Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Реализация требований ФГОС и ФОП в процессе конструирования урока.
Разработчик(и) программы:
Косова Т.Н., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», Ушакова Е.Е., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"
Щербина Е.Ю., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"", к.э.н.
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – 1.1. Цель реализации программы – совершенствование
компетенций учителя в реализации требований ФГОС и ФОП в процессе конструирования
урока.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Осуществление
профессиональной
Требования к
Профстандарт 01.001
деятельности в соответствии с
конструированию урока
Общепедагогическая
требованиями федеральных
в соответствии с ФГОС
функция. Обучение
образовательных стандартов
и ФОП, структуру
А/01.6
дошкольного, начального
технологической карты
общего, основного общего,
урока
Конструировать урок в
соответствии с
требованиями ФГОС, ФОП.
среднего общего образования.
Разрабатывать
Профстандарт 01.001
Общепедагогическая
Планирование и проведение
функция. Обучение
учебных занятий.
А/01.6
Особенности
технологическую карту
организации основных
современного урока и
этапов урока;
применять в
структуру
преподавании методы и
технологической карты
приемы системнодеятельностного подхода.
1.3. Категория слушателей:
учителя, реализующие программы начального, основного, среднего общего образования
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Интерактивное
Лекция,
Входная диагностика
образовательного
1
0
1
0
3
1
2
0
2
1
1
0
3
1
2
0
4
2
2
0
пространства РФ
2
3
4
Урок как основа
реализации ФГОС
Структура современного
урока
Мотивационно-целевой
этап урока
контроля
занятие, час
Формирование единого
1
Формы
работа, час
(практическое)
час
*
Самостоятельная
тест
Операционнодеятельностный этап.
Механизмы и технологии
5
формирования
8
4
4
0
4
2
2
0
4
2
2
0
3
1
2
0
предметных и
метапредметных
результатов на уроке.
Этап оценивания
6
достижения планируемых
результатов
7
Рефлексивный этап урока:
способы реализации
Воспитательный
потенциал урока.
8
Механизмы и технологии
формирования
личностных результатов
на уроке
*
Выходная диагностика
1
0
1
0
тест
**
Итоговая аттестация
3
0
3
0
проект
Итого
36
14
22
0
2.2. Рабочая программа
* Входная диагностика ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·тест
1. Формирование единого образовательного пространства РФ ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Понятие “образовательное пространство”. Единое образовательное пространство
Российской Федерации как условие достижения качества образования: субъекты, принципы,
механизмы формирования. Нормативно-правовые документы. Развитие национального проекта
“Образование”, проект “Школа Минпросвещения России”. Общая характеристика ФГОС и ФОП
как инструментов формирования единого образовательного пространства РФ, определяющих
единый объем, содержание образования и планируемые результаты освоения образовательной
программы. Методологическая основа ФГОС и ФОП. Личностно-ориентированный и системнодеятельностный подход к обучению и воспитанию. Дифференцированный, интегрированный и
инклюзивный подходы к образованию учащихся с особыми потребностями. Повышение
эффективности обучения в условиях освоения ФОП. ФОП как инструмент реализации ФГОС.
Практическая работа·Работа в группах. Слушатели объединяются в группы НОО, ООО, СОО на
основе личного выбора. Группа НОО: Изучив в группе нормативные документы - Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования” и Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
“Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” представить в виде блок-схемы структуру образовательных результатов НОО. Группа ООО:
Изучив в группе нормативные документы - Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации № 568 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования” и Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования” - представить в виде блок-схемы
структуру образовательных результатов ООО. Группа СОО: Изучив в группе нормативные
документы - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” и Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования” - представить в виде блок-схемы структуру образовательных
результатов СОО. В ходе обсуждения результатов групповой работы, выявить линии
преемственности ФОП в содержании и планируемых результатах освоения образовательных
программ.
2. Урок как основа реализации ФГОС ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Урок как основа реализации стандарта. Типология современных уроков в
соответствии с ФГОС: урок открытия нового знания; урок отработки умений и рефлексии; урок
развивающего контроля; урок общеметодологической направленности. Целеполагание и
организация различных типов урока. Особенности организации основных типов урока, их
содержание. Изменение деятельности учителя на современном уроке.
