Проектирование урока с использованием критериального оценивания достижения обучающимися образовательных результатов

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Проектирование урока с использованием критериального оценивания
достижения обучающимися образовательных результатов.

Разработчик(и) программы:
Косова Т.Н., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», Ушакова Е.Е., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"

Екатеринбург, 2025

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в сфере проектирования урока с использованием критериального оценивания
достижения обучающимися образовательных результатов..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Осуществление
профессиональной
деятельности в соответствии
Профстандарт 01.001

с требованиями федеральных

Общепедагогическая

образовательных стандартов

функция. Обучение

дошкольного, начального

А/01.6

общего, основного общего,
среднего общего
образования. Планирование и
проведение учебных занятий.

Уметь

Виды образовательных

Проектировать урок от

результатов. Алгоритм

результата в

проектирования урока в

соответствии с ФГОС.

концепции результато-

Разрабатывать

ориентированного обучения

оценочные задания и

Принципы организации

организовывать

критериального оценивания

оценочные процедуры в

достижения обучающимися

рамках урока с

образовательных результатов

использованием

в соответствии с ФГОС на

критериального

уроке.

оценивания

1.3. Категория слушателей:
педагоги основного общего образования.
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

*

Входной контроль

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

2

2

0

0

5

2

3

0

Нормативные требования к
организации
образовательного процесса и
системе оценки
1

образовательных
результатов в контексте
создания единого
образовательного
пространства РФ
Система критериального
оценивания достижения

2

обучающимися
образовательных
результатов в контексте
требований ФГОС

тест

Оценочное задание как
инструмент оценки
3

достижения обучающимися

6

2

3

1

5

2

3

0

образовательных

практическая
работа

результатов
Проектирование урока от
4

результата: принципы,
этапы, внутренняя
согласованность

*

Итоговая аттестация

4

0

4

0

*

Выходной контроль

1

0

1

0

Итого

24

8

15

1

практическая
работа
тест

2.2. Рабочая программа
* Входной контроль
1. Нормативные требования к организации образовательного процесса и системе
оценке образовательных результатов в контексте создания единого образовательного
пространства РФ ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Цель и задачи государственной политики в области образования: создание единого
образовательного пространства и единой системы оценки качества образования. Индекс
качества общего образования: изменения в системе мониторинга качества образования. Цели
контрольно-оценочной деятельности, внутреннее (внутришкольное) оценивание. Оценочная
деятельность в образовательной организации. Компоненты внутренней оценки. Системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Оценка и отметка. Выставление отметок как предмет административного контроля. Требования
профессионального стандарта педагога к оценочной деятельности.
2. Система критериального оценивания достижения обучающимися образовательных
результатов в контексте требований ФГОС. ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Критериальное оценивание. Основные понятия: образовательные результаты,
критерий оценивания, кодификатор, оценочное задание, составное задание, шкала
оценивания. Виды предметных образовательных результатов, примеры формулировок.
Оценочное задание. Путь от образовательного результата к оценочному заданию. Система
критериального оценивания. Возможности и преимущества критериального оценивания для
всех участников образовательных отношений
Практическая работа·Работа в малых группах: Анализ пула предложенных оценочных заданий
на их соответствие заявленным предметным образовательным результатам и корректности
предложенных критериев оценки его достижения. Представление и обсуждение результатов
групповой работы
3. Оценочное задание как инструмент оценки достижения обучающимися
образовательных результатов ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. самостоятельная
работа - 1 ч. )
Лекция·Структура оценочного задания. Индикаторы (наблюдаемые признаки результата)
оценочного задания. Примеры оценочных заданий пяти видов образовательных результатов:
факт, понятие, способ, закономерность, умение. Шкалы оценивания. Требования к оценочным
заданиям.
Практическая работа·Работа в малых группах: разработка оценочных заданий пяти видов
(факт, способ, умение, понятие, закономерность) по предложенным темам в соответствии с
требованиями: соответствие задания указанному виду образовательного результата, наличие
исчерпывающей и понятной инструкции, обеспечение невозможности угадывания правильного
ответа, шкала оценивания предусматривает все возможные варианты ответа. Представление и

