Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями»
Разработчик(и) программы:
Глух Н.Н., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Екатеринбург, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
воспитателей дошкольных организаций в области организации коррекционно-развивающей
работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
Трудовое действие
функция
Знать
Уметь
Формы организации, методы,
приемы, необходимые для
Реализация педагогических
Профстандарт:
рекомендаций
01.001
специалистов (психолога,
Педагогическая
логопеда, дефектолога и
деятельность по
др.) в работе с детьми,
реализации
испытывающими трудности
программ
в освоении программы, а
дошкольного
также с детьми с особыми
образования B/01.5
образовательными
Планировать
адресной работы в работе с
коррекционно-
детьми, испытывающими
трудности в освоении программы,
а также с особыми
образовательными потребностями
(ООП), в том числе детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Структуру
разрабатывать
индивидуальный
образовательный
маршрут психологопедагогического
индивидуального
сопровождения ребенка
образовательного маршрута
с (ООП), в том числе
психолого-педагогического
потребностями
развивающую работу,
сопровождения ребенка с (ООП), в
том числе детей с ОВЗ и детей-
детей с ОВЗ и детейинвалидов.
инвалидов.
1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольных организаций
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 32 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
час
*
Входной контроль
Самостоятельная
Формы
работа, час
контроля
Интерактивное
(практическое)
занятие, час
1
0
1
0
3
1
2
0
4
2
2
0
Нормативно-правовые
1.
основания организации
коррекционно-развивающей
работы в детском саду.
Программа коррекционно-
2.
развивающей работы в ДОО с
учетом целевых групп
обучающихся.
тест
Формы организации, методы
и приемы, необходимые для
адресной работы с детьми с
3.
особыми образовательными
4
2
2
0
4
2
2
0
4
2
2
0
6
2
4
0
3
1
2
0
потребностями, в том числе с
детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами.
Содержание коррекционно4.
развивающей работы с
обучающимися различных
целевых групп.
Планирование адресной
работы с детьми,
5.
испытывающими трудности в
освоении образовательной
программы, а также с детьми
с ООП.
Индивидуальный
образовательный маршрут
6.
психолого-педагогического
сопровождения ребенка с
ООП, в том числе детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Взаимодействие
педагогического коллектива
7.
и семьи, направленного на
коррекцию развития и
воспитание детей с ООП.
*
Выходной контроль
1
0
1
0
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
Итого
32
12
20
0
тест
практическая
работа
2.2. Рабочая программа
1. Нормативно-правовые основания организации коррекционно-развивающей работы в
детском саду. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Федеральные документы, регламентирующие организацию коррекционноразвивающей работы (КРР) в детском саду: ФГОС ДО, Федеральная программа ДО, Федеральная
адаптированная программа ДО. Основные направления, цели и задачи КРР. Принципы
организации коррекционно-развивающей работы. Словарь терминов и аббревиатур,
используемых в коррекционной педагогике.
Практическая работа·Практическое занятие: 1 ч. Работа в малых группах. Систематизация
целей и задач КРР в детском саду в соответствии с возрастными характеристиками и
индивидуальными особенностями, планируемыми результатами дошкольного образования.
Практическое занятие: 1 ч. Анализ модулей Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
2. Программа коррекционно-развивающей работы в ДОО с учетом целевых групп
обучающихся. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Лекция 1 ч. Структура Программы КРР: план диагностических и коррекционноразвивающих мероприятий; рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп,
имеющих различные ООП и трудности в освоении образовательной программы; методический
инструментарий для реализации диагностических, коррекционно-развивающих и
просветительских задач программы КРР. Виды рабочих программ коррекционно-развивающей
работы (программа абилитации и реабилитации, программа психолого-педагогической
поддержки и сопровождения, программы коррекционно-развивающей работы согласно
нозологическим группам обучающихся, программа социальной адаптации, программа развития
детей с признаками одаренности). Индивидуальный образовательный маршрут психологопедагогического сопровождения для обучающихся с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов. Лекция 1 ч. Целевые группы обучающихся с особыми образовательными
потребностями: нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; обучающиеся с ООП ,
в том числе дети с ОВЗ и дети-инвалиды; дети и /или семьи, находящиеся в трудной жизненной
ситуации; дети и /или семьи, находящиеся в социально опасном положении; обучающиеся
«группы риска».
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах. Прием
«Методическое Лего» - разработка модульной Программы КРР, с учетом целевых групп
обучающихся представленных в заданиях с различными вариантами состава предполагаемой
группы обучающихся. Знакомство со структурой индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ).
3. Формы организации, методы и приемы, необходимые для адресной работы с детьми
с особыми образовательными потребностями, в том числе с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Игровая деятельность – основная форма работы с детьми дошкольного возраста.
