Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в аспекте формирования основ «гибких» навыков.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в аспекте
формирования основ «гибких» навыков.

Разработчик(и) программы:
Крюков И.А., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», Елена Ю.Щ., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогических работников ДОО в области личностного развития ребенка старшего
дошкольного возраста в аспекте формирования основ «гибких» навыков.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая

Трудовое действие

функция

Знать

Уметь

Развитие у обучающихся
познавательной активности,
Профстандарт:
01.001
Развивающая
деятельность
А/03.6

самостоятельности, инициативы,
творческих способностей,
формирование гражданской
позиции, способности к труду и
жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного

Приемы развития основ

Разрабатывать

«гибких» навыков у

технологическую карту

старших дошкольников.

образовательных

Алгоритм разработки

ситуаций с

технологической карты

использованием приемов

образовательной

развития основ «гибких»

ситуации.

навыков у дошкольников

образа жизни

1.3. Категория слушателей:
Воспитатели дошкольных образовательных организаций
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

*

Входной контроль

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

2

1

1

0

3

1

2

0

Нормативно-правовые
основания организации
личностного развития
ребенка старшего
1

дошкольного возраста в
аспекте формирования
основ «гибких» навыков в
различных видах детской
деятельности
Механизмы и
эффективные приемы

2

развития
коммуникативных
навыков у детей старшего
дошкольного возраста

тест

Механизмы иэффективные
приемы поразвитию
3

критическогомышления у

3

1

2

0

3

1

2

0

3

1

2

0

3

1

2

0

4

2

2

0

детейстаршего
дошкольноговозраста
Механизмы и
эффективные приемы
развития командного
4

взаимодействия
(сотрудничества) у детей
старшего дошкольного
возраста.
Механизмы и
эффективные приемы

5

развития креативного
мышления у детей
старшего дошкольного
возраста
Использование форм
социального партнерства

6

семьи и детского сада в
личностном развитии
ребенка
Проектирование
образовательных
ситуаций, направленных
на личностное развитие

7

ребенка в аспекте
формирования основ
«гибких» навыков в
различных видах детской
деятельности

*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

1

0

1

0

Итого

24

8

16

0

практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания организации личностного развития ребенка
старшего дошкольного возраста в аспекте формирования основ «гибких» навыков в
различных видах детской деятельности ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Обзор нормативно - правовых документов по образовательной области
«Социальнокоммуникативное развитие» в аспекте формирования «гибких» навыков на
протяжении всего дошкольного возраста. Особенности деятельности детского сада,
направленной на развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного мира. Ключевые категории и определения, базовые
национальные ценности, проектирование целей и задач с учетом возраста детей и
организация развивающей среды. Построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей ребенка.
Практическая работа·Работа в малых группах с использованием практик: «Живая картинка»,
«Спасательный круг», «Мишень» по постановке индивидуальных целей обучения слушателей в
рамках данного курса и определения профессиональных дефицитов по теме программы.

