ISSN: 2782-4128
3/2024
ISSN: 2782-4128
Новый вектор
развития
3/2024 (март)
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА:
Натфулина Е.Ф. Семейные ценности в современной Российской
Федерации……………………………………………………………………………………………….
Коссе С.Ф. Традиционные семейные ценности: потери и приобретения
минувшего, образ будущего……………………………………………………………………
3
8
15
Важенина Н.А. Наставничество как образовательный тренд
современности………………………………………………………………………………………..
Шамина Т.А. Формирующее оценивание как инструмент мониторинга 22
развития метапредметных УУД учащихся……………………………………………….
2
3/2024 (март)
Роль семейных ценностей в современном обществе
Натфулина Елена Фаильевна
Natfulina3@mail.ru
воспитатель
МАДОУ № 428 детский сад «Золотая рыбка"
г. Екатеринбург
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация.
Статья
акцентирует
внимание
на
формировании
образованного, патриотичного и духовно-нравственного поколения, а также
воспитании современной семьи, сохраняющей исторические ценности.
Семья рассматривается как первая социальная группа, играющая
ключевую
роль
в
воспитании
человека.
Дошкольные
учреждения
упоминаются как важные социальные институты, предоставляющие
начальный
опыт
социализации
и
способствующие
развитию
гражданственности. Через сюжетные социальные игры дети знакомятся с
различными социальными ролями, что формирует их кругозор. Статья
подчеркивает
Российской
поддержанию
взаимосвязь
Федерации
по
гармоничного
между
семьей
сохранению
развития
и
обществом.
семейных
личности
через
Позиция
ценностей
и
дошкольное
образование укрепляется на законодательном уровне, что способствует
решению воспитательных и образовательных вопросов, стоящих перед
семьями.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, дошкольное воспитание.
3
3/2024 (март)
Natfullina Elena Failyevna
Natfulina3@mail.ru
Mentor
MADOU No. 428 kindergarten "Goldfish"
Yekaterinburg
FAMILY VALUES IN THE MODERN RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article is devoted to the goals of education in the Russian
Federation, focusing on the formation of an educated, patriotic, spiritual and
moral generation, as well as the upbringing of a modern family that preserves
historical values. The family is considered as the first social group that plays a
key role in the upbringing of a person. Preschools are mentioned as important
social institutions providing initial socialization experience and contributing to
the development of citizenship. Through story-driven social games, children get
to know different social roles, which shapes their horizons. The article
highlights the relationship between family and society. The position of the
Russian Federation on the preservation of family values and the maintenance
of harmonious personal development through preschool education is being
strengthened at the legislative level, which contributes to the solution of
educational and educational issues facing families.
Keywords: family, family values, preschool education.
Семья и семейные ценности — это фундамент, на котором существует
и развивается общество.
Традиционные ценности
семьи объединяют многонациональную
Россию. Россия является многонациональной, многоконфессиональной
страной, которая предлагает различные подходы к определению семейных
идеалов, поэтому все семейные отношения строятся на базе традиционных
ценностей: дети, родительская любовь, солидарность поколений, передача
жизненного опыта и знаний. Эти ценности являются общими для всех
4
3/2024 (март)
людей в нашей стране и не утрачивают своей актуальности на протяжении
многих веков.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин поднимает важный
вопрос: «Традиционные ценности — это важнейшая нравственная опора,
залог успешного развития государства. Вот эту опору многие годы как раз и
хотят из-под нас выбить».
«Сегодня это не просто реальность, это реальность, претендующая на
закрепление норм в международном праве. Вот в этом опасность. Нам
сейчас подкидывают ложные тезисы, которые постоянно обсуждаются на
мировых площадках, несмотря на всю их абсурдность. И даже отрицая их в
ходе официальных мероприятий, мы играем в их игры, мы включаем эти
вещи в нашу повестку, в наш лексикон», — директор Департамента
информации
и печати Министерства иностранных дел Российской
Федерации Мария Захарова.
Цель образования РФ - формирование образованного, патриотичного
и духовно нравственного поколения, воспитание современной духовной
семьи с сохранением исторических ценностей.
Семья – это первая социальная группа в жизни человека, благодаря
которой гражданин приобщается к ценностям общества, осваивает первые
социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье
ребенок делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и
огорчения, из семьи выходит в социальный мир.
Дошкольное
учреждение
–
это
первый
социальный
институт,
начальный опыт, приобретаемый человеком в обществе. Именно здесь
дается стартовая площадка для социализации личности, формирование
гражданственности. Кругозор ребенка осуществляется через сюжетные
социальные игры: «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Пожарная часть»,
«Школа» и т. д.
Семья и общество тесно взаимодействуют друг с другом. С одной
стороны в семью проникают проблемы общества. С другой стороны семья
5
3/2024 (март)
воздействует на отношения в обществе, влияет на различные социальные
процессы, на формирование подрастающего поколения. Каждый член
семьи входит в свои социальные группы (учебные, профессиональные,
группы по интересам, спортивные, политические и т. д.), он представляет в
этих группах интересы своей семьи, свои собственные взгляды, которые
сформировались в семье поколениями.
Позиция Российской Федерации направлена на сохранение семейных
ценностей во всех социальных институтах, включая и дошкольное
образование. Дошкольное учреждение обязано формировать гармоничную
личность, помогать семье в решении воспитательных и образовательных
вопросов
для
развития
ребенка.
