Методические особенности формирования предпосылок функциональной грамотности у воспитанников ДОО

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Методические особенности формирования предпосылок функциональной
грамотности у воспитанников ДОО»

Разработчик(и) программы:
Глух Н.Н., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Щербина Е.Ю., МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.

Екатеринбург, 2025

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образования в методике формирования предпосылок функциональной
грамотности у воспитанников ДОО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая

Трудовое действие

функция

Знать

Уметь

Развитие у обучающихся

Профстандарт:
01.001
Развивающая
деятельность
A/03.6

познавательной активности,

Методические особенности

самостоятельности, инициативы,

формирования предпосылок

творческих способностей,

функциональной

формирование гражданской позиции,

грамотности у

способности к труду и жизни в

воспитанников ДОО

условиях современного мира,

Структуру образовательной

формирование у обучающихся

ситуации и детско-

культуры здорового и безопасного

взрослого проекта

Разрабатывать
образовательные
ситуации, детсковзрослые проекты с
учетом структуры

образа жизни

1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольных образовательных организация
1.4. Форма обучения – Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

0

Входной контроль

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

4

2

2

0

3

1

2

0

Основные понятия и аспекты
функциональной грамотности
в контексте современного
дошкольного образования.
1

Основные условия и
методические особенности
формирования предпосылок
функциональной грамотности
дошкольников.
Ключевая роль развивающей
среды ДОО в формировании
предпосылок

2

функциональной грамотности
дошкольников в соответствии
с основными направлениями
работы

тест

Особенности
образовательной
деятельности разных видов и
3

культурных практик,
применяемых в

5

2

3

0

5

2

2

1

3

1

2

0

формировании предпосылок
функциональной грамотности
дошкольников
Образовательные ситуации и
детско-взрослая проектная
4

деятельность в
формировании предпосылок
функциональной грамотности
дошкольников
Взаимодействие с семьями

5

воспитанников по
формированию предпосылок
функциональной грамотности

6

Выходной контроль

1

0

1

0

7

Итоговая аттестация

2

0

1

1

Итого

24

8

14

2

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Основные понятия и аспекты функциональной грамотности в контексте современного
дошкольного образования. Основные условия и методические особенности
формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников. ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·1) Понятие «функциональная грамотность». Актуальность задач по формированию
предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Компоненты
функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная
грамотность, социальная и гражданская грамотность, коммуникативная и информационная
грамотность, экологическая и здоровьесберегающая грамотность, глобальные компетенции.
Нормативно-правовые основания организации образовательной деятельности по
формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников. Функциональная
грамотность как основа для построения преемственности между уровнями общего
образования. Взаимосвязь предпосылок функциональной грамотности и предпосылок
универсальных учебных действий, планируемых результатов в соответствии с Федеральной
программой ДО. Глобальные компетенции, как целевые ориентиры ФГОС ДО. Индикаторы
грамотности в соответствии с компонентами функциональной грамотности. 2) Основные
условия и методические особенности формирования предпосылок функциональной
грамотности дошкольников: формирование речевой активности, финансовой и математической
грамотности, естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности,
социально-коммуникативной грамотности детей дошкольного возраста; обновление
методологии и содержания обучения; преобразование развивающей среды; внедрение новых
педагогических технологий (проблемно-диалогическая технология, развивающий диалог,
метод проектов, игровые технологии, информационные и коммуникационные технологии)
ориентированных на функционально-компетентностный подход; активное вовлечение семьи;
модернизация системы оценки результатов образовательной деятельности.
Практическая работа·Работа в малых группах с последующим групповым обсуждением.
Анализ нормативно-правовых документов. Составление таблицы и систематизация
преемственности целей, задач и планируемых результатов/целевых ориентиров

