Психологически безопасная и комфортная образовательная среда Самара

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области «Институт развития
образования»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Психологически безопасная и комфортная образовательная среда: от
экспертизы к проектированию

Разработчик(и) программы:
Косарева Е.Ю., Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Самарской области
«Институт развития образования», к.п.н.

Самара, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональной компетенции
учителя в проектировании и экспертизе психологически безопасной и комфортной
образовательной среды.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

1.Понятие «образовательная
среда», его сущность и структура
образовательной среды. 2.

Участие в разработке и
Общепедагогическая

развития

функция. Обучение.

образовательной

Профстандарт

организации в целях

"Педагог"

создания безопасной и

Разрабатывать

Современные требования,

реализации программы

предъявляемые к обеспечению
безопасности и комфортности
образовательной среды. 3. Риски и
угрозы безопасности в

повышение
безопасности и
образовательной

Средства профилактики

образовательной среды

направленный на

комфортности

образовательной среде. 4.

комфортной

проект,

психологического неблагополучия

среды

обучающихся на уроке и во
внеурочной деятельности.
Оценка параметров и
проектирование
психологически

Осуществлять

Развивающая

безопасной и

деятельность.

комфортной

1. Параметры и процедуры

экспертизу
образовательной

Профстандарт

образовательной среды,

экспертизы образовательной среды

среды в целях

"Педагог"

разработка программ

дальнейшего

профилактики

проектирования

различных форм
насилия в школе

Регулирование

Воспитательная

поведения обучающихся

деятельность.

для обеспечения

Профстандарт

безопасной

"Педагог"

образовательной среды

1. Факторы и показатели

Отбор механизмов

эмоционального неблагополучия

регуляции поведения

обучающихся. 2. Алгоритм

обучающихся при

педагогического реагирования в

проектировании

ситуациях риска безопасности

образовательной

обучающихся.

среды

1.3. Категория слушателей:
Учитель начального общего, основного общего и среднего общего образования
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,
час

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Определение
профессиональных
затруднений педагога по
1

вопросам обеспечения

1

0

1

0

1

1

0

0

4

1

3

0

8

4

4

0

8

4

4

0

8

2

6

0

5

0

5

0

Итоговая аттестация

1

0

1

0

Итого

36

12

24

0

тест

психологически
безопасной и комфортной
образовательной среды.
Реализация
2

государственной
политики в сфере
образования.
Правовые и психологопедагогические основы

3

обеспечения безопасной
и комфортной

практическая
работа

образовательной среды .
Угрозы и риски
4

безопасности в
образовательной среде.
Экспертиза

5

образовательной среды.
Параметры и процедуры.

практическая
работа

практическая
работа

Механизмы
регулирования поведения
6

обучающихся для

кейс

обеспечения безопасной
образовательной среды.
Проектирование
7

безопасной и комфортной
образовательной среды.

8

практическая
работа

практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Определение профессиональных затруднений педагога по вопросам обеспечения
психологически безопасной и комфортной образовательной среды. ( практическое
занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Практическая работа. Проведение тестирования по определению
професси-ональных затруднений педагогических работников по вопросам самоанализа
качества профессиональной деятельности.
2 Реализация государственной политики в сфере образования. ( лекция - 1 ч. )
Лекция·Государственная политика в направлении повышения качества современного
образования: Национальный проект «Образование», федеральные проекты «Современная
школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребенка», региональная составляющая
федеральных проектов, целевые ориентиры. Федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования о требованиях к образовательной деятельности педагога.
Обновлённые ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования,
ФГОС среднего общего образования.
3 Правовые и психолого-педагогические основы обеспечения безопасной и
комфортной образовательной среды. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Правовые основы обеспечения безопасности образовательного процесса. Правовые

