Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
«Организация образовательной деятельности по основным направлениям
речевого развития детей дошкольного возраста в контексте освоения
Федеральной программы ДО и реализации ФГОС ДО»
Разработчик(и) программы:
Глух Н.Н., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Щербина Е.Ю., МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образования в организации образовательной деятельности по
основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста в контексте освоения
Федеральной программы ДО и реализации ФГОС ДО..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Планирование и реализация
Профстандарт:
01.001
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
образования B/01.5
образовательной работы в
группе детей раннего и/или
дошкольного возраста в
Уметь
Планировать
Основные направления
образовательную
речевого развития
деятельность воспитателя с
дошкольников Подходы к
детьми по основным
планированию
направлениям речевого
образовательной
соответствии с
развития в течение дня.
деятельности воспитателя с
федеральными
Проектировать
детьми по основным
государственными
образовательные ситуации
направлениям речевого
образовательными
стандартами и основными
образовательными
речевого развития в
развития в течение дня.
соответствии со структурой,
Структуру образовательной
направленностью и
ситуации речевого развития
программами
детей дошкольного возраста
возрастом детей
дошкольного возраста. .
1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольных организаций
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
час
*
Входной контроль
Самостоятельная
Формы
работа, час
контроля
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1
0
1
0
3
1
1
1
2
1
1
0
Нормативно-правовые
основания организации
речевого развития детей
дошкольного возраста.
1.
Задачи, планируемые
результаты
образовательной
деятельности по
направлению «Речевое
развитие».
Возрастные особенности
2.
речевого развития детей
дошкольного возраста.
тест
Вариативные формы,
способы, методы и
3.
средства речевогоразвития
4
1
2
1
2
1
1
0
4
1
3
0
2
1
1
0
2
1
1
0
2
1
1
0
3
1
2
0
2
1
1
0
2
1
1
0
3
1
2
0
детейдошкольного
возраста.
4.
Речевая развивающая
среда группы
Планирование
образовательной
5.
деятельности по речевому
развитию детей
практическая
работа
дошкольного возраста.
Формирование словаря у
6.
детей дошкольного
возраста
Образовательная
деятельность по развитию
7.
звуковой культуры речи у
детей дошкольного
возраста.
Образовательная
деятельность по
8.
формированию
грамматического строя
речи
Связная речь: развитие
9.
монологической и
диалогической речи.
Структура беседы.
10.
Подготовка детей к
обучению грамоте.
Развитие интереса к
11.
художественной
литературе у детей
дошкольного возраста.
Особенности
образовательной
деятельности разных
видов и культурных
практик, применяемых в
12.
речевом развитии детей
дошкольного возраста.
Алгоритм технологической
карты образовательной
ситуации речевого
развития детей
дошкольного возраста.
*
Выходной контроль
1
0
1
0
*
Итоговая аттестация
3
0
3
0
тест
практическая
работа
Итого
36
12
22
2
2.2. Рабочая программа
1. Нормативно-правовые основания организации речевого развития детей
дошкольного возраста. Задачи, планируемые результаты образовательной
деятельности по направлению «Речевое развитие». ( лекция - 1 ч. практическое занятие 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Значение речи для разностороннего развития ребенка. Нормативно-правовые
основания речевого развития дошкольников. Основные направления, цели и задачи речевого
развития. Содержание образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Задачи и планируемые результаты образовательной деятельности в соответствие с
Федеральной программой ДО.
Практическая работа·Работа в малых группах. Систематизация критериев речевого развития
дошкольников в соответствии с задачами образовательной деятельности, планируемыми
результатами дошкольного образования, в соответствие с Федеральной программой ДО.
Самостоятельная работа·Изучение содержательных разделов Федеральной программы и
ФГОС ДО по направлению «Речевое развитие», целевых ориентиров и планируемых
результатов речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста. ( лекция - 1
ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста.
Планирование взаимодействия с родителями/законными представителями по речевому
развитию детей дошкольного возраста: привлечение к участию в опросах «Моя любимая сказка
детства», рейтингах «Мой любимый литературный герой», детско-взрослой проектной
деятельности и других совместных событиях. Организация взаимодействия со специалистами
коррекционной педагогики. Альтернативная коммуникация..