обсуждение результатов групповой работы.
Самостоятельная работа·Практическая работа для промежуточной аттестации описана в
разделе 3.
4. Проектирование урока от результата: принципы, этапы, внутренняя согласованность
( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Планирование результатов урока в соответствии с ФРП и ФГОС. Согласованность
результатов и цели на урок. Механизмы формулирования цели на урок. Согласованность
содержания урока, образовательных технологий, методов, приемов, форм работы с целью на
урок. Согласованность процедур оценки с запланированными результатами урока. Матрица
проектирования урока.
Практическая работа·Работа в малых группах: заполнение матрицы урока по предложенной
теме (предметные и метапредметные результаты сформулированы): 1) формулирование
личностных результатов урока, 2) цель на урок ученика, 3) цель на урок учителя, 4) методы,
приемы, технологии организации деятельности обучающихся по достижению запланированных
образовательных результатов, 5) определение процедуры оценивания достижения
обучающимися запланированных результатов. Обсуждение и анализ результатов групповой
работы с позиции согласованности всех элементов урока.
* Итоговая аттестация.
* Выходной контроль

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с
выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
1. Задание на выбор нескольких вариантов ответа
Оценочная деятельность в образовательной организации включает в себя:
А) Оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального,
регионального и федерального уровней;
Б) Оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных
процедур;
В) Оценка финансово-хозяйственной деятельности организации;
Г) Оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.

2. Задание на выбор одного правильного варианта ответа
Система оценки образовательной организации реализует … подхода к оценке образовательных
достиженией
А) три;
B) четыре;
C) пять.
Количество попыток: 3

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью выяснения приращения знаний по содержанию программы, в том числе,
виды образовательных результатов и алгоритма проектирования урока в концепции
результато-ориентированного обучения, принципов организации критериального оценивания
достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с ФГОС на уроке.
Итоговый тест включает в себя 20 вопросов, затрагивающих этапы проектирования
современного урока, виды образовательных результатов, принципы организации
критериального оценивания достижения обучающимися образовательных результатов в
соответствии с ФГОС на уроке
Критерии оценивания:
Задание оценивается по системе «зачтено»/ «не зачтено». «Зачтено» ставится, если слушатель
ответил верно не менее чем на 14 вопросов теста.
Примеры заданий:
1. Задание на выбор нескольких правильных вариантов ответа
1. Какие этапы включает в себя проектирование урока в соответствии с требованиями
ФГОС?
а) планирование предметных, метапредметных и личностных результатов
б) подбор содержания, стратегий и технологий обучения в соответствии с
запланированными результатами урока
в) определение процедуры оценки достижения обучающимися запланированных
результатов
г) планирование использования развлекательных элементов
д) планирование использования ИКТ и ЭОР
2. Задание на выбор одного правильного варианта ответа
В

списке

приведены

основополагающие

принципы

при

организации

критериального

оценивания достижения обучающимися образовательных результатов на уроке. Выбери один
лишний вариант .
а) Оценка должна быть субъективной и отражать личное мнение учителя.
б) Критерии оценивания должны быть понятны и известны ученикам заранее.

в) Оценка должна быть основана на четких и измеримых критериях.
г) Оценка должна способствовать развитию самооценки и рефлексии учеников.
д) Оцениваются только результаты, а не процесс деятельности ученика.
Количество попыток: 3