основы безопасности несовершеннолетних в контексте «Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации» (п.33, п.93). Требования по обеспечению безопасности
несовершеннолетних, закрепленные в Законе об образовании в РФ и в профессиональном
стандарте «Педагог», Семейном кодексе РФ (ч. 2 ст. 63, ст. 69, ст.73, ст. 77), Конвенции о
правах ребенка (п. «а» ст. 37; ст.19, ст. 955), Уголовном Кодексе (ст. 156); Кодексе
административных правонарушений РФ (ст. 5.35). Понятие «Образовательная среда».
Трудовые функции педагога, связанные с обеспечением комфорта и безопасности
обучающихся. Безопасность и комфортность как важнейшие требования к образовательной
среде. Концепция психологической безопасности образовательной среды. Психическое и
психологическое здоровье школьника.
Практическая работа·Заполнение и обсуждение обобщающей таблицы по итогам
самостоятельного изучения Федерального закона РФ № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
4 Угрозы и риски безопасности в образовательной среде. ( лекция - 4 ч. практическое
занятие - 4 ч. )
Лекция·Психическое и психологическое здоровье школьника. Классификация рисков в
образовательной среде (риски учебно-познавательного процесса, риски, связанные с
участниками образовательного процесса; семейные риски; экологические риски, связанные с
неблагоприятными условиями окружающей среды; информационные риски). Школьное
насилие. Буллинг и его виды. Непризнание референтной значимости образовательной среды
образовательного учреждения. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном
общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников
образовательного процесса. Неразвитость системы психологической помощи в
образовательном учреждении. Средства профилактики психологического неблагополучия
обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Практическая работа·Заполнение таблицы «Факторы риска в образовательной среде» в
группах.
5 Экспертиза образовательной среды. Параметры и процедуры. ( лекция - 4 ч.
практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Современные подходы к оценке психологической безопасности и комфортности
образовательной среды. Параметры образовательной среды, выделенные как критерии
безопасной образовательной среды. Экспертиза образовательной среды как основа
педагогического проектирования. Науч-но-методологический подход к мониторингу
психологической безопасности образовательной среды. Определение показателей экспертизы
психологической безопасности образовательной среды. Методика психолого-педагогической
экспертизы образовательной среды школы (В.А. Ясвин). Методика «Психологическая
безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баева). Педагогическое наблюдение как
метод оценки безопасности и комфортности образовательной среды.
Практическая работа·Групповая работа по разработке карты для экспертизы фрагмента
образовательной среды в своей общеобразовательной организации по критериям
комфортности и безопасности. Выполнение практической работы по оценке безопасности и
комфортности фрагмента образовательной среды своей общеобразовательной организации.
6 Механизмы регулирования по-ведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Условия обеспечения психологически безопасной и комфортной образовательной
среды. Методы конструктивного взаимодействия с обучающимися в сложных педагогических
ситуациях. Направления профилактики насилия в школе. Социальное партнерство.
Информационно-просветительская работа. Развитие навыков ненасильственного общения (М.
Розенберг). Стратегии вмешательства (интервенции) при угрозе психологической
безопасности несовершеннолетним. Алгоритм действий педагогов и родителей в случае
буллинга и кибербуллинга. Специфика педагогической работы с зачинщиком и жертвой
травли. Принципы взаимодействия учителя с классом и родителями в случае травли. Оказание

