Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Использование практик развития субъектности у детей дошкольного
возраста в деятельности ДОО
Разработчик(и) программы:
Щербина Е.Ю., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Миркес М.М., доцент ФГАОУ ВО «Сибирского федерального университета»,
Кандидат философских наук
Екатеринбург, 2025
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогических работников ДОО в области использования практик развития субъектности у
детей дошкольного возраста в деятельности ДОО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Развитие у обучающихся
Профессиональный
познавательной
стандарт «Педагог
активности,
(педагогическая
самостоятельности,
деятельность в сфере
инициативы, творческих
дошкольного, начального
способностей,
общего, основного
формирование гражданской
общего, среднего общего
позиции, способности к
образования)
труду и жизни в условиях
(воспитатель, учитель)
современного мира,
01.001 A/03.6
формирование у
Развивающая
обучающихся культуры
деятельность
здорового и безопасного
образа жизни
Уметь
Роль развивающей
Проектировать
предметно-
развивающую предметно-
пространственной среды
пространственную среду
в развитии субъектности
для формирования
у детей дошкольного
познавательной активности,
возраста и требования к
самостоятельности,
составу и оформлению.
инициативы, творческих
Знать приемы и техники,
способностей, субъектности
развивающие
ребенка. Разрабатывать
субъектность
технологическую карту
дошкольников в детском
образовательной ситуации,
саду и в партнерстве с
с применением практик
родителями.
развития субъектности.
1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольной образовательной организации
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 32 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
Входной контроль
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
2
1
0
1
4
1
3
0
4
1
3
0
Нормативно-правовые
основания развития
1
субъектных проявлений
детей дошкольного
возраста
Субъектность как
2
образовательный
результат
Системные решения:
становление
3
самостоятельного
мышления, речи, учения в
игре и жизни
тест
Развивающая предметнопространственная среда
4
как средство
формирования
5
1
4
0
4
1
3
0
4
1
3
0
5
1
4
0
практическая
работа
субъектности
дошкольника
Игра как место
5
становления субъектности
дошкольника
6
7
3D-модель в практике
субъектности
Взаимодействие с
родителями
*
Выходной контроль
1
0
1
0
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
Итого
32
7
24
1
тест
практическая
работа
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания развития субъектных проявлений детей
дошкольного возраста ( лекция - 2 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Актуализация проблемы развития субъектности детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовые документы в сфере «Образование» предусматривают развитие ребёнка
как субъекта образовательных отношений. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» закрепил дошкольное образование как базисную и отдельную ступень
единой образовательной системы. ФГОС и ФОП ДОО определяют ценностные ориентации
дошкольного образования — направленность педагогического процесса на содействие
становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности,
рефлексивности. ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к психологопедагогическим условиям реализации субъектности.
Самостоятельная работа·Изучить нормативные документы с целью акцентирования внимания
на формировании субъектной позиции и самостоятельности личности дошкольника.
2 Субъектность как образовательный результат ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Понятие субъектности. Становление ребенка как личности в прямом взаимодействии
с социальным окружением. Взрослая и детская «субъектность». Дошкольный возраст как
сензитивный для развития фундаментальных основ субъектности. Профессиональная
субъектная позиция воспитателя. Детско-взрослая со-бытийная общность. Субъектность и
самостоятельность. Субъектность в самостоятельности. Коллективная деятельность в развитии
субъектности. Виды образовательных ситуаций в развитии субъектности ребенка. Развитие у
обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих
способностей, формирование гражданской позиции через формирование субъектности.
Практики развития субъектности. Технологическая карта образовательной ситуации.
Практическая работа·2 ч. Работа в малых группах по отработке понимания и применения черт
образовательных ситуаций, потенциально богатых для развития и укрепления субъектности.
