Реализация модели наставничества «педагог – педагог» в общеобразовательной организации

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Реализация модели наставничества «педагог – педагог» в
общеобразовательной организации

Разработчик(и) программы:
Усачева А.В., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.и.н.

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Цель реализации программы – совершенствование
профессиональных компетенций педагогов в области реализации модели наставничества
«педагог – педагог» в общеобразовательной организации.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Должностные обязанности по

Знать

ЕКС
Оказывает помощь

Уметь

Законы и иные нормативные акты,

Применять эффективные методы,

регламентирующие осуществление

техники и инструменты модели

наставничества в образовательной

наставничества «педагог –

организации.

педагог»

педагогическим работникам в

Основные модели наставничества

Разрабатывать индивидуальную

освоении и разработке

«педагог – педагог» в образовательной

образовательную программу

инновационных программ и

организации

наставляемого педагога

педагогическим работникам в
освоении и разработке
инновационных программ и
технологий.
Оказывает помощь

технологий.

1.3. Категория слушателей:
заместитель руководителя образовательного учреждения
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,

Входной контроль

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

6

2

4

0

6

2

4

0

9

2

6

1

Нормативно-правовые и
методологические основы
1

организации
наставничества в сфере
образования
Целевая модель
наставничества в

2

образовательной
организации в системе
«педагог – педагог».
Проектирование
индивидуальных

3

маршрутов
профессионального
развития наставляемых
педагогов

тест

Эффективные методы,
техники и инструменты
организации модели
4

наставничества «педагог

11

4

6

1

– педагог» в

практическая
работа

образовательной
организации
*

Выходной контроль

1

0

1

0

тест

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

проект

Итого

36

10

24

2

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые и методологические основы организации наставничества в
сфере образования ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Образовательное законодательство Российской Федерации. Приоритеты
государственной политики в области образования. Профессиональные стандарты как
механизм профессионального развития педагога. Законы и иные нормативные акты,
регламентирующие осуществление наставничества в образовательной организации. Целевая
модель наставничества как компонент современной системы образования Российской
Федерации: методологические основы, основные положения, структурные компоненты.
Основные понятия: наставничество, целевая модель наставничества, персонализированная
программа наставничества, наставник, наставляемый, куратор, форма наставничества, модель
наставничества, индивидуальный образовательный маршрут педагога.
Практическая работа·Практическая работа. 4 ч. Фасилитационная практика активного
обсуждения приоритетов государственной политики в области образования
2 Целевая модель наставничества в образовательной организации в системе «педагог
– педагог» ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Наставничество как технология интенсивного личностного развития, передачи опыта
и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. Андрагогический
подход в организации наставничества. Направления деятельности, кадровое обеспечение,
этапы, ожидаемые результаты реализации целевой модели наставничества в образовательной
организации. Современные формы и основные модели наставничества педагогических
работников образовательных организаций. Персонализированная программа наставничества.
Основные субъекты наставнической деятельности (куратор, педагог – наставник,
наставляемый педагог). Содержание и структура деятельности наставника. Компетенции
наставника.
Практическая работа·Практическая работа. 2 ч. Работа в малых группах с текстом Письма
Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021
г. NN АЗ-1128/08, 657 «О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению
системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных
организациях». Выбор модели наставничества в системе «педагог – педагог». Составление чеклиста «Реализация персонализированной программы наставничества в образовательной
организации» с учетом выбранной модели. Практическая работа. 2 ч. Разбор практических
примеров, иллюстрирующих компетенции наставника. Анализ содержания и структуры
деятельности куратора, педагога-наставника. Применение кейс-технологии.
3 Проектирование индивидуальных маршрутов профессионального развития
наставляемых педагогов ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 6 ч. самостоятельная работа 1 ч. )
Лекция·Понятие индивидуального маршрута профессионального развития. Этапы
проектирования индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога.
Диагностический этап: определение профессиональных затруднений, профессиональных
потребностей наставляемого педагога на основе процедур диагностики по основным