Практическая работа·Работа в малых группах. Систематизация возрастных особенностей
речевого развития детей дошкольного возраста с содержанием образовательной деятельности
по речевому развитию дошкольников. Составления плана взаимодействия с
родителями/законными представителями ребенка по речевому развитию, с учетом инициативы
и запросов родителей по данному направлению развития ребенка..
3. Вариативные формы, способы, методы и средства речевого развития детей
дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 1
ч. )
Лекция·Современные подходы в развитии речи и мышления детей дошкольного возраста.
Формы реализации образовательной области «Речевое развитие». Образовательная ситуация форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно
организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и
обучения. Направленность образовательных ситуаций. Роль игры в речевом развитии детей
дошкольного возраста. Виды детского общения со взрослыми (ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое). Технология активного слушания. Классификация методов и
приемов речевого развития детей дошкольного возраста. Приемы общения и налаживания
коммуникации. Приемы поддержки и похвалы. Средства речевого развития детей дошкольного
возраста.
Практическая работа·Практическое занятие: 1 ч. Работа в малых группах. Отработка в малых
группах технологии активного слушания. Систематизация методов и приемов речевого
развития дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и видов детской
деятельности. Представление результатов в табличной форме. Практическое занятие: 1 ч.
Работа в малых группах. Систематизация образовательных ситуаций в соответствии с
направленностью, видом и возрастом детей. Представление результатов в табличной форме..
Самостоятельная работа·Изучение методической литературы, отражающей современные
подходы к организации речевого развития дошкольников, через развитие субъектности и
поддержки детской инициативы, следующих авторов: Ю. В. Илюхина, Л. В. Круглова, М. М.
Миркес. Событийный и ситуационный подход в дошкольном образовании (Свирская Л. В.,
Гришаева Н. П., авторский коллектив комплексной программы «Детство» и пр.).
4. Речевая развивающая среда группы. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·«Говорящая среда» группы. «Голос» ребенка в группе. Организация образовательной
деятельности на педагогических принципах развивающего образования, «говорящей» и
мотивирующей среды, выбора – материала, деятельности, партнеров, возможность
самостоятельно планировать, контролировать и оценивать собственные цели и результаты.
Приемы педагогической поддержки детской инициативы, самостоятельности, спонтанной
игры, развития субъектности ребенка. Совместная (партнерская) деятельность взрослых и
детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Организация речевого
взаимодействия в форме полилога: утренний и вечерний круг, образовательные ситуации,
детский совет, клубный час и др. Содержание речевых уголков/центров в разных возрастных
группах. Алгоритм педагогического наблюдения востребованности речевого уголка/центра
детьми возрастной группы.
Практическая работа·Работа в малых группах. Проектирование речевой развивающей среды
группы. Анализ востребованности детьми и оснащения речевого уголка/центра в соответствие
с задачами речевого развития детей дошкольного возраста, требованиями к содержанию и
наполнению.
5. Планирование образовательной деятельности по речевому развитию детей
дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Виды планов: стратегические (годовое планирование), тактические (перспективный,
тематический план), оперативные (календарный план). Принципы планирования
образовательной деятельности: развивающее вариативное образование; единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования; интеграция
образовательных областей, возрастная адекватность, индивидуализация образования.
«Гибкое» планирование - возможность ребенка проявлять инициативу, двигаться в своем
темпе и гибко использовать время. Совместное планирование: «Паутинка», модель «Хочу все
знать», модель 3-х, 5-ти, 7-ми вопросов, СКРАМ-планирование. Календарь ожиданий. Адвенткалендарь. Алгоритм планирования образовательной деятельности по речевому развитию
детей дошкольного возраста в течение дня. .
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах, объединенных в
соответствии с возрастом воспитанников группы, с которой работает слушатель. Разработка
формы плана образовательной деятельности по речевому развитию по выбору слушателя.
Отработка алгоритма планирования образовательной деятельности по речевому развитию в
течение дня, с учетом возрастных особенностей, видов детской деятельности и основных
направлений речевого развития детей. Презентация групповой работы и разбор
представленных планов на соответствие принципам образовательной деятельности.
Практическое занятие: 1 ч. Промежуточный контроль подробно описан в Разделе № 3.
