Формирование и развитие субъектной позиции обучающихся в условиях реализации федеральной рабочей программы воспитания для ОО

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Разработчик(и) программы:
Каблуков А.А., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Понятовская Т.Е., специалист управления образования Верх-Исетского
района Департамента образования Администрации города Екатеринбурга

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Цель реализации программы – совершенствование
профессиональных компетенций педагогов, необходимых для формирования и развития
субъектной позиции обучающихся на основе системы ценностных ориентаций в условиях
реализации федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Развитие у обучающихся
3.1.2. Воспитательная

познавательной активности,

деятельность. А/02.6

самостоятельности,

Педагог

инициативы, творческих

(педагогическая

способностей, формирование

деятельность в сфере

гражданской позиции,

начального общего,

способности к труду и жизни в

основного общего,

условиях современного мира,

среднего общего

формирование у обучающихся

образования) (учитель)

культуры здорового и

Уметь

Основные закономерности
возрастного развития,
развития и социализации
личности, индикаторы и
индивидуальные
особенности траекторий
жизни и их возможные

Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере
начального общего,
основного общего,
среднего общего

формировании
субъектной позиции

направленные на
формирование и развитие

переживаний и ценностные

субъектной позиции

ориентации ребенка)

субъектной позиции

аспект при

проектирования,

сферу ребенка (культуру

при формировании

Находить ценностный

педагогического

эмоционально-ценностную

в детском коллективе

воспитания

Технологии

событий, развивающих

анализа состояния дел

процессе обучения и

диагностики

Проектирование ситуаций и

особенностей и

обучающихся в

девиации, приемы их

3.1.2. Воспитательная
деятельность. А/02.6

группами с учетом
возрастных

стадии и кризисы

безопасного образа жизни

Управлять учебными

обучающихся

обучающегося в
условиях реализации
урочной и внеурочной
деятельности

образования) (учитель)

1.3. Категория слушателей:
Педагогические работники, реализующие воспитательную деятельность в современной школе:
учитель (выполняющий функции классного руководителя).
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,

Входная диагностика

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

1

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

3

3

0

0

Ценностно-целевые основы
воспитания в условиях
2

реализации федеральной
рабочей программы
воспитания

тест

Ценности как основа
3

формирования и развития
субъектной позиции

6

2

4

0

6

2

4

0

6

2

4

0

10

2

8

0

обучающихся школы
Возрастно-нормативные
4

модели развития
субъектной позиции
обучающихся
Ценностно-

5

ориентированный подход к
оценке личностных
результатов обучающихся
Технологии
педагогического
проектирования,
направленные на

6

формирование и развитие
субъектной позиции
обучающихся в условиях
урочной и внеурочной
деятельности

7

Выходная диагностика

1

0

1

0

тест

8

Итоговая аттестация

3

0

3

0

проект

Итого

36

11

25

0

2.2. Рабочая программа
1 Входная диагностика ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Тестирование. Целью входной диагностики является определение
уровня компетентности слушателей в вопросах, связанных с организацией воспитательного
процесса в образовательной организации и и субъектной позиции обучающихся.
2 Ценностно-целевые основы воспитания в условиях реализации федеральной рабочей
программы воспитания ( лекция - 3 ч. )
Лекция·Система ценностей как основа и цель воспитания подрастающего поколения в
решении приоритетных задачи государственной политики. Актуализация содержания
федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций в
условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ. Цели, задачи,
направления воспитания и целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с
требованиями ФГОС, ФОП, федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Инвариантное (российские базовые нормы и ценности) и
вариативное (духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России) содержание воспитания обучающихся.
3 Ценности как основа формирования и развития субъектной позиции обучающихся
школы ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Определение понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностные
представления», «ценностное поле» школы, «субъектная позиция». Этапы развития
субъектности по исследованиями Слободчикова В.И. Перечень и содержание механизмов
освоения ценностей. Технологии анализа и осмысленного, целенаправленного влияния на
«ценностный климат» школы. Педагогические условия для формирования ценностной,
субъектной позиции обучающегося по исследованиям Битяновой М.Р. (личностное влияние
педагога и других значимых взрослых, ценностный диалог, погружение в ценностную среду,
специальное конструирование ситуаций для развития эмоционально-ценностной сферы
ребенка, его ценностного выбора).