профессиональным компетенциям, определенным в нормативных документах. Этап
разработки: постановка целей и определение критериев желаемого результата с учетом
потребностей наставляемого педагога, составление перечня мероприятий, нацеленных на
профессиональную поддержку наставляемого, отбор необходимых кадровых, материальнотехнических, программно-методических, организационных, информационных, цифровых,
нормативно-правовых ресурсов, согласование индивидуальной образовательной программы
профессионального развития наставляемого педагога. Этап реализации согласованной
индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога. Этап рефлексии:
оценка и самооценка реализации индивидуальной образовательной программы наставляемого
педагога, итоговая диагностика и самодиагностика, получение обратной связи от коллег,
наставников, экспертов профессионального сообщества. Эффективность реализации
спроектированной индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога:
успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности
педагога, повышение профессионального потенциала и уровня педагогов, создание
комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
Практическая работа·Практическая работа. 2 ч. Работа в малых группах. Выбор и
аргументация выбора диагностических инструментов для определения профессиональных
затруднений и профессиональных потребностей по основным профессиональным
компетенциям, определенным в законах и иных нормативных актах, регламентирующих
осуществление наставничества в образовательной организации. Отработка способов
визуализации групп затруднений по основным трудовым функциям. Создание ментальной
карты «Диагностические инструменты для определения профессиональных затруднений и
профессиональных потребностей по основным профессиональным компетенциям».
Практическая работа. 4 ч. Работа в малых группах Проектирование этапов индивидуального
маршрута профессионального развития наставляемых педагогов конкретной образовательной
организации под руководством наставника с учетом выбранной модели наставничества в
системе «педагог – педагог». Составление индивидуального плана работы наставляемого
педагога.
Самостоятельная работа·1 ч. Самостоятельно проанализировать отечественные
диагностические инструменты и техники для выявления профессиональных затруднений и
профессиональных потребностей педагогов по основным трудовым функциям, определенным в
профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других
служащих (ЕКС) «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
образовательного учреждения».
4 Эффективные методы, техники и инструменты организации модели наставничества
«педагог – педагог» в образовательной организации ( лекция - 4 ч. практическое занятие 6 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Сопровождение профессионального развития наставляемого педагога. Стили
взаимоотношений с наставляемым (развивающий и инструментальный). Техники установления
доверительных отношений и минимизации рисков взаимодействия внутри наставнической
пары / группы. Способы мотивации педагогов на выполнение задач разного уровня сложности.
Вдохновляющие высказывания как метод развития и поддержки. Эффективные методы,
техники и инструменты модели наставничества «педагог – педагог»: супервизия,
демонстрация, ситуационное наставничество, формальное наставничество, творческий
тандем, ролевая игра. Универсальные инструменты и техники наставничества: метод
фокальных объектов, техника «десять пальцев, личный пример, инструменты коучинга,
техника постановки вопросов GROW, совместная деятельность, рассказывание историй
(Storytelling), обучение действием, кейс-технология, партнерское общение и др. IT-инструменты
поддержки наставничества. Способы передачи корпоративных традиций и ценностей.
Обратная связь как инструмент развития. Способы предоставления обратной связи. Риски в

процессе взаимодействия наставника и наставляемого. Тайм-менеджмент как эффективный
инструмент планирования времени взаимодействия наставника и наставляемого. Виды,
инструменты контроля. Анализ результатов деятельности. Мониторинг процесса реализации
программ наставничества модели «педагог – педагог». Информационно-методическое
сопровождение работы педагога-наставника и наставляемого педагога: диагностический
инструментарий (анкеты), индивидуальный план работы наставника с наставляемым
педагогом, заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности наставляемого
педагога, индивидуальная карта роста профессионального мастерства наставляемого
педагога
Практическая работа·Практическая работа. 2 ч. Отработка эффективных методов, техник и
инструментов модели наставничества «педагог – педагог». Работа в малых группах.
Практическая работа. 2 ч. Составление индивидуального плана работы наставника с
наставляемым педагогом с учетом спроектированного на предыдущем занятии
индивидуального маршрута профессионального развития наставляемых педагогов конкретной
образовательной организации, знаний, полученных в рамках лекционного занятия и в
соответствии с моделью наставничества в системе «педагог – педагог». Практическая работа.
2 ч. (промежуточный контроль).
Самостоятельная работа·1 ч. Изучить цели и инструменты осуществления контроля
прохождения индивидуального маршрута профессионального развития наставляемых
педагогов. Используя опыт и материалы практического занятия, выбрать эффективные
инструменты контроля, сформулировать не менее двух аргументов выбора каждого
инструмента.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
1 ч. Входной контроль проводится с целью выявления первичных знаний слушателей по
Программе и состоит из 10 вопросов. Пять заданий с одним вариантом правильного ответа,
четыре задания с множественным выбором, одно задание – на установление соответствия.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Интерпретация
результатов: 7-10 баллов – уровень выполнения высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения
средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
1. Пример задания с одним вариантом правильного ответа
Кадровые условия внедрения и реализации целевой модели наставничества педагогических
работников предполагают наличие в образовательной организации:
1. куратора, наставников-педагогов, наставляемы педагогов, педагогов-тьюторов;
2. руководителя, куратора, наставников-педагогов, педагога-психолога;
3. руководителя, наставников-педагогов, куратора, наставляемых педагогов;
4. руководителя, андрагога, наставников-педагогов, педагога-психолога
2. Пример задания на установление соответствия
Установите

