Средства формирования читательской грамотности младшего школьника САМАРА

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области «Институт развития
образования»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Средства формирования читательской грамотности младшего школьника
на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности в условиях
реализации ФГОС НОО

Разработчик(и) программы:
Самыкина С.В., ГАО ДПО СО ИРО, К.П.Н.

Самара, 2021

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональной компетенции
учителей начальных классов в области формирования читательской грамотности младшего
школьника в условиях реализации ФГОС НОО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Общепедагогическая
функция. Обучение.

Трудовое действие

Знать

Уметь

Осуществление

- компоненты

профессиональной

читательской

деятельности в соответствии с

грамотности; - основы

требованиями федеральных

технологии

государственных

продуктивного чтения; -

образовательных стандартов

методику проведения

дошкольного, начального

мини-исследований на

общего, основного общего,

уроках литературного

среднего общего образования.

чтения; - основы

Планирование и проведение

организации

учебных занятий.

читательских проектов.

- проектировать задания
к тексту с применением
технологии
продуктивного чтения;создавать (подбирать)
задания для миниисследования текстов; создавать (подбирать)
читательские проекты
для обучающихся.

1.3. Категория слушателей:
учителя начальных классов
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

Входной контроль

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

2

2

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

тест

Раздел 1. Нормативноправовая база учителя
1.

начальных классов.
Системнодеятельностный подход
как основа ФГОС НОО.
Промежуточный контроль
Раздел 2. Теоретические
и методические основы

2.

формирования
читательской
грамотности.

тест

Читательская
грамотность как
составляющая
2.1

функциональной
грамотности младшего

4

1

3

0

3

1

2

0

1

0

1

0

0

0

0

0

7

2

5

0

7

2

5

0

4

1

3

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0

36

9

27

0

школьника. Компоненты
читательской
грамотности.
Диагностика
читательской
грамотности в начальной
школе. Международные
2.2.

(PIRLS) и российские
мониторинги (ВПР) в
области чтения:
результаты российских
школьников.
Промежуточный контроль

тест

Формирование
3.

читательской
грамотности младшего
школьника.
Формирование умений

3.1.

смыслового чтения:
применение технологии
продуктивного чтения.
Развитие творческих
способностей:

3.2.

организация миниисследований на уроках
литературного чтения.
Формирование
положительной
мотивации к чтению:

3.3.

организация
читательских проектов
во внеурочной
деятельности.
Промежуточный контроль

кейс

Раздел 4. Разработка
набора заданий по
4.

формированию
читательской

практическая
работа

грамотности.

5.

Раздел 5.Итоговая
аттестация
Итого

практическая
работа

2.2. Рабочая программа
Входной контроль ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·(1ч.) Тест состоит из 10 заданий и проводится с целью определить
границы знаний педагога по теме "Читательская грамотность и средства ее формирования".
Тест проводится в течение 30 минут с последующим подробным обсуждением результатов и

