Развитие компонентов методической компетентности педагога

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Развитие компонентов методической компетентности педагога

Разработчик(и) программы:
Щербина Е.Ю., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Крюкова Е.М., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", Андрагог
(международный уровень)

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагога в области развития компонентов методической компетентности педагога.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Должностные обязанности по ЕКС

Знать

Уметь

Вносит предложения по совершенствования
образовательного процесса в образовательном

Профессиональные роли

Применять современные

учреждении, а также в деятельности

методиста. Технологии

педагогические технологии

методических объединений и других формах

развития «гибких навыков»

развития «гибких навыков»

методической работы

1.3. Категория слушателей:
педагог
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

*

1

Входной контроль
Компоненты методической
компетентности педагога

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

4

2

2

0

3

2

1

0

4

1

3

0

6

1

5

0

3

1

2

0

4

1

3

0

тест

Нормативно-правовое
2

обеспечение
профессионального роста
педагогов.
Профессиональные роли

3

педагога в методической
службе образовательной
организации.
Технологии формирования
читательской грамотности

4

как компонента
методической
компетентности.

5

6

Технология развития
критического мышления
Технологии кооперативного
обучения

практическая
работа

Развитие «гибких» навыков.
Практики развития
7

эффективных
коммуникацийТехнологии

4

1

3

0

4

1

3

0

развития креативного
мышления

8

Практики развития
эффективных коммуникаций

*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

Итого

36

10

26

0

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Компоненты методической компетентности педагога ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 2 ч. )
Лекция·Методическая компетентность формирует ценностные ориентиры педагога.
Готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности. Методическая
рефлексия. Методическая информированность. Методическая грамотность. Методическое
творчество.Методическая компетентность формирует ценностные ориентиры педагога.
Готовность к творческой самореализации в педагогической деятельности. Методическая
рефлексия. Методическая информированность. Методическая грамотность. Методическое
творчество. Предметная компетенция педагога как необходимый компонент методической
компетентности. Модели методической службы образовательной организации: школьные
методические объединения (ШМО), кафедры по направлению, творческие проблемные
лаборатории и др.
Практическая работа·Фасилитационная сессия. Работа в малых группах. Различные подходы
к структуре методической компетентности.
2 Нормативно-правовое обеспечение профессионального роста педагогов ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Непрерывное профессиональное развитие педагогов в нормативных правовых актах
федерального и регионального уровня. Основные принципы национальной системы
профессионального роста педагога. Цели и возможности единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Методический актив и методическая служба различных уровней.
Практическая работа·Работа в малых группах. Работа с тезаурусом нормативных документов
из списка информационного обеспечения программы. Формирование глоссария методиста.
3 Профессиональные роли педагога в методической службе образовательной
организации. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Трансформация методической работы. «Новые» профессиональные роли педагога в
методической службе образовательной организации. Развитие профессиональных
компетенций коуча, ментора, тьютора, профессиональный консультант, тренера при
осуществлении методического сопровождения педагогов. Деятельность методиста – один из
сложных видов профессионального труда и является многофункциональным. Коллективный
подход в организации методической работы. Три основных группы функций методиста, их
задачи и основные навыки, которыми должен обладать работник методической службы.
Педагогическая (методическая) функция – связана с обучающей деятельностью методиста. В
ее состав входят коммуникативные, аналитические, консультативные, информационные,
конструктивные умения. Научно-исследовательская функция – связана с осуществлением
научно-методической деятельности и включает исследовательские, проектировочные,
экспертные, внедренческие умения. Управленческая функция – связана с осуществлением

