Современные формы и методы воспитательной работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

«Современные формы и методы воспитательной работы, используемые в
урочной и внеурочной деятельности»

Разработчик(и) программы:
Царегородцева Д.В., Муниципальное бюджетное учреждение
информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Екатеринбург, 2024

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в области реализации современных форм и методов воспитательной работы,
используемой в урочной и внеурочной деятельности.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Профстандарт:
01.001
Воспитательная
деятельность А/02.6

Трудовое действие

Знать

Уметь

Реализация современных, в том

Формы организации,

Планировать

числе интерактивных, форм и

методы, приемы,

воспитательную работу с

методов воспитательной работы,

практики

учетом современных форм

используя их как на занятии, так и

воспитательной

организации, методов,

во внеурочной деятельности

работы

приемов и практик

1.3. Категория слушателей:
педагог
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,

Входной контроль

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

4

2

1

1

6

2

4

0

5

2

3

0

4

1

3

0

1

0

1

0

тест

Нормативно-правовые
основания воспитательной
1

работы. Принципы и
подходы к воспитанию
современных
обучающихся.
Эффективные формы
организации

2

воспитательной работы в
урочной и внеурочной
деятельности.
Методы, приемы практики

3

воспитательной работы в
урочной и внеурочной
деятельности.
Планирование
воспитательной работы

4

педагога с учетом
современных форм
организации, методов,
приемов и практик.

*

Выходной контроль

тест

*

Итоговая аттестация

3

0

2

1

Итого

24

7

15

2

практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания воспитательной работы. Принципы и подходы к
воспитанию современных обучающихся. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 1 ч.
самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Нормативно-правовые основания воспитательной работы. Федеральная рабочая
программа воспитания, как часть Федеральной Образовательной Программы. Направления
воспитания. Виды, формы, содержание воспитательной работы. Воспитательный потенциал
основных и дополнительных модулей. Принципы интеграции урочной и внеурочной
деятельности (ориентация на личностные интересы, потребности и способности, создание
ситуации выбора, возможность самоопределения и самореализации, практико-деятельностная
основа образовательного процесса). Подходы к воспитанию: личностно-ориентированный,
деятельностный, культурологический, ценностный, событийный.
Практическая работа·Работа в малых группах. Соотнесение целевых ориентиров результатов
воспитания с предметными, личностными и метапредметными результатами, установленными
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. Заполнение таблицы.
Самостоятельная работа·Знакомство с текстом нормативно-правовых документов: Указ
Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2 Эффективные формы организации воспитательной работы в урочной и внеурочной
деятельности. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Формы и форматы воспитательной работы. Сочетание традиционных и современных
форм. Образовательные экскурсии. Воспитательное и образовательное СО-бытие (Слободчиков
В.И.). Коллективно-творческое дело (И.П. Иванов), Кодекс Класса (С.Д. Поляков), РПИ
(развлекательно-познавательная игра). Классификация форм воспитательной работы по Б.В.
Куприянову: представление, гуляние, путешествие. Воспитательный потенциал ученического
самоуправления.
Практическая работа·Практическое занятие (2 ч.). Работа в парах. Создание структуры
воспитательного события. Выбор формы и формата. Определение смысловой задачи,
мотиваторов для участников, фиксация необходимых условий, прогнозирование рисков и
планируемых результатов. Практическое занятие (2 ч.). Работа в малых группах.
Систематизация форм воспитательной работы для использования в урочной, внеурочной
деятельности и их интеграции в методическом приеме «Кольца Венна».
3 Методы, приемы практики воспитательной работы в урочной и внеурочной
деятельности. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности. Интерактивное вопрошание
(Карастелев В. Е.). Кинопедагогика. Педагогика удивления. Феликсология. Педагогика Выбора.
Педагогика благодарения.
Практическая работа·Работа в малых группах. Изучение платформ для отбора контента при
работе в использовании кинопедагогики. Платформа «Киноуроки», онлайн-кинотеатр «Ноль
плюс», Платформа «Клевер Лаборатория» Отработка приемов создания предпросмотровых,
просмотровых и постпросмотровых заданий к видеоряду.
4 Планирование воспитательной работы педагога с учетом современных форм
организации, методов, приемов и практик. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·План воспитательной работы. Взаимодействие с родителями и социальными
партнерами. Планирование и реализация воспитательных задач в урочной деятельности.
Включение плана внеурочной деятельности в общий план воспитательной работы. Учет

Федерального календарного плана воспитательной работы в плане воспитательной работы
педагога.
Практическая работа·Изучение разных подходов к оформлению планов воспитательной
работы. Создание плана воспитательной работы педагога с учетом современных форм
организации, методов, приемов и практик в соответствии с выбранной структурой.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с
выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 10-7 баллов – уровень
высокий; 6-4 балла – уровень выполнения средний; 3-1 балл – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
1. Какие модули воспитательной работы являются основными:
А) урочная деятельность;
Б) наставничество;
В) основные школьные дела;
Г) волонтерство;
Д) организация предметно-пространственной среды.
Правильный ответ: А, В, Д
Задание на выбор одного варианта ответа
2. Какая ценность НЕ относится к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям согласно ФОП ООО:
А. Жизнь
Б. Патриотизм
В. Здоровье
Г. Созидательный труд
Д. Гражданственность
Правильный ответ: В
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе знания форм организации, методов, приемов, практик воспитательной работы. Итоговое
тестирование состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 10 заданий с
выбором одного ответа, 4 задания на установление соответствия, 2 задания на определение

логической последовательности и 4 задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17-20 баллов – уровень
высокий; 14-16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал не менее10 баллов.
Примеры заданий:
Примеры задания:

Задание на установление соответствия

1. Дебаты

A. метод активного обучения, направленный на развитие
знаний, умений и навыков, а также социальных установок

B. метод обучения, направленный на развитие критического
мышления и коммуникативных способностей,
предполагающий целенаправленный и упорядоченный
2. Деловая игра

обмен мнениями, направленный на согласование
противоположных точек зрения и приход к общему
основанию.