выявлением подготовленности слушателей. Предполагается только содержательная оценка
выполнения заданий.
1. Раздел 1. Нормативно-правовая база учителя начальных классов.
Системнодеятельностный подход как основа ФГОС НОО. ( лекция - 2 ч. )
Лекция··(2 ч.) Нормативно-правовая база учителя начальных классов. Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указ Президента РФ
от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года». ФГОС НОО (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования”) ФГОС НОО: требования к результатам освоения программ НОО, предметным,
личностным и метапредметным.
Промежуточный контроль ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·(1ч.)Тест состоит из 10 заданий. Время выполнения 30 мин.
Планируется подробное обсуждение результатов тестирования.
2. Теоретические и методические основы формирования читательской грамотности.
2.1. Читательская грамотность как составляющая функциональной грамотности
младшего школьника. Компоненты читательской грамотности. ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·(1ч.) Читательская грамотность младшего школьника как основа функциональной
грамотности. Формирование читательской грамотности как цель современного литературного
образования. Компоненты читательской грамотности: 1) сформированность умений смыслового
чтения; 2) развитие творческих способностей обучающихся;3) формирование положительной
мотивации к чтению художественной литературы.
Практическая работа·(3ч.) Создание глоссария: читательская грамотность, функциональная
грамотность, смысловое чтение, учебная задача, учебное задание. Создание презентации для
заседания методического объединения учителей начальной школы по теме (по выбору
слушателя): «Что такое функциональная грамотность младшего школьника», «Компоненты
читательской грамотности младшего подростка».
2.2 Диагностика читательской грамотности в начальной школе. Международные
(PIRLS) и российские мониторинги (ВПР) в области чтения: результаты российских
школьников. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·(1ч.) Тест PIRLS как измеритель читательской грамотности младшего подростка:
результаты российских школьников, проверяемые умения. Результаты ВПР: выделение
проблемных зон в части умений работать с текстом.
Практическая работа·(2ч.) Международные (PIRLS) и российские мониторинги (ВПР): анализ
учебных задач и типовых заданий. Выделение трудных тем и типов заданий. Практикум по
решению трудных вопросов, возникающих при работе с текстом.
Промежуточный контроль ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Тест состоит из 10 заданий. Время выполнения 30 мин. Планируется
подробное обсуждение результатов тестирования.
3. Раздел 3. Формирование читательской грамотности младшего школьника.
3.1. Формирование умений смыслового чтения: применение технологии продуктивного
чтения. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 5 ч. )
Лекция·(2ч.) Технология продуктивного чтения (Н.Н. Светловская) как способ освоения
смыслов текста: цель, задачи, этапы технологического процесса. Педагогические эффекты
внедрения технологии: развитие умений определять жанр, тему, главную мысль текста,
давать характеристику героям, подбирать заголовок, составлять план.
Практическая работа·(5ч.) Создание тезисов статьи Е.Бунеевой, О.Чиндиловой «Приемы
продуктивного чтения несплошных текстов». Применение технологии продуктивного чтения
при работе с конкретным текстом: 1 – ый этап – работа с текстом до чтения. Антиципация:
работа с заголовком, иллюстрацией, жанровые ожидания. 2 – ой этап – чтение, выявление
первичного восприятия с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов

искусств. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием,
эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение и
его анализ через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное
чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. 3 – ий этап – соотнесение
читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и
формулирование основной идеи текста. Знакомство с биографией писателя. Просмотр и анализ
видеоурока литературного чтения, сконструированного с применением технологии
продуктивного чтения. Работа в группе: проектирование одного из этапов работы (до чтения/
во время чтения/ после чтения) с конкретным текстом из школьной программы.
3.2. Развитие творческих способностей: организация мини-исследований на уроках
литературного чтения. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 5 ч. )
Лекция·(2ч.) Методика организации мини-исследования текста в форме учебных задач/
заданий, направленных на развитие творческих способностей учеников. Разновидности задач.
Педагогические эффекты внедрения учебных задач: развитие творческих способностей,
формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.
Практическая работа·(5ч.) Анализ разновидностей учебных задач, спроектированных для
мини-исследований: • сравнение 2-х текстов (научного и художественного; авторского и
фольклорного); • сопоставление событий текста и иллюстрации; • работа с текстом и
экранизацией/буктрейлером; • работа с аннотацией и отзывом; • преобразование таблицы
(диаграммы, схемы) в текст. Работа в группе: проектирование (подбор) учебных задач и
заданий разных видов, направленных на развитие творческих способностей учеников для
урока литературного чтения по определенной теме.
3.3. Формирование положительной мотивации к чтению: организация читательских
проектов во внеурочной деятельности. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·(1ч.) Читательский проект как средство вовлечения обучающихся в процесс чтения
художественной литературы. Международный проект «Синий чемоданчик», российские
читательские проекты «Ученая гусеница», «Книжная полка». Правила организации
читательского проекта. Алгоритм создания читательского проекта: формулирование внешней
задачи, подбор списка художественной литературы для чтения, планирование обратной связи
и итогового мероприятия по проекту. Педагогические эффекты проведения читательских
проектов.
Практическая работа·(3ч.) Анализ правил организации читательского проекта: •
добровольность, • наличие «внешней» задачи (строим книжкин дом, собираем ученую
гусеницу, заполняем книжную полку и пр.), • предъявление списка рекомендательной
литературы, • организация обратной связи, например, в форме читательского дневника, •
организация итогового мероприятия (викторина, ярмарка, квест или др.). Работа в сети
Интернет: изучение педагогического опыта в сфере организации читательских проектов.
Работа в группе: проектирование читательского проекта по алгоритму.
Промежуточный контроль ( практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·(2ч.)Кейсовое задание с ключами Обсуждение кейса в группах,
презентация решения группы, сличение ответов слушателей с ключами, подведение итогов.
4. Раздел 4. Разработка набора заданий по формированию читательской грамотности.
( практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·(2ч.) Предполагается подготовка каждым слушателем набора
заданий/учебных задач (не менее трех), направленных на формирование читательской
грамотности младшего школьника.
5. Раздел 5. Итоговая аттестация. ( практическое занятие - 2 ч. )
Практическая работа·(2ч.) Организуется презентация каждым слушателем набора
заданий/учебных задач, экспертное обсуждение по заданным критериям.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Обучение по программе начинается с входного контроля в форме теста с целью определения
границ знаний педагога по теме "Читательская грамотность и средства ее формирования".
Тест состоит из 10 заданий. Время выполнения 30 мин. Тестирование носит диагностический
характер. Планируется подробное обсуждение результатов тестирования, обсуждается
уровень готовности слушателей с последующей постановкой цели и задач обучения.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл. По результатам формируется суждение: высокий
уровень – 8-10 баллов; Средний уровень- 4-7 баллов; низкий уровень – 0-3 балла.
Примеры заданий:
1. Найдите составляющую, не относящуюся к понятию «читательская грамотность»:
- речевое развитие
- умение грамотно писать
- умения смыслового чтения
- положительная мотивация к чтению
2.Технология продуктивного чтения не включает
- работу с биографией автора до чтения
- работу с текстом до чтения
-работу с текстом во время чтения
- работу с текстом после чтения
Количество попыток: 1