поддержки и помощи обучающимся в случае угрозы или нарушения их психологической
безопасности в процессе обучения и воспитания.
Практическая работа·Решение педагогических кейсов в группах по 5-7 человек.
7 Проектирование безопасной и комфортной образовательной среды. ( практическое
занятие - 5 ч. )
Практическая работа·В соответствии с предложенной структурой слушатель разрабатывает
и публично представляет педагогический проект, направленный на повышение безопасности и
комфортности образовательной среды, разработанный на основе экспертизы образовательной
среды своей организации. Организуется обсуждение представленного описания опыта по
заданным критериям.
8 Итоговая аттестация ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Разработка проекта, направленного на повышение безопасности и
комфортности образовательной среды и включать представление (описание) значимой цели,
описание совокупности согласованных действий субъектов педагогического процесса по ее
достижению, описание оценки результативности данной работы. Слушатель самостоятельно
определяет социальную, педагогическую и (или) психологическую задачу в рамках проблемы.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Тест состоит из 10 вопросов, отражающих знание и понимание слушателями сущности
самоанализа качества профессиональной деятельности педагога.
Критерии оценивания:
Верно – 1 балл, неверно – 0 баллов. Максимальное количество – 10 баллов. Результаты теста не
оцениваются, так как направлены на определение профессиональных затруднений педагога.
Примеры заданий:
1. Продолжите фразу: Образовательная среда – это….
А. Совокупность средств обучения (методов и приемов учебно-методических материалов),
используемых в данном образовательном учреждении для решения педагогических задач
Б. Систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также
возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном
окружении
В. Эмоциональная атмосфера в образовательной организации, отношения между участниками
образовательного процесса
2. Укажите компоненты образовательной среды:
А. Пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).
Б. Методический (система методической работы с педагогами образовательной организации)
В. Социальный (определяется особой формой детско-взрослой общности).
Г. Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком
способы действий, организация обучения).

Д. Управленческий (организационная структура организации)
3. Как соотносятся понятия конфликт и буллинг? Выберите правильный вариант ответа
А. Эти понятия идентичны
Б. Буллинг – частный случая конфликта, для которого характерно унижение и оскорбление
личности
В. Это различные понятия. Они различаются по целям участников.
4. Выберите педагогически верные действия классного руководителя в ситуации травли
ребенка со стороны одноклассников (возможны несколько вариантов ответа):
А. Вмешиваться не нужно, дети сами разберутся;
Б. Сделать публичный строгий выговор зачинщикам конфликта;
В. Поднять на родительском собрании тему о необходимости позитивных взаимоотношений
между детьми в том числе и в социальных сетях;
Г. Поставить двойку за поведение и вызвать родителей;
Д. Серьезно поговорить с детьми о недопустимости травли;
Е. Организовывать досуговые мероприятия для всего класса, выезды, экскурсии и т.п.;
Ж. Обратиться с запросом к педагогу-психологу на индивидуальную работу с зачинщицами
травли и психологическую поддержку жертвы.
5. Продолжите фразу: Психологическое здоровье – это…
А. Совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
социальной адаптации, успешной самореализации
Б. Отсутствие психический нарушений, негативно влияющих на процесс социализации
В. Высокие результаты учебной деятельности и статус в группе сверстников.
Количество попыток: не ограничено

Текущий контроль
Раздел программы: 3. Правовые и психолого-педагогические основы обеспечения безопасной
и комфортной образовательной среды
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Заполнение и обсуждение обобщающей таблицы по итогам самостоятельного изучения
Федерального закона РФ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
Критерии оценивания:
1. Полнота содержания заполнения таблицы, соответствие документу. 2. Соответствие
рекомендуемых механизмов обеспечения информационной безопасности возрастным
особенностям детей. 3. Системный подход к обеспечению информационной безопасности
Примеры заданий:

Инструкция для слушателей:
Изучите Федеральный закона РФ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
1. Обобщите требования к информационной продукции для детей. Результаты работы
оформите в виде таблицы.
Возрастная
№

категория

Запрещенная
информация

детей

Информация,
ограниченная к
распространению

Дети, не
1

достигшие 6
лет

Дети,
2

достигшие 6
лет

Дети,
3

достигшие 12
лет

Дети,
4

достигшие 16
лет

2. Предложите соответствующие механизмы обеспечения информационной безопасности в
образовательной организации. Устно обоснуйте свои предложения.
Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: 4. Угрозы и риски безопасности в образовательной среде
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Заполнение таблицы «Факторы риска в образовательной среде» в группах. По итогам
представления группами своих работ проводится обсуждение.
Критерии оценивания:
1. Соответствие современным требованиям 2. Полнота содержания 3. Реализация системнодеятельностного подхода
Примеры заданий:
Инструкция обучающимся:
«На основе обсуждения заполните таблицу. Представьте результат работы другим группам»

