Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Реализация модели наставничества «педагог – педагог» в
общеобразовательной организации
Разработчик(и) программы:
Усачева А.В., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.и.н.
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Цель реализации программы – совершенствование
профессиональных компетенций педагогов в области реализации модели наставничества
«педагог – педагог» в общеобразовательной организации.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Должностные обязанности по
Знать
ЕКС
Оказывает помощь
Уметь
Законы и иные нормативные акты,
Применять эффективные методы,
регламентирующие осуществление
техники и инструменты модели
наставничества в образовательной
наставничества «педагог –
организации.
педагог»
педагогическим работникам в
Основные модели наставничества
Разрабатывать индивидуальную
освоении и разработке
«педагог – педагог» в образовательной
образовательную программу
инновационных программ и
организации
наставляемого педагога
педагогическим работникам в
освоении и разработке
инновационных программ и
технологий.
Оказывает помощь
технологий.
1.3. Категория слушателей:
заместитель руководителя образовательного учреждения
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
№
п/п
Наименование
разделов (модулей) и
тем
учебных работ
Всего
часов
Лекция,
Входной контроль
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
6
2
4
0
6
2
4
0
9
2
6
1
Нормативно-правовые и
методологические основы
1
организации
наставничества в сфере
образования
Целевая модель
наставничества в
2
образовательной
организации в системе
«педагог – педагог».
Проектирование
индивидуальных
3
маршрутов
профессионального
развития наставляемых
педагогов
тест
Эффективные методы,
техники и инструменты
организации модели
4
наставничества «педагог
11
4
6
1
– педагог» в
практическая
работа
образовательной
организации
*
Выходной контроль
1
0
1
0
тест
*
Итоговая аттестация
2
0
2
0
проект
Итого
36
10
24
2
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые и методологические основы организации наставничества в
сфере образования ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Образовательное законодательство Российской Федерации. Приоритеты
государственной политики в области образования. Профессиональные стандарты как
механизм профессионального развития педагога. Законы и иные нормативные акты,
регламентирующие осуществление наставничества в образовательной организации. Целевая
модель наставничества как компонент современной системы образования Российской
Федерации: методологические основы, основные положения, структурные компоненты.
Основные понятия: наставничество, целевая модель наставничества, персонализированная
программа наставничества, наставник, наставляемый, куратор, форма наставничества, модель
наставничества, индивидуальный образовательный маршрут педагога.
Практическая работа·Практическая работа. 4 ч. Фасилитационная практика активного
обсуждения приоритетов государственной политики в области образования
2 Целевая модель наставничества в образовательной организации в системе «педагог
– педагог» ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Наставничество как технология интенсивного личностного развития, передачи опыта
и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. Андрагогический
подход в организации наставничества. Направления деятельности, кадровое обеспечение,
этапы, ожидаемые результаты реализации целевой модели наставничества в образовательной
организации. Современные формы и основные модели наставничества педагогических
работников образовательных организаций. Персонализированная программа наставничества.
Основные субъекты наставнической деятельности (куратор, педагог – наставник,
наставляемый педагог). Содержание и структура деятельности наставника. Компетенции
наставника.
Практическая работа·Практическая работа. 2 ч. Работа в малых группах с текстом Письма
Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021
г. NN АЗ-1128/08, 657 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях». Выбор модели наставничества в системе «педагог – педагог». Составление чеклиста «Реализация персонализированной программы наставничества в образовательной
организации» с учетом выбранной модели. Практическая работа. 2 ч. Разбор практических
примеров, иллюстрирующих компетенции наставника. Анализ содержания и структуры
деятельности куратора, педагога-наставника. Применение кейс-технологии.
3 Проектирование индивидуальных маршрутов профессионального развития
наставляемых педагогов ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 6 ч. самостоятельная работа 1 ч. )
Лекция·Понятие индивидуального маршрута профессионального развития. Этапы
проектирования индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога.