Текущий контроль
Раздел программы:
Форма:
Описание, требования к выполнению:
Критерии оценивания:
Примеры заданий:

Количество попыток: не ограничено

Промежуточный контроль
Раздел программы: Раздел 1. Нормативно-правовая база учителя начальных классов.
Системнодеятельностный подход как основа ФГОС НОО.
Форма: тест

Описание, требования к выполнению:
Тест состоит из 10 заданий. Время выполнения 30 мин. Планируется подробное обсуждение
результатов тестирования.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл. По результатам формируется суждение: высокий
уровень – 8-10 баллов; Средний уровень- 4-7 баллов; низкий уровень – 0-3 балла.
Примеры заданий:
1. Выберите источники, являющиеся нормативными документами, требующими строгого
их исполнения в соответствии с российским законодательством об образовании:
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся,

утвержденные

приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
06.05.2019 № 590/219;
Примерная

основная

образовательная

программа

ООО,

одобренная

решением

федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
8 апреля 2015 г. № 1/15.
2. Выберите действие, не относящееся к познавательным УУД:
- моделирование,
- смысловое чтение,
- постановка и формулирование проблемы,
- учебное сотрудничество.
Количество попыток: 1
Раздел программы: Раздел 2.Теоретические и методические основы формирования
читательской грамотности.
Форма: тест
Описание, требования к выполнению:
Тест состоит из 10 заданий. Время выполнения 30 мин. Планируется подробное обсуждение
результатов тестирования.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл. По результатам формируется суждение: высокий
уровень – 8-10 баллов; средний уровень- 4-7 баллов; низкий уровень – 0-3 балла.
Примеры заданий:
1. Отметьте компоненты читательской грамотности:
сформированность умений смыслового чтения;
высокая скорость чтения;
развитие творческих способностей обучающихся;
формирование положительной мотивации к чтению художественной литературы.
2. Выберите верное определение функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – готовность успешно
взаимодействовать

с

изменяющимся

окружающим

миром;

возможность

решать

различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способность
строить социальные отношения; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих
оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Умение решать задачи повышенной сложности в неопределенных условиях.
3. Какое международное исследование проверяет уровень читательской грамотности
младших школьников?
PISA
PIRLS
TIMSS

Количество попыток: 1
Раздел программы: Раздел 3. Формирование читательской грамотности младшего школьника.
Форма: Кейсовое задание с ключами
Описание, требования к выполнению:
Обсуждение кейса, состоящего из 7 заданий, в группах, презентация решения группы,
сличение ответов слушателей с ключами, подведение итогов.
Критерии оценивания:
1. Верно отобраны учебные задания/ задачи, которые будут способствовать формированию
читательской грамотности младшего школьника – 1 балл. 2. Определено, на какую из
составляющих читательской грамотности «работает» задание – 1 балл. 3. Верно определено,
на какие предметные результаты «работает» задание – 1 балл. 4. Верно определено, на какие
метапредметные результаты нацелено задание – 1 балл. Высокий уровень выполнения – 3-4
балла. Низкий уровень – 0-2 балла.
Примеры заданий:
Проблемная ситуация, описанная в кейсе: молодой учитель, готовясь к выступлению на
методическом