управленческих умений.
Практическая работа·(1 ч.) Групповая работа по методу «Мозгового штурма». Активное
обсуждение профессиональных функций методиста в работе с педагогами. Формулирование
для каждой группы профессиональных функций задач и навыков. (2 ч.) Работа в малых
группах. Основываясь на нормативно-правовой базе федерального, регионального и
муниципального уровней, сформулировать задачи и необходимые навыки методиста в работе с
педагогами, классифицируя их по функциям: педагогическая, научно-исследовательская,
управленческая.
4 Технологии формирования читательской грамотности как компонента методической
компетентности. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 5 ч. )
Лекция·Механизмы и практики формирования читательской грамотности. Комплексный
подход к формированию читательской грамотности. Система работы по формированию
читательской грамотности обучающихся средствами разных учебных предметов и разными
формами внеурочной деятельности. Механизмы реализации принципа непрерывности
формирования читательской грамотности. Ключевые технологии формирования читательской
грамотности обучающихся. Метакогнитивные образовательные технологии. Технологии
продуктивного чтения. Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Стратегии смыслового чтения. Приемы стратегий смыслового чтения, соответствующие
читательским действиям и читательским умениям. Группы читательских действий: находить и
извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и
оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. Читательские
умения, соответствующие группам читательских действий.
Практическая работа·(2 ч) Отработка применения технологий формирования читательской
грамотности обучающихся, приемов стратегий смыслового чтения. Групповая работа над
систематизацией и классификацией приемов стратегий смыслового чтения. (2ч) Работа в
малых группах над определением верного выбора приемов стратегий смыслового чтения,
соответствующих читательским действиям и читательским умениям. Представить в табличном
виде классификацию подбора читательских умений и приемов стратегий смыслового чтения
для каждой группы читательских действий. Можно оформить работу в табличном виде, где
заголовки столбцов: Группы читательских действий; Читательские умения, соответствующие
группам читательских действий; Приемы стратегий смыслового чтения. (1 ч) Промежуточная
аттестация.
5 Технология развития критического мышления ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Развитие «гибких» навыков педагога как условие совершенствования
образовательного процесса. Критическое мышление – это система суждений, используемая
для анализа вещей и событий, с формулированием обоснованных выводов и позволяет
выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные
результаты к ситуациям и проблемам. Характеристики критического мышления:
самостоятельное, аргументированное, обобщенное, социальное, проблемное и оценочное.
Теория критического мышления (ТРКМ): предполагает принятие индивидуальной
ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной работы с
информацией; формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы и
прогнозировать последствия своих решений, отвечать за решения, позволяет развивать
культуру диалога в совместной деятельности.
Практическая работа·Разбор стадий ТРКМ. Основа технологии – трехфазовая структура
урока: вызов, осмысление, рефлексия. Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение
интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
Реализация смысла: получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с
новыми. Рефлексия: размышление, рождение нового знания. Постановка учеником новых
целей обучения. Основные приемы ТРКМ.
6 Технологии кооперативного обучения. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Дизайн-мышление – мыслительная активность по проектированию и созданию чего-