6. Формирование словаря у детей дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 1 ч. )
Лекция·Задачи словарной работы. Обогащение словаря. Методы и приемы обогащения
словаря. Активизация словаря. Прием «Составители словаря» направлен на развитие
коллективной мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста по
предположению и объяснению новых / неизвестных слов. Методы и приемы активизации
словаря. Содержание образовательной деятельности по формированию и развитию словаря в
соответствии с возрастом детей.
Практическая работа·Работа в малых группах. Отработка приема «Составители словаря».
Классификация игр, материалов и оборудования, направленных на обогащение и активизацию
словаря детей различных возрастных групп. Составление картотеки игр по обогащению и
активизации словаря для детей возрастной группы, с которой работает слушатель.
7. Образовательная деятельность по развитию звуковой культуры речи у детей
дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Звуковая и интонационная культура речи. Развитие фонематического слуха у детей
дошкольного возраста. Дикция и выразительность речи. Артикуляционный аппарат
дошкольника. Артикуляционная гимнастика. Сила и высота голоса. Дыхание и темп речи.
Требования к речи воспитателя. Игры и упражнения, направленные на развитие звуковой
культуры речи. Сказки-звучалки (шумелки) (авторы – Сергей и Екатерина Железновы) как
средство формирования фонематических процессов.
Практическая работа·Работа в малых группах. Отработка этапов повествования сказокзвучалок (шумелок). Подбор тематических комплексов артикуляционных гимнастик и
пальчиковых игр, способствующих развитию фонематического слуха и звуковой культуры речи
для детей разных возрастных групп. Составление свода правил для воспитателя «Образцовая
речь».
8. Образовательная деятельность по формированию грамматического строя речи. (
лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Особенности усвоения грамматических форм речи. Ударение. Согласование слов в
предложении. Употребление слов в единственном и множественном числе. Составление
простых и распространенных предложений. Методический прием «Синквейн».
Словообразование. Речевые высказывания в различных формах: вопросительные,
повелительные, повествовательные. Прямая и косвенная речь.
Практическая работа·Работа в парах: тренинг по согласованию трудных (иностранных) слов в
предложении. Отработка методического приема «Синквейн». Работа в малых группах:
составление практических рекомендаций для родителей «Вместе говорим правильно», с
приложением картотеки игр по формированию грамматического строя речи.
9. Связная речь: развитие монологической и диалогической речи. Структура беседы. (
лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Виды рассказывания. Методы и приемы обучения рассказыванию в разных
возрастных группах. Пересказ. Наглядное моделирование: мнемотехника, мнемодорожки,
мнемотаблицы, сенсорно - графическая схема (Воробьёва В. К.), предметно - схематическая
модель (Ткаченко Т. А.), коллаж (Большева Т. В.). Развивающий диалог (полилог). Вопросы –
функциональная единица диалога (полилога). Вопросы разных типов: простые, уточняющие,
объясняющие, творческие, оценочные, практические, проблемные и пр. Закрытые и открытые
вопросы. Виды бесед с детьми. Обобщающая беседа как вид занятия. Структура беседы.
Детская журналистика и организация работы в мультстудии.
Практическая работа·Работа в малых группах. Составление рассказов с опорой на различные
модели. Тренинг переформулирования закрытых вопросов в открытые. Работа в паре.
Составление сценария беседы (по выбору вида беседы слушателями) в соответствие со
структурой, с упором на формулировку вопросов разных типов к детям по теме беседы. .
10. Подготовка детей к обучению грамоте. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Термины: «звук», «слово», «буква», «предложение», «гласный звук», «согласный
звук». Словесный состав предложения. Звуковой состав слова. Схемы звукового состава слова.
Анализ слов различной звуковой структуры. Игровые приемы и упражнения. Составление и
членение простых предложений с указанием последовательности слов в предложении.
Деление слов на слоги. Знакомство с буквами. Чтение слогов, слов, простых предложений из 23 слов. Ориентировка на листе бумаги. Графический диктант.
Практическая работа·Работа в парах: отработка алгоритма последовательности анализа
слова и предложения. Работа в малых группах: классификация игр и упражнений по
подготовке детей к обучению грамоте в соответствии с возрастной группой.
