Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Формирующее оценивание как способ оценки учебных достижений
обучающихся в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО
Разработчик(и) программы:
Нагуманова Е.Б., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
учителя в области формирующего оценивания как способа оценки учебных достижений
обучающихся в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Осуществление
Особенности
профессиональной
конструирования
деятельности в
современного урока;
соответствии с
структуру карты урока в
требованиями федеральных
технологии системно-
образовательных
деятельностного подхода;
стандартов дошкольного,
приемы и методы
начального общего,
формирующего
основного общего,
оценивания при
среднего общего
проектировании
образования
современного урока
Организация,
Роль и место
осуществление контроля и
формирующего
Профстандарт 01.001
оценки учебных
оценивания в контексте
Общепедагогическая
достижений, текущих и
требований ФГОС ООО и
функция. Обучение
итоговых результатов
освоения ФОП ООО;
А/01.6
освоения основной
классификацию методов и
образовательной
приемов формирующего
программы обучающимися
оценивания
Профстандарт 01.001
Общепедагогическая
функция. Обучение
А/01.6
Составлять карту урока в
технологии системнодеятельностного подхода,
используя приемы и
методы формирующего
оценивания на всех этапах
урока: мотивационногоцелевом, операционнодеятельностном, этапе
оценивания и рефлексии
Применять приемы и
методы формирующего
оценивания на разных
этапах урока в технологии
системно-деятельностного
подхода: мотивационногоцелевом, операционнодеятельностном, этапе
оценивания и рефлексии
1.3. Категория слушателей:
учителя, реализующие программы основного общего образования
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
Входная диагностика
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
3
1
1
1
Нормативно-правовые и
методологические основы
1
системы оценки
достижений планируемых
результатов в контексте
реализации ФГОС ООО
тест
Особенности системы
2
оценки достижения
планируемых результатов
2
1
1
0
3
1
2
0
3
1
1
1
3
1
2
0
3
1
2
0
2
1
1
0
освоения ФОП ООО
Формирующее оценивание
3
как условие реализации
ФГОС ООО и способ
освоения ФОП ООО
Формирующее оценивание
– оценивание для
4
обучения: методы и
приемы формирующего
оценивания
Критериальное
5
оценивание как вид
формирующего оценивания
6
Обратная связь – основа
формирующего оценивания
Место формирующего
оценивания в структуре
7
урока в контексте
реализации ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО
*
Итоговая аттестация
3
0
3
0
проект
*
Выходная диагностика
1
0
1
0
тест
Итого
24
7
15
2
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые и методологические основы системы оценки достижений
планируемых результатов в контексте реализации ФГОС ООО ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 1 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Нормативные документы, регламентирующие организацию оценочной деятельности
в образовательной организации: Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, Федеральная образовательная программа основного общего
образования, Профессиональный стандарт педагога. Концептуальные и содержательные
подходы к оценке достижения планируемых результатов, принятые во ФГОС ООО. Основные
направления, цели и функции оценочной деятельности. Локальные акты образовательной
организации
Практическая работа·Практическая работа. Групповая работа. Обсуждение изменений в
современном подходе к оценке достижений планируемых результатов в контексте реализации
ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в отличие от традиционного подхода к оцениванию. Результат
обсуждения групповой работы представить в табличном виде «Сравнительный анализ
традиционного и современного, в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО,
подходов к оцениванию» по показателям: предмет оценивания, время, цель, анализ
результатов, шкала, критерии, периодичность, участники, место фиксации результатов.
Представление результатов групповой работы.
Самостоятельная работа·Самостоятельная работа. Изучив нормативные документы,
регламентирующие организацию оценочной деятельности в образовательной организации,
определить изменения в современном подходе к оценке достижений планируемых
результатов в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в отличие от
традиционного подхода к оцениванию. В табличном виде представить изменения подходов к
оцениванию результатов в соответствии с показателями: предмет оценивания, время, цель,
анализ результатов, шкала, критерии, периодичность, участники, место фиксации
результатов.
