СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………3 Учебно - тематический план…………………………………………….…..6 Содержание программы………………………………………………….….7 Виды и формы контроля………………………………………….…..……..9 Учебно- методическое обеспечение программы………………………….9 Список литературы……………………………………………………....…10 Сведения об авторах ……………………………………………………….11 Аннотация…………………………………………………………………...11 1. Пояснительная записка В современном мире, наполненном информационными технологиями, компьютерной техникой и различными интернет ресурсами еще осталось место, в которое можно отправить ребенка с целью оздоровления социализации, саморазвития, самопознания и самое главное – активного отдыха вдалеке от компьютеров, планшетов и телефонов. Таким местом является детский оздоровительный лагерь. Детский лагерь – это место не только развлечения, но и большая площадка для организации воспитательной работы, ведь одной из основных функций детского оздоровительного лагеря является воспитательная. Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный, содержательный отдых, оздоровление детей, и решать проблемы их развития и воспитания. Согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 21.12.04. № 170-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление – это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарногигиенических и санитарноэпидемиологических требований" [57]. Рассматривая организацию воспитательной работы в детском оздоровительном лагере как процесс, мы понимаем, что это определенная система, в которой взаимодействует педагогический коллектив для достижения определенной цели. Организовывая воспитательную работу для детей в детском оздоровительном лагере, необходимо учитывать их возрастные особенности, потребности, с которыми они приезжают, а также условия, в которых будет организовываться воспитательная работа. Будет ли детский оздоровительный лагерь обладать всеми необходимыми ресурсами и условиями для качественной организации воспитательной работы, которая по итогу приведет педагогический коллектив к поставленной цели. Целью организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере может служить воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Но, несмотря на понимание важности и необходимости организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, к сожалению, педагоги отмечают недостаточность методических рекомендаций по её организации. Особенно остро это ощущается в последнее время т.к. 2 дети в современном мире значительно отличаются от детей, которые были 20 лет назад. Педагогам, работающим в детских оздоровительных лагерях, бывает очень непросто найти общий язык с современными детьми. Именно в таких ситуациях ощущается острая необходимость современных методических разработок по организации воспитательной работы. Цель программы: Создание оптимальных условий для обеспечения активного индивидуального и эмоционально – насыщенного летнего отдыха, физического и духовного оздоровления ребенка, развития творческого и нравственного потенциала детей через их включение в различные виды деятельности. Задачи программы: 1. Обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогических работников для проведения целенаправленных культурнодосуговых, спортивных, познавательных, здоровьесберегающих мероприятий во время летнего отдыха детей и подростков. 2. Ознакомить с различными эффективными методиками работы в условиях городского лагеря. 3. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогических работников для проведения качественного летнего отдыха детей. Планируемый результат обучения. В результате освоения программы слушатели будут знать: - психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе; уметь: - проводить отрядные мероприятия с применением различных эффективных методик работы в условиях городского лагеря: Методика проведения РПИ (развлекательно-познавательных игр) Методика проведения отрядных рефлексивных событий Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней Опыт проведения интеллектуальных игр Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За семью печатями», «Остров сокровищ» Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney - создавать благоприятный психологический климат в коллективе детей; 3 владеть: - эффективными методиками работы в условиях городского лагеря. Категории обучающихся: педагогические и руководящие работники системы образования. Продолжительность обучения: 18 часов. Форма обучения: очно-дистанционная. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации. Нормативные основания реализации программы: -Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Региональный уровень: - Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Свердловской области на 2014-2020 годы» от 25.06.2014г. №525-1111. Муниципальный уровень: - Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 г. (Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 г. № 12/81). 4 2.Учебно - тематический план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Темы занятий Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере в летний период: сущность, понятие, этапы Методика проведения РПИ (развлекательнопознавательных игр) Методика проведения отрядных рефлексивных событий Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней Опыт проведения интеллектуальных игр Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За семью печатями», «Остров сокровищ» Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За семью печатями», «Остров сокровищ» Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney Защита итоговой работы – сценарий отрядного события ИТОГО Всего часов Zoom 3 1.5 Практи ческая работа (очно) Самостоя тельная работа 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 3 3 18 4.5 9 4.5 5 3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном лагере в летний период: сущность, понятие, этапы. Детский лагерь – это место не только развлечения, но и большая площадка для организации воспитательной работы, ведь одной из основных функций детского оздоровительного лагеря является воспитательная. Рассматривая организацию воспитательной работы как процесс, можно выделить следующие 4 этапа: подготовительный, организационный, практический, аналитический. 