Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Личностно-ориентированная технология, приёмы и подходы развития
познавательной активности у детей дошкольного возраста
Разработчик(и) программы:
Бурмышева О.В., Муниципальное бюджетное учреждение
информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»,
Магистр
Глух Н.Н., МБУ ИМЦ Екатеринбургский Дом Учителя, Старший методист
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов дошкольного образования в использовании личностно-ориентированной технологий,
приемов и подходов развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, при
освоении ФОП ДО и обновленного ФГОС ДО..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая
Трудовое действие
функция
Знать
Развитие у обучающихся
Особенности развития
познавательной активности,
деятельность
А/03.6
Создавать условия для
познавательной
самостоятельности, инициативы,
Развивающая
Уметь
применения личностно-
активности детей
творческих, способностей,
ориентированной
дошкольного возраста,
формирование гражданской
технологии, приемов и
личностно-
позиции, способности к труду и
методов по развитию
ориентированная
жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного
познавательной
технология, методы и
приемы познавательного
развития.
образа жизни
активности детей
дошкольного возраста.
1.3. Категория слушателей:
Педагоги дошкольных образовательных организаций
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
№
п/п
Наименование
разделов (модулей) и
тем
учебных работ
Всего
часов
Интерактивное
Лекция,
Входной контроль
активности детей
1
0
1
0
3
2
1
0
6
2
4
0
3
1
2
0
дошкольного возраста
Личностноориентированная
2
технология как способ
развития познавательной
активности детей
дошкольного возраста
Методы и приемы
развития познавательной
3
активности детей
дошкольного возраста в
проектной деятельности
контроля
занятие, час
Понятие познавательной
1
Формы
работа, час
(практическое)
час
*
Самостоятельная
тест
Современные подходы к
организацииразвивающей
4
предметно-
3
1
2
0
2
1
1
0
3
1
2
0
пространственной среды
(РППС)
Диагностические
5
методики по изучению
познавательной
активности
Взаимодействие с
6
родителями в развитии
познавательной
активности
*
Выходной контроль
1
0
1
0
тест
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
проект
Итого
24
8
16
0
2.2. Рабочая программа
1 Понятие познавательной активности детей дошкольного возраста ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Теоретические основы развития познавательного интереса у детей дошкольного
возраста. Роль активности в развитии ребенка. Особенности развития познавательной
активности у детей дошкольного возраста. Анализ нормативных документов.
Практическая работа·Работа в малых группах. Составление словаря понятий с использование
нормативных документов.
2 Личностно-ориентированная технология как способ развития познавательной
активности детей дошкольного возраста ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Теоретические основы личностно-ориентированного обучения. Подход И.С.
Якиманской к классификации моделей личностно-ориентированной педагогики. Сущность
личностно-ориентированного обучения. Особенности современных личностноориентированных технологий в развитии познавательной активности детей дошкольного
возраста. Общие подходы к организации личностно-ориентированного обучения и технологии
проведения образовательных ситуаций, сравнение с занятием в традиционной форме. Форма
плана конспекта занятия.
Практическая работа·Работа в малых группах (таблица – отличия образовательных ситуаций
от занятия в традиционной форме).Работа в малых группах. Составить план конспект занятия.
3 Методы и приемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста
( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Рассмотрение конкретных методов и приемов, направленных на развитие
познавательной активности детей в непосредственно-образовательной деятельности, в
совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей.
Например, таких как, Метод проектной деятельности, экспериментально – исследовательский
метод: -эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях неживой природы); опыты;
фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д. «погружение» в краски, звуки, запахи и
образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного
слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия, ТРИЗ — технологии, метод «волшебной дорожки», метод
«системный оператор» и др.
Практическая работа·Работа в группах (Разработка плана мероприятий развития
познавательного интереса у детей дошкольного возраста
4 Инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной
среды (РППС). ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного
возраста. Подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Особенности организации образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении
и на участке.
Практическая работа·Работа в малых группах. Проектирование развивающей
образовательной среды группы. Работа в парах. Проектирование развивающей
образовательной среды на участке.
5 Диагностические методики по изучению познавательной активности ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Знакомство с диагностическими материалами по изучению уровня познавательной
активности, такими как: Методика «Вопрошайка» М.Б. Шумакова, Методика «Столкновение
интересов» М.И. Гуткина, Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич, Методика «Какие
предметы спрятаны в рисунках» Р.С. Немов.
Практическая работа·Работа в парах. Составить план-схему диагностической методики
6 Взаимодействие с родителями в развитии познавательной активности ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Направления и формы работы с родителями, направленные на развитие
познавательной активности детей дошкольного возраста, такими как по информационно –
аналитическому направлению (наблюдение, беседа, анкетирование), наглядно –
информированное направление (сайт детского сада, родительский уголок с различными
рубриками, общение по телефону, продуктивная деятельность – рисунки, поделки, семейные и
групповые выставки и альбомы, папки-передвижки, открытые просмотры занятий),
педагогическое просвещение и обучение родителей (родительские собрания, консультации и
индивидуальные беседы, семинары-практикумы, мастер-классы).
Практическая работа·Работа в парах. Описание одной из форм взаимодействия с родителями
по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Во ФГОС ДО определено, что одно из направлений образовательной области
«Познавательное развитие» звучит так:
а) развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной
деятельности;
б) развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование
готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
в) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира
природы
и
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного);
г) владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения.
