Проектирование метапредметного урока в контексте реализации ФГОС ООО и освоения ФОП ООО.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Проектирование метапредметного урока в контексте реализации ФГОС
ООО и освоения ФОП ООО.

Разработчик(и) программы:
Щербина Е.Ю., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Крюкова Е.М., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", андрагог
международного уровня

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в области проектирования метапредметного урока в контексте реализации ФГОС
ООО и освоения ФОП ООО..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь

Осуществление
профессиональной деятельности
в соответствии с требованиями
Профессиональный

федеральных государственных

стандарт Педагог 01.001

образовательных стандартов

Общепедагогическая

дошкольного, начального

функция. Обучение. A/01.6

общего, основного общего,

Разрабатывать

Структуру и

метапредметные

содержание
универсальных учебных
действий обучающихся
ООО. Основные понятия

среднего общего образования.
Формирование универсальных

метапредметного
подхода.

задания.
Разрабатывать
технологическую
карту
метапредметного
урока.

учебных действий

1.3. Категория слушателей:
учитель
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов
(модулей) и тем

учебных работ
Всего
часов

Интерактивное

Лекция,

Входной контроль

содержание ФГОС

1

0

1

0

4

2

2

0

6

2

4

0

7

1

6

0

9

3

6

0

ООО и ФОП ООО
Сущность, значение и
2

задачи
метапредметного
подхода.
Понятие и сущность

3

универсальных
учебных действий
(УУД).
Проектирование

4

урока на основе
метапредметного
подхода

контроля

занятие, час

Метапредметное
1

Формы

работа, час

(практическое)

