Основные подходы к организации социально-коммуникативного развития дошкольников, в рамках освоения Федеральной программы ДО

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Основные подходы к организации социально-коммуникативного развития
дошкольников, в рамках освоения Федеральной программы ДО

Разработчик(и) программы:
Скрипина Е.А., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Глух Н.Н., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", нет

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образования в организации социально-коммуникативного развития
дошкольников, в рамках освоения Федеральной программы ДО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая

Трудовое действие

функция

Знать

Уметь

Использовать приемы и
Развитие у обучающихся
познавательной активности,
самостоятельности,
Профстандарт:
01.001
Развивающая
деятельность
А/03.6

инициативы, творческих
способностей, формирование
гражданской позиции,
способности к труду и жизни
в условиях современного
мира, формирование у
обучающихся культуры
здорового и безопасного
образа жизни

Методы и приемы

практики социально-

социально-

коммуникативного развития

коммуникативного

дошкольников Разрабатывать

развития дошкольников

карты развития ребенка в

Алгоритм создания карты

аспекте социально-

развития дошкольников

коммуникативного развития

Алгоритм методической

Создать сценарий методической

разработки совместной

разработки совместной детско-

детско-взрослой

взрослой деятельности с

деятельности с

использованием приемов и

использованием приемов и

практик социально-

практик социально-

коммуникативного развития

коммуникативного развития

дошкольников в соответствии с
алгоритмом и возрастом детей.

1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольных образовательных организация
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 32 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

*

Входной контроль

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

6

2

4

0

4

2

2

0

Нормативно-правовые
основания организации
1

социальнокоммуникативного
развития дошкольников
Использование форм
социальной активности в
формировании основ

2

гражданственности и
патриотизма, позитивных
установок к различным
видам труда

тест

Эффективные приемы и
практики развития
3

социального и
эмоционального

3

1

2

0

5

1

3

1

5

2

3

0

4

2

2

0

интеллекта у
дошкольников
«Карта развития
дошкольника» в аспекте
4

социальнокоммуникативного

практическая
работа

развития воспитанников
Практики организации
совместной деятельности,
5

направленной на развитие
общения ребенка со
взрослыми и сверстниками
«Говорящая среда» как
средство развития
самостоятельности и

6

инициативности, интереса
и мотивации к
планированию и
регуляции ребенком
собственных деятельности

*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

3

0

1

2

Итого

32

10

19

3

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания организации социально-коммуникативного развития
дошкольников. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Нормативно-правовые основания социально-коммуникативного развития
дошкольников. Задачи и содержание образовательной деятельности по социальнокоммуникативному развитию дошкольников. Задачи социально-коммуникативного развития.
Методы и приемы социально-коммуникативного развития дошкольников. Возрастные
особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, умение
использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности.
Практическая работа·Работа в малых группах. Систематизация критериев социальнокоммуникативного развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, планируемыми результатами дошкольного образования, в соответствии с ФОП
ДО. Работа в малых группах. Отработка практических приемов и методов социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста. Систематизация методов и приемов
в соответствии с возрастом детей (заполнение таблицы).
2 Использование форм социальной активности в формировании основ
гражданственности и патриотизма, позитивных установок к различным видам труда (
лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Формы социальной активности в детском саду: социальные акции, волонтерство,
детско-взрослые сообщества. Событийность в организации планирования детской
деятельности. Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к
различным видам труда и творчества. Формирование основ социальной навигации и
безопасного поведения в дошкольном возрасте: задачи и направления деятельности.