Диагностический этап: определение профессиональных затруднений, профессиональных
потребностей наставляемого педагога на основе процедур диагностики по основным
профессиональным компетенциям, определенным в нормативных документах. Этап
разработки: постановка целей и определение критериев желаемого результата с учетом
потребностей наставляемого педагога, составление перечня мероприятий, нацеленных на
профессиональную поддержку наставляемого, отбор необходимых кадровых, материальнотехнических, программно-методических, организационных, информационных, цифровых,
нормативно-правовых ресурсов, согласование индивидуальной образовательной программы
профессионального развития наставляемого педагога. Этап реализации согласованной
индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога. Этап рефлексии:
оценка и самооценка реализации индивидуальной образовательной программы наставляемого
педагога, итоговая диагностика и самодиагностика, получение обратной связи от коллег,
наставников, экспертов профессионального сообщества. Эффективность реализации
спроектированной индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога:
успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности
педагога, повышение профессионального потенциала и уровня педагогов, создание
комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
Практическая работа·Практическая работа. 2 ч. Работа в малых группах. Выбор и
аргументация выбора диагностических инструментов для определения профессиональных
затруднений и профессиональных потребностей по основным профессиональным
компетенциям, определенным в законах и иных нормативных актах, регламентирующих
осуществление наставничества в образовательной организации. Отработка способов
визуализации групп затруднений по основным трудовым функциям. Создание ментальной
карты «Диагностические инструменты для определения профессиональных затруднений и
профессиональных потребностей по основным профессиональным компетенциям».
Практическая работа. 4 ч. Работа в малых группах Проектирование этапов индивидуального
маршрута профессионального развития наставляемых педагогов конкретной образовательной
организации под руководством наставника с учетом выбранной модели наставничества в
системе «педагог – педагог». Составление индивидуального плана работы наставляемого
педагога.
Самостоятельная работа·1 ч. Самостоятельно проанализировать отечественные
диагностические инструменты и техники для выявления профессиональных затруднений и
профессиональных потребностей педагогов по основным трудовым функциям, определенным в
профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других
служащих (ЕКС) «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
образовательного учреждения».
4 Эффективные методы, техники и инструменты организации модели наставничества
«педагог – педагог» в образовательной организации ( лекция - 4 ч. практическое занятие 6 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Сопровождение профессионального развития наставляемого педагога. Стили
взаимоотношений с наставляемым (развивающий и инструментальный). Техники установления
доверительных отношений и минимизации рисков взаимодействия внутри наставнической
пары / группы. Способы мотивации педагогов на выполнение задач разного уровня сложности.
Вдохновляющие высказывания как метод развития и поддержки. Эффективные методы,
техники и инструменты модели наставничества «педагог – педагог»: супервизия,
демонстрация, ситуационное наставничество, формальное наставничество, творческий
тандем, ролевая игра. Универсальные инструменты и техники наставничества: метод
фокальных объектов, техника «десять пальцев, личный пример, инструменты коучинга,
техника постановки вопросов GROW, совместная деятельность, рассказывание историй
(Storytelling), обучение действием, кейс-технология, партнерское общение и др. IT-инструменты
поддержки наставничества. Способы передачи корпоративных традиций и ценностей.
Обратная связь как инструмент развития. Способы предоставления обратной связи. Риски в
процессе взаимодействия наставника и наставляемого. Тайм-менеджмент как эффективный
инструмент планирования времени взаимодействия наставника и наставляемого. Виды,
инструменты контроля. Анализ результатов деятельности. Мониторинг процесса реализации
программ наставничества модели «педагог – педагог». Информационно-методическое
сопровождение работы педагога-наставника и наставляемого педагога: диагностический
инструментарий (анкеты), индивидуальный план работы наставника с наставляемым
педагогом, заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности наставляемого
педагога, индивидуальная карта роста профессионального мастерства наставляемого
педагога
Практическая работа·Практическая работа. 2 ч. Отработка эффективных методов, техник и
инструментов модели наставничества «педагог – педагог». Работа в малых группах.
Практическая работа. 2 ч. Составление индивидуального плана работы наставника с
наставляемым педагогом с учетом спроектированного на предыдущем занятии
индивидуального маршрута профессионального развития наставляемых педагогов конкретной
образовательной организации, знаний, полученных в рамках лекционного занятия и в
соответствии с моделью наставничества в системе «педагог – педагог». Практическая работа.
2 ч. (промежуточный контроль).