Группы рисков

Влияющие

Возможные

Способы

Субъекты

факторы

последствия

профилактики

профилактики

Риски учебнопознавательного
процесса

Коммуникативные
риски

Информационные
риски

Экологические риски

Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: 5. Экспертиза образовательной среды. Параметры и процедуры.
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Проведение диагностики показателей безопасности и комфортности фрагмента
образовательной среды своей общеобразовательной организации. Составление аналитической
справки по итогам экспертизы самостоятельное проведение комплекса диагностических
исследований, направленного на оценку показателей безопасности и комфортности
образовательной среды. Проведенная экспертиза может стать основой итогового проекта.
Критерии оценивания:
1. Полнота и взаимодополняемость диагностических методов. 2. Соответствие
диагностического комплекса структуре изучаемого показателя. 3. Качество анализа
результатов исследования. 4. Наличие практико-ориентированных рекомендаций по итогам
диагностики. Каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. Максимальная
оценка – 40 баллов. При наборе менее 25 баллов - ставится «не зачтено», дается рекомендация
повторить материал темы и выполнить практическую работу еще раз.
Примеры заданий:
Предлагаемые темы для проведения экспертизы:
1. Оценка комфортности отношений в ученическом сообщества.
2. Стиль педагогического общения.
3. Психогигиена урока.
4. Комфортность предметно-пространственной среды школы.
5. Информационная безопасность в школе.
Выбирает каждый слушатель одну тему, соответствующую показателю безопасной и
комфортной образовательной среды.
Групповая работа по разработке карты для экспертизы фрагмента образовательной среды в

своей общеобразовательной организации по критериям комфортности и безопасности.
Инструкция

слушателям:

«Составьте

карту

анализа

безопасности

и

комфортности

образовательной среды, основываясь на предложенной таблице»

Критерии оценки образовательной среды

1.

Показатели

Методы и процедуры оценки
показателей

1.1

1.2
Безопасность образовательной
среды
1.3

…

2.

2.1

2.2
Комфортность образовательной
среды
2.3

…

В ходе обсуждения уточняется кто может выступать субъектом оценивания выделенных
показателей.
Требования к выполнению работы: полнота показателей по каждому критерию, комплексный
характер выбора инструментария для оценки.
Выполнение практической работы по оценке безопасности и комфортности фрагмента
образовательной среды своей общеобразовательной организации.
Количество попыток: 2
Раздел программы: 6. Механизмы регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды
Форма: Кейс
Описание, требования к выполнению:
Решение педагогических кейсов в группах по 5-7 человек.
Критерии оценивания:
1. Полнота анализа проблемной ситуации; 2. Выбраны правильные варианты ответов; 3.
Приведены аргументированные ответы на вопросы к кейсу.
Примеры заданий:

Инструкция

слушателям:

«Проанализируйте

содержание

кейса.

В

процессе

группового

обсуждения ответьте на вопросы:
1. В чем основная педагогическая проблема данной ситуации?
2. Каковы причины ее возникновения?
3. Какие действия педагога в данной ситуации будут результативны?
4. Какие пути взаимодействия с другими участниками образовательного процесса будут
способствовать решению описанной проблемы?
Аргументируйте свою позицию».
Обучающиеся привлекаются к оценке и обсуждению решений, предложенных другими
командами.
Кейс 1. Диме сложно общаться с другими детьми, у него вспыльчивый характер. Если он
чувствует несправедливое к себе отношение, то готов спорить и даже драться, при этом он
всегда чётко определяет источник раздражения. В середине 6 класса Дима почти месяц болел,
пропустил много уроков. Всем казалось, что он переспрашивал учителей и одноклассников
назло, нарочно задавал кучу вопросов учителям и одноклассникам. Просил их помочь или дать
списать, подсматривал в тетради соседей по парте. Кто-то из детей предложил игнорировать
его потому как «достал», устроить ему холодную войну. Его никто не обзывал и не бил, просто
все отворачивались и не отвечали на вопросы, а сосед пересел на другую парту. Вроде нет
причин жаловаться на одноклассников, но Дима в отчаянии и не понимает, что происходит:
«Почему так? Как мне быть?».