C. форма
3. Тренинг

воспитательного

ученикам

развивать

события,

навыки

которая

критического

помогает
мышления,

коммуникации и аргументации

4. Дискуссия

D. это метод обучения, который сочетает в себе элементы
игры и обучения

5. Развлекательнопознавательная
игра

E. форма воссоздания предметного и социального содержания
деятельности, моделирования систем отношений.

Правильный ответ: 1-C, 2-E, 3-А, 4-B, 5-D.

Задание на определение логической последовательности

Определить алгоритм проведения СПОР-КЛУБа:

1. Мотивационный этап, самоопределение 1, подготовительный этап, самоопределение 2,
самоопределение 3, этап рефлексии, самоопределение 4.
2. Самоопределение 1, подготовительный этап, самоопределение 2, самоопределение 3,
самоопределение 4, этап рефлексии, мотивационный этап.
3. Подготовительный этап, мотивационный этап, самоопределение 1, самоопределение 2,
самоопределение 3, самоопределение 4, этап рефлексии.
Правильный ответ: 3.

Задание на установление соответствия «Подходы к воспитанию»

1. Личностноориентированный

2. Деятельностный

3. Ценностный

A. Развитие

B. В

основе

осуществляется

в

рамках

этого

подхода

заложена

культура

и

национальные традиции

C. Конечная

цель

данного

подхода

–

формирование

идеальной модели личности

D. Подход,
4. Культурологический

личности

выполнения определенной деятельности

основанный

на

ценностях,

которые

для

современного поколения детей и подростков являются
ведущими.

Правильный ответ: 1-С, 2-А, 3-D, 4-B
Количество попыток: 3

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа по созданию плана воспитательной работы
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных умений по тематике программы.
Опираясь на навыки, полученные в ходе практических работ, составить план воспитательной
работы с учетом со современных форм организации, методов, приемов и практик. План
воспитательной работы описывает обязательные и дополнительные модули реализации
воспитательной деятельности. Включает в себя планирование воспитательной работы с учетом
Федерального календарного плана воспитательной работы, а также работу со всеми
участниками образовательных отношений. План рекомендуется разработать в табличном виде
и в каждом месяце прописать не менее 4-х воспитательных событий.
Критерии оценивания:
Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если составленный план
работы соответствует следующим критериям: • Формы организации разнообразны; •
Использованы современные, в том числе интерактивные, методы, приемы и практики

воспитательной работы • Коррелируется с Федеральным календарным планом воспитательной
работы • Предусматривает работу со всеми участниками образовательных отношений • План
реализован в различных модулях – как инвариатных, так и вариативных. Практическая работа
не должна иметь орфографических и стилистических ошибок.
Примеры заданий:
Примерный образец плана воспитательной работы:

Методы, приемы и
Месяц Модуль

Смысловая задача

Форма

практики

(трансляция каких

организации

воспитательной

ценностей) воспитательного

работы

события

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) URL: https://base.garant.ru/70291362/
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования». Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования” | ГАРАНТ (garant.ru)
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере

дошкольного,

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями). - URL: Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении
профессионального

стандарта

"Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ (garant.ru) (дата
обращения: 09.10.2023)

4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 18мая 2023 г. № 370 "Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования", URL: Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 ∙ Официальное
опубликование правовых актов (pravo.gov.ru)
5. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)»,

URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853

(дата

обращения:

09.10.2023)
6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от
24.07.1998 N 124-ФЗ// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития

воспитания

в

Российской

Федерации

на

период

до

2025

года»

URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
8. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/
Литература
1. Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование Сборник материалов
Всероссийского круглого стола (с международным участием), (Екатеринбург, март 2022
г.) / Уральский государственный педагогический университет ; под научной редакцией Н.
А. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. – Электрон. дан. – Екатеринбург :[б. и.]. – 1 CD-ROM. –
Текст: электронный.
2. Карастелев В.Е. Навигатор вопрошания. Создано в интеллектуальной издательской
системе Ridero, 2023 г., 142 с.
3. Куприянов Б.В. Диагностика школьной вовлеченности обучающихся – участников практик
инициативного бюджетирования//Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1, С. 119-130.
4. Поляков

С.Д.

Воспитание:

видимое

и

невидимое.

Координаты

реалистического

воспитания. Издательство: Образовательные проекты, 2023 г.-264 с.
5. Технология коллективной творческой деятельности: теория и практика: учебное пособие
/ сост. С.Н. Фортыгина, Е.В. Фролова,Н.А. Козлова,Л.А. Андриевская, Е.А. Стерлигова;
Министерство просвещения Российской Федерации, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет. Изд-во ЮУрГГПУ, 2023 – 176 с.
6. Шустова И.Ю. СО-бытийных подход к воспитанию школьников. Вестник Томского
государственного университета. 2019 № 438 С. 186–193.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Институт изучения детства, семьи и воспитания. URL: https://институтвоспитания.рф
2. Платформа «Киноуроки». URL: https://kinouroki.org
3. Платформа «Клевер-Лаборатория». URL: https://clever-lab.pro
4. Платформа онлайн-кинотеатр «Ноль плюс». URL: https://zeroplus.tv

4.2. Материально-технические условия реализации программы

Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».