Самостоятельная работа·1 ч. Изучить цели и инструменты осуществления контроля
прохождения индивидуального маршрута профессионального развития наставляемых
педагогов. Используя опыт и материалы практического занятия, выбрать эффективные
инструменты контроля, сформулировать не менее двух аргументов выбора каждого
инструмента.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
1 ч. Входной контроль проводится с целью выявления первичных знаний слушателей по
Программе и состоит из 10 вопросов. Пять заданий с одним вариантом правильного ответа,
четыре задания с множественным выбором, одно задание – на установление соответствия.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Интерпретация
результатов: 7-10 баллов – уровень выполнения высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения
средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
1. Пример задания с одним вариантом правильного ответа
Кадровые условия внедрения и реализации целевой модели наставничества педагогических
работников предполагают наличие в образовательной организации:
1. куратора, наставников-педагогов, наставляемы педагогов, педагогов-тьюторов;
2. руководителя, куратора, наставников-педагогов, педагога-психолога;
3. руководителя, наставников-педагогов, куратора, наставляемых педагогов;
4. руководителя, андрагога, наставников-педагогов, педагога-психолога
2. Пример задания на установление соответствия
Установите
соответствие
рисков
внедрения
(применения)
наставничества и возможных мероприятий о их минимизации:
системы
(целевой
модели)
1. Отсутствие у некоторых педагогов
a.
восприятия наставничества как
2. механизма
Формализм
в
b. организация
выполнении
создание
стажировок
сетевого
взаимодействия
мотивация наставников
системы
педагогов,
партнерского
по
различным
направлениям наставничества
4. Высокая нагрузка на наставников и
c. Развитие
наставляемых
мотивация
внедрение
стимулирования педагогов
наставниками их функций, низкая
5. Низкая
и
материальных и нематериальных форм
профессионального
роста педагогов
3.
Разработка
реверсивных
форм
наставничества
d. Психолого-педагогическая
наставляемых,
сопротивление советам наставников
поддержка
наставников и наставляемых
3. Пример задания с множественным выбором
Выберите характеристики персонализированной программы наставничества педагогических
работников в образовательных организациях:
1. является долгосрочной (от 1 года)
2. создается для конкретной пары/группы наставников и наставляемых;
3. разрабатывается совместно наставником и наставляемым, или наставляемый знакомится
с разработанной наставником программой;
4. является краткосрочной (от 3 месяцев до 1 года, при необходимости может быть
продлена);
5. включает
описание
форм
и
видов
наставничества,
участников
наставнической
деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий;
6. должна быть реализована в полном объеме (не допускается продления или сокращения
сроков)
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
1 ч. Выходное тестирование проводится с целью выяснения знаний по содержанию Программы,
в том числе о законах и иных нормативных актах, регламентирующих осуществление
наставничества в образовательной организации, основных моделях наставничества в
образовательной организации. Состоит из 15 вопросов, каждый из которых оценивается в 1
(один) балл. Тест включает 7 (семь) вопросов с выбором одного ответа, 2 (два) задания на
установление соответствия, 3 (три) задания на определение логической последовательности и
3 (три) вопроса на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено / не зачтено».
Каждый вопрос оценивается в 1 (один) балл. Максимальное количество баллов – 15.
Интерпретация результатов: тестирование пройдено успешно («зачтено»), если слушатель
набрал не менее 8 (восьми) баллов.
Примеры заданий:
1. Пример задания на установление соответствия
Установите соответствие термина/ понятия и определения
1.
a. Сотрудник
образовательной
организации,
который
Форма
осуществляет деятельность по общеобразовательным и/или
наставничества
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
отвечает за организацию программы наставничества
2.
b. Участник
программы
наставничества,
который
через
взаимодействие с
Целевая модель
наставничества
c. наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные
d. жизненные,
личные
и
профессиональные
задачи,
приобретает новый
e. опыт и развивает новые навыки и компетенции
3.
f. Система
Куратор
условий,
ресурсов,
процессов,
которые
необходимы для реализации программы наставничества в
образовательной организации
4.
g. система концептуальных взглядов, подходов и методов,
Наставляемый
обоснованных научными исследованиями и практическим
опытом,
позволяющая
понять
и
организовать
процесс
взаимодействия наставника и наставляемого
5.
h. способ реализации целевой модели через организацию
Методология
наставничества
работы наставнической пары / группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой
основной
деятельностью
и
позицией
участников
6.