соответствие

рисков

внедрения

(применения)

наставничества и возможных мероприятий о их минимизации:

системы

(целевой

модели)

1. Отсутствие у некоторых педагогов

a.

восприятия наставничества как
2. механизма

Формализм

в

b. организация

выполнении

создание

стажировок
сетевого

взаимодействия

мотивация наставников

системы

педагогов,
партнерского

по

различным

направлениям наставничества

4. Высокая нагрузка на наставников и

c. Развитие

наставляемых

мотивация

внедрение

стимулирования педагогов

наставниками их функций, низкая

5. Низкая

и

материальных и нематериальных форм

профессионального

роста педагогов

3.

Разработка

реверсивных

форм

наставничества

d. Психолого-педагогическая

наставляемых,

сопротивление советам наставников

поддержка

наставников и наставляемых

3. Пример задания с множественным выбором
Выберите характеристики персонализированной программы наставничества педагогических
работников в образовательных организациях:
1. является долгосрочной (от 1 года)
2. создается для конкретной пары/группы наставников и наставляемых;
3. разрабатывается совместно наставником и наставляемым, или наставляемый знакомится
с разработанной наставником программой;
4. является краткосрочной (от 3 месяцев до 1 года, при необходимости может быть
продлена);
5. включает

описание

форм

и

видов

наставничества,

участников

наставнической

деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий;
6. должна быть реализована в полном объеме (не допускается продления или сокращения
сроков)
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
1 ч. Выходное тестирование проводится с целью выяснения знаний по содержанию Программы,
в том числе о законах и иных нормативных актах, регламентирующих осуществление
наставничества в образовательной организации, основных моделях наставничества в
образовательной организации. Состоит из 15 вопросов, каждый из которых оценивается в 1
(один) балл. Тест включает 7 (семь) вопросов с выбором одного ответа, 2 (два) задания на
установление соответствия, 3 (три) задания на определение логической последовательности и
3 (три) вопроса на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено / не зачтено».
Каждый вопрос оценивается в 1 (один) балл. Максимальное количество баллов – 15.
Интерпретация результатов: тестирование пройдено успешно («зачтено»), если слушатель

набрал не менее 8 (восьми) баллов.
Примеры заданий:
1. Пример задания на установление соответствия
Установите соответствие термина/ понятия и определения

1.

a. Сотрудник

образовательной

организации,

который

Форма

осуществляет деятельность по общеобразовательным и/или

наставничества

дополнительным

общеобразовательным

программам

и

отвечает за организацию программы наставничества

2.

b. Участник

программы

наставничества,

который

через

взаимодействие с
Целевая модель
наставничества

c. наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные
d. жизненные,

личные

и

профессиональные

задачи,

приобретает новый
e. опыт и развивает новые навыки и компетенции

3.

f. Система
Куратор

условий,

ресурсов,

процессов,

которые

необходимы для реализации программы наставничества в
образовательной организации

4.

g. система концептуальных взглядов, подходов и методов,
Наставляемый

обоснованных научными исследованиями и практическим
опытом,

позволяющая

понять

и

организовать

процесс

взаимодействия наставника и наставляемого

5.

h. способ реализации целевой модели через организацию
Методология
наставничества

работы наставнической пары / группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации,
определяемой

основной

деятельностью

и

позицией

участников

6.

i. способность
Активное слушание

формировать

у

себя

новые

навыки

и

компетенции самостоятельно, а не только манипулировать
полученными извне знаниями и навыками

j. практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых
приемов участия в беседе, таких как активное выражение
собственных