Основная форма коррекционного обучения – занятие: фронтальное (подгрупповое),
индивидуальное; традиционное, интегрированное. Основные методы и приемы КРР: наглядные,
словесные, практические, игровые, метод наглядного моделирования, метод проектов и пр.
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах. Практический
прием «Кластер» - систематизация использования методов и приемов КРР для различных форм
организации коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных характеристик и целевых
групп обучающихся в группе, с которой работает слушатель.
4. Содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися различных
целевых групп ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Содержание коррекционно-развивающей работы (КРР) и (или) инклюзивного
образования на уровне дошкольной организации: диагностическая работа, психологопедагогическое сопровождение, консультативная работа, информационно-просветительская
деятельность, с учетом целевых групп обучающихся. Основные направления КРР в работе
воспитателя на уровне группы с учетом возрастных характеристик детей группы и целевых
групп обучающихся, а также интеграции образовательных областей.
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах. Прием «Интеллекткарта» - систематизация содержания коррекционно-развивающей работы на уровне группы с
учетом интеграции образовательных областей, целевых групп, возрастных характеристик и
индивидуальных особенностей детей группы, с которой работает слушатель.
5. Планирование адресной работы с детьми, испытывающими трудности в освоении
образовательной программы, а также с детьми с ООП. ( лекция - 2 ч. практическое занятие
- 2 ч. )
Лекция·Подходы к планированию: традиционное (календарно-тематическое), «гибкое»
(модель «Хочу все знать», модель 3-х, 5-ти, 7-ми вопросов), совместное планирование
(«Паутинка», «СКРАМ-планирование»). Принципы планирования. Поддержка инициативы всех
участников образовательных отношений в планировании. Алгоритм планирования КРР с учетом
деятельности детей в различных формах.
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах, объединенных в
соответствии с возрастом воспитанников группы, с которой работают слушатели. Разработка
формы плана КРР по выбору вида планирования слушателями. Отработка алгоритма
планирования КРР в течение дня, с учетом возрастных возможностей, видов детской
деятельности и основных направлений КРР. Презентация групповой работы и разбор
представленных планов на соответствие возрастным возможностям обучающихся и принципам
коррекционно-развивающей работы.
6. Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического
сопровождения развития ребенка с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. (
лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Виды образовательных маршрутов: психолого-педагогической поддержки и
сопровождения, коррекционно-развивающей работы по нозологическим группам, социальной
адаптации. Структура индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с
особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
разделы, содержание разделов, участники сопровождения ребенка.
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах. Разработка
индивидуального образовательного маршрута психолого-педагогического сопровождения для
детей из различных нозологических групп, представленных в заданиях. Практическое занятие:
2 ч. Индивидуальная работа по разработке и заполнению индивидуального образовательного
маршрута психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и/или ребенка-инвалида, с которым
работает слушатель.
7. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи, направленного на коррекцию
развития и воспитание детей с ООП. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Раздел Федеральной Программы ДО «Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся». Основные направления взаимодействия детского сада с
семьями воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогическом и коррекционноразвивающем сопровождении. Программа сотрудничества с семьей.
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах. Разработка
программы сотрудничества с семьей по основным направлениям взаимодействия родителей со
специалистами коррекционно-развивающей работы и воспитателем группы по коррекции
развития и воспитания детей с ООП. Заполнение таблицы.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с
выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Что из ниже перечисленного НЕ является диагностической методикой (процедурой)
коррекционно-развивающей работы:
а) тест;
б) опрос;
в) тренинг;
д) беседа
е) упражнение
Правильный ответ: в
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2. В соответствие с Федеральной программой ДО в дошкольной образовательной организации
разрабатывается Программа коррекционно-развивающей работы, если дошкольное учреждение
посещают следующие целевые группы детей:
а) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
б) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития и
дети с особыми образовательными потребностями;
в) дети с особыми образовательными потребностями;
г) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития,
дети и /или семьи, находящиеся в трудной жизненной
ситуации;
д) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития, дети и /или семьи, находящиеся в
социально опасном положении, обучающиеся «группы риска»
Правильный ответ: б, г, д
Задание на определение логической последовательности
1. Структура Программы коррекционно-развивающей работы:
а) цель и задачи, планируемые результаты, этапы сопровождения, определение целевых групп
обучающихся, направления КРР;
б) определение целевых групп обучающихся, направления КРР, цель и задачи, планируемые
результаты, этапы сопровождения;
в) планируемые результаты, этапы сопровождения, цель и задачи, определение целевых групп
обучающихся, направления КРР.