11. Развитие интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста. (
лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Жанры фольклора и художественной литературы. Методика художественного чтения
и рассказывания. Виды чтения с детьми: чтение с остановками, чтение с пропусками, чтение с
продолжением, чтение с незавершенным концом. Оценка характера персонажа. Образные
единицы текста. Рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же
произведению. Методика заучивания стихотворения в разных возрастных группах.
Художественно-речевые и исполнительские умения: чтение наизусть, чтение по ролям,
пересказ близко к тексту. Литературно-игровые формы: сочинение с детьми загадок,
стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихотворений), сказок и
рассказов. Модель составления загадок А. А. Нестеренко. Технологии обучения детей
составлению сравнений и метафор. Сочинительство. Игры-драматизация, театральная
деятельность по сюжетам художественных произведений.
Практическая работа·Работа в малых группах: практикум по выразительному чтению.
Отработка технологий обучения детей составлению сравнений и метафор, сочинение лимерик
и загадок.
12. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
применяемых в речевом развитии детей дошкольного возраста. Алгоритм составления
технологической карты образовательной ситуации. ( лекция - 1 ч. практическое занятие 2 ч. )
Лекция·Виды образовательной деятельности. Образовательный результат – особенность
образовательной ситуации. Структура образовательной ситуации. Алгоритм описания
образовательной ситуации В. А. Деркунской. Развивающая ситуация и ее составляющие
(авторы Кларина Л. М., Михайлова З. А.). Тематика культурных практик в аспекте речевого
развития детей дошкольного возраста. Интеграция различных видов образовательной и
детской деятельности. Приемы педагогической поддержки речевой активности детей
дошкольного возраста в самостоятельной и совместной образовательной деятельности.
Практическая работа·Практическое занятие: 1 ч. Работа в паре: речевые диалоги в различных
ситуациях (игра, обращение, поручение и пр.), отработка приемов педагогической поддержки
речевой активности детей. Работа в малых группах. Подбор картотеки речевых игр и
художественного слова к различным видам детской деятельности. Практическое занятие: 1 ч.
Отработка кейс-технологии в малой группе. Анализ слушателями кейсовых образовательных
ситуаций речевого развития на соответствие структуре, виду, направленности и возрастным
особенностям детей.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Описание, требования к выполнению: проводится с целью определения уровня базовых знаний
по тематике программы. Входное тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых
оценивается в 1 балл. Семь заданий с выбором одного ответа, одно задание на установление
соответствия, одно задание на определение логической последовательности и одно задание
на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Во ФГОС ДО определено, что одно из направлений образовательной области
«Речевое развитие» звучит так:
а) развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
б) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
в) владение речью как средством общения и культуры;
г) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Правильный ответ: в
Задание на установление соответствия
2. Установить соответствие между названием документа (левый столбик) и его содержанием
(правый столбик).
1. …содержательные линии образовательной деятельности,
А.
ФГОС
ДО
Содержание
п.
2.6.
Программы
должно обеспечивать …
реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей
дошкольного возраста (социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического,
физического развития).
В.
Содержательный
раздел
Федеральной
программы
ДО
определяет …
2. Формирование словаря, звуковая культура речи,
грамматический строй речи, связная речь, подготовка детей к
обучению грамоте, интерес к художественной литературе.
3. … развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие
С. ФГОС ДО, Содержание
Программы
по
направлению
речевое
развитие включает:
структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей (далее образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
4.
D.
ДО,
задачи
образовательной
деятельности
речевому развитию:
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически правильной диалогической и монологической
Федеральная
программа
Обогащение
по
речи;
развитие
интонационной
знакомство
с
понимание
на
речевого
культуры
книжной
слух
творчества;
речи,
звуковой
фонематического
культурой,
текстов
развитие
детской
различных
и
слуха;
литературой,
жанров
детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Правильный ответ: А – 3, В – 1, С – 4, D - 2
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе об основных направлениях речевого развития детей дошкольного возраста, методах и
приемах, возрастных особенностей речевого развития, планируемых результатов, алгоритмов
проведения различных видов речевой деятельности, структуры образовательных ситуаций.
