Программа ДПО Организация воспитательной деятельности в условиях городского лагеря 2020

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………3
Учебно - тематический план…………………………………………….…..6
Содержание программы………………………………………………….….7
Виды и формы контроля………………………………………….…..……..9
Учебно- методическое обеспечение программы………………………….9
Список литературы……………………………………………………....…10
Сведения об авторах ……………………………………………………….11
Аннотация…………………………………………………………………...11

1. Пояснительная записка
В современном мире, наполненном информационными технологиями,
компьютерной техникой и различными интернет ресурсами еще осталось
место, в которое можно отправить ребенка с целью оздоровления
социализации, саморазвития, самопознания и самое главное – активного
отдыха вдалеке от компьютеров, планшетов и телефонов. Таким местом
является детский оздоровительный лагерь.
Детский лагерь – это место не только развлечения, но и большая
площадка для организации воспитательной работы, ведь одной из основных
функций детского оздоровительного лагеря является воспитательная. Детские
оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной
принадлежности, призваны обеспечивать полноценный, содержательный
отдых, оздоровление детей, и решать проблемы их развития и воспитания.
Согласно Федеральному Закону "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" от 21.12.04. № 170-ФЗ. Отдых детей и их
оздоровление – это " совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие
творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья,
профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой,
спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни,
соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной
окружающей среде при выполнении санитарногигиенических и санитарноэпидемиологических требований" [57].
Рассматривая организацию воспитательной работы в детском
оздоровительном лагере как процесс, мы понимаем, что это определенная
система, в которой взаимодействует педагогический коллектив для
достижения определенной цели. Организовывая воспитательную работу для
детей в детском оздоровительном лагере, необходимо учитывать их
возрастные особенности, потребности, с которыми они приезжают, а также
условия, в которых будет организовываться воспитательная работа. Будет ли
детский оздоровительный лагерь обладать всеми необходимыми ресурсами и
условиями для качественной организации воспитательной работы, которая по
итогу приведет педагогический коллектив к поставленной цели.
Целью организации воспитательной работы в детском оздоровительном
лагере может служить воспитание всесторонне развитой, гармоничной
личности. Но, несмотря на понимание важности и необходимости
организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, к
сожалению, педагоги отмечают недостаточность методических рекомендаций
по её организации. Особенно остро это ощущается в последнее время т.к.
2

дети в современном мире значительно отличаются от детей, которые были 20
лет назад. Педагогам, работающим в детских оздоровительных лагерях,
бывает очень непросто найти общий язык с современными детьми. Именно в
таких ситуациях ощущается острая необходимость современных
методических разработок по организации воспитательной работы.
Цель программы: Создание оптимальных условий для обеспечения
активного индивидуального и эмоционально – насыщенного летнего отдыха,
физического и духовного оздоровления ребенка, развития творческого и
нравственного потенциала детей через их включение в различные виды
деятельности.
Задачи программы:
1. Обеспечить
теоретическую
и
практическую
подготовку
педагогических работников для проведения целенаправленных культурнодосуговых, спортивных, познавательных, здоровьесберегающих мероприятий
во время летнего отдыха детей и подростков.
2. Ознакомить с различными эффективными методиками работы в
условиях городского лагеря.
3. Обеспечить повышение профессиональной компетентности
педагогических работников для проведения качественного летнего отдыха
детей.
Планируемый результат обучения.
В результате освоения программы слушатели будут
знать:
- психологические аспекты управления, порядок разрешения
конфликтных ситуаций в детском коллективе;
уметь:
- проводить отрядные мероприятия с применением различных
эффективных методик работы в условиях городского лагеря:
 Методика проведения РПИ (развлекательно-познавательных игр)
 Методика проведения отрядных рефлексивных событий
 Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней
 Опыт проведения интеллектуальных игр
 Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За
семью печатями», «Остров сокровищ»
 Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney
- создавать благоприятный психологический климат в коллективе детей;
3

владеть:
- эффективными методиками работы в условиях городского лагеря.
Категории обучающихся: педагогические и руководящие работники
системы образования.
Продолжительность обучения: 18 часов.
Форма обучения: очно-дистанционная.
По окончании обучения выдается удостоверение о повышении
квалификации.
Нормативные основания реализации программы:
-Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N 273-ФЗ (последняя редакция)
Региональный уровень:
- Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении
комплексной программы Свердловской области «О реализации
приоритетного национального проекта «Образование» в Свердловской
области на 2014-2020 годы» от 25.06.2014г. №525-1111.
Муниципальный уровень:
- Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 г. (Решение
Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 г. № 12/81).