час

*

Самостоятельная

тест

Технология
5

проектирования
метапредметных

6

2

4

0

заданий
*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

Итого

36

10

26

0

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Метапредметное содержание образовательных стандартов. ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Метапредметное содержание образовательного стандарта. Фундаментальное ядро
содержания образования. Метапредметные результаты как важная характеристика ФГОС ООО
и ФОП ООО. Требования к метапредметным результатам, установленным ФГОС ООО. Освоение
межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Возможность их использования в
учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории
Практическая работа·(2 ч.) Работа в малых группах с текстом ФГОС ООО и ФОП ООО с целью
формулирования метапредметного содержания урока по конкретному предмету: 1) реальные
объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные
объекты; 2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе
фундаментальные проблемы; 3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые
способы деятельности; 4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.
2 Сущность, значение и задачи метапредметного подхода. ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 4 ч. )
Лекция·Метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных
результатов образования: реализация метапредметного, межпредметного обучения в ходе
изучения учебных дисциплин. Сущность метапредметного подхода: переход от существующей
практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к
метадеятельности. Многоуровневый подход А.В. Хуторского: частнопредметный,
межпредметный, метапредметный, личностный уровни. Ключевая педагогическая задача:
создание условий, инициирующих действия обучающегося. Системно-деятельностный подход.
Практическая работа·(2 ч.) Групповая работа. Фасилитационная практика «Распаковка
понятий»: Метадеятельность как универсальная деятельность, которая является
надпредметной; Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные
(надпредметные), познавательные умения и навыки; Метазнания – знания о знании, о том, как
оно устроено и структурировано, знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания
(когнитивные умения) и о возможностях работы с ним; Метаспособы – методы, с помощью
которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и
программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (2 ч.)
Практический семинар. Как достигнуть метапредметных результатов: • Метапредметы •
Метапредметные программы • Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) • Метапредметный
подход на уроке • Предметный урок + метапредметная тема • Метапредметные задания •
Межпредметные проблемные ситуации • Межпредметные, надпредметные проекты
3 Понятие и сущность универсальных учебных действий (УУД). ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Универсальный характер УУД – метапредметный характер; обеспечивают
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Взаимосвязь УУД с содержанием учебных дисциплин. Характеристики регулятивных,
познавательных, коммуникативных УУД обучающихся. Программа формирования УУД ООО.
Функции УУД.
Практическая работа·(2 ч.) Групповая работа с нормативными документами (ФГОС ООО и
ФОП ООО). Анализ Программы формирования УУД ООО конкретной образовательной
организации. Педагогическое сопровождение формирования УУД обучающегося. (2 ч.) Работа в
малых группах. Анализ универсальных учебных действий с точки зрения функций, модели
формирования, взаимосвязи с содержанием учебных дисциплин. Рассмотрение УУД в удобной
для слушателя форме: списком, в формате интеллект-карты или табличном
4 Проектирование урока на основе метапредметного подхода ( лекция - 3 ч.
практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Требования к современному уроку. Виды уроков, ориентированные на
метапредметные результаты: 1) Метапредметный урок по структруре А.В. Хуторского
(технология эвристического обучения); 2) Предметный урок +метапредметная тема
(«проблема», «роль и позиция», «определение понятия»….и другие); 3) Межпредметный
(интегрированный) урок: межпредметная (метапедметная) тема +метапредметный результат;
4) Современный предметный урок: предметная +метапредметная цель; 5) Предметный урок:
учебно-практические, учебно-познавательные задания. Структура метапредметного урока по
А.В.Хуторскому. Этапы урока: этап целеполагания Этап создания образовательной
напряженности (постановки проблемы). Этап работы над открытым заданием, создание
собственного продукта. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом. Этап
рефлексивного осмысления результатов урока. Для каждого этапа урока разбор
метапредметных знаний, метапредметных умений, критерии оценки, форма оценки. Связь
предметных результатов с метапредметными.
Практическая работа·(2 ч.) Групповая работа. Типичные способы постановки целей и оценка
их эффективности. Типичные способы постановки целей : 1. Определение целей через
изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему» Минус: _____Плюс:
_____2.Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомить с…», «объяснить
…», «рассказать о …» Минус: _____Плюс: _______3.Постановка целей через деятельность
учащихся: «решение задачи…», «выполнение упражнения…» Минус:______ Плюс:
_______4.Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального,
личностного развития: «формировать умение…», «развивать познавательную
самостоятельность…», «формировать отношения…» Минус: _______Плюс: _______5.Постановка
целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся: «знает конкретные
факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…»,
«применяет правило для…» Минус: _______Плюс: _____ Кейс-метод: измерение когнитивных
(познавательных) процессов с примерами целей, ориентированных на результат. Решение
кейсов. (2 ч.) Групповая работа с обсуждением этапов урока с точки зрения метапредметных
знаний, метапредметных умений, критерии оценки и формы оценки. Пример оформления
итоговой таблицы . Шапка таблицы: Этапы урока / Метапредметные знания (знания,
позволяющие сформировать целостную картину мира) / Метапредметные умения
(универсальные учебные умения, методы познания себя и мира) / Критерии оценки (новизна,
глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.) / Форма оценки количественная (баллы, шкалы, отметки) - качественная (рецензия учителя, самооценка,
рецензия одноклассников, защита) Столбец таблицы: Этапы урока / Этап целеполагания / Этап
создания образовательной напряженности (постановки проблемы) / Этап работы над открытым
заданием, создание собственного продукта / Этап сравнения с культурно-историческим
аналогом / Этап рефлексивного осмысления результатов урока (2 ч.) Работа в малых группах.
Проектирование метапредметного урока определенного типа: комбинированный урок, урок
усвоения нового материала, урок повторения и закрепления изучаемого материала, урок
систематизации и углубления изучаемого материала, урок учета и контроля знаний. Работа с
технологической картой урока.