Промежуточный контроль
Раздел программы: Оценочное задание как инструмент оценки достижения обучающимися
образовательных результатов
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на знания и практические навыки, полученные при изучении темы 3: «Оценочное
задание как инструмент оценки достижения обучающимися образовательных результатов»,
разработать по одному оценочному заданию на каждый вид предметного образовательного
результата по своему предмету в рамках выбранной темы. Разработанные задания должны
соответствовать следующим требованиям: 1) соответствие задания указанному виду
образовательного результата, 2) наличие исчерпывающей и понятной инструкции, 3)
обеспечение невозможности угадывания правильного ответа, 4) шкала оценивания
предусматривает все возможные варианты ответа.
Критерии оценивания:
Задание оценивается по системе «зачтено»/ «не зачтено». «Зачтено» ставится, если слушатель
разработал не менее пяти оценочных заданий в соответствии со всеми требованиями.
Примеры заданий:
Разработать по одному оценочному заданию на каждый вид предметного образовательного
результата по своему предмету в рамках выбранной темы в соответствии с требованиями :
1) соответствие задания указанному виду образовательного результата, 2) наличие
исчерпывающей и понятной инструкции, 3) обеспечение невозможности угадывания
правильного ответа, 4) шкала оценивания предусматривает все возможные варианты ответа.
Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Составить матрицу проектирования урока, используя предложенный макет
Критерии оценивания:
Для получения оценки “Зачтено” матрица проектирования урока должна соответствовать
следующим критериям: Критерий 1. Соответствие предметного результата требованиям ФГОС:
2 балла - Результат сформулирован четко, конкретно, измеримо и полностью соответствует
ФРП и требованиям ФГОС 1 балл - Результат сформулирован, но недостаточно конкретно и/или
не полностью соответствует ФРП и требованиям ФГОС 0 баллов - Результат не сформулирован
или сформулирован не в соответствии с ФРП и требованиями ФГОС Критерий 2. Отражение
метапредметных результатов: 2 балла - Метапредметные результаты сформулированы четко и
конкретно, отражают развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД и
взаимосвязаны с содержанием урока и выбранными методами 1 балл - Метапредметные
результаты представлены, но недостаточно конкретно и не прослеживается их связь с
содержанием урока и выбранными методами. 0 баллов - Метапредметные результаты не

представлены или указаны формально Критерий 3. Учет личностных результатов: 2 балла Личностные результаты сформулированы четко и конкретно, отражают развитие ценностных
ориентаций, самоопределения и смыслообразования и взаимосвязаны с содержанием урока и
выбранными методами 1 балл - Личностные результаты представлены, но недостаточно
конкретно и не прослеживается их связь с содержанием урока и выбранными методами. 0
баллов - Личностные результаты не представлены или указаны формально Критерий 4.
Взаимосвязь целей учителя и ученика: 2 балла - Цели учителя и ученика направлены на
достижение образовательных результатов, между собой согласованы и отражают деятельность
учащихся на уроке 1 балл - Цели учителя и ученика сформулированы, но их связь недостаточно
очевидна, частично направлены на достижение образовательных результатов. 0 баллов - Цели
учителя и ученика не согласованы или указана только цель учителя или только цель учителя
Критерий 5. Соответствие выбора методов и приемов цели и результатам урока: 2 балла Методы и приемы обучения соответствуют цели урока, содержанию учебного материала,
образовательным результатам и возрастным особенностям обучающихся. Методы и приемы
выбраны произвольно и не соответствуют цели и содержанию урока. 1 балл - Методы и приемы
выбраны, но не все из них соответствуют цели, содержанию урока и образовательным
результатам. 0 баллов - Методы и приемы выбраны произвольно и не соответствуют цели и
содержанию урока. Критерий 6. Организация оценивания достижения образовательных
результатов: 2 балла - Организация оценивания позволяет достоверно оценить достижение
заявленных на урок образовательных результатов. Критерии оценивания четкие и понятные. 1
балл - Организация оценивания представлена, но не позволяет в полной мере оценить
достижение заявленных на урок образовательных результатов 0 баллов - Оценивание
отсутствует или не соответствует целям урока и образовательным результатам. Итого:
Максимальное количество баллов - 12. 10-12 баллов – высокий уровень внутренней
согласованности матрицы проектирования урока 6-9 баллов: Достаточный уровень внутренней
согласованности, требуется доработка отдельных элементов. 0-5 баллов: Низкий уровень
внутренней согласованности, требуется существенная переработка матрицы проектирования
урока. Слушатель получает “зачет” при количестве набранных баллов - не менее 6.
Примеры заданий:
МАТРИЦА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА

Организация
Предметный

Метапредметный

образовательный

(-ые) результат(-

результат

ы)

Личностный
результат

Цель на

Цель на

Приемы,

оценивания

урок

урок

методы,

достижения

ученика учителя технологии образовательных
результатов

Количество попыток: не ограничено

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.04.2025).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования”. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

(дата

обращения: 27.04.2025).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 “ Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования”. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/ (дата обращения 03.05.2025)
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфер
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016)
URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.04.2025)
Литература
1. Афанасьева, Т.П. Потенциал обновленного ФГОС основного общего образования: оценка и
позиция педагогического сообщества / Т.П. Афанасьева, Г.С. Ковалева, 92 И.М. Логвинова
и др.; под научн. ред. Ю.С. Тюнникова. – М: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», 2022. – 102 с.
2. Барыбина И.С., Лебедкина В.Б., Головченко Л.В. Формирующее оценивание: подходы и
проблемы // В сборнике: Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация
ценностей и идентичностей в современном мире. сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции. Белгород, 2025. С. 27-30.
3. Григоренко О.В., Рванова А.С., Шмигирилова И.Б. Проблемы внедрения критериального
оценивания в школьную практику // Сибирский учитель. 2020. № 2 (129). С. 13-19.
4. Клишина

Е.С.

Особенности

критериального

оценивания

учебных

достижений

обучающегося // В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития
современного

общества.

сборник

статей

по

материалам

Всероссийской

научно-

практической конференции молодых исследователей. Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2023. С. 130-133.
5. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Петербургский вектор внедрения ФГОС: научнометодическая

поддержка

и

опыт

образовательных

организаций

//

Непрерывное

Оценивание

в

образовании:

образование в Санкт-Петербурге. 2021. № 1 (13). С. 4-6
6. Шмигирилова

И.Б.,

Рванова

А.С.,

Григоренко

О.В.

современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) //
Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 43-83
7. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной
грамотности учащихся. - 2019 г. - с. 160
8. Профессиональное
функциональной

развитие
грамотности

педагогов

в

учащихся

/

области

формирования

Авторы-составители

и

Абдулаева

оценки
О.А.,

Александрова Н.В., Алексашина И.Ю., Бойцотова Е.Г., Иваньшина Е.В., Кисилев Ю.П.,
Кочедыкова Л.В., Муштавинская Е.А., Муштавинская И.В., Свирина Н.М., Солодкова Т.М.,
Сорокина Е.Н. / монография / Санкт-Петербург, 2021.
9. Овсянникова, И. В. Виды и приемы рефлексии для эффективности современных уроков по
ФГОС ООО / И. В. Овсянникова, Е. А. Талзи // Академия профессионального образования. –

2020. – № 1 (92). – С. 69-75.
10. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации /
Авторы-составители М. А. Пинская, А. М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский
учебник», 2019. С.76.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1.

Портал «Единое содержание общего образования» – URL: https://edsoo.ru/

- Дата

обращения 13.05.2025
2.

Региональная сетевая методическая служба «Педсовет66» [Электронный ресурс] –

Режим доступа: https://pedsovet66.irro.ru
3.

- Дата обращения 14.04.2025

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [сайт]. URL: https://instrao.ru/

(дата обращения: 16.04.2025).
4.

Федеральный портал «Российское образование»: [сайт]. URL: https://edu.ru/- Дата

обращения 14.05.2025
5.

Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. URL: https://fgos.ru/

(дата обращения: 13.04.2025)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Технические средства обучения.
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом

педагогических

работников

и

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер

преподавателя

должен

аудиоколонками и/или наушниками.

быть

оснащен

веб-камерой,

микрофоном,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».