Практическая работа·Работа в малых группах НОО, ООО, СОО. Группа НОО: формулирование
цели на урок по заданной теме в соответствии с типом и видом урока на основе ФГОС и ФРП
НОО. Представление и обсуждение результатов групповой работы. Группа ООО:
формулирование цели на урок по заданной теме в соответствии с типом и видом урока на
основе ФГОС ООО и ФРП ООО. Представление и обсуждение результатов групповой работы.
Группа СОО: формулирование цели на урок по заданной теме в соответствии с типом и видом
урока на основе ФГОС СОО и ФРП СОО. Представление и обсуждение результатов групповой
работы.
3. Структура современного урока ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС. Методологические
основы проектирования образовательной деятельности. Основные понятия и принципы
системно-деятельностного подхода. Основные этапы современного урока: активное
целеполагание; целенаправленная деятельность; оценивание; рефлексия. Особенности
конструирования современного урока. Технология конструирования урока. Технологическая
карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия.
Преимущества технологической карты урока. Структура технологической карты. Разделы
технологической карты: «Мотивационно-целевой этап», «Операционно-деятельностный этап»,
«Этап оценивания достижения планируемых результатов», «Этап рефлексии». Алгоритм
составления технологической карты урока. Управление учебным процессом. Новые роли
участников образовательного процесса. Характер взаимодействия между учителем и
учениками.
Практическая работа·Работа в группах НОО, ООО, СОО. Группа НОО: Слушателям
предлагается проанализировать предложенные примеры технологических карт различных
уроков на соответствие их требованиям ФГОС НОО и ФОП НОО. Представление и обсуждение
результатов групповой работы. Группа ООО: Слушателям предлагается
проанализироватьпредложенные примеры технологических карт различных уроков на
соответствие их требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО. Представление и обсуждение
результатов групповой работы. Группа СОО: Слушателям предлагается проанализировать
предложенные примеры технологических карт различных уроков на соответствие их
требованиям ФГОС СОО и ФОП СОО. Представление и обсуждение результатов групповой
работы.
4. Мотивационно-целевой этап урока. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Изменения в содержании мотивационно-целевого этапа урока. Категории и типы
обобщенных учебных целей. Планируемые результаты на урок: личностные, метапредметные,
предметные. Целеполагание как процесс и как метапредметный вид учебной деятельности.
Конструирование каскадных целей урока в основной школе (курс-раздел-тема-урок). Приемы и
стратегии на мотивационно-целевом этапе. Классификация приемов целеполагания. Диалог
как средство целеполагания. Применение приемов активного целеполагания для вовлечения
обучающихся в смыслоопределение учебной деятельности.
Практическая работа·Работа в группах НОО, ООО, СОО. Группа НОО: Разработка фрагмента
урока на этапе активного целеполагания и заполнение раздела «Мотивационно-целевой этап»
технологической карты урока на уровне НОО. Группа ООО: Разработка фрагмента урока на
этапе активного целеполагания и заполнение раздела «Мотивационно-целевой этап»
технологической карты урока на уровне ООО. Группа СОО: Разработка фрагмента урока на
этапе активного целеполагания и заполнение раздела «Мотивационно-целевой этап»
технологической карты урока на уровне СОО.
5. Операционно-деятельностный этап. Механизмы и технологии формирования
предметных и метапредметных результатов на уроке. ( лекция - 4 ч. практическое
занятие - 4 ч. )
Лекция·Группы предметных результатов. Теоретические и практические подходы к
планированию и оцениванию предметных результатов обучения. Системный-деятельностный
подход как методологическая основа ФГОС и ФОП. Формы и методы организации деятельности
обучающихся на уроке в соответствии с возрастными особенностями. Планирование,
формирование и оценивание метапредметных образовательных результатов. Содержательные
и деятельностные аспекты метапредметных заданий. Эффективные приёмы применения
стратегий смыслового чтения на учебном занятии для формирования УУД.
Практическая работа·2 ч.: Работа в малых группах НОО, ООО, СОО Группа НОО: Разработка
фрагмента урока на уровне НОО на этапе целенаправленной деятельности на основе системнодеятельностного подхода с включением приема или стратегии смыслового чтения и
заполнение раздела «Операционно-деятельностный этап» технологической карты. Группа
ООО: Разработка фрагмента урока на уровне ООО на этапе целенаправленной деятельности на
основе системно-деятельностного подхода с включением приема или стратегии смыслового
чтения и заполнение раздела «Операционно-деятельностный этап» технологической карты.