Эта
стратегия
прописана
на
законодательном уровне Российской Федерации.
Библиографический список
Статьи
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных
Законами о поправках к Конституции от 21.07.2014 № 11-ФКЗ):
Конституция
Российской
Федерации
от
12.12.1993
//
Сборник
законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31.
Интернет-ресурсы
1. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей".
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
2.
Концепция
государственной
семейной
политики
Российской
Федерации на период до 2025 года (общественный проект) Электронный
ресурс / Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и
детей.
–
Режим
доступа:
http://www.komitet2-
6.km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052.html
6
3/2024 (март)
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ
(ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023).
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994
№ 51-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012
№
273-ФЗ
(последняя
редакция).
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция).
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
УДК 37.01
7
3/2024 (март)
Коссе Светлана Федоровна
sveta.kosse@yandex.ru
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 76
г. Екатеринбург
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЕ
МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО
«Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное
явление, основа нравственности»
В. В. Путин
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена возрастающим
интересом исследователей к проблемам семьи и семейных ценностей, так
как семью принято считать одним из основных институтов общества,
обеспечивающим его стабильность.
В статье рассматривается вопрос
влияние
ценностей
традиционных
семейных
на
формирование
у
подрастающего поколения устойчивого интереса к традициям своей семьи
и традициям своего народа, представлена важность семейных ценностей,
рассмотрена роль семьи в воспитании положительных качеств ребёнка
через семейные ценности и традиции. Автором раскрыта роль и важность
семьи и семейного воспитания, возможности семьи в формировании
семейных ценностей. В статье конкретизировано понятие «уважительное
отношение к семейным традициям», которое понимается, как активное
вовлечение ребёнка в систему традиций, наличие у него социальных
эмоций, которые способствуют возникновению желания развивать и
продолжать семейные традиции.
Ключевые слова: семья, психологический климат семьи, ценность,
семейные ценности, традиции.
8
3/2024 (март)
Kosse Svetlana Fedorovna
sveta.kosse@yandex.ru
teacher-psychologist
Municipal budgetary preschool
educational institution - kindergarten No. 76
Yekaterinburg
TRADITIONAL FAMILY VALUES: LOSSES AND GAINS OF THE PAST, THE
IMAGE OF THE FUTURE
Abstract. The relevance of the article is due to the growing interest of
researchers in the problems of family and family values, since the family is
considered to be one of the main institutions of society, ensuring its stability.
The article examines the issue of the influence of traditional family values on
the formation of a sustainable interest in the younger generation to the
traditions of their family and the traditions of their people, presents the
importance of family values, considers the role of the family in the education of
positive qualities of the child through family values and traditions. The author
reveals the role and importance of family and family education, the family's
ability to form family values. The article specifies the concept of "respectful
attitude to family traditions", which is understood as the active involvement of
the child in the system of traditions, the presence of social emotions that
contribute to the desire to develop and continue family traditions.
Keywords: family, psychological climate of the family, value, family
values, traditions.
Президент России Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом
семьи. И это не случайно. Крепкая семья — это главная ценность в жизни
каждого человека. Это крепость, в которой каждый член семьи чувствует
себя защищённо и комфортно. Семья – это источник любви, мудрости,
взаимоуважения, ответственности, преданности друг другу. Семья - основа
государства и общества. Среди ценностей, созданных человечеством за
десятки тысяч лет, семья является одной из крупнейших [4, с. 113].
9
3/2024 (март)
Она оказывает колоссальное воздействие на формирующуюся
личность. Ни один из общественных социальных институтов не может
сравниться с ней в этом отношении. Семья постепенно приобщает ребенка
к социальной жизни, расширяет его опыт и кругозор. В семье формируются
основы характера человека, его отношение к труду, моральным и
культурным ценностям.[3, с. 39].
Именно в семье человек познает жизненные ценности, впитывает
духовно-нравственные традиции своего народа, учится любви к своим
родным и близким, к своей Родине.
Времена могут меняться, но значение семьи остается важным и
неизменным. Именно в семье мы находим поддержку и внимание, уют и
тепло, счастье и смысл жизни.
Если членов семьи объединяют важные человеческие ценности, такие
как любовь и взаимоуважение, верность и ответственность, здоровье и
благополучие, почитание старшего поколения, забота о младших, то это
позволяет сохранить целостность семьи её традиции и продолжение рода.
Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
Особое значение имеет семья в жизни ребёнка, его становлении,
всестороннем
развитии
и
поведении.
положительные качества личности.
благоприятного
психологического
В
семье
формируются
Создание комфортной
микроклимата
в
семье
все
среды
–
и
залог
психологического здоровья ребёнка. Психологический климат семьи
создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет,
благоприятным
или
неблагоприятным.
Для
благоприятного
психологического климата характерны сплоченность, доброжелательность,
открытость,
внимание
и
поддержка.
В
семьях
с
благоприятным
психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью,
уважением и доверием.
Внутри каждой семьи обязаны почитать традиции и ценности
прошлого, что позволяет с надеждой смотреть в будущее. Важно иметь хотя
10
3/2024 (март)
бы малейшее представление о культуре, истории, национальных традициях
и о великих людях нашей страны. Сегодня мы говорим о модернизации
системы образования. Первое условие модернизации нового типа – это
сохранение
своей
культуры,
вековых
традиций,
собственного
национального кода. Без этого модернизация невозможна.