Описание приема «Мишень»: задача обучающихся по программе поставить себе цели и
расставить их в мишень от центра до края по значимости. Прием проводится с целью
выработки четкой мотивации обучающегося на программу с необходимой саморефлексией в
конце обучения.
2 Механизмы и эффективные приемы развития коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Формирование внеситуативно-познавательной формы общения дошкольников.
Основы познавательного общения. Ситуативно-деловая форма общения в игровой
деятельности и необходимость согласовывать действия с другим ребенком в ходе игрового
взаимодействия. Механизмы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста. Альтернативные коммуникации. Адаптация к цели коммуникации и к партнеру.
Убеждающая коммуникация. Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного
возраста: характер взаимодействия с другими детьми, характер взаимодействия со взрослыми.
Роль сюжетно-ролевых и подвижных игр в развитии коммуникативного взаимодействия детей
дошкольного возраста. Приемы развития речевых коммуникаций.
Практическая работа·Парная работа по отработке приемов коммуникации: «Лоцман», «Дуэт»,
«Корабль», «Говорящие руки», «Художник с другом». Описание приема «Говорящие руки» –
дети образуют два круга: внешний и внутренний, стоя лицом друг к другу. Воспитатель ( при
повторном применении приема ведущим может быть ребенок) дает команды, которые
выполняют дети молча в образовавшейся паре. После этого по команде воспитателя внешний
круг делает шаг вправо. Получились новые пары. Варианты инструкций: поздороваться с
помощью рук, выразить поддержку с помощью рук, помириться руками, пожелать удачи,
попрощаться и другие. При повторном (многократном) использовании рекомендуется
добавлять речевые конструкции. Описание приема «Художник с другом» – разделите детей по
парам (любым, но лучше интересным способом) и посадите их спиной к спине. Дайте одному
ребенку бумагу на твердой подложке и фломастер, а другому ребенку в этой паре картинку с
изображением предмета, который просто нарисовать: трактор, кораблик, цветок, дом, солнце
и т д. Художник рисует картинку по описанию друга.
3 Механизмы и эффективные приемы по развитию критического мышления у детей
старшего дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Понятие «критическое мышление». Формирование критического мышления у
дошкольника как умения оценивать разные варианты и выбирать из них лучший, умения
искать и находить разные способы решения задачи. Формирование навыков обобщения и
рассуждения. Механизмы формирования критического мышления у детей дошкольного
возраста. Создание доверительной среды. Развитие эмоционального и социального
интеллекта, обучение детей распознаванию своих и чужих эмоций. Приемы для формирования
умения объяснять и анализировать: «Картина», «Огонь», «Дом». Прием для формирования
умения оценивать результат друг друга – «Кок» - создание собственного творческого продукта
и оценка результата других детей.
Практическая работа·Работа в малых группах. Отработка приемов «Картина», «Огонь», «
Дом», «Кок». Формирование у детей критического мышления и первичной адаптации к
кейсовой технологии. Описание приема «Что такое хорошо и что такое плохо» – необходим
подбор сюжетных картинок нравственно-этического содержания. Малой группе детей (3-4
человека) дается картина для анализа и составления рассказа «Что такое хорошо и что такое
плохо» с продолжением «Что было дальше». Описание приема «Кубики Блума» – упражнение
выполняется малыми группами или парами детей. Детям даются заготовки кубиков с чистыми
гранями и набор картинок формата грани. Дети выбирают из предложенного воспитателем
списка темя и заполняют кубик картинками, приклеивая на грань. Кубик воспитателя (в
повторении ведущим может быть ребенок) заполнен глаголами на действия ребенка:
придумай, назови, поделись, расскажи, вспомни, предложи. Воспитатель подкидывает кубик,
ребенок выполняет задание на выпавшей грани.
4 Механизмы и эффективные приемы развития командного взаимодействия
(сотрудничества) у детей старшего дошкольного возраста.

( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Понятия командного взаимодействия и сотрудничества у детей дошкольного
возраста. Организация культурных практик предполагающих подгрупповой способ
объединения детей. Создание атмосферы творческого обмена и сотрудничества как детей
между собой, так и взрослого и детей. Структура сотрудничества: понятие общих целей,
социальное взаимодействие, самостоятельность и инициатива. Формирование умения
определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать
результат. Приемы для развития сотрудничества детей и взрослых: «Экипаж», «Вместе»,
«Команда», «Улей».
Практическая работа·Работа в малых группах с использованием приемов, направленных на
формирование командного взаимодействия: Описание приема «Команда» – из предложенных
воспитателем картинок выбрать ту, которая у детей ассоциируется со словом «команда».
Объяснить, как это изображение связано с командой. Описание приема «Вместе» – участвуют
несколько команд. На столе перед командой лежат лист ватмана, скотч, фломастеры,
карандаши, детские ножницы, сосновые шишки, листья и другое (предметы должны быть в
соответствии с возрастом и изучаемым материалом). У каждой группы детей своя тема /
задание. Ребенок может выбрать и брать при выполнении задания только один предмет для
создания общего результата. Возможно пользоваться каждому только одним выбранным
предметом. Задача команды договориться и сделать общий проект (коллаж, карту, схему,
картину и так далее). Все участники команды работают одновременно. Описание приема
«Клеевой дождик» – дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В
таком положении («склеенные») они преодолевают препятствия: обогнуть «широкое озеро»,
пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных» и другие. На протяжении
всего упражнения участники не должны «расклеиться», то есть отцепиться от партнера.
5 Механизмы и эффективные приемы развития креативного мышления у детей
старшего дошкольного возраста. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·. Понятие «креативное мышление». Образная креативность, вербальная креативность
по параметрам беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Развитие творческих
способностей ребенка. Творческое мышления как элемент познавательной деятельности.
Задачи использования технологии ТРИЗ: развитие нестандартного и гибкого мышления,
формирование целостной картины мира, воспитание интереса к поисковой деятельности.
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей
ребёнка. Развитие творческого воображения и применение элементов ТРИЗ в различных видах
детской деятельности. Использование приемов развития креативности: «Круг», «Яблоко», «
Корзинка».
Практическая работа·Работа в малых группах по отработке использования приемов: «Круг»,
«Яблоко», « Корзинка» в процессе воспитания дошкольников. Описание приема «Круг» –
участвует несколько групп детей по 5-7 человек в команде. Дети в команде сидят вокруг
одного стола. Перед каждым лист бумаги и фломастеры (не обязательно многообразие
цветов). Ребенок начинает рисовать задуманный несложный сюжет / картинку. Каждую двепять минут по кругу меняются листами с незаконченной картиной. Когда картина
возвращается к автору, он сравнивает полученное с задумкой. Объясняет всей группе разницу
и сходство.
6 Использование форм социального партнерства семьи и детского сада в личностном
развитии ребенка. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Психолого-педагогическая поддержка семьи. Партнерский стиль взаимодействия.
Вовлечение родителей в совместную развивающую деятельность, жизнь группы и детского
сада. Приемы поддержки инициатив семьи, развития субъектной позиции родителей.
Партнерская деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и
задач. Сотрудничество.
Практическая работа·Работа в малых группах. Решение педагогических кейсов. Формы
обратной связи. Работа с запросами родителей. Составление таблицы различных форм