5 Технология проектирования метапредметных заданий ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 4 ч. )
Лекция·Основной инструмент проверки метапредметных результатов – метапредметное
задание. Понятие «метапредметное задание». Структура. Аналитические умения – упражнения
для формирования. Синтез – формулирование определений, при разработке любого закона,
положений. Ключевые активные глаголы. Сравнение. Два этапа сравнения: нахождение
сходства и установление различия свойств, признаков, явлений и объектов. Обобщение.
Классификация. Учебно-познавательное задание. Учебно-практическое задание. Формирование
умений давать определения понятиям. Как проверить метапредметный результат.
Практическая работа·(2 ч.) Работа в малых группах Прием «Блиц-турнир» на быстрое
формулирование заданий на формирование: 1) аналитических умений. “Аналитические умения
формируются с помощью следующих упражнений.....” (например, выбрать из ряда
предложенных характеристик объектов наиболее существенные, выделить в абзаце главную
мысль, ...); 2) активизации мыслительного процесса создания нового знания, нового образа:
синтез как один из приемов; 3) мысленного установления сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам – сравнение; 4) способности обобщить, т. е.
объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам, их общим и
существенным признакам; 5) способности распределения предметов по группам, где каждая
группа, каждый класс имеет свое определенное место (классификация). (2 ч.) Работа в парах с
представлением результата группе. Групповое обсуждение. Сформулировать два
метапредметных задания по выбранному учебному предмету – учебно-познавательное задание
и учебно-практическое задание. Описать все характерные признаки таких заданий и
перечислить УУД, формируемые ими. Памятка для работы: 1). В метапредметном задании
должно быть: исследование / преобразование известного; использование познавательных УУД;
использование содержания, идей, методов других областей знаний; решение проблемы; 2).
Результатом метапредметного задания должно быть создание объекта с заданными
свойствами; 3). Структура метазадания: • планируемый результат (оценить правильность…); •
мотивационная часть (представь, что…); • содержание: условие (информирующая часть),
вопрос (комментирующая часть); инструкция по выполнению ( ответная часть); • образец
(описание ответа); • критерии оценки; • методический комментарий (организационная часть).

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Пять заданий
с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и три задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:

А) федеральный учебный график;
B) описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
C) план внеурочной деятельности;
D) характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся;
Правильный ответ: B, D.
2. ФГОС устанавливает требования к метапредметным результатам освоения обучающимися
программ основного общего образования:
A) освоение обучающимися межпредметных понятий;
B) способность использовать межпредметные понятия в учебной, познавательной и
социальной практике;
C) готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
D) готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
E) овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории;
Правильный ответ: A, В, D, E
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходной контроль включает в себя 20 тестовых вопросов, затрагивающих основные понятия
метапредметного подхода в образовании, а также структуру и содержание универсальных
учебных действий обучающихся ООО.
Критерии оценивания:
обучающийся считается аттестованным, если выполнил итоговый тест не менее, чем на 60%.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
1. В метапредметном задании должно быть:

A. исследование / преобразование известного;
B. верификация результата;
C. использование познавательных УУД;
D. использование содержания, идей, методов других областей знаний;
E. решение проблемы.
Правильный ответ: A, C, D, E
Задание на выбор одного варианта правильного ответа
2. Метапредметный результат «Выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов» относится к
A. Регулятивным УУД;
B. Познавательным УУД;
C. Коммуникативным УУД.
Правильный ответ: B
3. Какое из понятий не является «межпредметным»:
A. Артикль;
B. Сила;
C. Энергия;
D. Работа;
E. Параллель.
Правильный ответ: A
Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Разработать технологическую карту метапредметного урока по выбранному предмету на
конкретную тему. Технологическая карта должна включать в себя следующие разделы:
предмет, параллель / класс, тему, планируемые результаты, цель на урок (для ученика и
учителя), описание деятельности ученика и учителя на различных этапах урока, а также
указание формируемых метапонятий и УУД. В этап целенаправленной деятельности
необходимо включить не менее двух метапредметных заданий, направленных на
формирование различных метапредметных результатов (учебно-познавательное задание и
учебно-практическое задание).
Критерии оценивания:
Для получения оценки «Зачтено» при выполнении практического задания необходимо учесть
ВСЕ следующие критерии: Формулировка целей: Цель сформулирована с учетом
метапредметного подхода через указание конкретных действий, которые возможно измерить.
Конкретизация планируемых результатов освоения содержания урока: Сформулированы
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с целью и
содержанием урока. Описание деятельности на этапах урока: деятельность обучающихся
организована с использованием учебно-познавательных и учебно-практических заданий,
методов и приёмов, направленных на формирование метапонятий и УУД. Критериальное
оценивание: Критерии оценивания достижения планируемых предметных и метапредметных
результатов урока сформулированы и предъявлены обучающимся. Наличие метапредметных