Группа СОО: Разработка фрагмента урока на уровне СОО на этапе целенаправленной
деятельности на основе системно-деятельностного подхода с включением приема или
стратегии смыслового чтения и заполнение раздела «Операционно-деятельностный этап»
технологической карты. 2 ч.: Представление результатов групповой работы. Взаимоаудит.
6. Этап оценивания достижения планируемых результатов ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 2 ч. )
Лекция·Основные задачи и функции системы оценивания: ориентация образовательного
процесса на достижения планируемых результатов, обеспечение эффективной обратной связи,
управление на ее основе образовательным процессом. Виды оценивания образовательных
результатов. Системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений в соответствии с ФГОС. Оценка предметных результатов с
использованием критериев: знание и понимание, применение, функциональность. Оценка
метапредметных результатов, включающая оценку сформированности познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД, овладения обучающимися рядом междисциплинарных
понятий и различными знаково-символическими средствами. Способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе содержания учебного
предмета как предмет итоговой оценки. Характеристики, стратегии и технологии
критериального оценивания.
Практическая работа·Работа в малых группах НОО, ООО, СОО Группа НОО: Разработка этапа
урока “Критериальное оценивание” на уровне НОО. Составление матрицы критериального
оценивания предметных и метапредметных результатов: выбор критериев в соответствии с
принципами, подбор заданий, формулирование уровневых дескрипторов. Группа ООО:
Разработка этапа урока “Критериальное оценивание” на уровне ООО Составление матрицы
критериального оценивания предметных и метапредметных результатов: выбор критериев в
соответствии с принципами, подбор заданий, формулирование уровневых дескрипторов.
Группа СОО: Разработка этапа урока “Критериальное оценивание” на уровне СОО Составление
матрицы критериального оценивания предметных и метапредметных результатов: выбор
критериев в соответствии с принципами, подбор заданий, формулирование уровневых
дескрипторов. Представление и обсуждение результатов групповой работы
7. Рефлексивный этап урока: способы реализации ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2
ч. )
Лекция·Цель этапа рефлексии, его значение и взаимосвязь с другими этапами урока.
Функция рефлексии в педагогическом процессе. Классификация рефлексии по содержанию,
форме, цели, типам урока, способу проведения, форме. Приемы организации рефлексивной
деятельности обучающихся на различных этапах урока, по итогам изучения темы, курса.
Формирование рефлексивных навыков как метапредметный результат образования.
Практическая работа·Работа в малых группах НОО, ООО, СОО Группа НОО: разработка
фрагмента урока на уровне НОО на этапе рефлексивной деятельности и заполнение раздела
«Рефлексивный этап» технологической карты урока. Группа ООО: разработка фрагмента урока
на уровне ООО на этапе рефлексивной деятельности и заполнение раздела «Рефлексивный
этап» технологической карты урока. Группа СОО: разработка фрагмента урока на уровне СОО
на этапе рефлексивной деятельности и заполнение раздела «Рефлексивный этап»
технологической карты урока.
8. Воспитательный потенциал урока. Механизмы и технологии формирования
личностных результатов на уроке. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Целевые установки формирования личностных результатов. Требования ФГОС и ФОП
к достижению обучающимися личностных результатов. Группы личностных результатов.
Определение воспитательных возможностей учебного материала, формирование и постановка
реально достижимых воспитательных целей. Деятельностные аспекты формирования
личностных результатов. Механизмы и технологии формирования личностных результатов с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
Практическая работа·Работа в малых группах НОО, ООО, СОО Группа НОО: Анализ
представленных технологических карт уроков с позиции соответствия сформулированных в
них личностных результатов и выбранных форм и методов работы на уроке требованиям ФГОС
НОО и ФОП НОО. Группа ООО: Анализ представленных технологических карт уроков с позиции
соответствия сформулированных в них личностных результатов и выбранных форм и методов
работы на уроке требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО. Группа СОО: Анализ представленных
технологических карт уроков с позиции соответствия сформулированных в них личностных
результатов и выбранных форм и методов работы на уроке требованиям ФГОС СОО и ФОП СОО.
Представление и обсуждение результатов групповой работы.