Если не сохранять традиции, то народ может утратить свои
национальные черты. Именно поэтому создаются проекты, которые
направлены на объединение людей и их активное информирование.
Национальный проект «Демография», касающийся практически всех
граждан России, включает поддержку семей с детьми, сохранение
активного долголетия, занятости и здорового образа жизни [1].
В рамках национального проекта «Образование» мы сегодня говорим
о патриотическом воспитании подрастающего поколения и делаем особый
акцент на этом. Уже начиная с дошкольного возраста мы прививаем детям
любовь к своей Родине, своему народу и его традициям.
Любовь к Родине начинается с семьи. Семья является той сферой, в
которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства,
воспитывается уважение к родителям и своему роду, к трудовым
традициям, любовь к своему дому, городу, к Родине. Семья является
благоприятной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и
убеждений у детей.
Ученые отмечают, что в семьях, где родители уделяют значительное
внимание беседам, играм с детьми, дети лучше развиваются. В семье
формируются все положительные качества личности. Если в жизни ребенка
катастрофически мало эмоций, ласки, теплоты резко тормозится его
развитие. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует
установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость,
радость от общения друг с другом. Очень важно чтобы ребёнок рос в
атмосфере любви и взаимопонимания.
11
3/2024 (март)
Во все времена традиционные семейные ценности и традиции были
и остаются оплотом государственности и сильной державы. Семья – основа
настоящего и будущего России. Нравственно здоровая и духовно крепкая
семья является основой полноценного общества. Какой будет России – во
многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей [2, с. 126].
Пока живы и чтимы семейные традиции, не прервется связь
поколений. У каждого народа существуют свои традиции и обычаи, которые
передаются из поколения в поколение.
Сегодня эти традиции дополняются традициями совместного досуга,
семейным хобби, празднования дня рождения членов семьи, Нового года.
Традиционными становятся празднования в семьях «Дня матери», «Дня
отца», профессиональных праздников родителей (законных представителей)
[2, с. 127].
Во многих семьях сегодня существует традиции посадки дерева в
честь новорожденного ребенка или молодоженов, или празднования
перехода ребенка из детского сада в школу, ведение семейной
фотолетописи (а сегодня – видео-летописи) и т.д. традиций в семье [5, с. 22].
Важно приобщать детей к традициям своей семьи. А также особое
внимание уделять традициям, которые следует возродить: вечера отдыха в
кругу семьи, домашние игры (лото, анаграммы, шашки, домино, шахматы);
совместное чтение по вечерам любимых сказок, рассказов, просмотр
семейных фотографий.
Необходимо создавать благоприятный психологический микроклимат
внутри
семьи.
Немаловажным
является
проведение
совместных
праздников. Это прекрасные моменты, которые переживают родители
вместе с детьми. Важной семейной традицией является дарение подарков.
Желательно приобщать детей к этой традиции с раннего детства.
Изготавливать подарки своими руками и дарить их близким людям с
особой любовью. Порой мы не замечаем, что самые дорогие подарки
находятся совсем рядом. Нужно просто повнимательней заглянуть в своё
12
3/2024 (март)
сердце, потому что только в нём сокрыты источники жизни. Это наши
чувства,
которые
мы
можем
дарить.
Ласковый
взгляд,
нежное
прикосновение, искреннее прощение. Что может быть драгоценнее и
важнее? Важно дарить теплоту своих чувств своим родным и близким, и
всем окружающим людям. Дарить всепрощение, милосердие, радость, мир,
долготерпение, уважение и любовь. Каждый день, каждый час, каждую
минуту.
И
тогда
время,
проведённое
вместе,
оставит
«теплые
воспоминания» в душе ребёнка, сформирует устойчивый интерес к
традициям своей семьи и традициям своего народа.
Каждая семья должна стараться не разрушать эту духовную частичку
своего дома, поскольку именно семейные традиции учат взаимодействию с
обществом, помогают укреплять детско-родительские отношения [2, с. 126].
Библиографический список
Книги
1. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям
семьи у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие по спецкурсу для
студентов фак. дошк. и соц. педагогики и психологии по специальности
030900 «Дошк. педагогика и психология»/ Н.А. Каратаева; Шадр. гос. пед.
ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2003. – 110 с.
Интернет-ресурсы
1. «Демография»: от рождения до серебряного возраста. Газета Колос.
07.02.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://kolosinform.ru/demografiyaot-rozhdeniya-do-serebryanogo-vozrasta/?ysclid=m37q9z868k757381709
2.
Каджиков
Р.Н.
Традиционные
семейные
ценности
как
основа
формирования нравственной культуры молодёжи. Сборник статей 2023 г.
стр.
126
[Электронный
ресурс].
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-semeynye-tsennosti-kakosnova-formirovaniya-nravstvennoy-kultury-molodezhi/viewer
13
3/2024 (март)
3. Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «Семейные
ценности». Самарский научный вестник. 2013. № 4(5). [Электронный
ресурс].
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-
suschnosti-ponyatiya-semeynye-tsennosti/viewer
4. Сукиасян М.А. Методическая разработка «Воспитание уважительного
отношения
старших
Образовательный
дошкольников
альманах.
2023.
к
№
семейным
9
(71).
традициям»
Часть
1.
//
URL:
https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.