Практическая работа·Анализ и обобщение действующих нормативных документов,
определяющих приоритеты государственной политики Российской Федерации, в том числе
политики в сфере воспитания, современных научных подходов, рассматривающих воспитание
как процесс формирования ценностных ориентаций. Выявление системы «реальных»
ценностей, пронизывающих жизнь школы и все взаимоотношения внутри нее; сравнительный
анализ «ценностного поля» школы, системы стимулирования и поощрения активной
жизненной позиции обучающихся школы с целями, задачами и целевыми ориентирами
результатов воспитания, указанных в Федеральной рабочей программе воспитания с
использованием практических приемов «Мой герб», «Колесо баланса», «Вертикаль», «3 шага к
решению вопроса». Презентация практических примеров педагогической деятельности по
этапам развития способности управлять обучающимся своей деятельностью (субъектности):
субъект действия - субъект собственного действия – субъект деятельности – субъект
собственной деятельности (по исследованиям Слободчикова В.И.). Создание чек-листа
признаков приращения в самостоятельности обучающегося на разных этапах развития
субъектности. Создание блок-схемы «Структура деятельности обучающегося на этапе субъект
собственной деятельности
4 Возрастно-нормативные модели развития субъектной позиции обучающихся ( лекция 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Знакомство с исследованиями развития детей в процессе взросления Выготского
Л.С., Зеньковского В.В., Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Битяновой М.Р. Факторы развития
личности (контекст окружающей культуры, совместной деятельности ребенка и взрослых).
Определение понятий «возраст», «возрастная периодизация», «новообразования возраста»,
«социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», «возрастной этап», «норма
развития», «нормативные кризисы развития». Ключевые признаки видов развития личности:
становление, формирование, преобразование. Возрастно-нормативная модель развития
субъектной позиции обучающихся. Приоритетные роли ценностей на каждом возрастном этапе
формирования субъектной позиции (образец, выбор, приоритет). Индивидуальные особенности
траектории жизни и их возможные девиации. Индивидуальный образовательный маршрут как
принципиально важный инструмент развития субъектности учащихся.
Практическая работа·Работа с чек - листом из практической работы № 1 на соотнесение
возраста обучающихся с уровнями развития субъектности. Разработка интеллект-карты
основных характеристик формирования и развития субъектной позиции на основании
изученной возрастно-нормативной модели развития с учетом ценностных ориентиров
федеральной рабочей программы воспитания (по уровням образования)
5 Ценностно-ориентированный подход к оценке личностных результатов обучающихся
( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Личностные результаты обучающегося как показатель сформированности
субъектной позиции. Целевые ориентиры результатов воспитания, система поощрения
социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся,
особенности анализа воспитательной работы в условиях реализации федеральной рабочей
программы воспитания (по уровням образования). Требования к личностным результатам
обучающихся в соответствии с ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО. Определение ключевых целей
построения системы оценки воспитательной работы, предмета оценки результатов
воспитательной работы как уровня сформированности ценностных ориентаций на разных
возрастных этапах (уровень знаний, являющихся базой для формирования ценностных
ориентаций; уровень принятия ценностных приоритетов; уровень распространения в
практической деятельности и социальных взаимодействиях). Инструментарий оценки
сформированности ценностных ориентаций обучающихся, оценки воспитательных практик
школы (по материалам Федерального института оценки качества образования). Взаимосвязь
уровня сформированности у обучающихся ценностных ориентаций с выбором воспитательных
практик школ. Деструктивные педагогические практики и их влияние на уровень
сформированности ценностных ориентаций обучающихся