i. способность
Активное слушание
формировать
у
себя
новые
навыки
и
компетенции самостоятельно, а не только манипулировать
полученными извне знаниями и навыками
j. практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых
приемов участия в беседе, таких как активное выражение
собственных
переживаний
и
соображений,
уточнения,
паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве,
чтобы
установить
доверительные
отношения
между
наставником и наставляемым
2. Пример задания с множественным выбором
Выберите законы и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, регламентирующие
организацию наставничества педагогических работников:
1. Единый квалификационный справочник должностей педагогических работников
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Распоряжение правительства РФ от 31 декабря 2019 года №3273-р "Об утверждении
основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических
работников РФ, включая национальную систему учительского роста
4. Профессиональный стандарт педагога
5. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо
Министерства РФ от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08)
6. Трудовой кодекс РФ
3. Пример задания на установление последовательности (порядка)
Установить
логическую
последовательность
этапов
проектирования
индивидуального
маршрута профессионального развития наставляемого педагога:
Определение
профессиональных
дефицитов
и
профессиональных
потребностей
наставляемого педагога на основе процедур диагностики по основным профессиональным
компетенциям (трудовым функциям), определенным в профессиональных стандартах
Оценка и самооценка реализации программы, итоговая диагностика и самодиагностика,
получение
обратной
связи
от
коллег,
наставников,
экспертов
профессионального
сообщества
Постановка целей и определение критериев желаемого результата с учетом потребностей
наставляемого
педагога,
составление
перечня
мероприятий,
нацеленных
на
профессиональную поддержку наставляемого, отбор необходимых кадровых, материальнотехнических, программно-методических, организационных, информационных, цифровых,
нормативно-правовых ресурсов
Реализация согласованной индивидуальной образовательной программы
Количество попыток: 2
Промежуточный контроль
Раздел программы: Тема 4. Эффективные методы, техники и инструменты организации
модели наставничества «педагог – педагог» в образовательной организации
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
1 (2 ч.) Руководствуясь знаниями и умениями, отработанными на практических занятиях,
описать методическое событие для наставляемых педагогов конкретной образовательной
организации с применением одного эффективного универсального инструмента или одной
эффективной техники наставничества. В работе следует использовать рассмотренные на
практических занятиях эффективные инструменты и техники наставничества – метод
фокальных объектов, техника «десять пальцев», личный пример, инструменты коучинга,
фасилитационные приемы («Вертикаль, «Колесо баланса», «Навигатор»), техника постановки
вопросов GROW, совместная деятельность, рассказывание историй (Storytelling), обучение
действием, кейс-метод, партнерское общение и др. Рекомендуемые этапы методического
события для наставляемых педагогов: мотивационно-целевой этап, операционнодеятельностный этап, этап оценивания достижений, этап рефлексии.
Критерии оценивания:
результаты выполнения практической работы оценивается в категориях «зачтено / не
зачтено». Работа зачтена, если проведенное не менее трех аргументов выбора
инструмента/техники для осуществления сопровождения наставляемого педагога, приведено
описание инструмента, продемонстрирован алгоритм его применения, обоснован выбор
ролевой позиции педагога – наставника.
Примеры заданий:
1. Описать
методическое
событие
для
наставляемых
педагогов
конкретной
образовательной организации с применением одного эффективного универсального
инструмента или одной эффективной техники наставничества.
2. Аргументировать
выбор
эффективного
инструмента/техники,
исходя
из
профессиональных запросов целевой аудитории и выбранной модели наставничества.
3. Пояснить
ролевую
позицию
наставника
в
процессе
применения
данного
инструмента/техники.
Количество попыток: 2
Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект
Описание, требования к выполнению:
1 (2 ч.)
Критерии оценивания:
Работа должна быть объемом не менее 5 и не более 10 страниц. Индивидуальная
образовательная программа педагога должна содержать все указанные компоненты,
соответствовать методическим указаниям Министерства просвещения РФ и другим
нормативным документам, указанным в разделе 4 «Организационно-педагогические условия
реализации программы». Должны быть учтены особенности конкретной образовательной
организации. Работа не должна содержать орфографические и стилистические ошибки. В
случае замечаний работа должна быть доработана. Оценка выполнения «зачет» / «незачет».
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.
Примеры заданий:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях, разработать индивидуальную
образовательную
программу
профессионального
развития
для
конкретного
педагога,
формализующую его индивидуальный образовательный маршрут (модель "педагог - педагог").
Необходимо
соотнести
профессиональные
потребности
педагога,
требования
профессионального стандарта, основные направления государственной образовательной
политики Российской Федерации.