переживаний

и

соображений,

уточнения,

паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве,
чтобы

установить

доверительные

отношения

между

наставником и наставляемым

2. Пример задания с множественным выбором
Выберите законы и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, регламентирующие
организацию наставничества педагогических работников:
1. Единый квалификационный справочник должностей педагогических работников
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Распоряжение правительства РФ от 31 декабря 2019 года №3273-р "Об утверждении
основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических
работников РФ, включая национальную систему учительского роста
4. Профессиональный стандарт педагога
5. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо
Министерства РФ от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08)
6. Трудовой кодекс РФ
3. Пример задания на установление последовательности (порядка)
Установить

логическую

последовательность

этапов

проектирования

индивидуального

маршрута профессионального развития наставляемого педагога:

Определение

профессиональных

дефицитов

и

профессиональных

потребностей

наставляемого педагога на основе процедур диагностики по основным профессиональным
компетенциям (трудовым функциям), определенным в профессиональных стандартах

Оценка и самооценка реализации программы, итоговая диагностика и самодиагностика,
получение

обратной

связи

от

коллег,

наставников,

экспертов

профессионального

сообщества

Постановка целей и определение критериев желаемого результата с учетом потребностей
наставляемого

педагога,

составление

перечня

мероприятий,

нацеленных

на

профессиональную поддержку наставляемого, отбор необходимых кадровых, материальнотехнических, программно-методических, организационных, информационных, цифровых,
нормативно-правовых ресурсов

Реализация согласованной индивидуальной образовательной программы

Количество попыток: 2

Промежуточный контроль
Раздел программы: Тема 4. Эффективные методы, техники и инструменты организации
модели наставничества «педагог – педагог» в образовательной организации
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
1 (2 ч.) Руководствуясь знаниями и умениями, отработанными на практических занятиях,
описать методическое событие для наставляемых педагогов конкретной образовательной
организации с применением одного эффективного универсального инструмента или одной
эффективной техники наставничества. В работе следует использовать рассмотренные на
практических занятиях эффективные инструменты и техники наставничества – метод
фокальных объектов, техника «десять пальцев», личный пример, инструменты коучинга,
фасилитационные приемы («Вертикаль, «Колесо баланса», «Навигатор»), техника постановки
вопросов GROW, совместная деятельность, рассказывание историй (Storytelling), обучение
действием, кейс-метод, партнерское общение и др. Рекомендуемые этапы методического
события для наставляемых педагогов: мотивационно-целевой этап, операционнодеятельностный этап, этап оценивания достижений, этап рефлексии.
Критерии оценивания:
результаты выполнения практической работы оценивается в категориях «зачтено / не
зачтено». Работа зачтена, если проведенное не менее трех аргументов выбора
инструмента/техники для осуществления сопровождения наставляемого педагога, приведено
описание инструмента, продемонстрирован алгоритм его применения, обоснован выбор
ролевой позиции педагога – наставника.
Примеры заданий:
1. Описать

методическое

событие

для

наставляемых

педагогов

конкретной

образовательной организации с применением одного эффективного универсального
инструмента или одной эффективной техники наставничества.
2. Аргументировать

выбор

эффективного

инструмента/техники,

исходя

из

профессиональных запросов целевой аудитории и выбранной модели наставничества.
3. Пояснить

ролевую

позицию

наставника

в

процессе

применения

данного

инструмента/техники.
Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект
Описание, требования к выполнению:
1 (2 ч.)
Критерии оценивания:
Работа должна быть объемом не менее 5 и не более 10 страниц. Индивидуальная
образовательная программа педагога должна содержать все указанные компоненты,
соответствовать методическим указаниям Министерства просвещения РФ и другим
нормативным документам, указанным в разделе 4 «Организационно-педагогические условия
реализации программы». Должны быть учтены особенности конкретной образовательной
организации. Работа не должна содержать орфографические и стилистические ошибки. В
случае замечаний работа должна быть доработана. Оценка выполнения «зачет» / «незачет».
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.