Практическая работа·С использованием материалов лекции проводится самоанализ в части
оценки воспитательного потенциала школы (ресурсов, барьеров/дефицитов) и
сформированности ценностных ориентаций обучающихся классного коллектива. Результаты
самоанализа в дальнейшем используются при создании и корректировке рабочей программы
воспитания школы, планов воспитательной работы классного коллектива, учитывающих
условия, в которых работает образовательная организация, и потребности развития личности
каждого обучающегося. Самоанализ позволит выявить эффективность решений классного
руководителя, оптимальность выбора им форм и технологий при формировании ценностной
субъектной позиции обучающихся на разных уровнях образования.
6 Технологии педагогического проектирования, направленные на формирование и
развитие субъектной позиции обучающихся в условиях урочной и внеурочной
деятельности ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 8 ч. )
Лекция·Виды, формы и содержание воспитательной деятельности федеральной рабочей
программы воспитания на основе единства урочной и внеурочной деятельности. Определения
«педагогическое проектирование», «педагогическая технология», «образовательная
ситуация». Признаки поэтапного развития ребенка как субъекта саморазвития (выращивание
субъектной позиции в отношении к своей жизни и окружающего мира). Роль педагоганаставника в личностном развитии обучающегося, формировании субъектной позиции.
Технология проектирования образовательной ситуации на уроке для развития субъектной
позиции обучающегося на основе ценностного образца, ценностного выбора, ценностного
приоритета. Внеурочные занятия как ресурс организации собственной деятельности
обучающихся на основе ценностей. Воспитательная технология «Спор-клуб» как инструмент
формирования субъектной позиции обучающихся.
Практическая работа·Разработайте конструкт внеурочного воспитательного события,
направленного на формирование субъектной позиции в формате «Спор-клуб» (автор Поляков
С.Д.) по темам на выбор «С чего начинается Родина?», «Что для меня волонтерская
деятельность?», «Информационная безопасность – это…». Проведение по разработанным
конструктам слушателями в малых группах внеурочных воспитательных событий. Кейс-сессия.
Разработайте на выбор кейс (образовательную ситуацию на уроке для развития субъектной
позиции обучающегося), построенный на ценностном образце (для уровня начального общего
образования), ценностном выборе (для уровня основного общего образования) или ценностном
приоритете (для уровня среднего общего образования). Дискуссия в формате «Аквариум».
Тема «Какие характеристики являются значимыми для профессионально-личностного портрета
педагога-наставника?». Разработка геймдизайна настольной игры «Ценности в моей жизни» на
выбор уровня образования обучающихся (создание формы и содержания игрового процесса,
направленный на формирование субъектной позиции обучающихся на основе ценностного
аспекта).
7 Выходная диагностика ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Тестирование. Целью выходной диагностики является определение
итогового уровня компетентности слушателей в вопросах, связанных с организацией
воспитательного процесса в образовательной организации и и субъектной позиции
обучающихся.
8 Итоговая аттестация ( практическое занятие - 3 ч. )
Практическая работа·Индивидуальный проект. Разработать индивидуальный проект - план
реализации цикла уроков и внеурочных событий.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование

Описание, требования к выполнению:
Необходимо ответить на 20 вопросов теста по содержанию программы. Выбрать один или
несколько из предложенных ответов. Время на выполнение теста 30 минут. Результатом теста
является установление базового уровня развития профессиональных компетенций слушателей
программы, необходимых для формирования и развития субъектной позиции обучающихся на
основе системы ценностных ориентаций в условиях реализации федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций.
Критерии оценивания:
Уровни оценки профессиональных компетенций слушателей, необходимых для формирования
и развития субъектной позиции обучающихся на основе системы ценностных ориентаций в
условиях реализации федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций. Уровень минимальной компетентности (ниже 70%). Базовый (пороговый) уровень
(70-80%). Продвинутый уровень (81- 90%). Высокий уровень (91-100%)
Примеры заданий:
Примеры заданий:

1.