Разбор признаков образовательных ситуаций: возможность выражения отношения,
возможность заявления собственного намерения, появление знаков в среде группы
(напоминание ребенку о его намерении), наличие следов чьего-то активного результативного
действия, трансформируемость пространства и другие. 1 ч. Работа в малых группах. Приемы и
техники, развивающие субъектность дошкольников. Необходимость постоянного анализа
практик субъектности, направленных на формирование базовых черт субъектности. Работа с
педагогическими наблюдениями. Пример: мы можем слышать короткую фразу «Помоги» или
развернутое сообщение: «Я хочу построить пожарный участок, но мне не хватает красных
кубиков. Подай, пожалуйста».
3 Системные решения: становление самостоятельного мышления, речи, учения в игре и
жизни ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Система как совокупность взаимосвязанных компонентов. Системный подход к
развитию субъектности дошкольника. Превращение мысли в действие. Субъект как творческая
личность. Выстраивание субъектности в процессе мышления. Мыслительно-коммуникативные
действия и их развитие. Совершение выбора: личностный и интеллектуальный аспекты.
Вопрошание «почемучек». Значение игры в развитии субъектности. Взаимосвязь компонентов в
системе решений.
Практическая работа·: 2 ч. Работа в малых группах по решению кейсов для разных возрастов
дошкольников. Пример кейса. Кейс «Добрый или злой?». Моряк забрал в Африке жирафа, слона
и обезьянку и повез их в гости к эскимосским детям. Он добрый или злой? В игровой форме
задается проблематизирующий вопрос – он правильно сделал? «ДА» – дети не видели
африканских животных. «НЕТ» – звери погибнут на севере. На проблематизирующий вопрос
нельзя ответить однозначно. 1 ч. Групповая работа с вопросами. Как правильно
сформулировать вопрос для ребенка.
4 Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования
субъектности дошкольника ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в ДОО обладает свойствами
открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую функции. Требования к РППС при проектировании. Основные принципы
организации пространства. Создание развивающей среды как системы условий социализации и
индивидуализации детей дошкольного возраста. Деятельностные условия, пространственновременные условия, социальные условия. Проектирование предметно-пространственной среды.
Анализ организации РППС в группе ДОО в соответствии с ФГОС и ФОП ДО.
Практическая работа·1 ч. Работа в малых группах. Разбор необходимых факторов развития
субъектности при проектировании РППС: возникновение ситуаций, когда дети могут выбирать –
от выбора зависят дальнейшие события; в среде было много места, где дети могут
самостоятельно выставлять свои работы; условия для свободной игры, т. е. место, материалы,
возможность трансформировать. 2 ч. Групповая работа. Проектирование развивающей среды
ДОО на основе понимание субъектного опыта ребенка как его личностного образования,
обеспечивающего активность и целенаправленность личности в творческом взаимодействии с
окружающим миром, способность к самореализации и саморефлексии. Анализ чек-листа РППС
по наполнению центров активности группы, с которой работает педагог, с учетом возрастных
особенностей воспитанников. 1 ч Практическая работа для промежуточной аттестации описана
в разделе 3.
5 Игра как место становления субъектности дошкольника ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 3 ч. )
Лекция·Особенности игры и ее возможности для развития инициативы. Игра как ведущий вид
деятельности. Понятие надситуационной активности и инициативности. Карта наблюдений за
игровой инициативой дошкольников и ее анализ. Три проекции наблюдения за игрой: «создаю
мнимую ситуацию», «что ищу в среде для воплощения замысла», «какие строю отношения».
Взаимодействие детей в игре. Условия поддержки игры. Дефициты, связанные с уровнем
развития игры.
Практическая работа·2 ч. Работа в малых группах по анализу игровой деятельности
дошкольников разного возраста. Реперные точки анализа: проба «всёМОГУщества»,
воображаемого мира, возможности преобразования пространства. Практическая работа: 1ч.
Сопровождение игры. «Затухание» игры как педагогическая проблема. Поддержка игры
косвенная и с участием взрослого. Отработка приемов поддержки игры.