Рекомендуемый алгоритм разработки проекта.
1. Выявление профессиональных потребностей и дефицитов
1. Отбор диагностических методик уровня профессиональной компетентности и
индивидуальных особенностей личности педагога.
2. Анализ
полученных
в
ходе
диагностики
результатов,
определение
своих
профессиональных потребностей и дефицитов/ затруднений.
3. Соотнесение
полученных
потребностями,
с
результатов
требованиями
с
собственными
профессиональных
интересами
стандартов
и
и
ФГОС,
особенностями образовательной организации, ожиданиями обучающихся.
4. Формулирование
выявленной
проблемы
(образовательного
запроса)
по
формированию конкретных профессиональных компетенций.
5. Фиксация своего образовательного запроса с учетом собственных предпочтений,
реальных и потенциальных возможностей.
2. Целеполагание
1. Формулирование на основе выявленной проблемы конкретной и достижимой цели
формирования конкретных профессиональных компетенций педагога в системе
непрерывного совершенствования педагогического мастерства.
2. Определение конкретных, операциональных и измеримых задач по достижению
поставленной цели.
3. Определение для каждой задачи планируемого результата, указание индикаторов
и показателей результативности реализации программы.
Пример оформления в табличном виде
№ п/п Задача Индикативные показатели Планируемые результаты
1
2
…
3. Отбор необходимых и достаточных для реализации программы ресурсов. Составление
перечня.
Пример оформления в табличном виде
№ п/п
Типы ресурсов
Внешние ресурсы Внутренние ресурсы
1
Нормативно-правовые
2
Материально-технические
3
Кадровые
4
Программно-методические
5
Организационные
6
Информационные
7
Цифровые
8
Иные
4. Планирование
реалистичных
сроков
реализации
индивидуальной
образовательной
программы.
5. Планирование комплекса мероприятий, содержательно отражающего индивидуальный
образовательный маршрут профессионального развития педагога.
План-график реализации индивидуальной образовательной программы наставляемого
педагога (модель "педагог - педагог")
(дорожная карта)
№ п/п
1.
Мероприятия
Сроки выполнения
Формальное образование
1
2
…
2.
Неформальное образование
Результат
(реализация задачи)
1
2
…
3.
Информальное образование
1
2
…
6. Определение механизмов реализации, обусловленное заданной ситуацией, реальными
возможностями, современными образовательными трендами.
Пример оформления в табличном виде
Мероприятие
Условия (группа)
Механизмы (перечень)
7. Планирование рефлексивной деятельности
1. Определение
сроков
индивидуальной
и
формы
образовательной
представления
программы
результатов
педагога
(модель
реализации
"педагог
-
педагог")
2. Определение
мероприятий
по
рефлексии
активности
педагога
в
процессе
реализации индивидуальной образовательной программы.
План-график реализации индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога
№ п/п
Мероприятия
Сроки выполнения
Рефлексивная деятельность
1
Результат
(реализация задачи)
2
…
Количество попыток: 2
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012
N
273-ФЗ
(ред.
от
07.03.2018)
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.09.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.10.2023)
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении
основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических
работников
РФ,
включая
национальную
систему
учительского
роста
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (дата обращения: 01.10.2023)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. N 196 «Об утверждении
Порядка
проведения
аттестации
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность» URL: https://base.garant.ru/406977594/
(дата обращения: 14.09.2023)
5. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель,
учитель)»
(Зарегистрирован
Регистрационный
N
в
Минюсте
30550)
РФ
6
декабря
2013
г.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5e
(дата обращения 20.09.2023)
6. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
внедрению
методологии
(целевой
модели)
наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом
между
обучающимися»)
URL:
https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-
rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/ (дата обращения 09.9.2023)
7. Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21
декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 О направлении Методических рекомендаций по
разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников
в
образовательных
(дата обращения: 20.09.2023)
Литература
организациях.
URL:
https://base.garant.ru/404480706/
1. Башарина,
О.В.
Наставничество
профессионального
как
образования
//
стратегический
Инновационное
ресурс
повышения
развитие
качества
профессионального
образования. – 2018. – № 3(19). – С. 18–26.
2. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.
И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. // Профессиональное образование и рынок труда.
– 2019. – № 3. – С. 4–18.