В

каком

из

перечисленных

рассматривается

как

документов

стратегический

воспитание

детей

общенациональный

приоритет?

Выберите один ответ:

А.

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Б.Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(на период до 2025 года).
В. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года.

2.

А.

Субъектная позиция обучающегося – это:

правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных

моральных ценностей.

Б. сложная, интегративная характеристика личности субъекта,
отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное,
преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к
людям, к миру и жизни в целом
В. характерные для каждого возрастного этапа потенциально
возможные достижения

(нормы)

развития человека с точки зрения

деятельности, общения и самосознания, а также собственно
психических процессов, их обеспечивающих (память, внимание,
мышление, произвольность и др.).

Пример таблицы правильных ответов

№

вопроса

Правильный ответ

1

в

2

б

3

а

Количество попыток: 1

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Необходимо ответить на 20 вопросов теста по содержанию программы. Выбрать один или
несколько из предложенных ответов. Время на выполнение теста 30 минут. Результатом теста
является установление уровня развития профессиональных компетенций слушателей по
итогам реализации программы, необходимых для формирования и развития субъектной
позиции обучающихся на основе системы ценностных ориентаций в условиях реализации
федеральной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций.

Критерии оценивания:
Уровни оценки профессиональных компетенций слушателей, по итогам, необходимых для
формирования и развития субъектной позиции обучающихся на основе системы ценностных
ориентаций в условиях реализации федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Уровень минимальной компетентности (ниже 70%).
Базовый (пороговый) уровень (70-80%). Продвинутый уровень (81- 90%). Высокий уровень (91100%)
Примеры заданий:
1.

Какой принцип характеризуется совместными усилиями семьи,
школы, общественности в процессе воспитания?
А) субъектности;
Б) единства воспитательных требований;
В) гуманистической направленности;
Г) личностный подход;
Д) стимулирования активности

2.

Перечислите этапы развития способности управлять обучающимся
своей деятельностью (субъектности) :
А. субъект действия- субъект собственной деятельности
Б. субъект собственного действия - субъект собственной
деятельности
В. субъект действия - субъект собственного действия – субъект
деятельности – субъект собственной деятельности

Пример таблицы правильных ответов

№

вопроса

Правильный ответ

1

в

2

б

3

а

Количество попыток: 1

Итоговая аттестация
Форма: Индивидуальный проект
Описание, требования к выполнению:
Один проект. Время на разработку 3 учебных часа. С использованием материалов и
рекомендуемой литературы программы разработать индивидуальный проект - план
реализации цикла уроков и внеурочных событий, направленных на формирование и развитие
субъектной позиции обучающихся (в том числе на развитие познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, ценностного аспекта в соответствии с федеральной рабочей
программой воспитания), с учетом возрастных особенностей обучающихся, анализа
сформированности ценностных ориентаций классного коллектива и состояния воспитательных
дел. В ходе подготовки индивидуального проекта слушатели могут использовать таблицу 1.
Таблица 1. Цикл образовательных ситуаций для решения задач развития субъектной позиции
Структура индивидуального проекта состоит из следующих компонентов: аннотация проекта:
основная цель; педагогическая задача проекта; перечень педагогических условий для
формирования ценностной, субъектной позиции обучающегося; целевая аудитория – возраст
обучающихся, основные характеристики особенностей возраста; анализ «ценностного поля»
классного коллектива с применением приемов «Мой герб», «Колесов баланса» и др. (на выбор);
анализ сформированности ценностных ориентаций классного коллектива и «реального»
состояния воспитательных дел; определение приоритетных ценностей в соответствии с
возрастом, в опоре на которые формируется субъектная позиция обучающихся в условиях
реализации федеральной рабочей программы воспитания; определение этапа развития
способности управлять обучающимся своей деятельностью (субъектности): субъект действия субъект собственного действия – субъект деятельности – субъект собственной деятельности;
описание особенностей внедрения технологии педагогического проектирования
образовательных ситуаций (в том числе описание стартового и финального воспитательного
события с указанием субъектов образовательного процесса, структуры и краткого содержания
образовательных ситуаций по выбранному типу: «ценностный образец», «ценностный выбор»,
«ценностный приоритет»); планируемые личностные результаты обучающихся в соответствии
с ФОП по выбранному уровню образования; описание критериев и показателей
результативности формирования и развития субъектной позиции обучающихся. план-график
реализации проекта с указанием перечня групп ценностей по направлениям, указанным в
федеральной рабочей программе воспитания, временных периодов, наименований уроков по
предметам и наименований, форм внеурочных занятий. Оформляется данная работа в
текстовом формате Word. Необходимо сделать титульный лист, на котором указать ФИО
слушателя, тему проекта, город и год разработки. При оформлении текста используется
шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5. Объем проекта - от 5 до 10 страниц. Описание