объединении,

хотел

привести

примеры

заданий,

задач

которые

будут

способствовать формированию читательской грамотности младшего школьника.
Содержание кейса. Проанализируйте 7 учебных задач/заданий, которые выбрал педагог.
Отберите учебные задания/ задачи, которые будут способствовать формированию
читательской грамотности младшего школьника.
Определите, на какую из составляющих читательской грамотности «работает» задание.
Определите, на какие предметные результаты «работает» задание.
Определите, на какие метапредметные результаты нацелено задание.
Примеры заданий:
1. Задание для урока по теме «Главная мысль рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».
- Прочитайте слова и найдите лишнее (лживость, лицемерие, честность,
неискренность).
-Попробуйте назвать эти понятия обобщенно, вместе. (Это качества характера).

- Почему вы так решили? Докажите.
-Объясните, как вы понимаете смысл слова «честность» (Дети сами
дают определение, можно обратиться к толковому словарю).
-Рассмотрите иллюстрацию к рассказу Л. Пантелеева «Честное слово».

Предположите, о

каких событиях расскажет нам автор.
- Прочитайте на доске тему урока. Давайте определим, в чем предстоит разобраться нам
сегодня на уроке?
(Правильный

ответ.

Данная

задача

будет

способствовать

формированию

читательской грамотности младшего школьника, описанная ситуация - это один из
этапов технологии продуктивного чтения).
Задание способствует формированию умений смыслового чтения.
Предметные результаты: совершенствование умения работать с понятиями:
«характер», «автор», «главная мысль»; умение предвосхищать содержание по
названию, по обозначению жанра, по иллюстрации.
Метапредметные результаты: умение формулировать цель урока; подведение под
понятие.)

2. Подчеркните имена собственные в рассказе Л.Н. Толстого.
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими
голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё
спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке…
(Правильный ответ: данное задание не будет способствовать формированию
читательской грамотности младшего школьника).

3. Ученик написал отзыв о прочитанном произведении и многое перепутал (текст читали и
анализировали на уроке). Найдите и исправьте ошибки.

(Правильный

ответ:

данное

задание

будет

способствовать

формированию

читательской грамотности младшего школьника.
Задание

способствует

формированию

умений

смыслового

чтения,

речевому

развитию.
Предметные результаты: совершенствование умения писать отзыв.
Метапредметные результаты: умение удерживать учебную задачу, умение
контролировать – сличать написанное со своим мнением, со своим образцом и
исправлять ошибки).

Количество попыток: 1

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Итоговый контроль проводится на основе экспертной оценки преподавателя, самоанализа
продукта деятельности слушателя и групповой рефлексии. Продукт разрабатывается в
процессе учебной деятельности обучающегося. Показатели и критерии оценки предъявляются
преподавателем и разъясняются слушателям. Предполагается подготовка и презентация
каждым слушателем набора учебных задач/ заданий, направленных на формирование
читательской грамотности. Время выполнения: 5ч.
Критерии оценивания:
Работа считается успешно выполненной, если критерии соблюдены более чем на 60%. 1)
Представлен набор заданий /задач. 3 задачи- 3 балла, 2 задачи- 2 балла, 1 задача- 1 балл. 2)
Задание №1 составлено в соответствии с законами технологии продуктивного чтения.
Соответствует- 2 балла. Частично соответствует- 1 балл. Не соответствует – 0 баллов. 3)
Задание №2 представлено в форме учебной задачи для развития творческих способностей:
сравнение 2-х текстов, сопоставление событий текста и иллюстрации, работа с текстом и

экранизацией/буктрейлером; работа с аннотацией и отзывом. Соответствует- 2 балла.
Частично соответствует- 1 балл. Не соответствует – 0 баллов. 4) Задание №3 представляет
собой план проведения читательского проекта, направленного на формирование
положительной мотивации к чтению. Соответствует алгоритму создания читательского
проекта - 2 балла. Частично соответствует - 1 балл. Не соответствует – 0 баллов. 5) При
презентации заданий адекватно применяются ключевые понятия. Соответствует- 2 балла.
Частично соответствует- 1 балл. Не соответствует – 0 баллов.
Примеры заданий:
Задание №1. Работа с текстом Геннадия Цыферова «Как цыплёнок рисовал» (до чтения
текста).
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют
иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, читают ключевые слова,
предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
Прочитайте ключевые слова: (на доске)
цыплёнок
десять цветных карандашей
разноцветный котёнок
разноухая шапка
Работа с иллюстрацией.
- Кто изображен на иллюстрации? Почему ты так думаешь?
Прочитайте имя автора. Знакомо ли Вам это имя? (Читали в «Букваре» «Про чудакалягушонка». Герои Г. Цыферова малыши, они фантазёры и очень забавны).
Прочитайте

название

рассказа

и

предположите,

о

чем

он?

