснащение

для

Основные предметные и метапредметные
понятия

Планируемые результаты освоения
содержания урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Деятельность

Используемые

Формируемые

обучающихся

приёмы

УУД

Деятельность

Используемые

Формируемые

обучающихся с ОВЗ

приёмы

УУД

Деятельность учителя

ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – URL:
https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 14.04.2025)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями и дополнениями) –
URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения:
14.04.2025)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» – URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 14.04.2025)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» – URL: https://www.garant.ru
/products/ipo/prime/doc/406486955/ (дата обращения: 14.04.2025)
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» – URL: https://www.gar
ant.ru/products/ipo/prime/doc/405965157/ (дата обращения: 14.04.2025)
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)" – URL: http://publication.pr
avo.gov.ru/Document/View/0001202302060059 (дата обращения: 14.04.2025)
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» – URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006. (дата обращения: 14.04.2025)

Литература
1. Бруцкая К. А., Лазуренко С. Б. Практики включения родителей и прародителей в
образование детей с ОВЗ: отечественный и зарубежный опыт инклюзии // Известия РГПУ
им. А. И. Герцена. 2022. № 206.
2. Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Контроль качества обучения в условиях инклюзии / под
общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ИКП РАО, 2020. – 84 с.

3. Дубровина Е.А. Гигиенические аспекты обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов // В сборнике: Современные проблемы экологии и здоровья
населения. Материалы II Всероссийской конференции с международным участием,
посвященной 300-летию Российской академии наук, и V Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых. Иркутск, 2023. С. 38-42.
4. Домур-оол Ч.Д. Индивидуальный подход как один из эффективных методов в обучении
детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Информатизация
образования: теория и практика. Сборник материалов Международной научнопрактической конференции памяти академика РАО М. П. Лапчика. Омск, 2022. С. 170-174.
5. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Кондракова И. Э., Литовченко О. В., Залаутдинова С. Е.
Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья:
реалии компетентностного обеспечения // ИТС. 2023. № 1 (110).
6. Маркелова Ю.И., Кольчугина Н.И., Монахова Н. А. Психолого-педагогическое
сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: методические
рекомендации по организации работы с детьми с расстройством аутистического спектра.
Иваново, 2020. – 44 с.
7. Носкова Н. А. Проектирование инклюзивной образовательной среды в образовательных
учреждениях // Этнодиалоги. 2022. № 3 (69).
8. Решетникова Т.В., Груша А.В. Особенности адаптации детей с ОВЗ в
общеобразовательной организации // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. 2022. № 9-1 (72). С. 27-29.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1.

Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях
методические рекомендации для руководящих и педагогических работников
общеобразовательных организаций. / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. –
М.: МГППУ, 2022. ‒ 151 с. URL: https://vk.com/wall-145590892_12309

(дата

обращения: 14.04.2025)

4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом

педагогических

работников

и

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер

преподавателя

должен

аудиоколонками и/или наушниками.

быть

оснащен

веб-камерой,

микрофоном,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».