компонентов индивидуального проекта отрабатывается на практических занятиях программы,
что дает возможность слушателям провести саморефлексию собственной профессиональной
деятельности по итогам освоения программы.
Критерии оценивания:
Проект оценивается двумя показателями: зачтено, не зачтено. Зачтено - при условии, что все
требования к оформлению и структуре проекта выполнены. Содержание проекта
соответствует содержанию федеральной рабочей программы воспитания и направлено на
формирование и развитие субъектной позиции обучающихся, в том числе направлены на
развитие обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативности,
формирование активной жизненной позиции. Не зачтено - при условии, что требования к
написанию проекта нарушены. Нет четко выдержанной структуры, не учтены основные
закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности,
индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, результаты
диагностирования сформированности ценностных ориентаций, не соответствует федеральной
рабочей программе воспитания. В случае получения не зачтено, проект отправляется на
доработку и исправление.
Примеры заданий:
Пример задания.

Вам необходимо разработать индивидуальный проект, в который
входит аннотация проекта и плана – графика реализации проекта,
направленный на формирование и развитие субъектной позиции
обучающихся.

Логистика реализации проекта на ______ учебный год.
Целевая аудитория ______ (класс)
Аннотация проекта (описание проекта)
План-график проекта (см.таблицу )

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года» [Электронный ресурс]: URL:
/0001202007210012/ (дата
2.

https://ipbd.ru/doc

обращения: 30.09.2022 г.)

Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ
государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей" URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/

(дата

обращения:

11.05.2023). Текст: электронный.
3.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об
утверждении
Федерации

Стратегии
на

развития

период

воспитания

до

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402

2025

в

Российской

года»

(дата

URL:

обращения:

10.05.2023). Текст: электронный.
4.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования (Зарегистрировано в
Минюсте России 12.07.2023 N 74229).

URL:https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-

rossii-ot-18052023-n-372 (дата обращения: 04.09.2023). Текст: электронный.
5.

Приказ

Минпросвещения

утверждении

России

федеральной

от

18.05.2023

образовательной

N

372

Об

программы

начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте
России 12.07.2023 N 74229) URL:

https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-

rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/
(дата обращения: 04.09.2023). Текст: электронный.
6.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования (Зарегистрировано в
Минюсте России 12.07.2023 N 74229).

URL:https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-

rossii-ot-18052023-n-371/federalnaia-obrazovatelnaia-programma/ (дата обращения: 04.09
.2023). Текст: электронный.
Литература
1.

Битянова М. Р., Порошинская Т. Л. Педагогические технологии развития
ценностных ориентаций школьников как важный компонент их
личностного потенциала. - Москва : Московский центр качества
образования, 2010. - 141 с.
2.