* Выходная диагностика ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·тест
** Итоговая аттестация ( практическое занятие - 3 ч. )
Практическая работа·Индивидуальный проект. Представление разработанной
технологической карты урока по выбранному предмету.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий
с выбором одного ответа, и три задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного правильного варианта ответа
К результатам освоения ФОП не относятся
1)
Метапредметные
2)
Личностные
3)
Индивидуальные
4)
Предметные
В соответствии с ФГОС система оценки образовательной организации реализует
1)
системно-деятельностный подход
2)
уровневый подход
3)
комплексный подход
4)
все выше перечисленные подходы
Количество попыток: 3
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходной контроль выполняется с целью проверки усвоения знаний содержания программы в
том числе требований к конструированию и особенности организации основных этапов урока. в
соответствии с ФГОС и ФОП. Итоговый тест включает в себя 20 вопросов. Из них 15 вопросов с
одним правильным ответом, 3 вопроса с множественным выбором и 2 вопроса на соответствие.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценивания:
обучающийся считается аттестованным, если набрал 15 баллов и более.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного правильного варианта ответа
1.
Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД относятся к
1)
Предметным результатам освоения ФОП
2)
Метапредметным результатам освоения ФОП
3)
Личностным результатам освоения ФОП
4)
Практическим результатам освоения ФОП
2. Этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое
состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности
1) Мотивационно-целевой этап урока
2) Этап оценивания достижения планируемых результатов
3) Рефлексивный этап урока
4) Операционно-деятельностный этап
Задание с множественным выбором
1. К познавательным универсальным учебным действиям относятся
1)
базовые логические действия
2)
базовые исследовательские действия
3)
навыки совместной деятельности
4)
умения работать с информацией
5)
навыки самоконтроля
2. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся проявляется
1) в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных задач
2) в оценке способности обучающихся к решению учебно-практических задач
3) в оценке творческих способностей
4) в оценке уровня функциональной грамотности
5) в оценке уровня взаимодействия с обучающимися и педагогом на уроке
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект «Технологическая карта урока»
Описание, требования к выполнению:
Описание, требования к выполнению: Индивидуальный проект выполняется на основе навыков,
полученных в ходе практических интерактивных занятий и позволяет слушателям курса
продемонстрировать умения конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС и
ФОП. Слушателям необходимо составить технологическую карту урока, включающую разделы:
класс, тема урока, тип урока, образовательная цель на урок (цель ученика), педагогическая
цель на урок (цель учителя), планируемые результаты освоения содержания урока:
личностные, предметные, метапредметные, организация деятельности учителя и ученика на
уроке (оформить в виде таблицы) необходимое оборудование, учебно-методическое
оснащение, методы и формы обучения, основные понятия.
Критерии оценивания:
Для получения оценки «Зачтено», при выполнении проекта необходимо учесть следующие
критерии: Формулировка целей: Цель сформулирована с учетом деятельностного подхода
через указание конкретных действий, которые возможно измерить. (соответствует критерию 1 балл; не соответствует критерию - 0 б) Конкретизация планируемых результатов освоения
содержания урока: Сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты в
соответствии с целью и содержанием урока. (соответствует критерию - 1 балл, не
соответствует - 0 баллов) Описание деятельности на этапах урока: деятельность обучающихся
организована с использованием технологий, методов и приёмов деятельностного обучения на
каждом этапе урока. (соответствует критерию - 1 балл; не соответствует критерию - 0 б)
Критериальное оценивание: Критерии оценивания достижения планируемых предметных и
метапредметных результатов урока сформулированы и предъявлены обучающимся
(соответствует критерию - 1 балл, не соответствует критерию - 0 б) Необходимое количество
баллов для получения оценки «зачтено» - 4.
Примеры заданий:
Пример оформления таблицы
Цель на урок
Тип урока
Педагогическая цель на урок
(цель учителя)
Планируемые
результаты
освоения содержания урока
Предметные
Личностные
Метапредметные
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Деятельность
Деятельность
Используемые
Оборудование,
учителя
обучающихся
приёмы
материалы
Мотивационно-целевой этап
Операционно-деятельностный этап
Этап оценивания
Этап рефлексии
Количество попыток: не ограничено
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 (дата обращения: 10.05.2023).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования”. URL:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения
29.05.2023)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 “ Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования”. URL:
https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya.htm
(дата обращения 05.09.2023)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования”. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата
обращения: 27.08.2023).
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 “ Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования”. URL:
https://edsoo.ru/Federalnaya_obrazovatelnaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya.htm
(дата обращения 04.08.2023 )
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” – URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?index=86(дата
обращения 07.10.2023)
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования” –
URL: https://static.edsoo.ru/projects/upload/FOP_SOO.pdf
8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфер
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н
Литература
1.