образовательной и учебной деятельности ДО и НОО по формированию функциональной
грамотности обучающихся.
2 Ключевая роль развивающей среды ДОО в формировании предпосылок
функциональной грамотности дошкольников. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Подходы к планированию жизни группы детского сада и преобразованию
развивающей среды в формировании предпосылок функциональной грамотности, с учетом
компонентов функциональной грамотности и ресурсов дошкольной организации. Алгоритм
разработки «Плана преобразования развивающей среды» с учетом компонентов
функциональной грамотности.
Практическая работа·Работа в малых группах с последующим групповым обсуждением.
Разработка «Плана преобразования развивающей среды» в соответствии с алгоритмом и учетом
компонентов функциональной грамотности и ресурсов дошкольной организации.
3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
применяемых в формировании предпосылок функциональной грамотности
дошкольников ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Виды образовательной деятельности. Формы организации образовательной
деятельности. Тематика культурных практик в аспекте формирования предпосылок
функциональной грамотности. Роль игры в формировании предпосылок функциональной
грамотности. Интеграция различных видов образовательной и детской деятельности в аспекте
формирования предпосылок функциональной грамотности. Классификация методов и приемов,
используемых в формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Практическая работа·1) Работа в малых группах с последующим групповым обсуждением.
Заполнение таблицы «Классификация методов и приемов, используемых в формировании
предпосылок функциональной грамотности дошкольников» по направлениям детской
деятельности, с учетом компонентов функциональной грамотности: игровые методы и приемы,
кейсы и квесты, коммуникативные методы и приемы, элементарное детское
экспериментирование, методы исследовательской деятельности, метод проектов. 2) Работа в
малых группах с последующим групповым обсуждением. Создание картотеки игр с учетом
компонентов функциональной грамотности, возрастными особенностями детей группы, с
которой работает слушатель с учетом следующих параметров: - компонент функциональной
грамотности, - цель и задачи игры, - материалы и оборудование, - правила и ход игры, возможные варианты игры - варианты усложнения игры.
4 Образовательные ситуации и детско-взрослая проектная деятельность в
формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников. ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·1) Образовательный результат – особенность образовательной ситуации. Структура
образовательной ситуации. Алгоритм описания образовательной ситуации В. А. Деркунской.
Виды образовательных ситуаций: игровая, продуктивная, условно-проблемная, реальнопроблемная. Развивающая ситуация и ее составляющие (авторы Кларина Л. М., Михайлова З.
А.): гибкий сценарий; связь с опытом и интересами детей; направленность на овладение
новыми средствами и способами взаимодействия с миром; активная, целенаправленная
деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества; рефлексия способов и
средств решения задач. Направленность образовательных ситуаций: формирование новых
знаний и умений; применение умений и знаний в новой ситуации; развитие способности
рассуждать и делать выводы; проявление ребенком активности, творчества и
самостоятельности. Кейс-технология и квест-технология в детском саду. 2) Метод проектов в
детском саду. Виды детско-взрослых проектов: по доминирующему виду деятельности
(исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные); по
содержанию (монопроекты - в одной образовательной области, интегративные - по двум и
более образовательным областям); по количеству участников (индивидуальные, парные,
групповые, фронтальные, семейные); по продолжительности (краткосрочные, средней
продолжительности, долгосрочные). Шесть «П» проекта: проблема, проектирование, поиск

информации, продукт, презентация, портфолио/паспорт проекта. Алгоритм создания детсковзрослого проекта. Паспорт детско-взрослого проекта.
Практическая работа·1) Отработка кейс-технологии в малой группе: кейс-стади (конкретные
ситуации), кейс-текстовая информация, кейс-иллюстрации, фото-кейс, проигрывание ролей
(ролевое проектирование). Анализ слушателями образовательных ситуаций на соответствие
структуре, виду, направленности и возрастным особенностям детей. 2) Работа в малых группах.
Разработка детско-взрослого проекта, в соответствие с алгоритмом, заполнение паспорта
проекта, с учетом компонентов функциональной грамотности, основных форм организации
образовательной деятельности.
Самостоятельная работа·Изучение методической литературы, отражающей современные
подходы к формированию предпосылок функциональной грамотности, через развитие
субъектности и поддержки детской инициативы, следующих авторов: Ю. В. Илюхина, Л. В.
Круглова, И.Е. Емельяновой, М. М. Миркес. Событийный и ситуационный подход в дошкольном
образовании (Свирская Л. В., Гришаева Н. П., авторский коллектив комплексной программы
«Детство» и пр.).
5 Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию предпосылок
функциональной грамотности ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Организация взаимодействия по созданию единого образовательного пространства
ДОУ и семьи в вопросах формирования предпосылок функциональной грамотности
дошкольников. Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению
совместно выработанных целей и задач. Виды совместной деятельности детского сада и семьи
по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников и практики
организации (проектно-исследовательская, досуговая, трудовая деятельность, родительские
клубы, творческие мастерские и пр.).
Практическая работа·Решение педагогических кейсов. Формы обратной связи. Работа с
запросами родителей. Составление таблицы различных форм взаимодействия с родителями по
формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников, с учетом
компонентов функциональной грамотности.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с
выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Какой из перечисленных методов наиболее эффективен для развития математических
навыков у детей?
а) Продуктивная деятельность