Федеральный план воспитательной работы. Практики, приемы социально-коммуникативного
развития дошкольников
Практическая работа·Работа в малых группах. Создание картотеки событий, в соответствии с
Федеральной программой ДО, возрастными особенностями воспитанниками, уклада и
традиций дошкольной организации, с использованием практик и приемов социальнокоммуникативного развития дошкольников
3 Эффективные приемы и практики развития социального и эмоционального
интеллекта у дошкольников ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Понятия «Эмоциональный и социальный интеллект». Эмоции и чувства.
Эмоциональная культура. Пять способностей эмоциональной культуры: умение понимать свои
эмоции, умение управлять своими эмоциями, умение распознавать эмоции других людей,
умение выстраивать отношения с окружающими, умение мотивировать себя на достижение
целей. Практики формирования социального и эмоционального интеллекта у всех субъектов
образовательных отношений
Практическая работа·Работа в парах по выполнению практик для педагогов: «Мои границы».
«Твой дом», «Удивительная неделька», «Твой цветок счастья», «Мой план заботы о себе».
Практики развития социального и эмоционального интеллекта у дошкольников: «Границы и
самостоятельность, «Общение и дружба», «Тревожность и самостоятельность»
4 «Карта развития дошкольника» в аспекте социально-коммуникативного развития
дошкольников ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Алгоритм разработки «Карты развития дошкольника». Обязательные разделы и
критерии «Карты развития дошкольника»: основные этапы социально-коммуникативного
развития, общие данные о ребенке, задачи и показатели освоения образовательной области с
учетом возрастных особенностей детского развития, планируемыми результатами освоения
Федеральной программы ДО.
Практическая работа·Работа в малых группах. Знакомство с формой. Отбор критериев в
соответствии с планируемыми результатами Федеральной программы ДО образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» по возрастам. Заполнение «Карты развития
дошкольника» в соответствие с возрастными особенностями и возможностями детей группы, с
которой работает слушатель. Промежуточный контроль подробно описан в Разделе № 3.
Самостоятельная работа·Изучение планируемых результатов и содержательного раздела
ФОП ДО образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для выборки
критериев социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Заполнение
«Карты развития дошкольника» в соответствие с возрастными возможностями детей группы, с
которой работает слушатель
5 Практики организации совместной деятельности, направленной на развитие общения
ребенка со взрослыми и детьми ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Приемы общения, позволяющие осуществлять позитивное, результативное
взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены
семьи, педагоги). Технология активного слушания. Приемы поддержки и похвалы. Реализация
социально-коммуникативного развития в различных видах деятельности и культурных
практиках. Виды детского общения со взрослыми (ситуативно-деловое, внеситуативнопознавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое,
внеситуативно-деловое). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по
планированию и достижению совместно выработанных целей и задач. Самостоятельность.
Партнерский стиль взаимодействия. Сотрудничество в обучении. Приоритет педагогики
сотрудничества. «Гибкое» планирование - возможность ребенка двигаться в своем темпе и
гибко использовать время. Алгоритм методической разработки совместной детско-взрослой
деятельности.
Практическая работа·Работа в малых группах. Отработка в малых группах технологии
активного слушания. Тренинг развивающего общения. Отработка приемов похвалы и
поддержки. Отработка различных моделей совместного планирования. Работа в малых

группах. Работа в кейс-технологии: анализ сценариев методических разработок совместной
детско-взрослой деятельности. Выделение положительных моментов, адекватности
использования методов, приемов и практик социально-коммуникативного развития
дошкольников с учетом возрастных особенностей. Создание сценария методической
разработки совместной детско-взрослой деятельности в соответствии с алгоритмом и
возрастом детей.
6 «Говорящая среда» как средство развития самостоятельности и инициативности,
интереса и мотивации к планированию и регуляции ребенком собственных действий (
лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·«Говорящая среда». «Голос» ребенка в группе. Организация образовательной
деятельности на педагогических принципах развивающего образования, «говорящей» и
мотивирующей среды, выбора – материала, деятельности, партнеров, возможность
самостоятельно планировать, контролировать и оценивать собственные цели и результаты.
Личностно-развивающая среда. Приемы педагогической поддержки детской инициативы,
самостоятельности, спонтанной игры, развития субъектности ребенка.
Практическая работа·Работа в малых группах. Проектирование личностно-развивающей
образовательной среды группы. «Гибкое» планирование детско-взрослой деятельности с
учетом детской инициативы, интересов, индивидуальных особенностей и возможностей детей
возрастной группы, с которой работает слушатель.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Во ФГОС ДО определено, что одно из направлений образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» звучит так:
а) развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;
б) развитие любознательности и мотивации к познавательной деятельности;
в) владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
г) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Правильный ответ: а

Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2.