партнерства по личностному развитию ребенка, в том числе по формированию «гибких»
навыков у дошкольников.
7 Проектирование образовательных ситуаций, направленных на личностное развитие
ребенка в аспекте формирования основ «гибких» навыков в различных видах детской
деятельности. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция··Образовательные ситуации как средства, методы, приемы, способы личностного
развития ребенка. Алгоритм разработки технологической карты образовательной ситуации.
Составляющие элементы технологической карты: тема, цель и задачи, планируемые
результаты, вид образовательной деятельности, этапы образовательной деятельности и
промежуточные результаты, хронометраж этапов, методы и приемы. Включение приемов
развития «гибких» навыков в образовательную деятельность с учетом возрастных
особенностей и интересов детей.
Практическая работа·Проективная сессия и работа по подгруппам по совместному
проектированию образовательных ситуаций, направленных на личностное развитие ребенка,
основ его «гибких» навыков с использованием изученных практик. Представление
технологических карт в подгруппах.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
1. К какому возрасту детей, согласно Федеральной программе дошкольного образования,
относится деятельность педагога «Поддерживать стремление ребёнка быть членом детского
коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтение в общении; Стремиться к деловому
сотрудничеству…»: 1. От 1 до 2 лет 2. От 2 до 3 лет 3. От 3 до 4 лет 4. От 4 до 5 лет 5. От 5 до 6
лет 6. От 6 до 7 лет. 2. Задание на выбор нескольких вариантов ответа Какие из
перечисленных навыков являются "гибкими" (мягкими): а)Коммуникация б)Память в) Работа в
команде г) Чтение д)Креативность е)Критическое мышление ж)Говорение
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:

проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе, приемов развития «гибких» навыков у дошкольников, алгоритма разработки
технологической карты образовательной ситуации. Итоговое тестирование состоит из 20
вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 14 заданий с выбором одного ответа, 2
задания на установление соответствия, 2 задания на определение логической
последовательности и 2 задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 16 - 20 баллов – уровень
высокий; 12 - 15 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если
слушатель набрал не менее 12 баллов.
Примеры заданий:
Примеры задания:
1. Задание на выбор нескольких вариантов правильного ответа.
1.1. Какая деятельность педагога относится к области социально-коммуникативного
развития дошкольника:
а) способствует формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;
б)

обогащает

опыт

освоения

детьми

групповых

форм

совместной

деятельности

со

сверстниками;
в) формирует представления детей о многообразии стран и народов мира;
г) формирует интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, к
совместным двигательным действиям;
д) поддерживает проявления у детей первичной социальной активности.

2. Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2.1. В каких формах может быть организовано занятие в детском саду:
а) дежурство и трудовые поручения;
б) экскурсия;
в) образовательная ситуация;
г) утренняя гимнастика;
д) игра;
е) проектная деятельность.
2.2. ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы ДО определяет, что
«...программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности
для его...»:
a. позитивной социализации;
b. развития речи;
c. личностного развития;
d. развития инициативы;
e. позитивной деятельности;

f. развития творческих способностей.
2.3. Основными характеристиками образовательной ситуации является:
a. структурная единица образовательной деятельности;
b. отсутствует учет жизненного опыта ребенка;
c. возникает спонтанно или организуется целенаправленно;
d. является конкретным временным или пространственным элементом образовательной
деятельности;
e. предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;
f. имеет признаки классно-урочной системы
g. разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении
осваиваемого образовательного содержания.
Количество попыток: 3