Правильный ответ: б
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе, по использованию приемов и технологий, необходимых для адресной работы с
различными целевыми группами обучающихся. Итоговое тестирование состоит из 20 вопросов,
каждый из которых оценивается в 1 балл. 14 заданий с выбором одного ответа, 2 задания на
установление соответствия, 2 задания на определение логической последовательности и 2
задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17 - 20 баллов – уровень
высокий; 10 - 16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если
слушатель набрал не менее 10 баллов.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор одного варианта ответа
1.
Для
какой
целевой
группы
обучающихся
разрабатывается
Программа
абилитации/реабилитации:
а) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
б) дети и /или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
в) дети – инвалиды;
д) дети и /или семьи, находящиеся в социально опасном положении;
е) обучающиеся «группы риска»;
Правильный ответ: в
Задание на определение логической последовательности
1.
Структура
индивидуального
образовательного
маршрута
психолого-педагогического
сопровождения (ИОМ) ребенка с особыми образовательными потребностями включает в себя
обязательные элементы, упорядоченные в последовательности:
а) цель и задачи, мониторинг, содержание КРР, информационный раздел, условия организации
КРР, программа сотрудничества с семьей;
б) информационный раздел, цель и задачи, условия организации КРР, содержание КРР,
программа сотрудничества с семьей, мониторинг;
в) информационный раздел, мониторинг, содержание КРР, цель и задачи, условия организации
КРР, программа сотрудничества с семьей;
Правильный ответ: б
Задание на определение соответствия
1. Звукопроизношение
А. Учитель-Дефектолог
2. Восполнение дефицита развития высших психических Б.
функций
3. Развитие эмоционально-волевой сферы
по
В. Воспитатель группы
Г.
4. Развитие крупной моторики
5. Выполнение
Инструктор
физической культуре
Музыкальный
руководитель
рекомендаций
специалистов
ДОО
коррекции развития и воспитания
6. Развитие звуко-высотного слуха
по
Д. Учитель-логопед
Е. Педагог-психолог
Правильный ответ: 1-Д, 2-А, 3-Е, 4-Б, 5-В, 6-Г.
Количество попыток: 3
Промежуточный контроль
Раздел программы:
Форма:
Описание, требования к выполнению:
Критерии оценивания:
Примеры заданий:
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: Практическая работа по разработке ИОМ с определенными разделами, в которых
подробно описываются направления коррекционно-развивающей работы с учетом заключения
ПМПК, рекомендаций врачей и специалистов коррекционно-развивающей работы, возрастных
характеристик и индивидуальных особенностей обучающегося, с привлечением семьи.
Описание, требования к выполнению:
итоговая аттестация осуществляется для определения сформированности у слушателей знаний
об основных направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми, различных целевых
групп, умений использовать различные формы организации, методы и приемы в планировании
коррекционно-развивающей работы, умение разрабатывать индивидуальный образовательный
маршрут психолого-педагогического сопровождения (ИОМ) для детей с особыми
образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. На
практических занятиях отрабатывались формы организации, методы и приемы различных
направлений коррекционно-развивающей работы, в том числе с привлечением специалистов
коррекционно-развивающей работы и семьи. ИОМ следует разрабатывать в соответствие с
образцом. ИОМ должен содержать следующие разделы: информационный раздел, цель и
задачи, условия организации КРР, содержание КРР с учетом отработанных форм организации,
методов и приемов, программу сотрудничества с семьей, мониторинг.
Критерии оценивания:
Индивидуальный образовательный маршрута психолого-педагогического сопровождения (ИОМ)
должен учитывать заключение ПМПК, возрастные характеристики обучающихся, рекомендации
специалистов коррекционно-развивающей работы, Программу взаимодействия с семьей
обучающегося, направления и этапы коррекционно-развивающей работы, формы организации,
методы и приемы коррекционно-развивающей работы, мониторинг. Оценка выполнения работы
– «зачет» / «не зачет». Работа считается выполненной и получает оценку «зачет» при
соблюдении всех перечисленных параметров.
