Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Формирование читательской грамотности обучающихся как
метапредметного результата освоения ФОП ООО и реализации ФГОС ООО
Разработчик(и) программы:
Крюкова Е.М., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Екатеринбург, 2024
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
учителя в области формирования читательской грамотности обучающихся как
метапредметного результата освоения ФОП ООО и реализации ФГОС ООО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Осуществление
профессиональной
деятельности в
соответствии с
требованиями
Общепедагогическая
функция. Обучение
А/01.6
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования.
Знать
Уметь
Специфику формирования
Определять планируемые
читательской грамотности
результаты по учебному
обучающихся как
предмету в контексте
метапредметного результата
реализации ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО и
освоения ФОП ООО в части
реализации ФГОС ООО:
формирования читательской
читательские действия и
грамотности обучающихся.
читательские умения. Приемы
Подбирать приемы стратегий
стратегий смыслового чтения,
смыслового чтения,
соответствующие
соответствующие
читательским действиям и
читательским действиям и
читательским умениям. Общие
читательским умениям.
подходы к применению
Применять технологии
технологий формирования
формирования читательской
читательской грамотности
грамотности обучающихся,
обучающихся, приемов
приемы стратегий смыслового
стратегий смыслового чтения,
чтения, обеспечивающих
обеспечивающих достижение
достижение обучающимися
обучающимися планируемых
планируемых результатов в
результатов в контексте
контексте реализации ФГОС
реализации ФГОС ООО и
ООО и освоения ФОП ООО в
освоения ФОП ООО в структуре
структуре и содержании
и содержании урока
урока.
1.3. Категория слушателей:
учителя, реализующие программы основного общего образования
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
Входной контроль
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
4
2
1
1
Актуальные и нормативноправовые аспекты
1
формирования
читательской грамотности
обучающихся
тест
Содержательные и
процессуальные аспекты
2
формирования
11
4
7
0
4
2
2
0
читательской грамотности
практическая
работа
обучающихся
Возможности урока в
формировании
3
читательской грамотности
обучающихся в контексте
реализации ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО
*
Итоговая аттестация
3
0
3
0
проект
*
Выходной контроль
1
0
1
0
тест
Итого
24
8
15
1
2.2. Рабочая программа
1 Актуальные и нормативно-правовые аспекты формирования читательской
грамотности обучающихся ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная работа
- 1 ч. )
Лекция·Государственная политика Российской Федерации в сфере образования и повышение
его конкурентоспособности в мире. Новые вызовы и дефициты, которые характеризуют
состояние современного образования в условиях дигитализации общества. Стратегические
приоритеты государственной программы РФ "Развитие образования" до 2030 года, Указы
Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года", федеральный проект "Современная
школа" национального проекта "Образование", проект Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) "Будущее образования и навыков: Образование 2030".
Реализация основополагающих направлений ФГОС ООО и ФОП ООО в федеральных рабочих
программах по учебным предметам. Специфика формирования читательской грамотности
обучающихся как метапредметного результата освоения ФОП ООО и реализации ФГОС ООО:
читательские действия и читательские умения.
Практическая работа·Работа в малых группах по предметным областям. Обсуждение
согласованности требований ФГОС ООО с планируемыми результатами освоения ФОП ООО и
планируемыми результатами по учебному предмету в части формирования читательской
грамотности обучающихся. Представление и обсуждение результатов работы малых групп.
Самостоятельная работа·Изучить нормативные документы: Приказ Минпросвещения России
от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования", Приказ Минпросвещения России
от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования". Систематизировать согласованность требований ФГОС ООО с
планируемыми результатами освоения ФОП ООО в части формирования читательской
грамотности обучающихся. Определить планируемые результаты по учебному предмету в
контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в части формирования читательской
грамотности обучающихся. Результаты самостоятельной работы оформить в табличном виде с
3-мя колонками: "Требования ФГОС ООО", "Планируемые результаты освоения ФОП ООО",
"Планируемые результаты по учебному предмету в части формирования читательской
грамотности обучающихся
2 Содержательные и процессуальные аспекты формирования читательской
грамотности обучающихся ( лекция - 4 ч. практическое занятие - 7 ч. )
Лекция·Читательская грамотность как цель, ценность и результат основного общего
образования. Структурное и содержательное наполнение конструкта "читательская
грамотность" в основном общем образовании: чтение для обучения. Читательская грамотность
как метапредметный результат обучения. Группы читательских действий: находить и
извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и
оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. Читательские
умения, соответствующие группам читательских действий. Лекция – 1 час: Механизмы и
практики формирования читательской грамотности. Комплексный подход к формированию
читательской грамотности. Система работы по формированию читательской грамотности
обучающихся средствами разных учебных предметов и разными формами внеурочной
деятельности. Механизмы реализации принципа непрерывности формирования читательской
грамотности. Читательская грамотность на всех этапах учебного занятия. Методическая
формула читательской грамотности. Практики работы с текстом в предметном и
надпредметном поле. Лекция – 1 час: Ключевые технологии формирования читательской
грамотности обучающихся. Метакогнитивные образовательные технологии. Технологии
продуктивного чтения. Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технологии работы в аутентичном информационном потоке. Технологии проблемного обучения.