Примеры заданий:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях, разработать индивидуальную
образовательную

программу

профессионального

развития

для

конкретного

педагога,

формализующую его индивидуальный образовательный маршрут (модель "педагог - педагог").
Необходимо

соотнести

профессиональные

потребности

педагога,

требования

профессионального стандарта, основные направления государственной образовательной
политики Российской Федерации.
Рекомендуемый алгоритм разработки проекта.
1. Выявление профессиональных потребностей и дефицитов
1. Отбор диагностических методик уровня профессиональной компетентности и
индивидуальных особенностей личности педагога.
2. Анализ

полученных

в

ходе

диагностики

результатов,

определение

своих

профессиональных потребностей и дефицитов/ затруднений.
3. Соотнесение

полученных

потребностями,

с

результатов

требованиями

с

собственными

профессиональных

интересами

стандартов

и

и

ФГОС,

особенностями образовательной организации, ожиданиями обучающихся.
4. Формулирование

выявленной

проблемы

(образовательного

запроса)

по

формированию конкретных профессиональных компетенций.
5. Фиксация своего образовательного запроса с учетом собственных предпочтений,
реальных и потенциальных возможностей.
2. Целеполагание
1. Формулирование на основе выявленной проблемы конкретной и достижимой цели
формирования конкретных профессиональных компетенций педагога в системе
непрерывного совершенствования педагогического мастерства.
2. Определение конкретных, операциональных и измеримых задач по достижению
поставленной цели.
3. Определение для каждой задачи планируемого результата, указание индикаторов
и показателей результативности реализации программы.
Пример оформления в табличном виде

№ п/п Задача Индикативные показатели Планируемые результаты

1

2

…

3. Отбор необходимых и достаточных для реализации программы ресурсов. Составление
перечня.
Пример оформления в табличном виде

№ п/п

Типы ресурсов

Внешние ресурсы Внутренние ресурсы

1

Нормативно-правовые

2

Материально-технические

3

Кадровые

4

Программно-методические

5

Организационные

6

Информационные

7

Цифровые

8

Иные

4. Планирование

реалистичных

сроков

реализации

индивидуальной

образовательной

программы.
5. Планирование комплекса мероприятий, содержательно отражающего индивидуальный
образовательный маршрут профессионального развития педагога.
План-график реализации индивидуальной образовательной программы наставляемого
педагога (модель "педагог - педагог")
(дорожная карта)

№ п/п

1.

Мероприятия

Сроки выполнения

Формальное образование

1

2

…

2.

Неформальное образование

Результат
(реализация задачи)

1

2

…

3.

Информальное образование

1

2

…

6. Определение механизмов реализации, обусловленное заданной ситуацией, реальными
возможностями, современными образовательными трендами.
Пример оформления в табличном виде

Мероприятие

Условия (группа)

Механизмы (перечень)

7. Планирование рефлексивной деятельности
1. Определение

сроков

индивидуальной

и

формы

образовательной

представления
программы

результатов

педагога

(модель

реализации
"педагог

-

педагог")
2. Определение

мероприятий

по

рефлексии

активности

педагога

в

процессе

реализации индивидуальной образовательной программы.
План-график реализации индивидуальной образовательной программы наставляемого педагога

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Рефлексивная деятельность

1

Результат
(реализация задачи)

2

…
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012

N

273-ФЗ

(ред.

от

07.03.2018)

URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.09.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.10.2023)
3. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении
основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических
работников

РФ,

включая

национальную

систему

учительского

роста

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73284005/ (дата обращения: 01.10.2023)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023 г. N 196 «Об утверждении
Порядка

проведения

аттестации

педагогических

работников

организаций,

осуществляющих образовательную деятельность» URL: https://base.garant.ru/406977594/
(дата обращения: 14.09.2023)
5. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении
профессионального

стандарта

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель,

учитель)»

(Зарегистрирован

Регистрационный

N

в

Минюсте

30550)

РФ

6

декабря

2013

г.

URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5e
(дата обращения 20.09.2023)
6. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

внедрению

методологии

(целевой

модели)

наставничества

обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом

между

обучающимися»)

URL:

https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-

rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/ (дата обращения 09.9.2023)
7. Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21
декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 О направлении Методических рекомендаций по
разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников

в

образовательных

(дата обращения: 20.09.2023)
Литература

организациях.

URL:

https://base.garant.ru/404480706/

1. Башарина,

О.В.

Наставничество

профессионального

как

образования

//

стратегический
Инновационное

ресурс

повышения

развитие

качества

профессионального

образования. – 2018. – № 3(19). – С. 18–26.
2. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.
И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. // Профессиональное образование и рынок труда.
– 2019. – № 3. – С. 4–18.
3. Гаспаришвили, А. Г. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и
новые реалии / А. Г. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Народное образование. - 2019. –
№ 5 (1476). – С. 109–115
4. Дехтяренко,

В.В.