Примеры заданий:
Образец Индивидуального образовательного маршрута
психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальный образовательный маршрут психологопедагогического сопровождения для ребенка с ООПЮ в том
числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
I. Информационный раздел
Ф.И.О. ребенка
______________________________________________________________
Дата рождения
______________________________________________________________
Дата поступления в образовательную организацию: ________________________________
Дошкольная группа:
_________________________________________________________
Режим пребывания:
группа полного дня;
группа кратковременного пребывания
Соматическое состояние
Рекомендации специалистов
медицинского профиля
Противопоказания
________ группа здоровья
Рекомендации для реализации права
на образование:
Заключение и рекомендации ПМПК
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
Внешний вид ребёнка:
Исследование движений и действий:
Состояние эмоционально-волевой сферы:
Состояние психических процессов и познавательной
деятельности:
Психолого-педагогическая
характеристика
Изучение представлений о ближайшем окружении,
об окружающем мире:
Особенности речевой деятельности:
Состояние игровой деятельности:
Состояние продуктивной деятельности:
II. Цель и задачи
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка
(полугодие)
Общие задачи на период реализации ИОМ
III. Условия организации КРР
Материально-технические условия:
_____________________________________________________________________________
Специальное оборудование
_____________________________________________________________________________
IV. Содержание КРР
Кол-во
Направление
занятий в
работы
неделю
Особые
образовательные
потребности ребенка
Количество
Форма
занятий (часов) в
проведения
год
Направления КРР в
соответствии с ООП ребенка
Ф.И.О. специалиста
Приемы и
Задачи
используемые
технологии
V. Программа сотрудничества с семьей
Задачи
Мероприятия
Срок проведения и ответственный
VI. Мониторинг
Освоение
образовательных
областей
ОО «Физическое
развитие»
Оценка
Оценка
Оценка специалистами
родителями
воспитателями
коррекционного профиля
ОО «Познавательное
развитие»
ОО «Речевое развитие»
ОО «Социальнокоммуникативное
развитие»
ОО «Художественноэстетическое развитие»
Специфические
коррекционные задачи
С результатами работы за год ознакомлен
(родитель/законный представитель ребенка с ООП) _________________________________
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.06.2022).
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.12.2023).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере
дошкольного,
образования)
начального
(воспитатель,
общего,
учитель)"
(с
основного
изменениями
общего,
и
среднего
дополнениями).
общего
-
URL:
https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 18.12.2023).
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования", URL: https://www.
garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review (дата обращения: 18.12.2023).
5. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»,
URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853
(дата
обращения:
18.12.2023).
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/ (дата обращения: 18.03.2024).
7. Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации»
(последняя
редакция)
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465514/ (дата обращения: 20.02.2024).
8. Приказ Минтруда РФ от 26.06.2023 N 545Н «Об утверждении порядка разработки и
реализации
индивидуальной
индивидуальной
программы
программы
реабилитации
реабилитации
или
или
абилитации
абилитации
инвалида,
ребенка-инвалида,
выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=453497
(дата
обращения: 18.02.2024).
Литература
1. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной
деятельности. Старшая группа. ФГОС ДО / под. ред. Бондаревой Т., Поповой Г. П. — М.:
Учитель, 2020. — 59 с.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2024. — 171 с.
3. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей
раннего возраста в играх со взрослым: учеб.-методич. пособие. 2-е изд. — М.: Парадигма,
2021. — 166 с.
4. Габова
М.
А.
Дошкольная
педагогика.
Развитие
пространственного
мышления
и
графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
5. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного
возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
6. Козырева О. А. Ассистивные технологии в инклюзивном образовании. — М.: Юрайт, 2023.
— 119 с.
7. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. —
522 с.
8. Нищева Н. В. Современные образовательные технологии при оказании коррекционной
помощи детям с ОВЗ в детском саду: сборник статей. 3-8 лет. ФГОС. – С-Пб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2023. – 176 с.
9. Нищева Н. В. Формы оказания коррекционной помощи детям с нарушениями развития в
современных условиях: сборник статей. ФАОП. ФГОС. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. – 336
с.
10. Нищева Н. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду. ФГОС. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022. – 272 с.
11. Руденко А. М. Основы коррекционной педагогики и психологии. Учебник. — М.: Феникс,
2023. — 285 с.
12. Роготнева А. В. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Методическое
пособие. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 104 с.
13. Токарская Л. В., Хлыстова Е. В. Специальная психология: Работа психолога в дошкольной
образовательной организации: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2020. — 140 с.
14. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с
родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н.
Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Институт
новых
технологий
zanyatiya-s-doshkolnikami
2. Издательство
https://www.int-edu.ru/content/korrekcionno-razvivayushchie-
(дата обращения 12.02.2024)
«Воспитание
дошкольника
[Электронный
ресурс]
https://dovosp.ru/publication/korrekcionnaya-pedagogika-i-psixologiya
–
Режим
(дата
доступа:
обращения
12.02.2024)
3. Дошколенок.РУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/logoped.html
(дата обращения 20.02.2024).
4. ДЕТСТВО – ПРЕСС (каталог методической литературы по коррекционно-развивающей
работе)
https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/9-korrektsionnoe-i-inklyuzivnoe-
obrazovanie-v-doo/9-2-korrektsionnaya-rabota-v-gruppakh-kompensiruyushchey-ikombinirovannoy-napravlennosti-doo/?display_type=row&PAGEN_2=7&display_type=row
(дата обращения 20.02.2026).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.