Интерактивное вопрошание. Технологии смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения.
Приемы стратегий смыслового чтения, соответствующие читательским действиям и
читательским умениям.
Практическая работа·1 час: Работа в малых группах. Отработка применения технологий
формирования читательской грамотности обучающихся, приемов стратегий смыслового чтения.
Представление и обсуждение результатов работы малых групп. Практическая работа – 1 час:
Работа в малых группах. Отработка применения приемов смыслового чтения к стратегиям
работы с текстом в предметном и надпредметном поле. Представление и обсуждение
результатов работы малых групп. Практическая работа – 1 час: Групповая работа над
систематизацией и классификацией приемов стратегий смыслового чтения. Результат
групповой работы представить в табличном виде "Номенклатура приемов стратегий
смыслового чтения" с 2-мя колонками "Приемы стратегий смыслового чтения", "Комментарий
(краткое описание приема)". Представление и обсуждение результатов групповой работы.
Практическая работа – 1 час: Групповая работа над определением верного выбора приемов
стратегий смыслового чтения, соответствующих конкретной технологии формирования
читательской грамотности обучающихся. Результат групповой работы представить в табличном
виде с 2-мя колонками "Технологии формирования читательской грамотности обучающихся",
"Приемы стратегий смыслового чтения". Представление и обсуждение результатов групповой
работы. Практическая работа – 1 час: Групповая работа над определением верного выбора и
приемов стратегий смыслового чтения, соответствующих читательским действиям и
читательским умениям. Результат групповой работы представить в табличном виде с 3-мя
колонками "Группы читательских действий", "Читательские умения, соответствующие группам
читательских действий", "Приемы стратегий смыслового чтения". Представление и обсуждение
результатов групповой работы. Практическая работа – 1 час: Работа в малых группах по
предметным областям над определением технологий формирования читательской грамотности
обучающихся, приемов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов по учебному предмету в контексте реализации ФГОС
ООО и освоения ФОП ООО. Результат работы в малых группах представить в табличном виде с
2-мя колонками "Планируемые результаты по учебному предмету", "Технологии формирования
читательской грамотности обучающихся, приемы стратегий смыслового чтения,
обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов по учебному предмету
в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО". Представление и обсуждение
результатов работы малых групп. Промежуточный контроль – 1 час: Практическая работа.
Описание промежуточного контроля представлено в разделе "Формы аттестации и оценочные
материалы".
3 Возможности урока в формировании читательской грамотности обучающихся в
контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 2 ч. )
Лекция·Урок как основная единица образовательного процесса. Структура и содержание
урока в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО. Урок, его особенности в
концепции системно-деятельностного подхода ФГОС ООО: содержательные, деятельностные и
метапредметные аспекты. Планируемые результаты освоения содержания урока: личностные,
метапредметные, предметные. Основные этапы современного урока: мотивационно-целевой,
операционно-деятельностный, оценивание достижения планируемых результатов, рефлексия.
Читательская грамотность в структуре и содержании урока. Формирование читательской
грамотности на различных этапах урока. Общие подходы к применению технологий
формирования читательской грамотности обучающихся, приемов стратегий смыслового чтения,
обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в контексте реализации
ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в структуре и содержании урока. Содержание урока с позиции
применения технологий формирования читательской грамотности обучающихся, приемов
стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых
результатов в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО: адекватны достижению
планируемых результатов освоения содержания урока, своевременно использованы
относительно этапа урока, уместны и рациональны относительно деятельности обучающихся в
достижении планируемых результатов, корректны к возрастным особенностям обучающихся и
году обучения.
Практическая работа·1 час: Работа в малых группах по предметным областям. Закрепление на
практике применения технологий формирования читательской грамотности, приемов стратегий
смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в
контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в структуре и содержании урока.