2 Особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП
ООО ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Методология оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования. Содержательная и критериальная основы системы оценки
достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО. Концептуальная структура системы
оценивания. Система оценивания и её назначение. Системно-деятельностный, уровневый и
комплексный подход к оценке образовательных достижений. Основные компоненты, принципы
и функции системы оценивания. Процедуры внутренней и внешней оценки планируемых
результатов
Практическая работа·Практическая работа. Работа в малых группах. Составить карту
основных понятий системы оценки (оценка, отметка, оценка базового уровня, оценка
повышенного уровня, система оценки образовательных результатов, система оценки
достижения планируемых результатов, внешняя оценка, внутренняя оценка, «вычитательная»
оценка, накопительная (суммирующая) оценка, итоговое и текущее оценивание). Составить
схему перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме системы оценки.
Представление и обсуждение результатов групповой работы
3 Формирующее оценивание как условие реализации ФГОС ООО и способ освоения
ФОП ООО ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Роль и место формирующего оценивания в контексте требований ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО. Основные понятия формирующего оценивания: метапредметные
результаты (межпредметные понятия и универсальные учебные действия), формирующее
оценивание, суммативное оценивание, система оценивания, рефлексия, критерий, обратная
связь, самооценка, взаимооценка, метапознание. Характеристики и стратегии формирующего
оценивания. Технология формирующего оценивания – алгоритм взаимодействия учителя и
учащихся при организации образовательного процесса. Преимущества формирующего
оценивания в оценке динамики учебных достижений обучающихся. Отличие суммативного и
формирующего способов оценивания.
Практическая работа·Практическая работа. Работа в малых группах: заполнение таблицы
«Соотношение суммативного и формирующего оценивания» по показателям: цель, данные
анализа, шкала, критерии, периодичность, участники, фиксация результатов; формулировка
выводов. Представление и обсуждение результатов групповой работы
4 Формирующее оценивание – оценивание для обучения: методы и приемы
формирующего оценивания ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная
работа - 1 ч. )
Лекция·Классификация методов и приемов формирующего оценивания: по цели применения,
по времени проведения, по возможности использования, с точки зрения участников процесса
оценивания. Универсальные методики и критерии их оценивания (инструкция, матрица
оценивания, рефлексия): кластер, таблица, интеллект – карта, инфографика, учебная
презентация. Приемы формирующего оценивания на различных этапах урока: на этапе
мотивации, в ходе урока, в завершении урока, по итогам изучения темы. Эмпирические
подходы к оцениванию метапознавательных процессов
Практическая работа·Практическая работа. Работа в малых группах – по итогам самоанализа
оценочной деятельности педагога (педагогических умений) выявить методические дефициты
по применению формирующего оценивания в практике работы. Представление и обсуждение
результатов в группе
Самостоятельная работа·Самостоятельная работа. Провести самоанализ оценочной
деятельности педагога (педагогических умений) по разделам «организация образовательного
процесса», «организация обратной связи», «использование результатов оценивания» с
позиций: знаю, понимаю, умею и применяю (всегда – иногда – никогда).
5 Критериальное оценивание как вид формирующего оценивания ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Основные понятия критериального оценивания. Универсальные кодификаторы для
процедур оценки качества образования. Критерии образовательных результатов и их виды:
«понятие», «факт», «закономерность», «способ», «умение». Индикаторы в критериальном
оценивании – наблюдаемые признаки результата. Характеристика оценочных средств.
Требования к оценочным заданиям. Показатели точности оценочного задания. Принципы
оценивания составного задания. Измерение результата выполнения оценочного задания.
Шкалы и их значения. Матрица критериального оценивания образовательного результата.
Уровневые дескрипторы (индикаторы) показателей критериев оценивания.