Правильный ответ: а
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2.
В
нормативно-правовых
документах
дошкольного
образования
определены
следующие образовательные области развития дошкольника:
а) интеллектуальное;
б) социально - коммуникативное;
в) развитие речи;
г) физическое;
д) познавательное;
е) художественно-эстетическое;
ж) речевое
Правильный ответ: б, г, д, е. ж
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы в том
числе особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста,
личностно-ориентированная технология, методы и приемы познавательного развития.
Итоговое тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 9
заданий с выбором одного ответа, 2 задания на установление соответствия, 2 задания на
определение логической последовательности и 7 заданий на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 16-20 баллов – уровень
высокий; 12-15 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал более 10 баллов.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. К планируемым результатам какого возрастного периода относится данное утверждение:
ребенок испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта,
фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем, имеет
представления о социальном, предметном и природном мире;
а) 4 года
б) 5 лет
в) 6 лет
г) 7 лет
Правильный ответ: в
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы
представлены в следующей интерпретации:
а) ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать,
экспериментировать;
б) ребенок самостоятелен в самообслуживании;
в) ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он
живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории,
искусства и спорта, информатики и инженерии и т.п.; о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных
ценностях; государстве и принадлежности к нему;
г) ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике;
отражает эти представления в играх;
Правильный ответ: А и В
3. К личностно-ориентированной технологии формирования и развития познавательной
активности детей дошкольного возраста относятся:
а) поддержка личности ребенка
б) вовлечение в деятельность только активных детей
в) развитие самоценности личности
г) партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»
д) авторитарный стиль общения с ребенком
Правильный ответ: А, В, Г
Количество попыток: 3
Текущий контроль
Раздел программы:
Форма:
Описание, требования к выполнению:
Критерии оценивания:
Примеры заданий:
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: Проект
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях темы 5 «Диагностические
методики по изучению познавательной активности», провести диагностику развития
познавательной активности в соответствии с возрастом детей группы, в которой работает
слушатель. Составить проект по созданию условий для применения технологий, приемов и
подходов по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста с учетом
личностно-ориентированной технологии, возрастных критериев и планируемых результатов,
представленных в ФОП ДО. Обязательно должны быть учтены возрастные особенности детей в
конкретной образовательной организации. Работа не может иметь орфографических и
стилистических ошибок. В случае замечаний работа должна быть переделана.
Критерии оценивания:
Работа должна соответствовать возрастным особенностям и планируемым результатам в
соответствие с ФОП. Зачет ставиться, если в проекте присутствуют и детально описаны все
компоненты.
Примеры заданий:
Проект должен содержать следующие компоненты:
Результаты диагностики по изучению познавательной активности детей;
Разработать
план
мероприятий
развитию
познавательного
интереса
у
детей
дошкольного возраста;
Описание развивающей предметно пространственной среды группы и участка;
Использование приемов и методов при описании одной из форм взаимодействия с
родителями по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.07.2022).
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 19.04.2023).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере
дошкольного,
образования)
начального
(воспитатель,
общего,
учитель)"
(с
основного
общего,
изменениями
и
среднего
дополнениями).
общего
-
URL:
https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 19.04.2023).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования". URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
28.07.2022).
(дата
обращения:
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования", URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review
(дата
обращения:
19.04.2023).
6. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)», URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853 (дата обращения:
19.04.2023).
Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. –
208 с.: табл. (Правовая библиотека образования).
2.
Методические рекомендации по реализации Федеральной образовательной программы
дошкольного образования. – М.; ТЦ Сфера, 2023. – (Правовая библиотека образования).
3. Букатов, В.М. Настольная книга воспитателей: с
деловыми разъяснениями, неожиданными
подсказками и невыдуманными историями по социально-игровым способам
занятий в старших
маленькими
подготовительных группах детского сада. Для тех,
воспитанниками
стремиться
жить-поживать
душа
проведения
кто со своими
в
душу.
-
СПб:
Образовательные проекты, 2019.-216 с.- ("Большая энциклопедия маленького мира").
4.
Клопотова,
дошкольном
Е.
Е.
возрасте
Возрастные
/
Е.
Е.
особенности
Клопотова,
И.
развития
А.
познавательной
Самкова
//
активности
в
Психолого-педагогические
исследования. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 25–37.
5.
Марченко
И.В.
Организация
и
методы
диагностики
познавательной
инициативы
и
активности дошкольников: методические рекомендации/ Под редакцией, И.В. Марченко, И.В.
Мозер. – Краснодар, 2023 – 25 с.
6.
Тимофеева,
Бережнова:
Познавательное
развитие.
Ребенок
и
окружающий
мир.
Методические рекомендации. ФГОС ДО/ Издательство: Бином Детства, 2023 г.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1.
Издательство
«Воспитание
дошкольника
[Электронный
ресурс]
–
Режим
доступа:
https://dovosp.ru/journals (дата обращения 16.06.2023).
2. Сайт «Дошколенок» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/stati/14478primenenie-lichnostno-orientirovannoj-tekhnologii.html (дата обращения 19.10.2023).
3. Журнал «Обруч» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://obruch.ru/node/256 (дата
обращения 16.05.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.