Разработать конспект фрагмента урока с применением технологии формирования
читательской грамотности, приемов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих
достижение обучающимися планируемых результатов в контексте реализации ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО. Конспект фрагмента урока рекомендуется оформить в табличном виде,
включив в него: учебный предмет, класс, тему урока, планируемые результаты освоения
содержания урока, этап урока (на выбор), планируемые результаты освоения содержания этапа
урока, содержание педагогического взаимодействия (деятельность учителя, деятельность
обучающихся), используемые приемы работы с текстом, стратегии смыслового чтения,
планируемые результаты (ожидаемый образовательный результат/эффект). Представление и
обсуждение результатов работы малых групп. Практическая работа – 1 час: Групповая работа
по экспертированию результатов работы малых групп по предметным областям. Анализ
содержания фрагмента урока с позиции применения технологий формирования читательской
грамотности, приемов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП
ООО в структуре и содержании урока: адекватны достижению планируемых результатов
освоения содержания урока, своевременно использованы относительно этапа урока, уместны и
рациональны относительно деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов, корректны к возрастным особенностям обучающихся и году обучения.
Представление и обсуждение результатов групповой работы.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выполняется с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы.
Тестирование включает 10 тестовых заданий (вопросы с единичным и множественным
выбором), каждое из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с выбором одного верного
ответа, 3 задания с выбором нескольких верных ответов. Каждое последующее задание
слушатель выполняет после выполнения предыдущего.
Критерии оценивания:
Максимальное количество – 10 баллов. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
выполнения высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень
выполнения низкий, недостаточные базовые знания в области направления программы.
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного верного ответа:
Какой документ обеспечивает реализацию единства обязательных требований к результатам
освоения программ основного общего образования на основе системно-деятельностного
подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося,
освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и
для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни?
1. Федеральная образовательная программа основного общего образования
2. Программа национального проекта "Образование"
3. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования
4. Государственная программа РФ "Развитие образования" до 2030 года
(правильный ответ 3)
Пример задания с выбором нескольких верных ответов:
Выберите верные суждения. Отметьте все верные ответы.
1. В соответствии с ФГОС ООО "Обязательные требования учитывают возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего
образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также
значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития
обучающихся".
2. В соответствии с ФОП ООО "Федеральные рабочие программы учебных предметов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФОП ООО и разработаны
на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего
образования".
3. ФГОС ООО обеспечивает "развитие личностных качеств, необходимых для решения
повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире".
4. ФГОС
ООО
обеспечивает
преобразования
социальной
"включение
среды
обучающихся
(населенного
приобретения опыта реального управления и действия".
(правильный ответ 1, 2, 3)
Количество попыток: 2
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
в
пункта,
процессы
района,
познания
города)
и
для
ВыполняеВыполняется с целью проверки усвоения знаний содержания программы, в том числе
специфику формирования читательской грамотности обучающихся как метапредметного
результата освоения ФОП ООО и реализации ФГОС ООО: в целях, задачах, содержании и
планируемых результатах, приемы стратегий смыслового чтения, соответствующие
читательским действиям и читательским умениям, общие подходы к применению технологий
формирования читательской грамотности обучающихся, приемов стратегий смыслового чтения,
обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в контексте реализации
ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в структуре и содержании урока. Тестирование включает 15
тестовых заданий (вопросы с единичным и множественным выбором), каждое из которых
оценивается в 1 балл. 7 заданий с выбором одного верного ответа, 5 заданий с выбором
нескольких верных ответов, 3 задания на установление соответствия. Каждое последующее
задание слушатель выполняет после выполнения предыдущего. тся с целью определения
уровня базовых знаний по тематике программы. Тестирование включает 10 тестовых заданий
(вопросы с единичным и множественным выбором), каждое из которых оценивается в 1 балл. 7
заданий с выбором одного верного ответа, 3 задания с выбором нескольких верных ответов.
Каждое последующее задание слушатель выполняет после выполнения предыдущего.
Критерии оценивания:
Для получения оценки "Зачтено" слушатель должен верно выполнить не менее, чем 80%
тестовых заданий от общего количества (12 заданий), соответственно набрать не менее 12
баллов.
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного верного ответа:
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ
основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. К какой группе
планируемых результатов освоения ФОП ООО относится результат "овладение навыками
работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории"?
1. личностным
2. метапредметным
3. предметным
4. универсальным учебным действиям
(правильный ответ 2)
На каких этапах урока целесообразно применять технологии формирования читательской
грамотности обучающихся, приемы стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение
обучающимися планируемых результатов в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП
ООО?
1. мотивационно-целевой, рефлексии
2. операционно-деятельностный, оценивания
3. мотивационно-целевой, операционно-деятельностный, оценивания, рефлексии
4. оценивания, рефлексии
(правильный ответ 3)
Описание какой группы читательских действий представлено: "Данная группа читательских
действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте
для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того,
данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий,
дальнейшего
развития
процесса,
последующих
результатов
эксперимента
на
основе
информации текста"?