4

2.Учебно - тематический план
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.

Темы занятий

Организация
воспитательной работы в
детском оздоровительном
лагере в летний период:
сущность, понятие, этапы
Методика проведения
РПИ (развлекательнопознавательных игр)
Методика проведения
отрядных рефлексивных
событий
Методика и практика
проведения сюрпризных,
тематических дней
Опыт проведения
интеллектуальных игр
Методика событий в
формате образовательных
игр «Лимпопо», «За семью
печатями», «Остров
сокровищ»
Методика событий в
формате образовательных
игр «Лимпопо», «За семью
печатями», «Остров
сокровищ»
Форматы мозговых
штурмов, КТИ, Walt Disney
Защита итоговой
работы – сценарий
отрядного события
ИТОГО

Всего
часов

Zoom

3

1.5

Практи
ческая
работа
(очно)

Самостоя
тельная
работа
1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

3

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

3

3

18

4.5

9

4.5

5

3.СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ

1. Организация воспитательной работы в детском оздоровительном
лагере в летний период: сущность, понятие, этапы.
Детский лагерь – это место не только развлечения, но и большая площадка
для организации воспитательной работы, ведь одной из основных функций
детского оздоровительного лагеря является воспитательная. Рассматривая
организацию воспитательной работы как процесс, можно выделить
следующие 4 этапа: подготовительный, организационный, практический,
аналитический.
2. Методика проведения РПИ (развлекательно-познавательных игр)
Развлекательно-познавательные игры заключают в себе потрясающий
потенциал для раскрытия творческих способностей, развития нестандартного
типа созидательного мышления, расширения сферы знаний учащихся,
укрепления межпредметных связей. Задача любой интеллектуальнопознавательной игры – развлекая школьников обучать их.
3. Методика проведения отрядных рефлексивных событий.
Человеку всегда нужна возможность остановиться и осмыслить
происходящее. Рефлексия — анализ ребёнком собственного состояния,
переживания, мыслей по завершении деятельности. Рассмотрим психологопедагогические особенности через используемые нами средства, приемы и
методы.
4. Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней.
Тематическим днем называется такой день, в который с утра и до вечера
проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематический день
может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда.
Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в
обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.
5. Тематический день – замечательная находка. Удобство такого дня,
прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать долго голову,
что провести с детьми утром и что вечером.
6. Опыт проведения интеллектуальных игр. Практическое занятие об
интеллектуальных играх нацелено на погружение воспитателей в атмосферу
игр, чтобы они на себе могли почувствовать те эмоции и ощущения, которые
делают эти игры такими популярными. Практика начинается с фасилитации
«Почему мы любим играть?».
7. Участники вспоминают самые распространенные интеллектуальные
игры, выбирают самые увлекательные для анализа и определения «фишек»
6

игры. По результату каждый участник формирует памятку для проведения
интеллектуальных игр. В основной части занятия все слушатели становятся
участниками пяти интеллектуальных игр: 1) «Кто хочет стать
миллионером?», 2) «Интеллектуальное казино», 3) «Что? Где? Когда?», 4)
Викторина в Kahoot, 5) «Поле чудес». По каждой игре участники получают
методический портфель с разработкой готовых игр (сценарий, презентация)
для школьного лагеря.
8. Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За
семью печатями», «Остров сокровищ». Целью образовательных игр является
непосредственное развитие ребенка, а также формирование у него
конкретных психических процессов и способностей. Как известно, игровая
деятельность занимает особое место в жизни детей разных возрастов.
Рассмотрим на собственном опыте образовательные игры – «Лимпопо», «За
семью печатями», «Остров Сокровищ».
9. Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney. Мозговой штурм –
это построенный особым образом коллективный метод или поиск
нетрадиционных путей решения проблемы. Организация коллективной
мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения
проблем, через различные приёмы и методы.
10. Защита итоговой работы – сценарий отрядного события.