Воспитание в современной школе: от программы к действиям.
Методическое пособие. / П.В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов,
И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р.
Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред.
П. В. Степанова. - М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. - 119 с. - (Серия:
Примерная программа воспитания).

3.

Грачева, В. Ф., Мичурова, Е. Н. Новые формы, приемы и методы
воспитательной работы [Текст] // Образование в современной школе. 2020. - № 1/2. - С. 11-12. - ISSN 1609-7432.

4.

Журавлева, Е. В., Ашихмина, С. Б. Системно-деятельностный подход в
воспитательном процессе современной школы (методические
разработки из опыта работы педагогов) [Текст] // Академия
профессионального образования. - 2020. - № 7 (98). - С. 13-22. Библиогр.: с. 22 (3 назв.). - ISSN 1815-8390.

5.

Иванова О. В., Яковенко О. А. Формирование субъектной позиции
обучающихся в процессе реализации Федеральной рабочей программы
воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического
университета имени В. П. Астафьева. - 2020. - № 6. - С. 86-92.

6.

Козлова, Е.Г. Воспитание и развитие субъектной позиции обучающихся в
образовательном процессе / Е.Г. Козлова // Вестник новых
педагогических технологий. - 2019. - Т. 36. - № 1. - C. 275-279.

7.

Олейник, Е. В. Формирование духовно-нравственных ценностей
школьников в условиях реализации ФГОС [Текст] // Вестник научных
конференций. - 2019. - № 10-2 (50). - С. 81-82.

8.

Психология развития и возрастная психология / Самыгин С.И.,
Алексеенко И.Н., Бондин В.И., Клименко Т.М., Палагина Н.С., Алиев М.К.,
Чапурко Т.М., Литвинов К.А. – Ростов-на-Дону: Издательство, 2021. –
Серия: Высшее образование.

9.

Родионов, А.М. Формирование самооценки и самореализации ребенка
как составляющих личностного потенциала в школе / А.М. Родионов //
Современные исследования социальных проблем. - 2019. - Т. 6. - № 3. - С.
78-84
10.

Степанов П.В., Степанова И.В. Формирование у обучающихся ценности
семьи в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Серия
изданий «Психолого-педагогические проведению курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном»). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. –
20 с.

Электронные обучающие материалы
1.

Институт изучения детства, семьи и воспитания. Программа
воспитания. Общеобразовательные организации. [Электронный
ресурс]: URL:

https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/programma-

vospitaniya/
2.

Федеральный институт оценки качества образования. «Оценка
воспитательного потенциала общеобразовательных организаций
на основе сформированности ценностных ориентаций обучающих,
2022. [Электронный ресурс]:URL:

https://rcmo.ru/wp-content/uploads

/2022/07/Оценка-воспитательного-потенциала-ОО..pdf
Интернет-ресурсы

1.

Сайт Федерального Института оценки качества образования.
Раздел «Аналитический центр по мониторингу и профилактике
деструктивного поведения подростков и молодежи»
https://fioco.ru/about_ac

2.

Сайт изучения детства, семьи и воспитания
https://институтвоспитания.рф/

3.

Сайт «Единое содержание общего образования». Раздел
«Внеурочная деятельность»

https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm

4.2. Материально-технические условия реализации программы

Технические средства обучения

лекционный зал, снабженный компьютером и мультимедийным
оборудованием для
использования аудиовизуальных средств обучения; возможность
пользования электронной библиотекой;
дидактические текстовые и электронные учебно-методические
материалы, пакет слайдовых презентаций (по темам учебной
программы);
наличие

доступа

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет со скоростью, достаточной
для обмена сообщениями, просмотра и скачивания учебных
материалов и обеспечивающей качественную устойчивую связь,
между преподавателем и слушателями, доступ к электронным
образовательным ресурсам.
в специализированном чате (ВКонтакте) слушателей программы
размещаются лекционные материалы, материалы практических
работ, макеты, алгоритмы, оценочные материалы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.