6 3D-модель в практике субъектности ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Описание 3D-модели М. М. Миркес: предметные умения, универсальные
(метапредметные) умения, субъектность. Моделирование ситуации как объекта с этими тремя
характеристиками. Сопряжение 3D-модели с ФГОС и ФОП ДО, особенности отличия. 3Dмышление педагога
Практическая работа·1 ч. Групповая работа по реконструкции педагогической ситуации в
формате 3D-модели. Построение гипотезы об адекватном и полезном действии воспитателя в
проблемной педагогической ситуации. 2 ч. Работа в малых группах с кейсами. Сравнение
результатов линейной модели 1D «отрезок», модели 2D «квадратик» и трехмерной модели 3D
«кубик». Пример кейса: ребенок умеет складывать числа в пределах сотни. 1D: складывает
числа на занятии по заданию педагога. 2D: ребенок по своей инициативе в свободной
деятельности берет задания у педагога и решает примеры. 3D: ребенок в окружающем мире
узнаёт ситуацию числа, строит задачу и решает её.
7 Взаимодействие с родителями ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·1 ч. Форматы работы с родителями, позволяющие согласовать ценность субъектных
результатов образования. Необходимость продолжения и поддержки образовательных
результатов за пределами пространства детского сада и / или образовательной ситуации.
Способы работы, помогающие сделать образовательные (субъектные) результаты ценностью и
технологией семьи. Формирование субъектности через взаимодействие с родителями в
практике событийного образования. Различные практики получения обратной связи.
Партнерские отношения с родителями как способ поддержки и развития детской
самостоятельности дошкольников.
Практическая работа·2 ч. Групповая работа. Освоение способов, приемов и техник, которыми
можно оснастить родителя для формирования самостоятельности у ребенка с двух до 6-7 лет.
Пример: создание предметной среды в домашней обстановке; совместное действие с ребенком;
исследовательские проекты и другие. Практическая работа: 2 ч. Работа в малых группах.
Решение в партнёрстве с родителями педагогических ситуаций (на практическом занятии
может быть использована ролевая игра). Пример ситуации: как помочь ребенку делать самому
дома то, что умеет делать сам в детском саду. Решение: на листе бумаги в левом столбике
воспитатель перечисляет то, что ребенок уже может делать сам в самообслуживании. Во
втором столбце родитель перечисляет то, что ребенок по-прежнему делает с папой или мамой.
Многие пункты окажутся продублированы. Предлагаются решения.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Вопросы теста сопрягаются с тематикой Программы. Входное тестирование состоит из 10
вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Пять заданий с выбором одного
правильного ответа и пять заданий на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий в
области направления Программы.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Что такое субъектность в контексте дошкольного возраста?
A. способность подчиняться правилам;
B. способность принимать самостоятельные решения;
C. умение выполнять задания.
Правильный ответ: В)
2. Какое место занимают идеи сотрудничества и партнерства в процессе развития
субъектности у детей?
A. являются основополагающими;
B. не имеют значения;
C. могут быть важны, но не обязательно.
Правильный ответ: А)
3. Какие потребности удовлетворяются в игре:
A. потребность в движении;
B. потребность в общении;
C. потребность в действиях с предметами;
D. биологические потребности;
E. потребность в познании окружающего мира.
Правильный ответ: А), В), С), Е)
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения приращения знаний по содержанию
программы, в том числе знания о роли развивающей предметно-пространственной среды в
развитии субъектности у детей дошкольного возраста, требований к составу и оформлению. А
также приемов и техник, развивающих субъектность дошкольников в детском саду и в
партнерстве с родителями. Состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл.
Тест включает восемь вопросов с выбором одного ответа, два задания на установление
соответствия, два задание на определение логической последовательности и восемь вопроса
на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено» / «не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно.
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Какой подход наиболее эффективен для формирования субъектности старших
дошкольников?