3. Гаспаришвили, А. Г. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и
новые реалии / А. Г. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Народное образование. - 2019. –
№ 5 (1476). – С. 109–115
4. Дехтяренко,
В.В.
Специфика
субъектов
и
объекта
наставничества
в
системе
педагогического образования // Методист. – 2019. – №1. – С. 50-52.
5. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. – 2018. – № 2. – С.
45.
6. Крюкова, Е.М. Андрагогические подходы к обучению современного учителя / Е.М.
Крюкова, Е.Ю. Щербина // Непрерывное образование. –2022. – № 2 (40). – С. 52-57.
7. Наставничество
в
образовании:
современная
практика
:
сборник
материалов
международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года //
государственное
профессионального
автономное
образования
образовательное
«Институт
учреждение
развития
дополнительного
образования
и
социальных
технологий». – Курган, 2019. – 188 с.
8. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.сост.: Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. — Казань: ИРО РТ, 2019. – 48 с.
9. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационнометод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп.,
перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
10. Нугуманова, Л. Н. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров
(на примере Республики Татарстан) / Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова //
Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 182—187.
11. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как условие профессионального развития педагога / Л.
Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова // «Высшее и среднее профессиональное образование
как
основа
профессиональной
социализации
обучающихся»:
материалы
13-ой
Международной научно-практической конференции (Казань, 28 мая 2019 года) / под
общей редакцией д-ра пед. наук Р. С. Сафина, д-ра пед. наук Е. А. Корчагина. — Казань:
РИЦ «Школа», 2019. — С. 26 – 30.
12. Организация введения профессиональных стандартов в образовательной организации :
методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / А. В.
Коптелов, Т. А. Абрамовских и др. ; под ред. В. Н. Кеспикова, М. И. Солодковой. Челябинск
: ЧИППКРО. 2016. – 68 с.
13. Селиверстова, М. В. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных
условиях / М. В. Селиверстова, Д. А. Беляева // Международ ный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2019. - № 3-2. – С. 110–116
Электронные обучающие материалы
1. Реализация
целевой
модели
наставничества
в
образовательных
организациях
[Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В.
Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). – Челябинск :
ЧИППКРО,
2021
//
URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf (дата обращения:
21.09.2023)
2. Навигатор
педагога-наставника:
методическое
пособие
для
образовательных
организаций / М. В. Бывшева, Е. С., Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Идрисова, И. М.
Колотовкина ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург:
УрГПУ,
2022.
–
37
с.//
URL:
https://mp.uspu.ru/wp-content/uploads/2020/11/Навигатор-
педагога-наставника.pdf (дата обращения: 29.09.2023)
3. Структура мотивации трудовой деятельности (К. Замфир) / Психолог-практик.рф / URL:
https://brainmod.ru/polls/management/structure-of-motivation-job/
(дата
обращения
26.09.2023)
Интернет-ресурсы
1. Наставничество: эффективные технологии развития сотрудников [Электронный ресурс].
// Методический центр «Раменский дом учителя». – Дата публикации 26.03.2018. - URL:
https://ramrdu.edumsko.ru/activity/innovation/doc/942141 (дата обращения: 29.09.2023.
2. Центр
непрерывного
работников
«Учитель
повышения
профессионального
будущего»/
мастерства
Педагогическое
педагогических
наставничество.
URL:
https://mp.uspu.ru/neformalnoe-obrazovanie/nastavnichestvo/ (дата обращения 04.10.2023)
3. Центр
непрерывного
работников
ХМАО
–
повышения
Югры.
профессионального
Методические
мастерства
материалы
педагогических
(наставничество)
URL:
https://www.iro86.ru/index.php/component/k2/item/18532-metodicheskie-rekomendatsiinastavnichestvo (дата обращения: 04.10.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для
реализации
программы
повышения
квалификации
необходимы
следующие
технические средства обучения:
учебная аудитория, оснащенная компьютерным и мультимедийным оборудованием
(ноутбуки/персональные компьютеры по числу слушателей программы, интерактивная
доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер преподавателя, оснащенный вебкамерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками для осуществления онлайнконсультирования
слушателей,
наличие
доступа
педагогических
работников
и
слушателей к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);
офисная оргтехника;
комплект электронных презентаций по темам курса;
информационные, методические и практические материалы в соответствии с формой и
содержанием учебных занятий.