В

нормативно-правовых

документах

дошкольного

образования

определены

следующие образовательные области развития дошкольника:

а) интеллектуальное;
б) социально - коммуникативное;
в) развитие речи;
г) физическое;
д) познавательное;
е) художественно-эстетическое;
ж) речевое
Правильный ответ: б, г, д, е. ж
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе знание методов и приемов социально-коммуникативного развития дошкольников,
алгоритма методической разработки совместной детско-взрослой деятельности с
использованием приемов и практик социально-коммуникативного развития. Итоговое
тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 14 заданий с
выбором одного ответа, 2 задания на установление соответствия, 2 задания на определение
логической последовательности и 2 задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17-20 баллов – уровень
высокий; 14-16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал не менее10 баллов
Примеры заданий:
Задание на установление соответствия
1.. Установить соответствие между возрастом детей (левый столбик) и основными методами,
приемами социально-коммуникативного развития (правый столбик).

1.
Сюжетно-ролевая игра;
А. от 3 до

Игровая проблемная или игровая поисковая ситуация;

4 лет

Игры-этюды, игры -эксперименты и игры путешествия;
Простейшие ситуационные задачи;
Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с
элементами игры;

2.
Решение кейсов;
Метод проектов;
Совместные коллективные дела социально-значимой направленности;
Ситуационные задачи

В. от 4 до

Музейная педагогика;

5 лет

Образовательное путешествие;
Квест;
Литературно-игровые формы (стихотворные игры, сочинение с детьми
лимериков (форма коротких стихотворений);
Самостоятельная деятельность детей.
Развивающая игра

3.
Игры-эксперименты и игры -путешествия предметного характера;
С. От 5 до

Сюжетные игры;

6 лет

Организация моментов радости;
Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
Игры с моделированием;
Чтение художественной литературы и игровые действия

4.
Ситуационные задачи;
D. от 6 до
7 лет

Метод проектов;
Метод коллекционирования;
Литературно-игровые формы (сочинение с детьми загадок, продолжение
сказок и рассказов);
Спонтанная и режиссерская игра;
Сюжетно-ролевая игра.

Правильный ответ: А – 3, В – 1, С – 4, D - 2

Задание на определение логической последовательности

2. Установить и пронумеровать логическую последовательность действий воспитателя при
организации совместной детско-взрослой деятельности (метод проектов).

Презентация результатов

Постановка цели взрослого, определение задач

Формулирование развивающих вопросов к детям по теме проекта

Определение темы

Постановка детской цели

Планирование содержания и видов деятельности для реализации проекта

Совместное определение перспектив развития проекта
Количество попыток: 3

Промежуточный контроль
Раздел программы: «Карта развития дошкольника» в аспекте социально-коммуникативного
развития воспитанников.
Форма: практическая работа по разработке «Карты развития дошкольника» в аспекте
социально-коммуникативного развития.
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных знаний и умений по темам №№ 1 - 4
программы. На лекционных и практических занятиях изучались цели, задачи, методы и
приемы, а также планируемые результаты социально-коммуникативного развития
дошкольников, возрастные особенности и критерии социально-коммуникативного развития,
знакомились с алгоритмом разработки «Карты развития дошкольников» в аспекте социальнокоммуникативного развития. «Карта развития дошкольника» разрабатывается в соответствии
с изученным алгоритмом, и заполняется с учетом возрастных особенностей детей группы, на
которой работает слушатель. При заполнении «Карты развития дошкольника» рекомендуется
использовать Федеральную программу ДО для сопряжения выполняемой работы с задачами и
направлениями образовательной деятельности образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» и планируемых результатов, представленных в Федеральной
программе ДО.
Критерии оценивания:
«Карта развития дошкольника» должна соответствовать определенной форме, учитывать
возрастные особенности, планируемые результаты социально-коммуникативного развития
дошкольников в соответствие с Федеральной программой ДО. Оценка выполнения работы –
«зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если слушатель отразил в карте следующие параметры:
возрастные особенности, умения и навыки детей в аспекте социально-коммуникативного

развития
Примеры заданий:
Образец «Карты развития дошкольника»
Карта развития дошкольника
(_________________ группа)
ФИО

ребенка_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Воспитатели

Учебный

год

__________________________________________________________________

Критерий

Период

Примечание,
предложения

сентябрь

май

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В сфере социальных отношений

