Личностно-ориентированная технология, приёмы и подходы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Личностно-ориентированная технология, приёмы и подходы развития
познавательной активности у детей дошкольного возраста

Разработчик(и) программы:
Бурмышева О.В., Муниципальное бюджетное учреждение
информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»,
Магистр
Глух Н.Н., МБУ ИМЦ Екатеринбургский Дом Учителя, Старший методист

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образования в использовании личностно-ориентированной технологий,
приемов и подходов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, при
освоении ФОП ДО и обновленного ФГОС ДО..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая

Трудовое действие

функция

Знать

Развитие у обучающихся

Особенности развития

познавательной активности,

деятельность
А/03.6

Создавать условия для

познавательной

самостоятельности, инициативы,
Развивающая

Уметь

применения личностно-

активности детей

творческих, способностей,

ориентированной

дошкольного возраста,

формирование гражданской

технологии, приемов и

личностно-

позиции, способности к труду и

методов по развитию

ориентированная

жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного

познавательной

технология, методы и
приемы познавательного
развития.

образа жизни

активности детей
дошкольного возраста.

1.3. Категория слушателей:
Педагоги дошкольных образовательных организаций
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Интерактивное

Лекция,

Входной контроль

активности детей

1

0

1

0

3

2

1

0

6

2

4

0

3

1

2

0

дошкольного возраста
Личностноориентированная
2

технология как способ
развития познавательной
активности детей
дошкольного возраста
Методы и приемы
развития познавательной

3

активности детей
дошкольного возраста в
проектной деятельности

контроля

занятие, час

Понятие познавательной
1

Формы

работа, час

(практическое)

час

*

Самостоятельная

тест

Современные подходы к
организацииразвивающей
4

предметно-

3

1

2

0

2

1

1

0

3

1

2

0

пространственной среды
(РППС)
Диагностические
5

методики по изучению
познавательной
активности
Взаимодействие с

6

родителями в развитии
познавательной
активности

*

Выходной контроль

1

0

1

0

тест

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

проект

Итого

24

8

16

0

2.2. Рабочая программа
1 Понятие познавательной активности детей дошкольного возраста ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Теоретические основы развития познавательного интереса у детей дошкольного
возраста. Роль активности в развитии ребенка. Особенности развития познавательной
активности у детей дошкольного возраста. Анализ нормативных документов.
Практическая работа·Работа в малых группах. Составление словаря понятий с использование
нормативных документов.
2 Личностно-ориентированная технология как способ развития познавательной
активности детей дошкольного возраста ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Теоретические основы личностно-ориентированного обучения. Подход И.С.
Якиманской к классификации моделей личностно-ориентированной педагогики. Сущность
личностно-ориентированного обучения. Особенности современных личностноориентированных технологий в развитии познавательной активности детей дошкольного
возраста. Общие подходы к организации личностно-ориентированного обучения и технологии
проведения образовательных ситуаций, сравнение с занятием в традиционной форме. Форма
плана конспекта занятия.
Практическая работа·Работа в малых группах (таблица – отличия образовательных ситуаций
от занятия в традиционной форме).Работа в малых группах. Составить план конспект занятия.
3 Методы и приемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста
( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Рассмотрение конкретных методов и приемов, направленных на развитие
познавательной активности детей в непосредственно-образовательной деятельности, в
совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
Например, таких как, Метод проектной деятельности, экспериментально – исследовательский
метод: -эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; ­
наблюдения; ­ моделирование (создание моделей об изменениях неживой природы); ­ опыты; ­
фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д. ­ «погружение» в краски, звуки, запахи и
образы природы; ­ подражание голосам и звукам природы; ­ использование художественного
слова; ­ дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; ­
трудовые поручения, действия, ТРИЗ — технологии, метод «волшебной дорожки», метод
«системный оператор» и др.
Практическая работа·Работа в группах (Разработка плана мероприятий развития
познавательного интереса у детей дошкольного возраста

4 Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной
среды (РППС). ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного
возраста. Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Особенности организации образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении
и на участке.
Практическая работа·Работа в малых группах. Проектирование развивающей
образовательной среды группы. Работа в парах. Проектирование развивающей
образовательной среды на участке.
5 Диагностические методики по изучению познавательной активности ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Знакомство с диагностическими материалами по изучению уровня познавательной
активности, такими как: Методика «Вопрошайка» М.Б. Шумакова, Методика «Столкновение
интересов» М.И. Гуткина, Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич, Методика «Какие
предметы спрятаны в рисунках» Р.С. Немов.
Практическая работа·Работа в парах. Составить план-схему диагностической методики
6 Взаимодействие с родителями в развитии познавательной активности ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Направления и формы работы с родителями, направленные на развитие
познавательной активности детей дошкольного возраста, такими как по информационно –
аналитическому направлению (наблюдение, беседа, анкетирование), наглядно –
информированное направление (сайт детского сада, родительский уголок с различными
рубриками, общение по телефону, продуктивная деятельность – рисунки, поделки, семейные и
групповые выставки и альбомы, папки-передвижки, открытые просмотры занятий),
педагогическое просвещение и обучение родителей (родительские собрания, консультации и
индивидуальные беседы, семинары-практикумы, мастер-классы).
Практическая работа·Работа в парах. Описание одной из форм взаимодействия с родителями
по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Во ФГОС ДО определено, что одно из направлений образовательной области
«Познавательное развитие» звучит так:

а) развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной
деятельности;
б) развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование
готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
в) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира
природы

и

произведений

искусства

(словесного,

музыкального,

изобразительного);
г) владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения.
Правильный ответ: а

Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2.