14
3/2024 (март)
Наставничество как перспективная технология развития педагогов
Важенина Наталья Николаевна
nnvagenina@mail.ru
старший воспитатель
филиал МБДОУ – детский сад «Детство»
детский сад № 536
г. Екатеринбург
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация. Статья рассматривает актуальную проблему развития
дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества
работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов
решения этой проблемы – использование наставнической деятельности,
которая представляет собой помощь опытных педагогических работников
начинающим специалистам. Авторы статьи рассматривают различные
практики наставничества, такие как работа с несколькими наставниками,
взаимное посещение занятий и использование метода кластера. Они
подробно описывают, какие преимущества могут принести молодым
специалистам, такие как быстрое освоение профессии, развитие навыков
и компетенций. Основываясь на проведенных исследованиях, статья
подчеркивает, что использование наставнической деятельности является
эффективным способом развития педагогических работников дошкольных
образовательных организаций и способствует повышению качества
образования в данной сфере.
Ключевые
слова:
наставничество,
молодой
специалист,
профессиональное развитие, модели наставничества, наставничество в
ДОУ.
15
3/2024 (март)
Natalia Nikolaevna Vazhenina
nnvagenina@mail.ru
senior tutoru
MBDOU – kindergarten "Detstvo" kindergarten No. 536
Yekaterinburg
MENTORING AS AN EDUCATIONAL TREND OF OUR TIME
Abstract. The article examines the urgent problem of the development of
preschool education in Russia and highlights the importance of the quality of
teaching staff in this field. One of the ways to solve this problem is to use
mentoring, which is the help of experienced teaching staff to novice specialists.
The authors of the article consider various mentoring practices, such as
working with multiple mentors, mutual attendance at classes and using the
cluster method. They describe in detail what benefits they can bring to young
professionals, such as rapid career development, skills and competencies
development. Based on the conducted research, the article emphasizes that
the use of mentoring is an effective way to develop teaching staff of preschool
educational organizations and contributes to improving the quality of
education in this area.
Keywords:
mentoring, young specialist, professional development,
mentoring models, mentoring in preschool institutions.
Наставничество,
становится
все
более
популярным
методом
образования, используемым в различных сферах жизни. Он представляет
собой процесс, в ходе которого опытный и уважаемый человек (наставник)
передает свои знания, опыт и поддержку молодому человеку (молодому
специалисту – наставляемому). Наставничество как образовательный тренд
помогает развивать способности и умения молодых людей, а также
помогает им установить личные и профессиональные цели.
В настоящее время в России особое внимание уделяется развитию
дошкольного образования. Именно в дошкольных образовательных
16
3/2024 (март)
учреждениях заложены основы будущей личности ребенка, формируются
его интересы, навыки и умения. Поэтому качество работы педагогических
работников в данной сфере имеет огромное значение. Однако многие
молодые
специалисты,
только
начавшие
свою
профессиональную
деятельность, сталкиваются с недостатком опыта и знаний.
Один
из
способов
решения
этой
проблемы
-
использование
наставнической деятельности. Наставник – это опытный педагогический
работник, который помогает начинающему специалисту адаптироваться к
новой должности, делится своим опытом и знаниями, обучает методикам и
приемам работы, а также помогает построить систему профессиональных
ценностей и приоритетов [1, с. 217]. Такая практика является весьма
эффективной и дает возможность новичкам быстрее освоиться в
профессии.
Одной из ключевых задач наставнической деятельности является
передача опыта. Наставник может проводить различные мастер-классы,
занятия и тренинги, на которых педагогические работники могут узнать о
новых методиках и подходах, попрактиковаться в их применении и
обсудить свои впечатления. Также важно, чтобы наставник не только дал
информацию, но и показал, как ее использовать на практике, проведя
совместные
занятия.
Такой
подход
позволит
новичкам
полностью
освоиться в новой среде и стать опытными специалистами [2, с. 114].
В нашем детском саду существует следующий комплекс практик для
быстрого и комфортного вхождения в профессию педагога и адаптацию в
новом коллективе.
1. «Плавающий» наставник. Молодые специалисты могут работать не с
одним постоянным, прикрепленными за ними наставником, а с разными
наставниками, каждый из которых может оказать помощь в решении
конкретной профессионально-образовательной задачи или реализовать
профессиональный интерес к конкретной области [3, с. 119].
Здесь стоит отметить этапы наставничества.
17
3/2024 (март)
Первый – адаптационный, когда наставник знакомится с молодым
специалистом, определяет для себя возможные «пробелы» в его подготовке,
умениях
и
навыков,
развитии
профессиональных
компетенций
и
составляет конкретную индивидуальную программу наставничества.
Второй этап – основной. В совместной деятельности наставником и
наставляемым реализуется программа адаптации начинающего педагога,
корректируются умения и навыки. Наставник помогает наставляемому
составить собственную программу профессионального роста.
На третьем, контрольно-оценочном этапе, происходит оценивание
уровня профессиональной компетентности начинающего педагога и
определяется его готовность к выполнению свои обязанностей.
Итак, «плавающий» наставник является новым и эффективным
подходом к профессиональному развитию молодых специалистов. Он
предоставляет возможность работать с разными наставниками, каждый из
которых специализируется в конкретной области знаний и навыков.
Одним
из
ключевых
преимуществ
такого
подхода
является
возможность получать помощь в решении конкретной профессиональнообразовательной задачи.