A. подход не важен;
B. игра по заранее установленным правилам;
C. свободная игра с возможностью выбора;
D. игра с высокими требованиями к детям.
Правильный ответ: C)
2. Какую практическую деятельность можно провести в рамках формирования
субъектности? (выберите все подходящие варианты)
A. игра в ролевые игры;
B. мультимедийные лекции;
C. изучение правил дорожного движения;
D. творческие мастерские по совместному созданию итогового продукта.
Правильные ответы: A), D)
3. Что из перечисленного важно при организации образовательного процесса для
развития субъектности? (выберите все подходящие варианты)
A. Формирование дружеской атмосферы
B. Поддержка инициативы ребенка
C. Строгое соблюдение правил
D. Обсуждение ошибок и успехов
Правильные ответы: A), B), D)
4. Какие из следующих действий родителей способствуют развитию субъектности у
детей? (выберите все подходящие варианты)
A. Поддержка их инициатива
B. Контроль всех действий
C. Дача ответственности за выбор
D. Обсуждение вместе результатов
Правильные ответы: A), C), D)
5. Соотнесите практики с их описанием
Практика
Описание
A) Ролевые игры
1) Развивает критическое мышление
B) Проектная деятельность
2) Способствуют развитию креативности
3) Углубляют понимание окружающего
C) Исследовательская деятельность
D) Наблюдение
за
природными
мира
явлениями
обсуждение
и
4) Помогает учиться работать в команде
Правильные ответы: А – 2; В – 4; С – 1; D – 3
6. Укажите правильную последовательность этапов развития самостоятельного
мышления у дошкольников:
A. Стимулирование обсуждения идей
B. Обсуждение сделанного
C. Поддержка инициативы
D. Предоставление возможности выбора
Правильный порядок: D), С), А), В)
Количество попыток: 2
Промежуточный контроль
Раздел программы: Развивающая предметно-пространственная среда как средство
формирования субъектности дошкольника.
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на знания и практические навыки, полученные при изучении темы 4: «Развивающая
предметно-пространственная среда как средство формирования субъектности дошкольника»,
провести анализ РППС в своей группе (или смоделированной) для выбранного возраста детей.
Критерии оценивания:
Анализ РППС основываться на «ревизии» уголков/центров активностей в группе по всем
направленностям деятельности. Работа должна содержать оценку и анализ дефицитов и
возможностей. Структура должна отражать направленность, название уголка, оснащение и
функционирование. Обязательно должны быть созданы условия для формирования
познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и
развития субъектности ребенка. Приветствуется применение 3D-модели М. М. Миркес.
Примеры заданий:
Количество попыток: 3
Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на знания и умения, полученные при прохождении обучения по Программе,
необходимо разработать технологическую карту образовательной ситуации, с применением
практик развития субъектности. Образовательная ситуация разрабатывается с учетом
применения практик развития субъектности в соответствии с возрастом детей и структурой.
Структурными компонентами образовательной ситуации должны быть: тема, задачи,
проблемная (игровая) ситуация, инициативная деятельность детей, планируемый результат,
возрастные особенности, методы и приемы, интеграция различных видов детской деятельности
в аспекте развития субъектности дошкольников. Приветствуется описание методов
формирования субъектности через партнерское взаимодействие с родителями в практике
событийного образования.
Критерии оценивания:
работа должна соответствовать структуре, учитывать возрастные особенности детей, отражать
задачи и содержание образовательной деятельности, планируемые результаты развития
субъектности и самостоятельности дошкольников в соответствие с Федеральной программой
ДО. Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если слушатель отразил
в описании образовательной ситуации следующие параметры: целесообразность
представленной темы образовательной ситуации; практическая направленность и значимость
представленной работы; соответствие задач возрастным особенностям детей; описание
конкретных применяемых приемов и техник, развивающих субъектность дошкольников в
детском саду и в партнерстве с родителями.
Примеры заданий:
Пример оформления технологической карты
Тема:
Возрастная группа:
Вид образовательной ситуации:
Направленность ситуации:
Материалы и оборудование:
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL: https://base.garant.ru/70291362/
(дата
обращения: 10.04.2025)
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н (ред. от 05.08.2016) URL:
https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.04.2025)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (с изменениями и дополнениями) – URL: https://base.garant.ru/70512244/
(дата обращения: 10.04.2025)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 10.04.2025)
Литература
Литература
1. Басова И.В., Долгодворова К.С. Развитие субъектной позиции ребенка посредством
образовательных практик в дошкольной образовательной организации // Традиции и
инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов VII Международной
конференции. Екатеринбург, 2023. С. 10-15.
2. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5-6летнего возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151.
3. Горшкова Н.В. Развитие субъектности дошкольников на занятиях в форме сказки //
Научный аспект. 2020. Т. 2. № 4. С. 169-174.
4. Давыдова О.И. Субъектная позиция в дошкольном возрасте // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2022. № 1. С. 91-98.
5. Захарова Т. Н., Надежина М. А. ФГОС ДО и ФОП ДО: создание условий для развития
субъектности дошкольника: учебно-методическое пособие / Т. Н. Захарова, М. А.
Надежина. — Электрон. текстовые дан. (2,45 Mb). — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2024. —
(Федеральные государственные образовательные стандарты).
6. Кушнарева Л.Ф. Развитие субъектности старших дошкольников посредством
развивающих технологий // Методист дошкольного образовательного учреждения. 2024.
№ 46. С. 11-21..
7. Миркес М.М. 3D-модель образовательных результатов практики субъектности полезный
инструмент педагогического мышления и работы с видением родителей // В сборнике:
Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога:
инновационные технологии, лучшие образовательные практики. Материалы II краевой
тьюторской научно-практической конференции с межрегиональным участием. 2020. С.
125-136.
8. Родин Ю.И., Лушникова Е.Н., Мишина А.В. Проблема субъектности в здоровье-сбережении
детей дошкольного возраста // Наука и школа. 2023. № 2. С. 163-176.
9. Самотохина Н.А. Деятельность педагога по развитию субъектности у детей старшего
дошкольного возраста с разным уровнем развития // Психолого-педагогический поиск.
2022. № 4 (64). С. 74-81.
10. Самотохина Н.А. К вопросу становления субъектности у детей дошкольного возраста //
Современные проблемы педагогики и образования: сборник статей Международной
научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. С. 9-14.
11. Суматохина В.А., Иванова И.В Воспитывающий потенциал дошкольной образовательной
организации как средство становления субъектности дошкольника // Журнал
педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 42-48.
12. Чернецкая М.А. Модель развития субъектности детей старшего дошкольного возраста в
условиях игровой деятельности // Гармонизация психофизического и социального
развития детей дошкольного возраста: материалы Международной научно-практической
конференции студентов и молодых ученых. Минск, 2023. С. 364-366.
13. Ширванян А.Э., Авдеева Л.Н., Сиволобова Н.А., Колпачева О.Ю. Сущностносодержательные основы субъектности старших дошкольников и педагогические условия
её развития // Вестник Ставропольского государственного педагогического института.
2023. № 1 (19). С. 263-274.
14. Шурубова А. К. Директория мобильных интерактивных мастерских в ДОО как средство
развития субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста: методическое
пособие / А. К. Шурубова, Е. Г. Ермилова, Ю. С. Бойкова, Т. В. Ругинис. — Краснодар, 2021.
— 24 с.
15. Якшина А. Н., Леван Т. Н. Стратегии сопровождения игры у дошкольных педагогов с
разным пониманием игры и ее развивающей ценности / А. Н. Якшина, Т. Н. Леван //
Культурно-историческая психология. — 2023. — Т. 19, № 2. — С. 99–106.
Дополнительная литература
1. Практики субъектности в образовании / под ред. М. М. Миркес. — М.: Линка-Пресс, 2019.
— 320 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы
1. Журнал «Современное дошкольное образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://sdo-journal.ru/ (дата обращения: 10.10.2024)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом
педагогических
работников
и
слушателей
к
информационно-
телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер
преподавателя
должен
аудиоколонками и/или наушниками.
быть
оснащен
веб-камерой,
микрофоном,