б) Дидактические игры
в) Слушание и пересказ текстов
г) Наблюдение

Задание на определение логической последовательности
2. Установите правильную последовательность шагов для развития критического мышления:
1. Поиск решений
2. Постановка проблемы
3. Обсуждение результатов
Количество попыток: не ограничено
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе, основные условия и методические особенности формирования предпосылок
функциональной грамотности, структуры образовательных ситуаций и детско-взрослых
проектов. Итоговое тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1
балл. 14 заданий с выбором одного ответа, 2 задания на установление соответствия, 2 задания
на определение логической последовательности и 2 задания на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17 - 20 баллов – уровень
высокий; 10 - 16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если
слушатель набрал не менее 10 баллов
Примеры заданий:
Задание на установления соответствия
1. Сопоставьте каждое направление формирования предпосылок функциональной грамотности
с соответствующими индикаторами функциональной грамотности

1.

Формирование речевой активности
дошкольников

А

Формирование естественнонаучных
2. представлений и основ экологической
грамотности

Б

Сформированы представления о нормах и
ценностях, принятых в обществе

Сформирован навык решать проблемы,
используя математические факты и методы

3.

Сформировано понимание окружающего

Формирование социально-

В мира и тех изменений, которые вносит в

коммуникативной грамотности

него деятельность человека

Формирование финансовой и

Сформирован навык продуктивного

4. математической грамотности детей

Г речевого взаимодействия со сверстниками и

дошкольного возраста

взрослыми

Задание на выбор одного варианта ответа
2. Какое из следующих направлений наиболее непосредственно связано с формированием
речевой активности дошкольников?
A) формирование элементарных математических представлений
Б) Знакомство с художественной литературой и развитие связной речи
В) Экспериментально-исследовательская деятельность
Г) Изобразительная деятельность

Задание на определение логической последовательности
3.

Установить

и

пронумеровать

логическую

последовательность

алгоритма

образовательной ситуации по В. А. Деркунской.

Подведение итогов, рефлексия

Контекст ситуации для детей

Название, ориентированное на детей

Контекст ситуации для педагога

Задачи (1-2)

Направление развития ситуации (возможность ее усложнения) – логика работы

описания

Инициативная деятельность детей

Задание на определение логической последовательности

4. Установить и пронумеровать логическую последовательность алгоритма разработки детсковзрослого проекта, в приеме «Шесть «П»

проектирование

продукт

презентация

проблема

портфолио/паспорт проекта

поиск информации
Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных знаний и умений по тематике
программы. На практических занятиях отрабатывались подходы к организации различных
видов совместной детско-взрослой деятельности, направленной на формирование предпосылок
функциональной грамотности у дошкольников. Для выполнения практической работы
слушатель может выбрать варианты: - разработка образовательной ситуации в соответствии со
структурой и с учетом компонентов функциональной грамотности; - разработка детсковзрослого проекта в соответствии со структурой и с учетом компонентов функциональной
грамотности. Практическую работу следует разрабатывать в соответствие со структурой, и
представлять в виде образовательной ситуации или паспорта детско-взрослого проекта.
Образовательной ситуация разрабатывается с учетом направленности (формирование новых
умений и представлений; применение имеющихся знаний и умений в новых условиях;
проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества), с включением в