4.Виды и формы контроля

7

Результатом освоения
программы является разработка сценария
образовательного события для образовательной организации.

5. Учебно - методическое обеспечение программы
Вид занятий
В формате
конференций и очных
занятий
Практические занятия

Наименование оборудования,
программного-обеспечения
Платформа Zoom
ноутбук
Рабочая тетрадь слушателя

8

6. Список литературы
1.
Белич, В.В. Атрибутивный анализ пед. деятельности / В.В. Белич.
– Челябинск, Юж.-Урал. книж. изд-во, 1991. – 144 с.
2.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
М.: Академия, 2013. 340 с.
3. Волгунов В. В. Дети. Каникулы. Творчество. Н.Новгород:
ООО «Педагогические технологии», 2004. 96 с.
4. Волохов А. В., Фришман И. И. «Внимание каникулы!»: метод.
пособие. М.: «Центр гуманной литературы», 2015. 128 с.
5. Воронкова Л. В. Как организовать воспитательную работу в
отряде. М.: 2017. 25 с.
6. Газман О. С. Содержание деятельности и опыт работы в
загородном лагере. М.: 1992. 34 с.
7. Галицкий В. Д., Кувшинкова И. А. Правовое и методическое
обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря:
8. Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов:
практич. пособие. М.: АРКТИ, 2016. 112 с.
9. Григоренко Ю. Н.: Планирование и организация работы в
детском оздоровительном лагере: учеб. пособие по организации детского
досуга в лагере и школе. М.: Педобщество России, 20018. 160 с.
10.Основные функции оздоровительного лагеря [Электронный
ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad.html ( Дата обращения
28.04.201).
11.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник
программ и игр для детей и подростков в условиях детского
оздоровительного лагеря, О.: «Детство», 2011. 87 с.
12.Степанова Т. М. Игры и развлечения в летнем лагере. М.:
Красико-Принт, 2016. 176 c.
13.Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. метод.
пособие. М.: 1999. 46 с. С.245-251.
14.Фролов С. С. Социология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 344 с.
Художественно-творческое направление [Электронный ресурс]:
15.Российская педагогическая энциклопедия URL: http://www.gumer.info
16.Шмаков С. А. Загородный летний детский лагерь // Летний
детский отдых. 2013. №3. С. 15-18.

7. Сведения об авторах программы
9

Крюков И.А. - старший методист МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом
Учителя», бизнес-тренер, победитель конкурса «Профи-дебют».
8. Аннотация
Дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Организация воспитательной деятельности в условиях
городского лагеря» имеет практико-ориентированный характер и адаптивный
формат для участников: занятия проходят 3 раза в неделю в формате
вебинаров и очных практических работ. Программа рассчитана на 18 часов,
из них 4.5 часа на платформе Zoom, 9 часов практической работы, 4.5 часа
выносится на самостоятельное изучение.
Во время обучения
каждый слушатель сможет разработать
собственный сценарий отрядного события.
Слушатели курсов будут ознакомлены с различными эффективными
методиками работы в условиях городского лагеря:
 Методика проведения РПИ (развлекательно-познавательных игр)
 Методика проведения отрядных рефлексивных событий
 Методика и практика проведения сюрпризных, тематических дней
 Опыт проведения интеллектуальных игр
 Методика событий в формате образовательных игр «Лимпопо», «За
семью печатями», «Остров сокровищ»
 Форматы мозговых штурмов, КТИ, Walt Disney
По окончании курса каждый слушатель получает удостоверение о
повышении квалификации.
Форма обучения – очно-дистанционная.
Сроки проведения – с 14.05.2021 по 28.05.2021

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».