(Прогнозирование) (Название, иллюстрация, ключевые слова позволяют предположить,
что речь пойдёт о цыплёнке, который рисовал котёнка цветными карандашами.)
Этап завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором,
проверим наши предположения».

Задание №2. Работа с текстом рассказа В. Осеевой «Бабка». Сопоставление текста и
картины.
1. Как выглядела бабушка из рассказа Осеевой?
Найдите в тексте, подчеркните, прочитайте.
2. Рассмотрите три портрета. «У бабушки за чаем» Игоря Машкова, «Одиночество
бабушки…» Александра Курзанова, «Моя бабушка и ее ковер»
Виктора

Попкова. Какой из них мог бы стать

иллюстрацией к рассказу? Свое мнение

докажите.
Задание №3. План проведения читательского проекта «Книжная полка», направленного
на формирование положительной мотивации к чтению для 3 класса.
1.

Формулирование внешней задачи. Детям раздаются листы с рисунками книжной полки.
Книги на полках без названий и авторов- пустые обложки. Задача- вернуть книжкам
лицо (название и обложку), прочитав их.
2. Подбор списка художественной литературы для чтения. Дети выбирают и

читают пять

любых книг, оформляют папку.
Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди»
В. Гауф «Маленький Мук»
Г.Остер Бабушка Удава (рассказы)
М.Яснов В гостях у неба
М. Бородицкая Колдунье не колдуется (сборник)
Все наоборот (сборник стихов)
Л.Воронкова «Девочка из города»
Е. Шварц «Два брата»
А. Толстой «Приключения Буратино»
3. Планирование обратной связи. Прочитав, каждый ученик заполняет свою книжную
полку, возвращает книгам «лицо» (обложку). В папку также вкладывает рисунки к
книгам/ или отзывы/или аннотации.
4. Итоговое мероприятие по проекту – викторина по прочитанным книгам.
Количество попыток: 1

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N
286 (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 № 64100)
Литература
1. Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы. Учебное
пособие. М.: Просвещение, 2021. 112 с.
2. Антошин М.К. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы. Учебное
пособие. М.: Просвещение, 2021. 112 с.
3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов //
Начальная школа: плюс до и после. 2014. № 4. С. 55-59.
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности
использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Баллас, 2014. 43с.

5. Самыкина С.В. Как учителю сформировать у детей интерес к чтению. Проект «Ученая
гусеница» для нового учебного года // Управление начальной школой. 2018. №7. С.10-17.
6.

Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под. ред.

Н.Ф.Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Самыкина С.В. Почему они не читают? Что делать? [Электронный ресурс] : вебинар /
Москва, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020. URL:
https://youtu.be/RBvMY6ZYwe (дата обращения: 5.12.21)
2.

Самыкина С.В. Проектная деятельность на уроках литературного чтения и во
внеурочной деятельности! [Электронный ресурс] : вебинар / Москва, издательство
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020. URL: https://youtu.be/eA4NziAlP8E (дата
обращения: 5.12. 21)

3. Самыкина С.В. Формирование умений смыслового чтения младшего школьника
(технологии, методы, приемы) [Электронный ресурс] : вебинар / Самара, Издательский
дом "Федоров", 2019. URL: https://youtu.be/hBz3qXydZO0 (дата обращения: 5.12.21)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета, оснащенного
техническими средствами обучения:
1. ПК для преподавателя.
2. Медиапроектор.
3. Экран.
4. Звуковые колонки.
5. ПК для слушателей (один компьютер на двоих) с выходом в Интернет.
6. Оргтехника: многофункциональное устройство для сканирования, ксерокопирования
раздаточных материалов.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих реализацию
образовательного процесса Занятия проводят профессора, доценты, старшие преподаватели,
специализирующиеся в области методики преподавания в начальной школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».