Молодой специалист может обратиться к
наставнику, который обладает необходимым опытом и знаниями для
решения данной задачи. Такой подход позволяет эффективно использовать
ресурсы
различных
специалистов
и
максимально
удовлетворять
потребности молодых специалистов.
Кроме того, «плавающий» наставник может
помочь молодому
специалисту реализовать его профессиональный интерес к конкретной
области. Например, если специалист хочет развиваться в определенном
направлении, наставники, специализирующиеся в этой области, смогут
предоставить ему не только теоретические знания, но и практический опыт.
Важно отметить, что «плавающие» наставники имеют не только
профессиональные навыки, но и компетенции в просвещении, воспитании
и образовании. Они способны не только передать свой опыт и знания, но и
18
3/2024 (март)
помочь
молодому
специалисту
развить
необходимые
навыки
для
получить
все
профессионального роста.
Такой
подход
помогает
молодым
специалистам
необходимые знания и навыки, чтобы успешно развиваться в своей
профессиональной сфере. Он способствует разностороннему развитию и
позволяет эффективно использовать ресурсы различных наставников.
2. Взаимопосещение
занятий.
Молодой
специалист
зачастую
сталкивается с трудностями, которые опытным педагогам могут показаться
обыденными делами. К примеру, неумение верно поставить цель и задачи
занятия, определить и грамотно рассчитать время занятия, отсутствие
взаимопонимания с коллегами. Это – не полный перечень проблем, с
которыми может столкнуться молодой педагог. Но этих и других проблем
можно с легкостью избежать, когда наставники помогают изучить
необходимые нормативные документы, предоставляют необходимые
пособия и дают рекомендации. В этих условиях на помощь приходит
взаимопосещение
занятий
педагогами
детского
сада.
Молодые
специалисты, посещая занятия наставников, могут «изнутри» понять
методологию организации занятий. В свою очередь, наставники, посещая
занятия молодых специалистов, могут определить их слабые стороны,
помочь с формулировкой необходимых для работы цели и задач занятия,
составить методические рекомендации для избегания профессиональных
ошибок, замечая их по ходу наблюдения.
3.Метод кластера. Кластер – графический прием систематизации
материала, или «гроздь», «пучок», «созвездие» [4, с. 119]. Наши наставники
используют данный метод в наставничестве. Мысли молодого специалиста
при работе с такой технологией больше не «громоздятся», а «гроздятся», то
есть располагаются в определенном порядке. Метод действительно
универсален и позволяет работать с большим объемом информации,
выделить главное, систематизировать и представить. Метод кластера
применяется также и для выявления областей недостаточного знания, в
19
3/2024 (март)
свою очередь, помогая наставникам помочь молодым специалистам
избежать возможных ошибок в дальнейшей работе.
Таким образом, использование метода "кластер" в наставнической
деятельности в работе с педагогами детского сада способствует созданию
благоприятной среды для профессионального роста и развития педагогов, а
также обеспечивает обмен опытом и знаниями между ними, что в
конечном итоге повышает качество образовательного процесса в детском
саду.
Однако,
чтобы
наставническая
деятельность
была
успешной,
необходимо, чтобы наставник сам был квалифицированным и опытным
педагогическим работником. Для этого важно проводить системные курсы
и тренинги для наставников, где они смогут узнать о новых тенденциях в
образовании, обучиться новым методикам и получить обратную связь от
своих коллег [5, с. 114].
Таким образом, использование наставнической деятельности, а
именно поиск и использование в работе с молодыми специалистами
современных технологий, является одним из эффективных способов
профессионального становления педагогических работников дошкольных
образовательных
организаций
на
старте
карьеры.
Правильно
организованная наставническая практика позволит новичкам быстрее
освоиться в профессии, получить необходимый опыт и знания, а также
развить свои профессиональные навыки и компетенции. В итоге, качество
образования
в
дошкольных
образовательных
организациях
будет
значительно повышено, что является важным шагом на пути к развитию
нашей страны.
Обобщая вышесказанное, наставничество как образовательный тренд
современности
предоставляет
молодым
специалистам
возможность
получить индивидуальное образование и развить свои навыки и потенциал.
Он создает прочные связи между поколениями и помогает сохранить
знания и опыт. Наставничество является эффективным инструментом,
20
3/2024 (март)
способствующим личностному и профессиональному росту молодых людей.
В современном обществе он играет все более важную роль и будет
продолжать развиваться и адаптироваться к изменениям и вызовам,
которые ставит перед ним 21 век.
Библиографический список
Книги
1. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ:
Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб: Детство Пресс,
2012.
2. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная
педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной
деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В.
Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018.
3.Наставничество в системе образования России. Практическое пособие
для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной,
Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.
4.Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»:
информационнометод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т.
В. – 2-е издание, доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.
Статьи
1.Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина //
Школа – 2012. – №7. – С. 16-24.
21
3/2024 (март)
Формирующее оценивание
Шамина Татьяна Алексеевна
shamina_tata@mail.ru
Учитель математики, информатики
МАОУ СОШ № 87
г. Екатеринбург.
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА
РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ
Аннотация. Перед каждым современным педагогом стоит вопрос:
«Как оценить универсальные учебные действия учащихся?». УУД делятся на:
предметные, личностные и метапредметные. Метапредметные в свою
очередь
на:
познавательные,
Формирующее
оценивание
метапрпедметных
регулятивные
придет
универсальных
на
учебных
и
коммуникативные.