Практическая работа·Практическая работа. Работа в малых группах: Подбор учебного
задания для текущего оценивания. Разработка матрицы критериального оценивания
образовательного результата. Представление и обсуждение результатов в группе
6 Обратная связь - основа формирующего оценивания ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 2 ч. )
Лекция·Основные принципы и стратегии обратной связи. Внешняя и внутренняя обратная
связь. Четыре компонента грамотной обратной связи: рациональная, эмоциональная,
ценностная и деятельностная. Три качества обратной связи: своевременность, соразмерность,
позитивность. Правила оказания обратной связи. Инструменты обратной связи. Лист обратной
связи – основной инструмент формирующего оценивания. Анализ ошибок при осуществлении
обратной связи
Практическая работа·Практическая работа. Работа в малых группах: Анализ предложенных
образцов оказания обратной связи в образовательном процессе по следующей схеме: верная
обратная связь или допущена ошибка в оказании обратной связи. При наличии ошибки в
обратной связи указать вид ошибки (комментарий) и предложить вариант исправления.
Представление и обсуждение результатов в группе
7 Место формирующего оценивания в структуре урока в контексте реализации ФГОС
ООО и освоения ФОП ООО ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Требования к современному уроку в контексте реализации ФГОС ООО и освоения
ФОП ООО. Основные понятия и принципы системно-деятельностного подхода. Основные этапы
современного урока: мотивационно-целевой, операционно-деятельностный, оценивание
достижения планируемых результатов, рефлексия. Особенности конструирования урока в
технологии системно-деятельностного подхода. Структура карты урока в технологии системнодеятельностного подхода с использованием приемов формирующего оценивания как
современная форма планирования педагогического взаимодействия. Разделы карты урока в
технологии системно-деятельностного подхода в соответствии с этапами урока. Алгоритм
составления карты урока в технологии системно-деятельностного подхода. Приемы и методы
формирующего оценивания при проектировании современного урока на различных его этапах:
мотивационного-целевом, операционно-деятельностном, этапе оценивания и рефлексии.
Практическая работа·Практическая работа. Работа в группах. Анализ содержания урока по
выбранному предмету с позиции применения формирующего оценивания на разных этапах
урока по следующим показателям: своевременность использования, уместность выбора
приема, наличие критериев оценивания, вид и место фиксации результата. Представление и
обсуждение результатов в группе.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа и три задания на выбор нескольких вариантов ответа. Время не
ограничено
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
1. Задание на выбор одного правильного варианта ответа
1. Исключите
неверное
утверждение:
«Овладение
регулятивными
универсальными
учебными действиями включает» (в контексте ФОП ООО).
а) умение самоорганизации
б) формирование внутренней позиции личности
в) умение самоконтроля
г) развитие эмоционального интеллекта
2. Какие две согласованные между собой системы оценок включает в себя система
оценки качества образования?
а) внешнюю и внутреннюю системы оценок
б) независимую оценку и оценку Рособрнадзора
в) мониторинг качества образования и результаты ЕГЭ, ОГЭ
2. Задание на выбор нескольких вариантов ответа
1.
Выберите процедуры, которые не относятся к внутренней оценке достижения
планируемых результатов освоения ФОП ООО:
а) текущая и тематическая оценка
б) государственная итоговая аттестация обучающихся
в) психолого-педагогическое наблюдение
г) анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей)
д) независимая оценка качества образования
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
1. Проводится с целью проверки усвоения знаний содержания программы, в том числе знаний
о подходах к оценке учебных достижений обучающихся в контексте реализации ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО, роли формирующего оценивания в контексте требований ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО, классификация методов и приемов формирующего оценивания,
особенностях конструирования урока на основе системно-деятельностного подхода. 2.
Итоговый тест состоит из 15 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 10 заданий с
выбором одного ответа, 4 задания с выбором нескольких ответов, 1 задание на соотнесение.
Критерии оценивания:
обучающийся считается аттестованным, если верно выполнил не менее 80% от общего
количества вопросов (12 заданий).
Примеры заданий:
1.