Итоговое тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 14
заданий с выбором одного ответа, 2 задания на установление соответствия, 2 задания на
определение логической последовательности и 2 задания на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17-20 баллов – уровень
высокий; 14-16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал не менее10 баллов.
Примеры заданий:
Задание на определение логической последовательности
1.
Установить
и
пронумеровать
логическую
последовательность
алгоритма
образовательной ситуации по В. А. Деркунской.
Подведение итогов, рефлексия
Контекст ситуации для детей
Название, ориентированное на детей
Контекст ситуации для педагога
Задачи (1-2)
Направление развития ситуации (возможность ее усложнения) – логика работы
Инициативная деятельность детей
описания
Задание на установление соответствия
2. Установить соответствие между образовательной задачей речевого развития детей 6-7 лет и
ее содержанием (правый столбик).
1. …Педагог использует речевые ситуации и совместную
деятельность для формирования коммуникативно-речевых умений у
А.
Формирование
словаря
детей, закрепляет у детей умение пересказывать литературные
произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного
героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя
диалоги действующих лиц…
2. Педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова
В. Связная речь
посредством слияния основ, самостоятельно использовать в речи
разные типы предложений в соответствии с содержанием
высказывания…
3. Педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для
С. Подготовка детей
к обучению грамоте
выражения мысли; выполнять операцию классификации – деления
основных понятий на группы на основе выявленных признаков,
использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы,
синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения.
4. Педагог продолжает формировать у детей интерес к языку,
осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить
D.
Грамматический
строй речи
анализ
четырех-звуковых,
пяти-звуковых
слов;
…
определять
количество и последовательность слов в предложении; составлять
предложения с заданным количеством слов; … знать названия букв,
читать слоги.
Правильный ответ: А – 3, В – 1, С – 4, D - 2
Задание на выбор одного варианта ответа
3. К планируемым результатам какого возрастного периода относится данное утверждение:
ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные
тексты, воспроизводит текст;
а) к 4 годам
б) к 5 годам
в) к 6 годам
г) на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста)
Правильный ответ: б
Количество попыток: 3
Промежуточный контроль
Раздел программы: Тема № 5. Планирование образовательной деятельности по речевому
развитию детей дошкольного возраста.
Форма: практическая работа по планированию образовательной деятельности воспитателя с
детьми по речевому развитию в течение дня в соответствии с алгоритмом.
Описание, требования к выполнению:
опираясь на знания и умения, полученные при изучении тем 1 - 5 программы разработать план
образовательной деятельности воспитателя с детьми по основным направлениям речевого
развития в течение дня, представленных в алгоритме. Рекомендуется учесть основные
направления речевого развития детей дошкольного возраста, средства речевого развития,
формы совместной и индивидуальной деятельности воспитателя и детей. При планировании
образовательной деятельности следует опираться на содержательный раздел Федеральной
программы ДО по направлению «Речевое развитие» для сопряжения выполняемой работы с
основными задачами образовательной деятельности и планируемыми результатами
реализации данного направления.
Критерии оценивания:
план образовательной деятельности воспитателя с детьми по основным направлениям
речевого развития в течение дня должен соответствовать алгоритму, учитывать возрастные
особенности, планируемые результаты речевого развития дошкольников в соответствие с
Федеральной программой ДО. Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет
ставится, если слушатель отразил в плане следующие параметры: формы совместной и
индивидуальной деятельности воспитателя и детей, тематику игр и упражнений, развивающих
диалогов (полилогов), виды детской деятельности, материалы и оборудование,
взаимодействие с родителями/законными представителями по речевому развитию ребенка.
Примеры заданий:
Пример оформления плана образовательной
деятельности воспитателя с детьми в течение дня
Режимные
Уместные формы для данного
Виды детской
Материалы и
моменты
режимного момента
деятельности
оборудование
коллективный диалог
(полилог): утренний круг,
детский совет, совместное
планирование;
развивающий диалог;
индивидуальные речевые
(развивающие) ситуации,
разговоры;
повторение заученных
стихотворений, пословиц,
загадок;
игры и упражнения для
развития речевого дыхания,
слуха;
артикуляционная,
пальчиковая гимнастика;
образовательные ситуации
в режимных моментах;
дидактические игры по
развитию и активизации
словаря, звуковой культуре,
грамматике и связной речи;
индивидуальная работа с
детьми по коррекции
Утро
речевых недостатков;
рассказы воспитателя и
детей;
ситуации общения по
интересам детей;
подвижные игры с текстом;
сюжетно-ролевая,
дидактическая,
самодеятельная,
режиссерская игра;
моделирование ситуаций;
самостоятельная
деятельность детей в
уголке/центре книги;
образовательная ситуация в
организованной
образовательной
деятельности.