помощь
в
действий.
оценивании
Формирующее
оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения
за учением ученика. Формирующее оценивание повысит уровень
обучения учащихся, так как позволит постоянно получать от обучающихся
обратную связь на уроке, а так же поможет
проводить мониторинг
универсальных учебных действий учащихся. Техники формирующего
оценивания позволяют развивать навыки учеников. Формирующее
оценивание
поможет
научить
ребенка
самооценке,
самоанализу,
построению плана работы, постановке цели подведению итогов своей
работы. Оценки без объяснения уходят в прошлое. Ученик должен и хочет
понимать
за,
что
будет
выставлена
оценка.
Такое
оценивание
обеспечивает личный прогресс ребенка в обучении и его мотивацию к
дальнейшему развитию. Педагог, используя техники формирующего
оценивания, наблюдая, беседуя, анализируя информацию сможет вести
мониторинг универсальных учебных действий обучающихся. В статье
приведены приемы и методы, используемые на уроках математики, на
разных
этапах
урока:
целеполагание, изучение
нового
материала,
22
3/2024 (март)
повторение изученного, рефлексия, а также при разных формах работы:
проверка домашнего задания, самостоятельной работы, подготовка к
зачетным работам. Приведены примеры карточек оценивания разной
деятельности учащихся как на уроке, так и дома. Так же есть описание
таблицы мониторинга для оценки УУД обучающихся.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирующее
оценивание, мониторинг, метапредметные УУД, техники.
Shamina Tatyana Alekseevna
Teacher
shamina_tata@mail.ru
MAOU SOSH No.87
Ekaterinburg
FORMATIVE ASSESSMENT AS A TOOL FOR MONITORING THE
DEVELOPMENT OF STUDENTS' META-SUBJECT UMS
Abstract. Every modern teacher is faced with the question: "How to
evaluate the universal educational actions of students?". DMS are divided into:
subject, personal and meta-subject. Meta-subjects, in turn, are divided into :
cognitive, regulatory and communicative. Formative assessment will come to
the aid in evaluating meta-subject universal learning activities. Formative
assessment is a purposeful continuous process of observing a student's
learning. Formative assessment will increase the level of student learning, as it
will allow students to constantly receive feedback from students in the
classroom, as well as help monitor universal learning activities of students.
Formative assessment techniques allow students to develop their skills.
Formative assessment will help teach a child self-esteem, introspection,
building a work plan, setting goals and summarizing their work. Estimates
without explanation are a thing of the past. The student must and wants to
understand what the grade will be given for. Such an assessment ensures the
child's personal progress in learning and his motivation for further
development. The teacher, using the techniques of formative assessment,
23
3/2024 (март)
observing, talking, analyzing information, will be able to monitor the universal
educational actions of students. The article presents the techniques and
methods used in mathematics lessons at different stages of the lesson: goal
setting, learning new material, repetition of what has been studied, reflection,
as well as in different forms of work: checking homework, independent work,
preparation for test papers. Examples of assessment cards for various student
activities both in the classroom and at home are given. There is also a
description of the monitoring table for evaluating students' UMS.
Keywords:
universal
learning
activities,
formative
assessment,
monitoring, meta-subject management, techniques.
Одним из важных аспектов педагогической деятельности является
оценка полученных результатов, оценка УУД учащихся. Современному
педагогу необходимо овладеть методами и приемами, позволяющими
оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные
образовательные
результаты
обучающегося
на
различных
этапах
обучения.
В основе ФГОС — системно-деятельностный подход, поэтому ученик в
процессе обучения занимает все более активную позицию. Ребенку важно
не просто получить оценку, но и узнать, что получилось хорошо, а над чем
стоит поработать.
Формирующее оценивание отвечает современным требованиям
образования, заявленного ФГОС и служит средством управления качеством
образовательных процессов. Формирующее оценивание нацелено на
определение
индивидуальных
достижений
каждого
учащегося.
Формирующее оценивание помогает получить учителю обратную связь, а
также формирует у обучающегося навыки самооценки, самообразования,
мотивацию к обучению. Формирующее оценивание позволяет учащемуся:
24
3/2024 (март)
научиться находить ошибки; определять уровень своих знаний и умений;
проводить рефлексию; планировать работу.
Формирующее
оценивание
возможно
применять
для
оценки
сформированности метапредметных результатов обучающихся.
Метапредметные результаты подразделяются на: познавательные,
регулятивные и коммуникативные. Для оценивания сформированности
этих результатов используются: наблюдение, беседа, диагностические
работы, анализ личных листов мониторинга обучающихся (заполняют
самостоятельно по итогам темы) или по результатам применения приемов
и методов формирующего оценивания. Затем педагог проводит сбор и
анализ информации и фиксирует результаты в общей таблице мониторинга
класса.
Оценка выставляется следующим образом: 0 - навык не
сформирован, 1- навык требует доработки, 2- навык сформирован.
В начале учебного года педагогу необходимо подготовить:
1.Таблицу - общий мониторинг класса. В столбцы таблицы заносятся
фамилии учащихся, а в строки – отслеживаемые УУД. В клетках
выставляются баллы сформированности УУД. Учитель заполняет данную
таблицу по итогам контрольных работ, наблюдений, бесед и т.д. В конце
года
получается
общий
результат,
который
можно
сравнить
с
предыдущим годом и проследить динамику сформированности УУД.