2. Методика проведения РПИ (развлекательно-познавательных игр) Развлекательно-познавательные игры заключают в себе потрясающий потенциал для раскрытия творческих способностей, развития нестандартного типа созидательного мышления, расширения сферы знаний учащихся, укрепления межпредметных связей. Задача любой интеллектуальнопознавательной игры – развлекая школьников обучать их. 3. Методика проведения отрядных рефлексивных событий. Человеку всегда нужна возможность остановиться и осмыслить происходящее. Рефлексия — анализ ребёнком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рассмотрим психологопедагогические особенности через используемые нами средства, приемы и методы. 4. Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней. Тематическим днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. 5. Тематический день – замечательная находка. Удобство такого дня, прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. 6. Опыт проведения интеллектуальных игр. Практическое занятие об интеллектуальных играх нацелено на погружение воспитателей в атмосферу игр, чтобы они на себе могли почувствовать те эмоции и ощущения, которые делают эти игры такими популярными. Практика начинается с фасилитации «Почему мы любим играть?». 7. Участники вспоминают самые распространенные интеллектуальные игры, выбирают самые увлекательные для анализа и определения «фишек» 6 игры. По результату каждый участник формирует памятку для проведения интеллектуальных игр. В основной части занятия все слушатели становятся участниками пяти интеллектуальных игр: 1) «Кто хочет стать миллионером?», 2) «Интеллектуальное казино», 3) «Что? Где? Когда?», 4) Викторина в Kahoot, 5) «Поле чудес». По каждой игре участники получают методический портфель с разработкой готовых игр (сценарий, презентация) для школьного лагеря. 8. Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За семью печатями», «Остров сокровищ». Целью образовательных игр является непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая деятельность занимает особое место в жизни детей разных возрастов. Рассмотрим на собственном опыте образовательные игры – «Лимпопо», «За семью печатями», «Остров Сокровищ». 9. Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney. Мозговой штурм – это построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей решения проблемы. Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем, через различные приёмы и методы. 10. Защита итоговой работы – сценарий отрядного события. 4.Виды и формы контроля 7 Результатом освоения программы является разработка сценария образовательного события для образовательной организации. 5. Учебно - методическое обеспечение программы Вид занятий В формате конференций и очных занятий Практические занятия Наименование оборудования, программного-обеспечения Платформа Zoom ноутбук Рабочая тетрадь слушателя 8 6. Список литературы 1. Белич, В.В. Атрибутивный анализ пед. деятельности / В.В. Белич. – Челябинск, Юж.-Урал. книж. изд-во, 1991. – 144 с. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2013. 340 с. 3. Волгунов В. В. Дети. Каникулы. Творчество. Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2004. 96 с. 4. Волохов А. В., Фришман И. И. «Внимание каникулы!»: метод. пособие. М.: «Центр гуманной литературы», 2015. 128 с. 5. Воронкова Л. В. Как организовать воспитательную работу в отряде. М.: 2017. 25 с. 6. Газман О. С. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. М.: 1992. 34 с. 7. Галицкий В. Д., Кувшинкова И. А. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: 8. Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: практич. пособие. М.: АРКТИ, 2016. 112 с. 9. Григоренко Ю. Н.: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: учеб. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педобщество России, 20018. 160 с. 10.Основные функции оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad.html ( Дата обращения 28.04.201). 11.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, О.: «Детство», 2011. 87 с. 12.Степанова Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере. М.: Красико-Принт, 2016. 176 c. 13.Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. метод. пособие. М.: 1999. 46 с. С.245-251. 14.Фролов С. С. Социология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 344 с. Художественно-творческое направление [Электронный ресурс]: 15.Российская педагогическая энциклопедия URL: http://www.gumer.info 16.Шмаков С. А. Загородный летний детский лагерь // Летний детский отдых. 2013. №3. С. 15-18. 7. Сведения об авторах программы 9 Крюков И.А. - старший методист МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», бизнес-тренер, победитель конкурса «Профи-дебют». 8. Аннотация Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация воспитательной деятельности в условиях городского лагеря» имеет практико-ориентированный характер и адаптивный формат для участников: занятия проходят 3 раза в неделю в формате вебинаров и очных практических работ. Программа рассчитана на 18 часов, из них 4.5 часа на платформе Zoom, 9 часов практической работы, 4.5 часа выносится на самостоятельное изучение. Во время обучения каждый слушатель сможет разработать собственный сценарий отрядного события. Слушатели курсов будут ознакомлены с различными эффективными методиками работы в условиях городского лагеря: Методика проведения РПИ (развлекательно-познавательных игр) Методика проведения отрядных рефлексивных событий Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней Опыт проведения интеллектуальных игр Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За семью печатями», «Остров сокровищ» Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney По окончании курса каждый слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. Форма обучения – очно-дистанционная. Сроки проведения – с 14.05.2021 по 28.05.2021 10