наблюдения в окружающем
мире с элементами беседы;
индивидуальные разговоры;
ситуации общения по
интересам детей;
дидактические игры;
подвижные игры с текстом;
индивидуальная работа по
речевому развитию;
Прогулка
экскурсия;
игра-путешествие;
игра-исследование;
игра-экспериментирование;
квест;
самостоятельная
деятельность детей.
формы работы из числа
указанных в графе «Утро»,
а также:
развлечения;
чтение литературных
произведений с учетом
избирательных интересов
детей;
игры-драматизации,
театральная деятельность;
Вечер
самостоятельная
деятельность детей;
кружки, клубы по
интересам;
коллективный диалог
(полилог) – вечерний круг,
рефлексивный круг,
заполнение дневника
группы;
детская журналистика;
работа в мультстудии.
консультация;
наглядная информация;
Взаимодействие с
семьей по речевому
развитию детей
дошкольного
возраста
индивидуальные разговоры;
совместные детсковзрослые проекты;
совместные детсковзрослые развлечения и
праздники:
опрос, интервью;
мастер-классы, практикумы.
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: практическая работа по проектированию образовательной ситуации
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных умений по тематике программы:
систематизация методов и приемов речевого развития, использование игр и художественного
слова, приемов педагогической поддержки речевой активности в реализации основных
направлений речевого развития детей дошкольного возраста, планирование образовательной
деятельности воспитателя с детьми в течении дня, проектирование образовательной
ситуации. Образовательной ситуация разрабатывается с учетом направленности
(формирование новых умений и представлений; применение имеющихся знаний и умений в
новых условиях; проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества), с
включением в содержание методов, приемов и практик речевого развития дошкольников в
соответствии с возрастом детей и структурой образовательной ситуации. Структурными
компонентами образовательной ситуации должны быть: тема, задачи, проблемная (игровая)
ситуация, инициативная деятельность детей, планируемый результат, возрастные
особенности, методы и приемы, интеграция различных видов детской деятельности в аспекте
речевого развития дошкольников.
Критерии оценивания:
работа должна быть представлена публично на практическом занятии и соответствовать
структуре, учитывать возрастные особенности детей, отражать задачи и содержание
образовательной деятельности, и планируемые результаты речевого развития дошкольников в
соответствие с Федеральной программой ДО. Оценка выполнения работы – «зачет» / «не
зачет». Зачет ставится, если слушатель отразил в описании образовательной ситуации
следующие параметры: - целесообразность представленной темы образовательной ситуации; практическая направленность и значимость представленной работы; - соответствие задач
возрастным особенностям детей; - соответствие содержания работы образовательной области
«Речевое развитие».
Примеры заданий:
Пример структуры образовательной ситуации
Проектирование образовательной ситуации
Тема:
Возрастная группа:
Вид образовательной ситуации:
Направленность ситуации:
Материалы и оборудование:
ЗАДАЧИ
Задачи индивидуальной работы с детьми
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Содержание
Этапы
деятельности
- игровая задача;
- сюрпризный момент;
- проблемная
Введение в
ситуацию:
ситуация;
- сюжетная ситуация;
- практическая или
познавательная
задача.
Инициативная
исследовательская
деятельность,
деятельность детей
по содержанию
-
экспериментальная
ситуации
деятельность;
- продуктивное,
речевое творчество.
Действия,
Действия,
деятельность
деятельность
педагога
детей
Планируемый
результат
- подведение итогов;
- оценка, в том числе
эмоциональная
Завершение –
(самооценка,
рефлексия:
взаимооценка)
детских результатов;
- перспективы и
мотивация будущей
деятельности.
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.09.2023).