2.Листы индивидуальных мониторингов учащихся по темам. С помощью
этих листов обучающиеся проводят самоанализ своей деятельности.
Учитель анализирует полученные результаты и при необходимости
проводит беседу с обучающимися [2].
Формирующее оценивание, возможно, использовать на разных
этапах урока.
При планировании урока необходимо ставить цель, которую
легко диагностировать. Например, учащиеся смогут применять основные
свойства степеней с натуральным показателем. Целесообразно в начале
урока ставить цель (для обучающихся) совместно с детьми.
обязательно
должна
быть
понятна
ученикам.
Учащиеся
Она
должны
25
3/2024 (март)
проговорить цель урока (как ожидаемый результат). Она должна быть
личностной. Ученик проговаривает, используя фразы: «К концу урока я
смогу... Я научусь... Я буду...». Можно предложить детям готовые варианты
начала фразы, используя глаголы, а также это может быть
таблица, в
которой написано начало фразы (несколько вариантов). Таблицу дети
получают в начале урока, или она находится в кабинете, в общем доступе.
Такая
таблица
может
пополняться.
Важно!
Цель
должна
быть
с
«индикатором», написанным на доске или в тетради. Например: «Смогу
применять свойства степени с натуральным показателем» (на доске
написать основные задачи по этой теме, примеры без ответов). На первом
уроке это "шаблонные" задачи, на следующих – усложненные. После
постановки цели, с помощью вопросов проверяется понимание цели
учащимися.
В
конце
урока
необходимо
проверить
достижение
поставленной цели. Это могут быть индивидуальные карточки, тест, устный
счет и так далее (задания должны быть аналогичные «индикаторам»). Для
оценки УУД на этом этапе применяю наблюдение.
В ходе урока учитель «поэтапно ведет обучающихся» к достижению
цели урока (задания выдаются от простого к сложному) и на каждом этапе
педагог использует различные приемы формирующего оценивания.
На уроке постоянно используется дифференцированная работа. Есть
разные способы деления обучающихся на группы, в зависимости от уровня
достижений на данный момент. Например, смешанные группы, в которых
одни ученики помогают другим осваивать материал, или же группы одного
уровня знаний на данный момент. Каждая группа работает над своей
задачей. В этом случае одна группа работает самостоятельно, с другой работает учитель. Можно проводить самостоятельную работу для всех
обучающихся, но группа детей, у которой трудности с освоением
материала, работает по образцу, а учитель выступает в роли консультанта.
Возможна фронтальная работа для всех обучающихся одновременно. В
этом случае каждая группа занимает в классе территорию с доской и
26
3/2024 (март)
работают одновременно фронтально, учитель корректирует работу каждой
группы [4].
Для оценки сформированности УУД обучающихся, педагог использует:
наблюдение,
беседу,
карточки
с
заданиями,
которые
показывают
сформированность УУД [4]. Пример карточки при проведении беседы по
теме «Квадратные уравнения». (Таблица 1)
Таблица 1
Действие
Может
Может
Может
Может
Может
Понимает
Понимает
Легко
написать
объяснить
найти
разобрать
решить по
частные
вопросы,
ведет
общий вид
значение
тексте
данное
образцу
случаи
задаваем
беседу
квадратно
коэффици
учебника
решение
ые
учителем
го
ентов
главное
(образец)
чтителем
уравнения
ограничен
и
в
ий
Баллы (0-2
балла)
Примеры использования
формирующего оценивания на уроках
математики:
1) Учитель и ученик меняются ролями: дети сами составляют вопросы
для тестирования. Этот прием помогает выявить пробелы в освоении
материала и повысить активность детей как участников образовательного
процесса. Учитель выступает в роли наблюдателя, при необходимости
оказывает помощь.
2) Критериальное
самооценивание: критерии разрабатываются
совместно с обучающимися, а не даются в готовом виде. Обучающийся в
этом случае знает критерии оценивания его работы и понимает, что нужно
сделать, чтобы получить хорошую оценку
работы. Учитель анализирует
полученные результаты и делает отметки в общей таблице мониторинга.
3) Критериальное взаимооценивание: учитель выдает ученикам,
работающим в паре или небольшой группе, критерии, по которым они
оценивают свою работу и аргументированно представляют полученные
27
с
3/2024 (март)
результаты
остальным
обучающимся
из
своей
группы.
Учитель
-
наблюдатель. При необходимости задает уточняющие вопросы.
4) По итогам изучения темы обучающиеся проводят самоанализ
своих знаний, умений, навыков с помощью таблицы [4] (Таблица 2).
Таблица 2
5) Самоанализ выполнения домашней работы учащихся проходит в устной
форме или же, с помощью таблицы (Таблица 3).
Таблица 3
Да
Нет
Я сделал домашнее задание
Я сразу понял, что требуется сделать
У мня не возникло трудностей при выполнении домашней работы
Я проверил свою работу и исправил ошибки
Я выполнил работу старательно и аккуратно
6) Ученик по критериям оценивает свою работу, учитель так же
оценивает работу учащегося. Затем совместно обсуждают результаты
работы.
7)
Взаимооценка
работ
обучающимися.