Специфика

субъектов

и

объекта

наставничества

в

системе

педагогического образования // Методист. – 2019. – №1. – С. 50-52.
5. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. – 2018. – № 2. – С.
45.
6. Крюкова, Е.М. Андрагогические подходы к обучению современного учителя / Е.М.
Крюкова, Е.Ю. Щербина // Непрерывное образование. –2022. – № 2 (40). – С. 52-57.
7. Наставничество

в

образовании:

современная

практика

:

сборник

материалов

международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года //
государственное
профессионального

автономное
образования

образовательное
«Институт

учреждение

развития

дополнительного

образования

и

социальных

технологий». – Курган, 2019. – 188 с.
8. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.сост.: Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. — Казань: ИРО РТ, 2019. – 48 с.
9. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационнометод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп.,
перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
10. Нугуманова, Л. Н. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров
(на примере Республики Татарстан) / Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова //
Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 182—187.
11. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как условие профессионального развития педагога / Л.
Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова // «Высшее и среднее профессиональное образование
как

основа

профессиональной

социализации

обучающихся»:

материалы

13-ой

Международной научно-практической конференции (Казань, 28 мая 2019 года) / под
общей редакцией д-ра пед. наук Р. С. Сафина, д-ра пед. наук Е. А. Корчагина. — Казань:
РИЦ «Школа», 2019. — С. 26 – 30.
12. Организация введения профессиональных стандартов в образовательной организации :
методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / А. В.
Коптелов, Т. А. Абрамовских и др. ; под ред. В. Н. Кеспикова, М. И. Солодковой. Челябинск
: ЧИППКРО. 2016. – 68 с.
13. Селиверстова, М. В. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных
условиях / М. В. Селиверстова, Д. А. Беляева // Международ ный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2019. - № 3-2. – С. 110–116
Электронные обучающие материалы
1. Реализация

целевой

модели

наставничества

в

образовательных

организациях

[Электронный ресурс] : методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В.
Грачева, В. И. Серикова. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 904 Кб). – Челябинск :
ЧИППКРО,

2021

//

URL:

https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf (дата обращения:
21.09.2023)

2. Навигатор

педагога-наставника:

методическое

пособие

для

образовательных

организаций / М. В. Бывшева, Е. С., Воробьева, А. С. Демышева, О. И. Идрисова, И. М.
Колотовкина ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург:
УрГПУ,

2022.

–

37

с.//

URL:

https://mp.uspu.ru/wp-content/uploads/2020/11/Навигатор-

педагога-наставника.pdf (дата обращения: 29.09.2023)
3. Структура мотивации трудовой деятельности (К. Замфир) / Психолог-практик.рф / URL:
https://brainmod.ru/polls/management/structure-of-motivation-job/

(дата

обращения

26.09.2023)
Интернет-ресурсы
1. Наставничество: эффективные технологии развития сотрудников [Электронный ресурс].
// Методический центр «Раменский дом учителя». – Дата публикации 26.03.2018. - URL:
https://ramrdu.edumsko.ru/activity/innovation/doc/942141 (дата обращения: 29.09.2023.
2. Центр

непрерывного

работников

«Учитель

повышения

профессионального

будущего»/

мастерства

Педагогическое

педагогических

наставничество.

URL:

https://mp.uspu.ru/neformalnoe-obrazovanie/nastavnichestvo/ (дата обращения 04.10.2023)
3. Центр

непрерывного

работников

ХМАО

–

повышения
Югры.

профессионального

Методические

мастерства

материалы

педагогических

(наставничество)

URL:

https://www.iro86.ru/index.php/component/k2/item/18532-metodicheskie-rekomendatsiinastavnichestvo (дата обращения: 04.10.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для

реализации

программы

повышения

квалификации

необходимы

следующие

технические средства обучения:
учебная аудитория, оснащенная компьютерным и мультимедийным оборудованием
(ноутбуки/персональные компьютеры по числу слушателей программы, интерактивная
доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер преподавателя, оснащенный вебкамерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками для осуществления онлайнконсультирования

слушателей,

наличие

доступа

педагогических

работников

и

слушателей к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);
офисная оргтехника;
комплект электронных презентаций по темам курса;
информационные, методические и практические материалы в соответствии с формой и
содержанием учебных занятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.