содержание методов, приемов и практик формирования предпосылок функциональной
грамотности дошкольников в соответствии с возрастом детей и структурой образовательной
ситуации. Структурными компонентами образовательной ситуации должны быть: тема, задачи,
проблемная (игровая) ситуация, инициативная деятельность детей, планируемый результат,
возрастные особенности, методы и приемы, интеграция различных видов детской деятельности
в аспекте формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников. Паспорт
детско-взрослого проекта должен соответствовать следующим требованиям: наличие темы,
цели и задач, планируемых результатов, этапов деятельности всех участников, направлений
различных видов деятельности по реализации проекта. Иметь конечный продукт проекта, с
учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития дошкольников,
запросов родителей и основных направлений взаимодействия с родителями по формированию
предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
Критерии оценивания:
Практическая работа должна быть представлена публично на практическом занятии и
соответствовать структуре, учитывать возрастные особенности детей, отражать задачи и
содержание образовательной деятельности, и планируемые результаты развития
дошкольников в соответствие с Федеральной программой ДО. Оценка выполнения работы –
«зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если слушатель отразил в описании образовательной
ситуации следующие параметры: - целесообразность представленной темы образовательной
ситуации; - практическая направленность и значимость представленной работы; - соответствие
задач возрастным особенностям детей; - соответствие содержания работы формированию
предпосылок функциональной грамотности дошкольников. Зачет ставится, если слушатель
отразил в Паспорте детско-взрослого проекта возрастные возможности обучающихся
дошкольного возраста, запросы семьи, инициативу участников проекта, а также следующие
параметры: - актуальность и практическая направленность на формирование предпосылок
функциональной грамотности дошкольников; - полнота и законченность проекта; - творчество
и оригинальность подходов к реализации; - аргументированность предлагаемых решений; надлежащее оформление. Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Работа считается
выполненной и получает оценку «зачет» при соблюдении всех перечисленных параметров.
Примеры заданий:
Пример структуры образовательной ситуации
Проектирование образовательной ситуации
Тема:
Возрастная группа:
Компонент функциональной грамотности:
Вид образовательной ситуации:
Направленность ситуации:
Материалы и оборудование:

ЗАДАЧИ

Задачи индивидуальной работы

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Содержание
Этапы
деятельности

Действия,

Действия,

деятельность

деятельность

педагога

детей

- игровая задача;
- сюрпризный момент;
Введение в ситуацию:

- проблемная ситуация;
- сюжетная ситуация;
- практическая или познавательная
задача.

Инициативная

- исследовательская деятельность,

деятельность детей по
содержанию ситуации

- экспериментальная деятельность;
- продуктивное, речевое творчество.

- подведение итогов;
- оценка, в том числе
Завершение – рефлексия:

эмоциональная (самооценка,
взаимооценка) детских
результатов;
- перспективы и мотивация будущей
деятельности.

Пример паспорта детско-взрослого проекта

Паспорт детско-взрослого проекта

Тема проекта

Компонент функциональной грамотности

Цель взрослого

Задачи

Детская цель

Вопросы к детям по теме проекта

Сроки реализации проекта

Целевая группа

Место реализации проекта

Организации – партнеры проекта

Содержание проекта

Описание проекта

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап - заключительный

План реализации проекта

№
п/п

1…

Направления деятельности

Сроки

(мероприятие, событие)

выполнения

Результат

Ответственный

Предполагаемые результаты

Механизмы оценки проекта

Предложения по расширению и
совершенствованию проекта

Бюджет проекта
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями) – URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения:
03.04.2025).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 “О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”.
–

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/

(дата

обращения:

03.04.2025).
3. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
(дата обращения: 03.04.2025).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере

дошкольного,

образования)

начального

(воспитатель,

общего,

учитель)"

(с

основного

общего,

изменениями

и

среднего

дополнениями).

общего
-

URL:

https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 03.04.2025).
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования",

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 03.04.2025).
6. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)»,

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406215349/ (дата обращения: 03.04.2025).
Литература

1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.
ФГОС. — М.: Центр педагогического образования, 2018. — 132 c.
2. Деркунская В.А. Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс
ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения,
дистанционные

проекты,

электронная

газета.