1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста
2. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста
3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста
(правильный ответ 4)
Пример задания с выбором нескольких верных ответов:
Выберите верные суждения. Отметьте все верные ответы.
1. Технологические этапы (стадии) технологии развития критического мышления: вызов,
осмысление, рефлексия.
2. При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных
этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
3. Существует три различных стиля чтения текста: сплошной, несплошной, составной
(множественный). Каждый из них используется для определенной цели.
4. Метакогнитивные
образовательные
технологии
–
это
технологии,
формирующие
интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной
деятельности;
способствующие
формированию
метапознания
и
развитию
метакогнитивных способностей.
(правильный ответ 1, 2, 4)
Пример задания на установление соответствия:
Установите соответствие: к каждой группе читательских действий подберите соответствующие
читательские умения.
А. Находить и извлекать информацию
Б. Интегрировать и интерпретировать информацию
В. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Г. Использовать информацию из текста
1. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
2. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
4. Определять наличие/отсутствие информации
5. Понимать назначение структурной единицы текста
6. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
7. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка,
ссылка на сайт и т.д.)
8. Понимать
смысловую
структуру
текста
(определять
тему,
главную
мысль/идею,
назначение текста)
9. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в
тексте
(правильный ответ А – 4, 7; Б – 3, 8; В – 1, 5, 9; Г – 2, 6)
Распределите
приведенные
ниже
цели
по
стратегиям
предтекстовой,
текстовой,
послетекстовой деятельности.
А. Стратегии предтекстовой деятельности
Б. Стратегии текстовой деятельности
В. Стратегии послетекстовой деятельности
1. Корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом
2.
Понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части
прочитанного
текста,
постановка
вопросов
обобщающего
характера,
высказывание
предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста)
3. Развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста)
(правильный ответ А – 3; Б – 2; В – 1)
Количество попыток: не ограничено
Промежуточный контроль
Раздел программы: Содержательные и процессуальные аспекты формирования читательской
грамотности обучающихся
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Выполняется на проверку умений выбора приемов смыслового чтения, соответствующих
читательскому действию и читательским умениям. На интерактивных (практических) занятиях
раздела программы "Содержательные и процессуальные аспекты формирования читательской
грамотности обучающихся" были отработаны: применение технологий формирования
читательской грамотности обучающихся, приемов стратегий смыслового чтения; применение
приемов смыслового чтения к стратегиям работы с текстом в предметном и надпредметном
поле; систематизированы и классифицированы приемы стратегий смыслового чтения в
табличном виде "Номенклатура приемов стратегий смыслового чтения"; определены: верный
выбор приемов стратегий смыслового чтения, соответствующих конкретной технологии
формирования читательской грамотности обучающихся; верный выбор приемов стратегий
смыслового чтения, соответствующих читательским действиям и читательским умениям.
Критерии оценивания:
Для получения оценки "Зачтено" работа слушателя должна соответствовать следующим
критериям: верно определено не менее трех приемов стратегий смыслового чтения,
соответствующих читательским действиям и читательским умениям.
Примеры заданий:
Пример задания:
Подобрать приемы стратегий смыслового чтения, соответствующие читательским действиям и
читательским умениям. Результат работы представить в табличном виде, заполнив третий
раздел таблицы "Приемы стратегий смыслового чтения".
Пример оформления практической работы в таблице
Количество попыток: 2
Итоговая аттестация
Форма: Индивидуальный проект
Описание, требования к выполнению:
Выполняется с целью проверки сформированности умений по содержанию программы, в том
числе определять планируемые результаты по учебному предмету в контексте реализации
ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в части формирования читательской грамотности
обучающихся, подбирать приемы стратегий смыслового чтения, соответствующие
читательским действиям и читательским умениям, применять технологии формирования
читательской грамотности обучающихся, приемы стратегий смыслового чтения,
обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в контексте реализации
ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в структуре и содержании урока. Опираясь на практические
навыки, полученные в ходе интерактивных (практических) занятий, разработать конспект
урока с применением технологий формирования читательской грамотности, приемов стратегий
смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в
контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО. В конспекте урока должны быть
отражены учебный предмет, класс, тема урока, конкретизированы планируемые результаты
освоения содержания урока (личностные, метапредметные и предметные), описана
деятельность учителя и обучающихся на этапах урока (мотивационно-целевой этап,
операционно-деятельностный этап, этап оценивания, этап рефлексии), в разделе
"Используемые приемы" описаны используемые технологии формирования читательской
грамотности обучающихся, приемы стратегий смыслового чтения, обеспечивающие достижение
обучающимися планируемых результатов в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП
ООО в структуре и содержании урока (название и описание приема в контексте достижения
планируемых результатов освоения содержания урока, если используется). Рекомендуется
конспект урока оформить в табличном виде.