Кейс 2. В 7А было принято дружить по группам, но и конфликты возникали редко. В таких
ситуациях учитель оказывался рядом и помогал разобраться. В начале года в класс пришла
новая девочка Нина, сразу подружилась с Юлей, они были самыми высокими и взрослыми на
вид девчонками. Недели через две подружки начали задевать Костю, сначала по поводу его
невысокого роста, дальше больше. Постепенно к Юле и Нине стали присоединяться и другие
ребята. Кто-то, конечно, не обращал внимания или молча наблюдал за происходящим, а
учитель был слишком занят. При этом сам Костя пытался наладить контакт с девочками, но в
ответ получал только новую порцию насмешек и издевательств, в т.ч. в социальной сети.

Кейс 3. Оля любит рисовать. Она рисует свои книги и придумывает истории. Рисование
настолько захватывает девочку, что она может долго быть сосредоточенной и тихой. А на
уроках девочка преимущественно рассеянна и невнимательна. Ее успеваемость в школе очень
непостоянна. Учительница часто жалуется, что Оля на уроках «не работает», «витает где-то в
облаках». То же с домашним заданием, нужно сидеть над ней и постоянно напоминать ей:
сосредоточься, будь внимательной. Оля хочет делать лишь то, что ей нравится, и не понимает
слова «надо». Мама жалуется на усталость и бессилие от ежедневной проблемы с уроками.
Оля «гиперговорливая». В общении и с детьми, и со взрослыми очень непосредственна и
искренна. Олина потребность говорить значительно затрудняет ей способность слушать —
девочка перебивает, хочет сказать свое и не дает возможности высказаться другим.
Возможно, именно из-за этого у нее мало друзей. «Со мной не хотят дружить», — сознается
Оля.

Кейс 4. Одного из новеньких мальчиков в 5Б классе одноклассники называют не по имени, а по
национальности. Мальчик расстраивается, обижается, сторонится детей на перемене, иногда
плачет. Классный руководитель провела беседу с классом, указала на недопустимость такого
поведения. Тогда школьники стали дразнить ребенка так, чтобы учитель не услышал. Мальчик
отказывается ходить в школу.

Кейс 5. Лена одна из лучших учениц в 6А классе, по всем предметам учится одинаково хорошо.
Участвует во всех конкурсах и олимпиадах. При этом трудно сказать, чем девочка
интересуется, увлекается. Лена старательно выполняет задания, берется за любые поручения
учителя. Но если за контрольную работу или диктант Лена получает четверку, то
расстраивается до слез. Просит не ставить оценку в журнал, дать возможность исправить ее.
Ребята в классе посмеиваются над этим. Дома, по словам мамы ее никто не ругает за оценки.
Настроение Лены часто снижено, девочка выглядит бледной и напряженной. Она не
принимает участие в общих играх на перемене, не гуляет с ребятами после школы, объясняя
это тем, что не сделаны уроки или надо идти в музыкальную школу.

Количество попыток: не ограничено
Раздел программы: 7. Проектирование безопасной и комфортной образовательной среды
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
В соответствии с предложенной структурой слушатель разрабатывает и публично
представляет педагогический проект, направленный на повышение безопасности и
комфортности образовательной среды, разработанный на основе экспертизы образовательной
среды своей организации. Организуется обсуждение представленного описания опыта по
заданным критериям.
Критерии оценивания:
Примеры заданий:
1. В соответствии с предложенной структурой разработайте педагогический проект,
направленный на повышение безопасности и комфортности образовательной среды,
основанный на результатах проведенной в рамках самостоятельной работы экспертизы
образовательной среды своей организации.

Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
1. Обоснование необходимости Проекта.
2. Цели и задачи Проекта.
3. Участники Проекта.
4. Описание Проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Описание
проекта отражает проектируемые компоненты образовательной среды:
пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика);
методический (система методической работы с педагогами образовательной
организации, методическое обеспечение);
социальный (система взаимодействия, форм детско-взрослой общности);
психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком
способы действий, организация обучения);

управленческий (организационная структура организации, управленческие механизм).
5. Рабочий план реализации Проекта.
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта.
7. Оценка эффективности реализации Проекта.
8. Оценка рисков.
Проект оформляется в виде презентации в Power-Point ( 8-10 слайдов) и представляется на
итоговом занятии.
Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Практическая работа (педагогический проект) должна отражать результаты разработки
проекта, направленного на повышение безопасности и комфорт-ности образовательной среды
и включать представление (описание) значи-мой цели, описание совокупности согласованных
действий субъектов педа-гогического процесса по ее достижению, описание оценки
результативности данной работы. Слушатель самостоятельно определяет социальную,
педагогическую и (или) психологическую задачу в рамках проблемы.
Критерии оценивания:
1. Актуальность темы образовательного проекта 2. Новизна предлагаемой проектной идеи 3.
Реалистичность образовательного проекта 4. Содержательность образовательного проекта 5.
Жизнеспособность образовательного проекта 6. Оформление образовательного проекта 7.
Защита образовательного проекта. Максимальное количество баллов: 14 баллов. Шкала
оценок: 0 – не соответствие критерию, 1 – частичное соответствие, 2 – полное соответствие.
Проект считается зачтенным при оценке 9-14 баллов
Примеры заданий:
Критерии оценки

Описание критерия

Продуманный и разносторонний анализ ситуации
Видение различных проблем и понимание сути
1. Актуальность темы
образовательного проекта

решаемой проблемы
Доказательство значимости и актуальности
проекта для образования в организации, в
районе

Собственное видение различных путей решения
2. Новизна предлагаемой
проектной идеи

проблемы, заложенной в основу разработанного
проекта
Оригинальность предложенных методов, форм,
технологий

0

1

2

Реалистичность ресурсного обеспечения проекта
Корректность выбора мероприятий по
3. Реалистичность
образовательного проекта

реализации проекта
Умение определять возможные риски при
реализации проекта
Минимизация возможных рисков при
реализации проекта

Содержательность и логическая
согласованность представленных материалов
Разнообразие методов и форм работы по
4. Содержательность

реализации проекта

образовательного проекта

Конкретность и последовательность
мероприятий по реализации проекта
Описание технологии достижения планируемых
результатов

Прогнозируемость результатов реализации
5. Жизнеспособность
образовательного проекта

проекта, его эффективности
Способность внесения корректив
Перспективы развития и применения проекта в
образовательной практике

Идеи проекта ясно и лаконично изложены и
структурированы
Слайды презентации представлены в
6. Оформление

логической последовательности

образовательного проекта

Обоснованное использование фотографий и
дополнительных эффектов
Творчество и оригинальность в представлении
проекта

Культура речи, ясность и доступность изложения
Умение формулировать вопросы, делать
7. Защита
образовательного проекта

комментарии и отвечать на поставленные
вопросы (полнота, аргументированность,
убедительность и убежденность
Культура участия в публичном выступлении и
готовность к ведению дискуссии

Количество попыток: не ограничено

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы

Нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (п.33, п.93).
3. Семейный кодекс РФ (ч. 2 ст. 63, ст. 69, ст.73, ст. 77),
4. Конвенция о правах ребенка (п. «а» ст. 37; ст.19, ст. 955),
5. Уголовный Кодекс (ст. 156);
6. Кодексе административных правонарушений РФ (ст. 5.35)
7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель,
учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
8. Федеральный закон РФ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г.
Литература
1. Баева

И.

А.,

Тарасов

С.В.