заданий: в этап целенаправленной деятельности включены не менее двух метапредметных
заданий, направленных на формирование различных метапредметных результатов (учебнопознавательное задание и учебно-практическое задание).
Примеры заданий:
Пример оформления технологической карты метапредметного урока в табличном виде

ФИО педагога, ОО

Предмет

Класс

Тема урока

Образовательная цель
на урок (цель ученика)

Педагогическая

цель

на урок (цель учителя)

Учебно-методическое
оснащение

Основные предметные
и метапредметные
понятия

Планируемые
результаты освоения
содержания урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность

Используемые

обучающихся

приёмы

ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Формируемые УУД

ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования” – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата
обращения: 09.10.2023)
2. Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287»
– URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/3a8149c34cdc83e75c444be77a4c791a/download/5176/
(дата обращения: 09.10.2023)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 “Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования" – URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040 (дата обращения: 09.10.2023)
Литература
1. Ананичева, Н.В. Формирование метапредметных и личностных образовательных
результатов учащихся на основе акмеологического подхода / Н.В. Ананичева, И.В.
Захарычева, Л.Н. Кильянова, Г.Р. Кузьмина, Н.В. Лещинская, М.И. Лукьянова, Л.Е. Мязина,
Л.П. Орлова, О.В. Самаркина, В.Б. Селиванова // Учебно-методическое пособие. –
Ульяновск. – 2023.
2. Воровщиков, С.Г. Метапредметный урок: технология проектирования // С.Г.Воровщиков //
Управление современной школой. Завуч. – 2021.– № 7. – С. 94-102.

3. Егупова, М.В. Задачи на практические приложения геометрии как средство достижения
метапредметных образовательных результатов / М.В. Егупова, Ю.В. Мошура //
Математика в школе. – 2020. – № 2. – С. 37-43.
4. Леушина, И.С. Кейс-проект как результат сформированности метапредметных
результатов обучающихся основной школы / И.С. Леушина // В сборнике: Наука.
Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов
Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции : в 4 т..
Белгородский государственный институт искусств и культуры. – 2019. – С. 88-92.
5. Новикова, Е.О. Интеллект-карта как средство формирования метапредметных
результатов на уроках математики в основной школе // Е.О. Новикова // Вестник
Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. – 2021.– № 2. – С. 196-204.
6. Шаповалова, О. Н. межпредметные задания для оценки метапредметных достижений
обучающимися 8-9 классов: учебное пособие для общеобразовательных организаций:
базовый уровень / О.Н. Шаповалова. – Ставрополь: Издательство – информационный
центр «Фабула», 2020. – 110 с.
7. Шаповалова, О.Н. Формирование метапредметных и специальных компетенций
школьников в системе ранней предпрофильной подготовки / О.Н. Шаповалова // В
сборнике: Ступени успеха. Cборник материалов III Многопрофильной научнопрактической конференции молодых ученых и преподавателей. – Ростов-на-Дону. – 2022.
– С. 97-100.
8. Шаталов, М.А. Проблемный урок как вид метапредметного урока в современной школе /
М.А. Шаталов // Известия Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена. – 2019. – № 194. – С. 163-169.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Мансурова, С. Е. Проблема формирования мировоззрения школьников в условиях
введения обновленных ФГОС // Ценности и смыслы. 2023. №1 (83). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-mirovozzreniya-shkolnikov-v-usloviyahvvedeniya-obnovlennyh-fgos (дата обращения: 09.10.2023).
2. Землянская, Е. Н. Оценка качества метапредметного обучения на уроке // Наука и школа.
2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-metapredmetnogoobucheniya-na-uroke (дата обращения: 09.10.2023).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом

педагогических

работников

и

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер

преподавателя

должен

аудиоколонками и/или наушниками.

быть

оснащен

веб-камерой,

микрофоном,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».