Критерии оценивания:
Для получения оценки "Зачтено" представленный слушателем индивидуальный проект
"Конспект урока" (разработка конспекта урока с применением технологий формирования
читательской грамотности, приемов стратегий смыслового чтения, обеспечивающих
достижение обучающимися планируемых результатов в контексте реализации ФГОС ООО и
освоения ФОП ООО) должен набрать в сумме не менее 6 баллов. Оценивается по критериям (по
каждому критерию от 0 баллов целым числом в указанном диапазоне). Выполнение показателя
"Использование технологий формирования читательской грамотности обучающихся, приемов
стратегий смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых
результатов в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО в структуре и содержании
урока" обязательно.
Примеры заданий:
Пример оформления таблицы
При необходимости конспект урока может содержать приложение.
Критерии оценивания
Представление индивидуального проекта "Конспект урока" (разработка конспекта урока с
применением
технологий
формирования
читательской
грамотности,
приемов
стратегий
смыслового чтения, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов в
контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО).
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения: 17.07.2023).
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции указов
Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474). URL:
https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 17.07.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2030
года".
URL:
https://docs.cntd.ru/document/565341150 (дата обращения: 17.07.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 27.02.2023) "Об
утверждении
государственной
образования".
URL:
программы
Российской
Федерации
"Развитие
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
(дата
обращения: 17.07.2023).
5. Приказ
Минпросвещения
России
от
31.05.2021
N
287
(ред.
от
08.11.2022)
"Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования". URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения:
17.07.2023).
6. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования".
URL:
https://docs.cntd.ru/document/1300339265 (дата обращения: 17.07.2023).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере
дошкольного,
образования)
начального
общего,
(воспитатель,
основного
общего,
учитель)".
среднего
общего
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 17.07.2023).
Литература
1. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Сидорова Г.А. Специфика формирования у учащихся
основной школы читательской грамотности в процессе работы с множественным текстом
// Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 88–109.
2. Игнатьева, Е.Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной
школе / Е.Ю. Игнатьева, С.В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного
университета. – 2020. – № 1 (94). – С. 162-172.
3. Муштавинская, И.В. Читательская грамотность и смысловое чтение: современный
контекст / И.В. Муштавинская // Школьные технологии. – 2021. – № 2. С. 99-103.
4. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11
классы/ В.М. Петруленков. – М.: ВАКО, 2021. – 112 с.
5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика.
Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. –
5-е изд. – М.: Неолит, 2021. – 368 с.
6. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Понимаем ли мы, что называем читательской грамотностью? //
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 33–50.
7. Соколова О.В., Львовский В.А., Знаменская О.В., Долгодворова Е.Ю. — К построению
модели
формирования
читательской
грамотности
в
ходе
преподавания
учебных
предметов в основной школе// Педагогика и просвещение. – 2022. – № 1. – С. 31-51.
8. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред.
М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М.
Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом
Высшей школы экономики, 2020. – 472 с.
9. Формирование
читательской
и
коммуникативной
грамотности
обучающихся:
методические материалы / сост.: Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. – 112 с.
10. Формирование
читательской
грамотности
обучающихся
в
условиях
реализации
обновленных ФГОС ООО. Учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Н.Г. Масюкова, С.А.
Мамасьян, В.А. Колесников, А.Г. Кунникова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2022. – 60 с.
11. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред.
В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с.
Электронные обучающие материалы
1. Основные подходы к оценке читательской грамотности // ФГБНУ "Институт стратегии
развития
образования
РАО",
проект
"МФЧГ".
URL:
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
Интернет-ресурсы
1. Концепция
программы
Федерации
поддержки
(Распоряжение
детского
Правительства
и
РФ
юношеского
от
чтения
03.06.2017
N
в
Российской
1155-р).
http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf
URL:
(дата
обращения: 17.07.2023).
2. Основные подходы к оценке читательской грамотности // ФГБНУ "Институт стратегии
развития
образования
РАО",
проект
"МФЧГ".
URL:
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЧГ_2019_основные%20подходы.pdf (дата обращения: 17.07.2023).
3. О
проекте
"Образование
2030"//
ФГБУ
"ФИОКО"
[сайт].
URL:
https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201455 (дата обращения: 17.07.2023).
4. ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
[сайт].
URL:
https://instrao.ru/index.php (дата обращения: 17.07.2023).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.