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.09.2023).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере
дошкольного,
образования)
начального
(воспитатель,
общего,
учитель)"
(с
основного
общего,
изменениями
и
среднего
дополнениями).
общего
-
URL:
https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 18.09.2023).
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования", URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review
(дата
обращения:
18.09.2023).
5. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853 (дата обращения:
18.09.2023).
Литература
1.
Арушанова
А.Г.
Речь
и
речевое
общение
детей:
Книга
для
воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 272 с.
2. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство
для жизни в группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для
неслучайных педагогов – Краснодар: Экоинвест, 2022 – 250 с.: ил.
3. Индивидуализация
образования:
правильный
старт:
учебно-
методическое пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений / Л. В. Свирская. – М.: Обруч, 2021. – 240 с.
4. Лузгина Д.Е. Синквейн как средство развития речевого творчества
дошкольника.
Пособие
для
воспитателей
детского
сада.
/
Д.Е.
Лузгина; под редакцией И.И. Клещук. – Ангарск: Просвещение, 2020
5. Нищева Н. В. Алгоритмические схемы для обучения дошкольников
составлению описательных рассказов (4–7 лет). – С-Пб.: Издательство
«Детство-Пресс», 2022. – 32 с.
6. Нищева Н. В. Алгоритмические схемы для рассказывания сказок. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2023. – 32 с.
7. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2
до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2022. – 80 с.
8. Остапенко А. Речевое развитие дошкольников / А. Остапенко. –
Текст: непосредственный // Дошкольное образование. – 2019. –
№ 11-12. – С. 32-35. – (Страничка логопеда).
9. Парамонова Л. Г. О связной речи: методическое пособие. Основные
виды
связной
речи.
Развитие
связной
речи
в
онтогенезе.
Формирование связной речи у дошкольников. – С-Пб.: Издательство
«Детство-Пресс», 2021. – 128 с.
10. Практики субъектности в образовании / под ред. М. М. Миркес. – М.:
Линка-Пресс, 2019. – 302 с.
11. Современные подходы к планированию образовательного процесса по
программе «Детство» / авт.-сост. Т. В. Хабарова. – СПб.: ООО «
Издательство «Детство-Пресс», 2021. – 208 с. – (Серия «Работаем по
программе «Детство».)
12. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной
школе.
Развивающая
диагностика.
Сценарии
проблемно-
педагогических ситуаций: ((учебно-методическое пособие)/ под ред.
Н. П. Гришаевой. – М.: Линка-Пресс, 2020. – 236 с.
13. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие
языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.:
ТЦ Сфера, 2018. – 288 с.
14. Фалёва А. С. Игры и упражнения для обучения чтению детей
дошкольного возраста. 5-7 лет. –
С-Пб.: Издательство «Детство-
Пресс», 2021. – 120 с.
Электронные обучающие материалы
1. Аскульская Л. В. «Интерактивные речевые игры. Компакт-диск для
компьютера» Серия «ФГОС. Логопедическая служба» – М.: Учитель,
2023 – CD-ROM –Текст. Изображение: электронный.
2. Омельченко Л. В. «Познавательно-речевое развитие дошкольников.
ФГОС ДО» Серия «В помощь педагогу» – М: Учитель, 2015. – CD-ROM
– Текст. Интерактивный тренажер. Мнемодорожки. Мнемотаблицы:
электронный.
3. Железновы Сергей и Екатерина. Сказочки-шумелки. Музыкальные
обучалочки для развития слуха, внимания речи и музицирования с
детьми от 2 до 6 лет. Серия «Музыкальные обучалки Железновых» –
М.; Весть-ТДА, 2015. – CD-ROM – Музыка, аудио-сказки: электронный.
Интернет-ресурсы
1. Деркунская В. А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и
поведения
в
детском
саду.
Журнал
«Современное
дошкольное
образование»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journal/articles/derkunskaya-va-vospitanie-i-razvitie-doshkolnika-kak-subekta-deyatelnosti-i-povedeniya-v-detskom-sa/
(дата обращения 24.11.2023)
2. Журнал «Обруч» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obruch.ru/node/29083
(дата обращения 04.10.2023)
3. Логопед.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.logoped.ru/materials.htm
(дата обращения 04.10.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.