1…

В области формирования основ гражданственности и патриотизма

1…

В сфере трудового воспитания

1…

В области формирования основ безопасного поведения

1…

Средний балл

Выводы

(сентябрь)

_____________________________________________________________

Выводы

(май)

_________________________________________________________________

Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа по созданию сценария методической разработки совместной
детско-взрослой деятельности.
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных умений по тематике программы.
Использовать отработанные на практических занятиях методы и приемы, практики социальнокоммуникативного развития дошкольников и подходы к организации различных видов
совместной детско-взрослой деятельности, различных форм социальной активности. Учесть
приемы педагогической поддержки детской инициативы, самостоятельности, спонтанной
игры, развития субъектности ребенка, использования культурных практик в совместной детсковзрослой деятельности. Сценарий методической разработки совместной детско-взрослой
деятельности создается в соответствии с алгоритмом, и должен учитывать возрастные
особенности социально-коммуникативного развития дошкольников, планируемые результаты,
представленные в Федеральной программе ДО. Включать в себя: тему, цель и задачи,
интеграцию различных видов детской деятельности в аспекте социально-коммуникативного
развития дошкольников, методы и приемы социально-коммуникативного развития
дошкольников.
Критерии оценивания:
Работа должна соответствовать алгоритму проектирования совместной детско-взрослой
деятельности, с учетом возрастных особенностей, наличием планируемых результатов в
соответствии с Федеральной программой ДО. Оценка выполнения работы – «зачет» / «не
зачет». Зачет ставится, если методическая разработка слушателя соответствует следующим
параметрам: - целесообразность представленной темы для детей, родителей и педагогов; практическая направленность и значимость представленной работы - соответствие цели и
задач возрастным особенностям детей; - соответствие содержания работы образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие»; - оформление методической разработки.
Примеры заданий:
Пример методической разработки
Постановка проблемы: объясняет, почему возникла необходимость в выполнении данной
деятельности, для чего перечисленные формы работы нужны детям, родителям, воспитателям,
дошкольному учреждению;
Цель методической разработки: должна быть понятна, конкретна, реалистична;

Задачи: (воспитательные, образовательные, развивающие);
Методы и формы работы: направленные на реализацию задач;
Ожидаемые результаты: что необходимо получить для выполнения поставленных задач,
количественный и качественный результат.

Содержание

Участники
Сроки реализации

деятельности

Совместная деятельность с
детьми / с родителями / с педагогами
1…

Организация самостоятельной
деятельности детей
1…

Формы и методы работы /
Мероприятия / События
1…

Презентация результатов деятельности

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.06.2022).
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.04.2023).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере

дошкольного,

образования)

начального

(воспитатель,

общего,

учитель)"

(с

основного

общего,

изменениями

и

среднего

общего

дополнениями).

-

URL:

https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 18.04.2023).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286
"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования". URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

(дата

обращения:

27.07.2022).
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования", URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review (дата обращения:
18.04.2023).
6. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853 (дата обращения:
18.04.2023).
7. Приказ Министерства Просвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
Федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования»,

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 18.04.2023).
Литература
1. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в
группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов –
Краснодар: Экоинвест, 2022 – 250 с.: ил.
2. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений/ Л. В. Свирская. – М.: Обруч, 2021.
– 240 с.
3. Виктория

Шиманская.

Где

живут

эмоции?

Практические

задания

для

развития

эмоционального интеллекта – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020. – 103 с.
4. Технологии

эффективной

социализации

в

детском

саду

и

в

начальной

школе.

Планирование, результаты, диагностика: (учебно-методическое пособие)/ под ред. Н. П.
Гришаевой. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 264 с.
Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе. Развивающая
диагностика. Сценарии проблемно-педагогических ситуаций: ((учебно-методическое пособие)/
под ред. Н. П. Гришаевой. – М.: Линка-Пресс, 2020. – 236 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Обруч» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obruch.ru/node/256
(дата обращения 15.05.2023)

2. Издательство «Воспитание дошкольника [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://dovosp.ru/journals (дата обращения 15.05.2023)
3. Справочник
[Электронный

от

автора24.

ресурс]

–

Социально-коммуникативное

Режим

доступа:

развитие

https://clck.ru/34RPLP

дошкольников

(дата

обращения

15.05.2023).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».