Психолого-педагогическое

сопровождение

безопасной

образовательной среды: экспертиза и диагностика: науч.-метод. пособие / под науч. ред.
И.А. Баевой и С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2015. 224 с.
2. Баева И. А., Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под
ред.Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб.: Питер, 2020. 496 с.
3. Донцов А. И. Психология безопасности: учебное пособие для академического
бакалавриата. Москва, 2019. 276 с.
4. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды : учебное пособие для вузов /
К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 437 с.
5. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников: учебное пособие. М.:
Издательство Юрайт, 2017. 140 с.
6. Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / под ред.
Н.Е.Харламенковой. М.: Когито-Центр, 2017. 344 с.
7. Каменская Е.Н. Безопасность жизнедеятельности и управление рисками: учебное
пособие. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА. М, 2016. 252 с.
8. Кисляков, П. А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность :
учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 156 с.
9. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность
образовательной среды детских учреждений. Курс лекций. М.: Проспект, 2017. 460 с.
10. Кравченко С. А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для
академического бакалавриата. Москва, 2019. 302 с.
11. Образовательная среда сегодня: теория и практика: сборник материалов Всерос. науч.практ. конф. (Чебоксары, 14 июня 2023 г.) / гл. ред. В. И. Кожанов. Чебоксары:
Интерактив плюс, 2023. 128 с.
12. Плаксина И. В., Дрозд К. В. Проектирование образовательной среды: учебное пособие. М:
Издательство Юрайт, 2018. 437 с.
13. Психологическая безопасность образовательной среды: Материалы III международной
научно-практической конференции (Нижний Новгород, 20 февраля 2020 г.) / Отв. за вып.
проф. Г.В. Сорокоумова. Н. Новгород: НГЛУ, 2020. 157 с.
14. Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и
практика создания: монография / И. А. Баева, С. В. Тарасов, Е. Б. Лактионова, Н.Н. Баев,
Л. А. Гаязова, Л. И. Шахова. Санкт-Петербург: ГИЭФПТ, 2019. 174 с.
15. Петров С. В., Кисляков П. А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения:
учебное пособие для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 179 с.

16. Сетко Н.П. Психическое здоровье детей и подростков: монография// Н.П. Сетко, А.Г.
Сетко, Е.В. Булычева. Оренбург. Изд.-во ОрГМУ, 2019. 335 с.
17. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды :
учебное пособие / С.В. Пазухина, И.Л. Федотенко, С.А. Филиппова ; под. общ. ред. С. В.
Пазухиной. Москва : РУСАЙНС, 2023. 136 с.
Электронные обучающие материалы
1. Кейсы к разделу 6.Механизмы регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды: https://disk.yandex.ru/d/2kYy_I0DtUnBtA
2. Критерии оценивания проекта: https://disk.yandex.ru/i/5VXC0g6LyuyupA
3. Наваль М. Комфортная образовательная среда как условие продуктивного взаимодействия
ее субъектов / М. Наваль, Р.М. Шерайзина [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-produktivnogovzaimodeystviya-ee-subektov (дата обращения 20.11.2023).

Интернет-ресурсы
1. Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». Статьи по психологии,
нормативные документы, литература для школьного психолога и др. http://psy.1september.ru
2. Психологическая наука и образование. Периодическое специализированное научнопрактическое издание по проблемам психологии и образования. Журнал публикует научные и
практические работы, освещающие наиболее актуальные проблемы теоретической и
практической психологии. http://www.psyedu.ru/
3. Психологический портал Российской информационной сети Rin.ru. http://psy.rin.ru/
4. Психологическая наука и образование. http://www.psyedu.ru/
5. Электронная библиотека по психологии, социологии и управлению. http://soc.lib.ru/su/
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: наличие АРМ слушателя (по
количеству обучаемых), АРМ преподавателя.
Технические средства обучения: наличие локальной сети, возможности выхода в Интернет.
Занятия сопровождаются иллюстрацией презентаций в Power-Point.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.