Задание на выбор одного правильного ответа
1. Исключите лишнее:
Функциями
системы
оценки
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы основного общего образования являются:
а) ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения
ООП ООО
б) обеспечение эффективной обратной связи
в) управление образовательным процессом
г) повышение качества знаний
2.
Задание на выбор нескольких правильных вариантов ответа
1. Укажите признаки современного урока в контексте требований ФГОС:
а) развитие личности обучающегося
б) фронтальная форма организации учебной деятельности в сочетании с индивидуальной
в) проблемно-поисковое задание
г) объяснительно-иллюстративный метод
д) знаниевая парадигма
е) групповая и коллективная формы организации учебной деятельности
3.
Задание на соотнесение.
1. Распределите приведенные ниже приемы формирующего оценивания по группам их
применения:
А – оценивание по итогам изучения темы (подтемы, раздела)
Б – оценивание в ходе урока
В – оценивание метапознавательных процессов
1) светофор
2) одноминутное эссе
3) индекс -карточки
4) матрица наблюдения
5) упрощение
6) матрица запоминания
7) измерение температур
8) сигналы рукой
Правильные ответы: А – 2),3),6)
Б – 1),4),8)
В – 5),7)
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект “Карта урока в технологии системно-деятельностного
подхода с использованием приемов формирующего оценивания”
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на навыки, полученные в ходе практических работ, необходимо 1. выбрать предмет,
тему, класс для составления “Карты урока в технологии системно-деятельностного подхода с
использованием приемов формирующего оценивания”; 2. описать планируемые результаты
освоения содержания урока: личностные, предметные, метапредметные; 3.составить карту
урока, включающую описание деятельности учителя, деятельности обучающихся,
используемые приемы формирующего оценивания по этапам урока: мотивационно-целевой,
операционно-деятельностный, этап оценивания и этап рефлексии; 4. при составлении карты
урока необходимо на каждом из этапов урока применить прием формирующего оценивания, в
том числе на одном из этапов должен быть использован прием критериального оценивания, а
на другом – обратная связь.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «Зачтено» представленный проект “Карта урока в технологии системнодеятельностного подхода с использованием приемов формирующего оценивания ” должен
соответствовать следующим критериям. 1. Наличие приемов формирующего оценивания
(максимально – 3 балла) - на всех этапах урока – 3 балла - не менее 2-х этапов урока – 2 балла на одном из этапов урока – 1 балл - не используется прием формирующего оценивания – 0
баллов. 2. Из используемых приемов формирующего оценивания на уроке (максимально 2
балла) - используется не менее 1 приема критериального оценивания – 1 балл - используется
не менее 1 приема оказания обратной связи – 1 балл - не используется прием критериального
оценивания и обратной связи – 0 баллов. Суммарное количество баллов по двум критериям – 5.
Минимальное количество баллов для получения оценки «зачтено» - 3 балла.
Примеры заданий:
Пример оформления карты.
Карта урока в технологии системно-деятельностного подхода
с использованием приемов формирующего оценивания
учебный предмет ______________________
класс_____________
Тема урока ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Планируемые результаты:
личностные
метапредметные
предметные
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Деятельность обучающихся
Деятельность
Приемы формирующего оценивания (включ
критериальное оценивание и обратную свя
учителя
Мотивационно-целевой этап
Операционно-деятельностный этап
Этап оценивания
Этап рефлексии
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа:
https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 04.09.2023)
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель,
учитель)»».
Режим
доступа:
https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 04.09.2023)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования». Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/401433920/paragraph/1/doclist/3302/showentries/0/highlight/
(дата обращения 04.09.2023)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования». Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения 04.09.2023)
5. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
20.07.2021 года № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки
качества
образования
Свердловской
области».
Режим
доступа:
https://www.irro.ru/upload/medialibrary/042/tna15mm4umkvnycaaq8b31vlcgfdlogd.pdf
(дата обращения 04.09.2023)
Литература
1. Баранова, Я.В. Формирующее оценивание. Технологии / Я.В. Баранова,
О.Т. Потопахина, И.А. Фабричная // Вопросы педагогики. – Москва,
2021. - № 11 (1). - С. 34 – 38.