Комментарии
как
положительных сторон, так и того, что не получилось. Проверяющий находит
два верных момента, на его взгляд и делает пометку в работе "звездочка" и
один не верный и ставит знак вопроса. Затем учащиеся обратно
обмениваются тетрадями и проходит обсуждение и работа над ошибками
[5].
28
3/2024 (март)
8) Применение разноуровневых заданий, посильные ребятам с
разным уровнем подготовки и при этом учащиеся сами выбирают уровень
заданий. Кроме того, учащиеся имеют возможность улучшить свои
результаты [3].
9)
Практические
и
лабораторные
работы.
Например,
урок
математики в школьном дворе. Задание: придумать свою задачу и
передать другому учащемуся, чтобы он смог ответить на вопрос, проведя
необходимые замеры.
10) На уроке, перед самостоятельной или контрольной работой,
учащиеся самостоятельно прописывают в тетради
ключевые моменты,
которые необходимо знать для успешного написания работы. Затем идет
обсуждение в классе. Формулируется цель урока. В конце урока возвращение к записям.
Обдумывание дальнейшего плана подготовки к
самостоятельной работе [3].
11) Учащиеся получают задание. По истечении предложенного
времени, учащимся предлагается пообщаться с другими обучающимися
(два или три человека, обговаривается заранее) и сверить свои решения,
обсудить
ошибки.
Затем
учитель
просит
несколько
обучающихся
рассказать, как у него получилось выполнить задание: что хорошо
получилось, какие были ошибки, над чем нужно еще работать.
12) Задание на уроке выдаются от простого к сложному, что
позволяет учащимся обучаться и работать самостоятельно. На каждом
этапе проводится формирующее оценивание. Анализ допущенных ошибок
и работа над ними.
13) На доске написано задание и варианты ответов. Один ответ
правильный, другие с типичными ошибками. Учащимся предлагается
решить их самостоятельно. Затем идет проверка ответов: предлагается
встать учащимся, которые выбрали первый вариант ответа. (Ответ не
верный). Учащиеся объясняют почему они выбрали данный вариант. В
ходе беседы с учителем понимают свою ошибку. Затем предлагается встать
29
3/2024 (март)
учащимся, которые выбрали второй ответ. (Ответ не верный). Снова идет
беседа с учителем. Таким образом учитель с учащимися разбирают
типичные ошибки. По итогам учитель принимает решение о дальнейшем
этапе урока (задержаться или переходить к следующему).
14) Необходимо постоянно получать обратную связь от обучающихся,
через комментарии по поводу их деятельности. Обучающиеся на разных
этапах своей деятельности
решения.
комментируют ход своих действий, шагов
Учитель использует уточняющие вопросы: «Почему? Каким
образом? Где? Объясни? Докажи. Приведи пример» [4].
15) В ходе решения самостоятельной работы, предлагается учащимся
подать сигнал. Поднять руку, большой палец вверх (я понимаю, как
применить свойства степеней) и палец вниз (все еще не до конца
понимаю, как применять свойства степеней). Те, кто затрудняются с
решением задания, совместно с учителем ещё раз обсуждают задание и
только после этого продолжают самостоятельную работу.
16) При проверке работы, учитель не только выставляет оценки, но и
пишет: положительные комментарии, алгоритмы решений, образцы
решения, указания и т.д.
17) Применение паузы на разных этапах уроках, для того, чтобы
ученики
могли
ненадолго
остановиться
и
осмыслить
полученную
информацию, задать вопросы или соотнести только что изученное со своим
опытом. Во время паузы предложить им поразмышлять с помощью таких
формулировок: «Я изменил своё отношение к…», «Я был удивлён, что…», «Для
меня стало открытием, что…» [5].
При подведении итогов урока можно использовать следующие
техники:
В конце урока учащиеся анализируют свою работу на уроке и
делают записи на листах бумаги, в которых указывают то, что было
не понятно на уроке. Уходя с урока, приклеивают эти листы (или
30
3/2024 (март)
складывают в определенное место). Учитель, проанализировав
записи, планирует следующий урок.
При
подведении
итога
урока
следует
задавать
вопросы,
направленные на уточнение знаний и умений учащихся, которые
они получили в ходе урока.
Нужно хвалить ученика. Возможные фразы:
- Я не видела ничего подобного!
- Несравненно! Очень точно!
- Ещё лучше, чем прежде.
- Удивительно! Остроумно!
- С каждым днём у тебя получается, Ты хорошо постарался!
- Великолепное открытие!
- Прекрасно! Молодец! Умница!
- Ты увлек всех. Ты помог другому!
- Это как раз то, что нужно.
- Выдающаяся работа!
- Я знала, что ты сможешь это сделать.
Формирующее оценивание не влияет на итоговую оценку, оно
призвано снять страх обучающихся перед ошибками, которые неизбежны
в ходе обучения. Формирующее оценивает помогает формировать навыки
учащихся: рефлексия, работать с информацией, оценивать свои успехи и
строить план работы и самостоятельность в обучении. Учителю же
формирующее оценивание помогает формировать и отслеживать уровень
сформированности УУД обучающихся.
Библиографический список
Книги
1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в
школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020.
31
3/2024 (март)
2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания.
Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе /
М.А. Пинская. – М.: Логос, 2012.
4. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта/
М.
Педагогический университет «Первое сентября/ 2013.
5. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных
результатов учащихся. – СПб.: Учебная литература, 2012.
Интернет-источники
1. Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования:
http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8-9.html
32