Банникова, С.В. Реализация обновленного ФГОС основного общего образования в
предметном обучении: методические рекомендации / Банникова С.В., Власова О.В.,
Ерёмина Т.Ю., Кобелева Г.А. и др. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022.
– 109 с.
2. Беглова Т.В. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) /
Т.В. Беглова [и др.]; под ред. М.Р. Битянова. Самара: Издательский Дом Федорова, 2019.
304 с.
3. Виноградов, В.Л. Эффективный урок: основы конструирования (учебное пособие) / В.Л.
Виноградов, А.Н. Панфилов. – Елабуга, 2020. – 56 с.
4. Иванов, Д. А. Проектирование современного урока, ориентированного на организацию
проектной работы учащихся, в контексте реализации ФГОС / Д.А. Иванов. // Вестник
Университета Российской академии образования. – 2020. – № 3. – С. 50-58
5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации /
Авторы-составители М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский
учебник», 2019. С.76.
6. Лебединцев, В. Б. Занятия совместного изучения (на примере технологии
переформулирования вопросов). / В.Б. Лебединцев // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 2. С.
55-71.
7. Лебединцев, В. Б. Фронтально-парное учебное занятие - новый вариант продуктивного
сочетания общеклассной работы и деятельности учащихся в парах / В.Б. Лебединцев //
Народное образование. - 2022. - № 1 (1490). С. 180-191.
8. Лебединцев, В. Б. Фронтально-парные учебные занятия / В. Б. Лебединцев // Педагогика.
– 2021. – № 8. – С. 77–86.
9. Муштавинская, И.В. Читательская грамотность и смысловое чтение: современный
контекст / И.В. Муштавинская // Школьные технологии. - 2021. - № 2. С. 99-103.
10. Овсянникова, И. В. Виды и приемы рефлексии для эффективности современных уроков
по ФГОС НОО / И. В. Овсянникова, Е. А. Талзи // Академия профессионального
образования. – 2020. – № 1 (92). – С. 69-75.
11. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика.
Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева.
– 5-е изд. – М.: Неолит, 2021. – 368 с.
12. Сорокина И.В. Метапредметные образовательные результаты основного общего
образования: планирование, достижение и оценивание: методическое пособие для
педагогов. - Самара: СИПКРО, 2020. 76с. - ISBN 978-5-7174-0595-9
Дополнительная литература
1. Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 кл.: как реализовать ФГОС:
пособие для учителя. М.: Баласс, 2013. 128 с. (Образовательная система "Школа 2100").
2. Алексашина
И.Ю.,
Абдулаева
О.А.,
Киселев
Ю.П.
Формирование
и
оценка
функциональной грамотности учащихся. - 2019 г. - с. 160
3. Крылова О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС НОО:
методическое
пособие
/
О.Н.
Крылова,
И.В.
Муштавинская.
-
Новая
дидактика
современного урока в условиях введения ФГОС НОО. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. - 144
с.
4. Профессиональное
функциональной
развитие
грамотности
педагогов
в
учащихся
/
области
формирования
Авторы-составители
и
оценки
Абдулаева
О.А.,
Александрова Н.В., Алексашина И.Ю., Бойцова Е.Г., Иваньшина Е.В., Кисилев Ю.П.,
Кочедыкова Л.В., Муштавинская Е.А., Муштавинская И.В., Свирина Н.М., Солодкова Т.М.,
Сорокина Е.Н. / монография / Санкт-Петербург, 2021.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1.
Портал «Единое содержание общего образования» – URL: https://edsoo.ru/ - Дата
обращения 15.08.2023
2.
Региональная сетевая методическая служба «Педсовет66» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://pedsovet66.irro.ru - Дата обращения 18.08.2022
3.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [сайт]. URL: https://instrao.ru/
(дата обращения: 10.09.2023).
4.
Федеральный портал «Российское образование»: [сайт]. URL: https://edu.ru/- Дата
обращения 13.08.2023
5.
Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов:
[сайт].
URL:
http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 13.08.2023)
6.
Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. URL: https://fgos.ru
/ (дата обращения: 13.09.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом
педагогических
работников
и
слушателей
к
информационно-
телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер
преподавателя
должен
аудиоколонками и/или наушниками.
быть
оснащен
веб-камерой,
микрофоном,