2. Виноградов,
В.Л.
Эффективный
урок:
основы
конструирования
(учебное пособие) / В.Л. Виноградов, А.Н. Панфилов. – Елабуга, 2020. –
56 с.
3. Галеева, Н.В. Оценивание качества образовательных результатов в
современной школе: теория и практика: учебно-методическое пособие
/ Н. Л. Галеева, Т. Г. Романова, И. А. Якимов; под ред. Н. Л. Галеевой.
–Москва: МПГУ, 2021. – 176 с.
4. Ганеева,
Э.С.
Формирующее
оценивание
как
альтернатива
традиционной системы оценивания / Э.С. Ганеева // Интеграция науки
и
технологии
и
межрегиональной
образования:
ИНТО
–
конференции
молодых
22.
Материалы
VII
исследователей
с
международным участием / под общей редакцией Е.А. Вахтоминой. –
Москва, 2022. – С. 70 -72.
5. Легостаев, Б.Л. Место концепций формирующего и критериального
оценивания
в
проблематике
современных
исследований
педагогического оценивания / Б.Л. Легостаев // Анализ проблем
внедрения результатов инновационных исследований и пути их
решения.
Сборник
статей
Международной
научно-практической
конференции. – Уфа, 2020. – С. 159 – 161.
6. Осипова, Е. В. Технологии проектирования современного урока / Е. В.
Осипова,
Ю.
В.
Навроцкая
//
Академия
профессионального
образования. – 2020. – № 1 (92). – С. 35-39.
7. Пашкевич, А.В. Оцениваем метапредметные результаты: стратегия и
методы оценивания. Проектирование заданий, тестов, задач/ А.В.
Пашкевич. - Волгоград: «Учитель», 2020. – 135 с.
8. Петруленков,
В.
М.
Современное
урок
в
условиях
реализации
требований ФГОС / В. М. Петруленков. – Москва: ВАКО, 2020. – 112 с.
9. Тимерханов, Д.Г. Система оценки образовательных результатов на
основе комплексного и критериально-уровневого подхода / Д.Г.
Тимерханов, И.И. Кацай // Научно-методическое обеспечение качества
образования. – 2022. – № 1(15). – С.34-39.
Дополнительная литература
1. Воронцов, А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое
пособие по деятельностной педагогике. Часть 1. /А.Б. Воронцов. - Москва: Авторский клуб. 2018. - 166 с.
2. Крылова, О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебнометодическое пособие / О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 128 с.
3. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО:
методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. — Санкт-Петербург: КАРО, 2014.
— 144 с.
4. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – Москва:
Логос, 2012. – 255 с.
5. Фишман, И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся / И.С.
Фишман, Г.Б. Голуб. – Санкт-Петербург: Учебная литература, 2012. – 247 с.
Электронные обучающие материалы
1. Землянская, Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения)
образовательных достижений обучающихся /Е.Н. Землянская - URL:
https://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP032016/SZP-0501.htm#$p50/
(дата обращения 04.09.2023)
2. Пашкевич, А.В. Оцениваем метапредметные результаты: стратегия и
методы
оценивания.
Электронное
Проектирование
приложение
материалами/
А.В.
с
заданий,
презентациями
Пашкевич.
-
Волгоград:
и
тестов,
задач.
мониторинговыми
«Учитель»,
2020
. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы
1. Кодификатор распределенных по классам проверяемых элементов содержания и
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, подготовлен ФГБНУ «ФИПИ», 2020 г.
Режим
доступа:
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko
(дата
обращения 04.09.2023)
2. Методические
рекомендации
по
системе
оценки
достижения
обучающимися
планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. - Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49
«О
направлении
методических
рекомендаций».
Режим
доступа:
https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/pismo-minprosvescheniya-rossii-ot13.01.2023-n-03-49/ (дата обращения 04.09.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Технические средства обучения.
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.