В

нормативно-правовых

документах

дошкольного

образования

определены

следующие образовательные области развития дошкольника:
а) интеллектуальное;
б) социально - коммуникативное;
в) развитие речи;
г) физическое;
д) познавательное;
е) художественно-эстетическое;
ж) речевое
Правильный ответ: б, г, д, е. ж
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы в том
числе особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста,
личностно-ориентированная технология, методы и приемы познавательного развития.
Итоговое тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 9
заданий с выбором одного ответа, 2 задания на установление соответствия, 2 задания на
определение логической последовательности и 7 заданий на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 16-20 баллов – уровень
высокий; 12-15 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал более 10 баллов.
Примеры заданий:

Задание на выбор одного варианта ответа
1. К планируемым результатам какого возрастного периода относится данное утверждение:
ребенок испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта,
фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем, имеет
представления о социальном, предметном и природном мире;
а) 4 года
б) 5 лет
в) 6 лет
г) 7 лет
Правильный ответ: в
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы
представлены в следующей интерпретации:
а) ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать,
экспериментировать;
б) ребенок самостоятелен в самообслуживании;
в) ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он
живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории,
искусства и спорта, информатики и инженерии и т.п.; о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных
ценностях; государстве и принадлежности к нему;
г) ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике;
отражает эти представления в играх;
Правильный ответ: А и В
3. К личностно-ориентированной технологии формирования и развития познавательной
активности детей дошкольного возраста относятся:
а) поддержка личности ребенка
б) вовлечение в деятельность только активных детей
в) развитие самоценности личности
г) партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»
д) авторитарный стиль общения с ребенком
Правильный ответ: А, В, Г
Количество попыток: 3

Текущий контроль
Раздел программы:
Форма:
Описание, требования к выполнению:
Критерии оценивания:
Примеры заданий:
Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация

Форма: Проект
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях темы 5 «Диагностические
методики по изучению познавательной активности», провести диагностику развития
познавательной активности в соответствии с возрастом детей группы, в которой работает
слушатель. Составить проект по созданию условий для применения технологий, приемов и
подходов по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста с учетом
личностно-ориентированной технологии, возрастных критериев и планируемых результатов,
представленных в ФОП ДО. Обязательно должны быть учтены возрастные особенности детей в
конкретной образовательной организации. Работа не может иметь орфографических и
стилистических ошибок. В случае замечаний работа должна быть переделана.
Критерии оценивания:
Работа должна соответствовать возрастным особенностям и планируемым результатам в
соответствие с ФОП. Зачет ставиться, если в проекте присутствуют и детально описаны все
компоненты.
Примеры заданий:
Проект должен содержать следующие компоненты:
Результаты диагностики по изучению познавательной активности детей;
Разработать

план

мероприятий

развитию

познавательного

интереса

у

детей

дошкольного возраста;
Описание развивающей предметно пространственной среды группы и участка;
Использование приемов и методов при описании одной из форм взаимодействия с
родителями по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.07.2022).
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 19.04.2023).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере

дошкольного,

образования)

начального

(воспитатель,

общего,

учитель)"

(с

основного

общего,

изменениями

и

среднего

дополнениями).

общего
-

URL:

https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 19.04.2023).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286
"Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования". URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
28.07.2022).

(дата

обращения:

5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования", URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review

(дата

обращения:

19.04.2023).
6. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853 (дата обращения:
19.04.2023).
Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. –
208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).
2.

Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы

дошкольного образования. – М.; ТЦ Сфера, 2023. – (Правовая библиотека образования).
3. Букатов, В.М. Настольная книга воспитателей: с

деловыми разъяснениями, неожиданными

подсказками и невыдуманными историями по социально-игровым способам
занятий в старших
маленькими

подготовительных группах детского сада. Для тех,

воспитанниками

стремиться

жить-поживать

душа

проведения

кто со своими

в

душу.

-

СПб:

Образовательные проекты, 2019.-216 с.- ("Большая энциклопедия маленького мира").
4.

Клопотова,

дошкольном

Е.

Е.

возрасте

Возрастные
/

Е.

Е.

особенности

Клопотова,

И.

развития
А.

познавательной

Самкова

//

активности

в

Психолого-педагогические

исследования. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 25–37.
5.

Марченко

И.В.

Организация

и

методы

диагностики

познавательной

инициативы

и

активности дошкольников: методические рекомендации/ Под редакцией, И.В. Марченко, И.В.
Мозер. – Краснодар, 2023 – 25 с.
6.

Тимофеева,

Бережнова:

Познавательное

развитие.

Ребенок

и

окружающий

мир.

Методические рекомендации. ФГОС ДО/ Издательство: Бином Детства, 2023 г.

Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1.

Издательство

«Воспитание

дошкольника

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

https://dovosp.ru/journals (дата обращения 16.06.2023).
2. Сайт «Дошколенок» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/stati/14478primenenie-lichnostno-orientirovannoj-tekhnologii.html (дата обращения 19.10.2023).
3. Журнал «Обруч» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obruch.ru/node/256 (дата
обращения 16.05.2023)

4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».