Итоговая аттестация
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных знаний и умений по тематике
программы, в том числе проверки умения разрабатывать технологическую карту
образовательных ситуаций с использованием приемов развития гибких навыков у
дошкольников. Технологическая карта создается в соответствии с отработанными на
практических занятиях алгоритмом разработки, механизмами и приемами личностного
развития детей старшего дошкольного возраста в аспекте формирования основ «гибких»
навыков: критического и креативного мышления, коммуникации и сотрудничества.
Практическая работа должна учитывать возрастные особенности и запросы детей и их
родителей (законных представителей). Технологическая карта образовательной ситуации
должна учитывать все элементы подготовки и проведения события. В оформлении необходимо
учесть: титульный лист, образовательные области, интеграцию видов деятельности, виды
образовательных событий (возможно занятия), формы организованной образовательной
деятельности, виды детской деятельности, цель образовательного события (возможно
занятия), задачи: образовательные, воспитательные, развивающие, планируемый результат,
подготовительную работу (при необходимости), оборудование, содержание образовательного
события (занятия). В описании непосредственно образовательной деятельности необходимо
указать деятельность педагога, деятельность детей и хронометраж каждого этапа.
Обязательно описать этапы: организационный (вводная часть), проблемная ситуация и
постановка цели, проектирование решений проблемной ситуации (основная часть), «открытие»
детьми новых знаний, способа действий, самостоятельное применение нового на практике,
заключительная часть (итог занятия, систематизация знаний), рефлексия. В описании
основной части необходимо подробно раскрыть применение приемов развития у старших
дошкольников «гибких» навыков: критического и креативного мышления, коммуникации и
сотрудничества.
Критерии оценивания:
Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если Работа соответствует
нормативным документам, указанным в списке литературы. Обязательно должны быть учтены
особенности возрастной группы детей и конкретной образовательной организации. Все
пункты, указанные в описании работы, должны быть отражены. Работа не может иметь
орфографических и стилистических ошибок. В случае замечаний работа должна быть
переделана.

Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа 1.Определите вид деятельности: взаимодействие
двух более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью
налаживания отношений и достижения общего результата – это… А )Игра Б) Труд В) Общение.
Задание на выбор нескольких вариантов ответа. 2. Благодаря какому навыку, осуществляется
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, для детей дошкольного возраста? А) Анализ
Б)Развитие речи В)Психологический климат Г)Интерпретация.
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.06.2023). 2. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования" // Официальный интернет-портал правовой
информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 31.08.2023). 3. Приказ
Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 31.08.2023). 4. Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения
18.04.2023). 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования". URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 27.07.2023). 6. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028
"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования", URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/#review (дата обращения: 18.04.2023). 7.
Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)», URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853

(дата обращения: 18.04.2023). 8. Приказ Министерства Просвещения России от 25.11.2022 №
1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»,
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 18.04.2023).
Литература
1. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе. Планирование,
результаты, диагностика: учебно-методическое пособие / Н. П. Гришаева. – М.: Линка-Пресс,
2019. – 264 с. 2. Технологии эффективной социализации в детском саду и в начальной школе.
Развивающая диагностика. Сценарии проблемно-педагогических ситуаций:

учебнометодическое пособие / Н. П. Гришаева. – М.: Линка-Пресс, 2020. – 236 с. 3. Абыкенова
Ж.К., Жумабаева З.Е. Применение модели «4К» как средства коммуникации детей
дошкольного возраста // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные
исследования. Сборник трудов по материалам IV Международного конкурса
научноисследовательских работ. Уфа, 2021. С. 77-82. 4. Хамзина Ш.Ш., Абыкенова Ж.К. Модель
"4К" как технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по
развитию речи детей дошкольного возраста // Международный научно-исследовательский
журнал. 2022. № 5-3 (119). С. 107-109. 5. Шадрина Н.В. Успех начинается с детства // В
сборнике: Современный учитель - взгляд в будущее. сборник научных статей. Екатеринбург,
2022. С. 100-103.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Журнал Учительский журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.teacherjournal.ru/categories/14/articles/2013 (дата обращения 15.09.2023)
2. Издательство «Геодом» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://geodom.online/blog/dlya_roditeley/gibkie_navyki_u_detey_kak_osnova_uspeshnoy_zhizni/
(дата обращения 15.09.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».