либо. Человеко-ориентированный подход к разработке инноваций, в основе которого лежит
фокус на уточнении запроса потребителя и решении его пользовательской задачи.
Методология творческого поиска, направленная на уточнение и решение поставленной задачи:
уточнение желания, рентабельность, осуществимость. Этапы: понимание, исследование,
фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.Кооперативное учение, или
кооперативное обучение — метод обучения учащихся, предполагающий сотрудничество
учащихся в группах. При таком подходе учащиеся достигают успехов в учении, лишь
взаимодействуя друг с другом. Основные принципы успешного кооперативного обучения:
позитивная зависимость, прямая поддержка, ответственность, социальная компетентность,
собственная оценка. Условия успешного кооперативного обучения. Характеристики
кооперативного обучения. Преимущества.
Практическая работа·Кооперативные методы обучения: обучение в командах обучений,
метод учебного турнира, метод командной поддержки индивидуального обучения, метод
кооперативного взаимообучения, метод группового исследования, лабораторный метод,
поисковый метод. Разбор примеров кооперативного обучения.
7 Развитие «гибких» навыков. Практики развития эффективных
коммуникацийТехнологии развития креативного мышления. ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 3 ч. )
Лекция·Дизайн-мышление – мыслительная активность по проектированию и созданию чеголибо. Человеко-ориентированный подход к разработке инноваций, в основе которого лежит
фокус на уточнении запроса потребителя и решении его пользовательской задачи.
Методология творческого поиска, направленная на уточнение и решение поставленной задачи:
уточнение желания, рентабельность, осуществимость. Этапы: понимание, исследование,
фокусировка, генерация идей, прототипирование, тестирование.
Практическая работа·Отработка методов и приемов для каждого этапа. Проведение
исследования: интервью, построение карты эмпатии. Приемы и практики «Пять почему?»,
SWOT-анализ, Денотатный граф, «Дерево проблем», "ИДЕАЛ", "ПРАВДА", «Галерея идей»,
«Мировое кафе».
8 Практики развития эффективных коммуникаций ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3
ч. )
Лекция·Эффективные форматы профессионального общения. Фасилитационные практики –
группа инструментов и методов, позволяющих эффективно организовать обсуждение вопросов
в группе. Освобождающие структуры как практика выстраивания командного взаимодействия
через общение. Участие (мнение и взгляд на проблему) каждого. ДНК взаимодействий:
приглашение к участию, организация пространства, вовлеченность, формирование групп,
этапы и распределение времени. Спиральный дневник. Активное слушание (эмпатическое
слушание) взаимодействие всех участников беседы. Методика позволяет не только усваивать
получаемую информацию, но и предотвращает неверную интерпретацию сказанного. Метод
сфокусированной беседы ОРИП – четырехуровневая беседа: объективный уровень (что?),
рефлекторный (что со мной?), интерпретативный, когда человек анализирует свои наблюдения
и последствия принятия решения (и что?), уровень принятия решения (и что дальше?).
Парадигма позитивных перемен: 1) определение проблемы, 2) анализ причин возникновения,
3) поиск возможных решений, 4) разработка плана действий. Идеи формулируются исходя из
позитивных моментов в прошлом и возможном будущем образовательной организации.
Рефлексия в формате «Парадигма позитивных перемен»: 1) что получилось? 2) что нужно
сделать, чтобы в следующий раз было еще лучше? 3) при каких условиях возможны эти
улучшения? 4) что для этого нужно сделать?
Практическая работа·Групповая работа по отработке практических приемов эффективных
коммуникаций.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Вопросы теста сопрягаются с тематикой Программы. Входное тестирование состоит из 10
вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с выбором одного ответа,
одно задание на установление соответствия, одно задание на определение логической
последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
1. Что подразумевается под тьюторством в контексте методического сопровождения
педагогов?
A) Обучение и поддержка педагогов на начальном этапе их работы.
B) Оказание помощи и консультации педагогам по вопросам методики обучения.
C) Постоянное сопровождение и поддержка педагогического процесса.
Правильный ответ: C.
2. Какой из нижеперечисленных факторов может препятствовать развитию креативного
мышления?
A) Умение применять только один подход и не искать альтернативные решения.
B) Открытость к новым идеям и взглядам.
C) Готовность слушать и учитывать разные точки зрения.
Правильный ответ: A.
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения знаний по содержанию программы, в
том числе знания профессиональных ролей педагога в методической службе образовательной
организации и технологий развития компонентов методической компетентности. Состоит из 20
вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Тест включает 14 вопросов с выбором
одного ответа, два задания на установление соответствия, два задание на определение
логической последовательности и два вопроса на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено» / «не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно.
Примеры заданий:

1. Задание на выбор нескольких правильных ответов
1.1. Что такое креативное мышление?
A) Способность анализировать и оценивать информацию.
B) Способность генерировать новые идеи
C) Находить нестандартные решения
D) Смотреть на проблемы с необычных ракурсов.
в) Способность запоминать большое количество информации.
Правильный ответ: B; C; D.
1.2.
Согласно письму Минпросвещения России «О формировании методического актива»
деятельность региональных методистов должна обеспечивать в том числе:
A. выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
B. содействие созданию оптимальных условий для организации образовательного процесса;
C. совершенствование предметных компетенций педагогических работников;
D. выстраивание индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального
мастерства педагогических работников;
E. вовлечение педагогов в экспертную деятельность;
F. информирование родителей и общественности о работе образовательной организации;
G. оказание поддержки молодым педагогам и реализацию программы наставничества
педагогических работников;
H. оказание методической помощи учителям с низкими результатами обучения.
Правильный ответ: A, C, D, E, G, H.
2. Задание на выбор одного правильного ответа
2.1. Какая из следующих стратегий помогает развивать критическое мышление?
A) Автоматически принимать решения без анализа.
B) Общаться только с людьми, разделяющими ваши взгляды.
C) Задавать вопросы, искать альтернативные решения и анализировать информацию.
Правильный ответ: B
2.2. Какие компетенции особенно важны для профессионального развития коуча, ментора,
тьютора, профессионального консультанта, тренера при осуществлении методического
сопровождения педагогов?
A) Знание основных методов и техник педагогического взаимодействия.
B) Навыки постановки целей и планирования обучения.
C) Понимание психологии и индивидуальных особенностей педагогов.
D) Умение проводить мониторинг и анализ результатов педагогического процесса.

E) Все вышеперечисленные компетенции.
Правильный ответ: e) Все вышеперечисленные компетенции.
Количество попыток: 2

Промежуточный контроль
Раздел программы: Технологии формирования читательской грамотности как компонента
методической компетентности.
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
руководствуясь знаниями и умениями, полученными при изучении темы 4: «Технологии
формирования читательской грамотности как компонента методической компетентности»,
представить в табличном виде классификацию приемов стратегий смыслового чтения
Критерии оценивания:
результаты выполнения практической работы оценивается в категориях «зачтено» / «не
зачтено». Работа зачтена, если указано не менее 5 приемов, каждый из которых лаконично
описан.
Примеры заданий:
Пример оформления таблицы «Номенклатура приемов стратегий смыслового чтения».

Приемы стратегий смыслового чтения Комментарий (краткое описание приема)

Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях, описать применение современных
педагогических технологий развития «гибких» навыков в процессе урочной деятельности. В
табличном виде структурировать для каждой структурной стадии урока деятельность учителя,
деятельность ученика и возможные приемы и методы развития «гибких» навыков на уроке.
Указать решаемые на стадии задачи.
Критерии оценивания:
в работе должны быть отражены несколько приемов формирования критического мышления,
кооперативного обучения, креативного мышления и эффективных коммуникаций. При желании
/ необходимости может быть описано несколько уроков. Работа не может иметь
орфографических и стилистических ошибок. В случае замечаний работа должна быть
переделана. Оценка выполнения «зачет» / «незачет». Итоговая аттестация осуществляется по
совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой.
Примеры заданий:
Пример оформления таблицы.

Стадия вызова

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Возможные приемы и методы

Деятельность ученика

Возможные приемы и методы

Деятельность ученика

Возможные приемы и методы

Стадия осмысления

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Стадия рефлексии

Решаемые задачи

Деятельность учителя

Необходимо ориентироваться на свой предмет или предметную область. Следует учесть
особенности конкретной образовательной организации
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
21.09.2023).

2. Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении
Концепции создания единой федеральной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» – URL:
https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-16.12.2020-N-R-174/
(дата обращения: 03.10.2023).
3. Распоряжение Минпросвещения России от 20.06.2022 № Р-128 "О внесении изменений в
Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 г. № Р174" – URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.06.2022-N-R128/ (дата обращения 03.10.2023)
4. Письмо Минпросвещения России от 10.12.2021 № АЗ-1061/08 «О формировании
методического актива» – URL: https://docs.cntd.ru/document/727896399 (дата обращения
03.10.2023)
Литература
Литература
1. Архипова, О. В. Методика работы методической службы образовательного учреждения:
учебное пособие / О. В. Архипова. – Москва: Юрайт, 2020. – 256 с.
2. Бровкина, Н. И. Профессиональные компетенции методиста: современные вызовы и
перспективы развития / Н. И. Бровкина // Педагог: проблемы, поиски, решения. – 2019. –
№ 2 (6). – С. 45-50.
3. Бубнова, И. С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика / И. С.
Бубнова // Педагогическая перспектива – 2021.– №3. – С.77-85
4. Галустова, Н. А. Методическая работа в современной школе: проблемы, технологии,
перспективы: учебное пособие / Н. А. Галустова. – Москва: Дашков и К, 2021. – 384 с.
5. Дудукалов, В.В. Кооперативное образование - пути развития // В.В. Дудукалов, Д.В.
Дудукалов, Г.Н. Дудукалова, М.Ф. Дудукалова, А.В. Лисенкова // В сборнике: Экономика,
управление и право: новые траектории развития. Сборник научных статей по итогам
национальной научно-практической конференции. Редколлегия: Г.Н. Дудукалова (гл.
ред.) [и др.]. Волгоград. – 2022. – С. 66-71.
6. Елсукова, А.Н. Развитие креативного мышления у школьников на уроках химии / А.Н.
Елсукова, Л.В. Рыжкова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-1. – С. 55-57.
7. Мельников, С. В. Организация методической работы в школе: практическое пособие / С.
В. Мельников. – Москва: Просвещение, 2020. – 224 с.
8. Панькова, О. В. Технология методической работы в школе: теоретические и
практические аспекты: учебное пособие / О. В. Панькова. – Москва: Дрофа, 2021. – 240 с.
9. Танковский,
Танковский

А.А
//

Развитие
В

мультикультурном

креативного

сборнике:

мышления

Развитие

в

эпоху

креативности

пространстве. Сборник

материалов

цифровизации

личности

в

/

А.А.

современном

Международной

научно-

практической конференции. Елец. – 2021. – С. 239-243.
10. Хачикян, Е.И. Моделирование процесса формирования стратегий смыслового чтения
обучающихся в современной школе / Е.И. Хачикян, О.В. Масленникова // Педагогическое
образование и наука. – 2023. – № 2. – С. 75-82.
11. Шашкова, О.В. Технологии развития критического мышления детей / О.В. Шашкова // В
сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник
материалов XVII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 156-160.
Электронные обучающие материалы
1.

Гасанова, Диана. И., Валиева, П. В., Магомедова, Р. М. Повышение профессиональной
компетентности педагогов в условиях школьных методических объединений // Проблемы
современного

педагогического

образования.

2023.

№79-3.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-vusloviyah-shkolnyh-metodicheskih-obedineniy%20(дата обращения: (09.10.2023) .
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы
1. Наталья Скорнякова. Такие разные методисты: чем они занимаются в школах, садиках,
СПО, вузах, EdTech? / Наталья Скорнякова [Электронный ресурс] // Skillbox : [сайт]. — URL:
https://skillbox.ru/media/education/takie-raznye-metodisty-chem-oni-zanimayutsya-v-shkolakhsadikakh-spo-vuzakh-edtech/ (дата обращения: 26.09.2023).
2. Межрегиональная

тьюторская

ассоциация.

URL:

https://thetutor.ru/category/biblioteka

(дата обращения: 12.12.2021)
3. Лебедева, С. С. Образная символизация и смысловое чтение художественного текста //
Проблемы

современного

педагогического

образования. – 2020. – №69-3.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/obraznaya-simvolizatsiya-i-smyslovoe-chteniehudozhestvennogo-teksta (дата обращения: 10.10.2023) .
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом

педагогических

работников

и

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер

преподавателя

должен

аудиоколонками и/или наушниками.

быть

оснащен

веб-камерой,

микрофоном,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».