Методический

комплект

программы

«Детство». ФГОС. — С-Пб.: Детство-Пресс, 2021. — 224 c.
3. Интерактивное

образование:

Информационно-публицистический

образовательный

журнал № 5 Тема номера «Детские технопарки «Орбиталь» – М.: ООО «СТК-Пресс», 2022.
— 62 c.
4. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в
группе детского сада? Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов –
Краснодар: Экоинвест, 2022 – 250 с.: ил.
5. Кларина Л.М., Михайлова З.А. Веселые цветные числа (игровые развивающие ситуации
для детей 3-4 лет) (26 карточек) (А4, в пакете). — С-Пб.: ООО «Корвет», 2024, c. 26
6. Круглова Л. Ю. Современные технологии дошкольного образования. – Москва, 2022. —
224 c.: цв. ил.
7. Проскурина С.В. Методические рекомендации по совершенствованию взаимодействия
образовательной организации с семьей в процессе социализации дошкольников. — М.:
«Линка-Пресс», 2021. — 30 c.
8. Практики субъектности в образовании / под ред. М. М. Миркес. – М.: Линка-Пресс, 2019. –
302 с.
9. Рудяков А.Н. Функциональная грамотность. Это просто! — М.: Просвещение, 2020. — 32 c.
10. Лидия Михайлова-Свирская. Лаборатория грамотности. Учебно-практическое пособие для
педагогов дошкольного образования. ФГОС ДО — М.: Национальное образование, 2025.
— 72 c.
11. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Свирская. – М.: Обруч, 2021.
– 240 с.
12. Трифонова

Е.В.

Исследовательская

деятельность

ребенка-дошкольника

—

М.:

саду

школе.

Издательство «Линка-Пресс», 2024. — 80 c.
13. Технологии

эффективной

социализации

в

детском

и

в

начальной

Развивающая диагностика. Сценарии проблемно-педагогических ситуаций: ((учебнометодическое пособие)/ под ред. Н. П. Гришаевой. – М.: Линка-Пресс, 2020. – 236 с.
14. Функциональная грамотность в ДОО. Шаги в будущее! – 2023: сборник материалов / авт.сост. О.Я. Кособянц; муниципальное учреждение «Центр развития образования города
Новороссийск». – Текстовые данные. – Новороссийск: МУ «ЦРО», 2023 – 164 с.
15. Шукшина С. К. Предшкольная математическая подготовка. — М.: Издательство «ЛинкаПресс», 2021. — 30 c.
16. Шиян О. А. Превращения. Развитие диалектического мышления в детском саду. 3-7 лет.
ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2022. — 328 c.

Электронные обучающие материалы
1. CD.ФГОС Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (4-7 лет), автор Шиян О.
А., Серия: Практическая энциклопедия дошкольного работника - М.: Мозаика-Синтез,
2017.

– CD-ROM –– Текст. Изображение: электронный.

2. Ветохина А. Я., Кудрявцева Е. А., Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия
ДОО с семьей. Серия «В помощь педагогу ДОО» – М.: Учитель, 2017 – CD-ROM – Текст.
Изображение: электронный.

Интернет-ресурсы
1. Билялова Н. А. Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у
детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: file:///C:/Users/DU
777/Downloads/236_obr_mEDOwtf.pdf (дата обращения 03.04.2025).
2. Винокурова Н.В., Васенина С.И., Мазуренко О.В. Развитие предпосылок функциональной
грамотности дошкольников в условиях дополнительного образования [Электронный
ресурс] – Режим доступа:

https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/162/article-162-3611.pdf

(дата обращения 03.04.2025).
3. Плевако

Л.А.

Методические

[Электронный

ресурс]

рекомендации.
–

Функциональная

грамотность.pdf

Режим

доступа:

https://do.nipkipro.ru/pluginfile.php/6732/mod_resource/content/1/Плевако%20Л.А._Методические%20ре
(дата обращения 03.04.2025).
4. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей
дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030 (дата обращения 03.04.2025).
5. Хмелева Е. А. Формирование функциональной грамотности у дошкольников [Электронный
ресурс] – Режим доступа:

https://педакадемия.рф/хмелева-е-а-публикация-2/ (дата

обращения 03.04.2025).
6. Шайхулина Г. Ф. Дошкольное образование как базис формирования функциональной
грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО. [Электронный ресурс] – Режим
доступа:
https://урок.рф/library/doshkolnoe_obrazovanie_kak_bazis_formirovaniya_funk_112231.html
(дата обращения 03.04.2025).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».