Применение техник интерактивного вопрошания на уроке с целью формирования универсальных учебных действий

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

«Применение техник интерактивного вопрошания на уроке с целью
формирования универсальных учебных действий»

Разработчик(и) программы:
Царегородцева Д.В., Муниципальное бюджетное учреждение
информационно-методический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Царегродцева Д.В., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"

Екатеринбург, 2024

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в области применения техник интерактивного вопрошания на уроке с целью
формирования универсальных учебных действий..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовое

Трудовая функция

Знать

действие

Профстандарт: 01.001

Уметь

Техники интерактивного

Общепедагогическая функция.

Формирование

вопрошания с целью

Обучение А/01.6Профстандарт:

универсальных

формирования

01.001 Общепедагогическая

учебных действий

универсальных учебных

функция. Обучение А/01.6

действий

Применять техники
интерактивного вопрошания
на разных этапах урока с
целью формирования
универсальных учебных
действий

1.3. Категория слушателей:
учитель
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 18 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,

Входная диагностика

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

4

2

2

0

3

1

2

0

4

1

3

0

3

1

2

0

тест

Вопрос как инструмент
1

для формирования
универсальных учебных
действий.
Техники вопрошания на

2

этапе целеполагания
урока

3

Техники вопрошания на
основном этапе урока.
Техники вопрошания на

4

этапе проверки знаний
и рефлексии урока.

*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

Итого

18

5

13

0

2.2. Рабочая программа

тест
практическая
работа

1 Вопрос, как инструмент для формирования универсальных учебных действий ( лекция
- 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Основные положения проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность:
от лозунгов к реальности» на основе доклада Института Образования Национального
исследовательского университета «Высшая Школа экономики». Тенденции развития
образования. Универсальная модель компетентностей. Умение задавать собственные вопросы –
компетенция будущего. Использование вопроса как исследовательского инструмента познания
– характеристика овладения познавательными универсальными учебными действиями в рамках
реализации ФГОС всех уровней общего образования. Умение самостоятельно ставить и
совершенствовать вопросы – необходимое условие мышления и самостоятельной учебной
деятельности. Интерактивное вопрошание – как инструмент овладения коммуникативными
универсальными учебными коммуникативными действиями.
Практическая работа·Групповая работа. Работа в технике интерактивного вопрошания «Карта
вопросов». Техника направлена на развитие «гибких» навыков: коммуникация, умение работать
в команде, креативность, критическое мышление.
2 Техники вопрошания на этапе целеполагания современного урока ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Техники вопрошания – как инструмент повышения мотивации и вовлечения в новый
материал. Использование техник вопрошания на этапе целеполагания. Формулирование
собственных вопросов учениками – как средство построения собственного образовательного
маршрута в изучении конкретной темы исходя из интересов учеников. Создание условий в
образовательном пространстве/школы для стимулирования задавать вопросы (Техника: «стена
вопросов»). Правила работы в техниках «интерактивного вопрошания». Техника «Стена
вопросов» в образовательном пространстве класса как мотивационная среда для появления и
познавательного интереса и потребности в коммуникации.
Практическая работа·Работа в малых группах. Работа в технике интерактивного вопрошания:
«Тема-подтема-вопрос». Каждой группе выдается тема урока и три цели к уроку исходя из трех
уровней планируемых результатов урока (предметные, метапредметные, личностные).
Алгоритм техники: 1. Выберите в группе «секретаря», который будет записывать все вопросы (1
минута). 2. Любой участник может предложить подтему. Подтемы размещаются на стикерах –
минимум 3 подтемы (4 минуты). 3. Участники формулируют вопросы к каждой подтеме.
Секретарь записывает каждый вопрос на стикерах, регулирует количество вопросов в каждой
подтеме (правило: формулировки вопросов секретарю менять запрещено). (6 минут) 4.
Определите выступающего от Вашей группы (1 минута) 5. Представьте свой проект (3 минуты)
Обмен суждениями. Обсуждение практического применения техники на своих уроках на этапе
целеполагания (как и какие универсальные учебные действия в рамках реализации ФГОС всех
уровней общего образования могут быть сформированы в процессе работы по данной технике)
3 Техники вопрошания на основном этапе урока. ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч.
)
Лекция·«Техника формулирования вопросов» (Дэн Ротстейн и Луз Сантана). Правила и
алгоритм техники (полный цикл). Развитие дивергентного, конвергентного мышления и
метапознания через формулирование вопросов и умение работать с собственными вопросами.
Знакомство с примерами использования техники формулирования вопросов в начальном,
среднем и старшем звене. Рабочий журнал планирования урока с применением «техники
формулирования вопросов. Изучение разделов рабочего журнала. «Вопросно-направляемое
учение» - знакомство с техникой и сценарием прохождения отдельной учебной темы. Развитие
критического мышления в поисках ответов на вопрос. Формирование регулятивных
универсальных учебных действий через принятие личной ответственности ученика за поиск
ответа. «Мыслительная дешифровка» («вопросно-ответная» дешифровка) - техника для
формирования читательской грамотности, как составляющей функциональной грамотности.
Структура и алгоритм техники (полный цикл). Вопросные разминки как форма работы на уроке
для реализации «деятельностного подхода» и принципа «обучения в движении».

Практическая работа·Практическое занятие (2 ч). Работа в малых группах. Практика в
«технике формулирования вопросов». Структура и алгоритм техники. Прохождение полного
цикла. Аудитории дан «провокатор вопросов» (иллюстрация, видеофрагмент, фраза и т.д.),
далее проходит работа в малых группах по следующему чёткому алгоритму: 1. Выберите в
группе «секретаря», который будет записывать все вопросы (1 минута). 2. Участники задают к
«провокатору вопросов» столько вопросов, сколько сможет группа. Секретарь записывает все
вопросы в виде пронумерованного списка. Правило: формулировки вопросов секретарю менять
запрещено. (7 минут) 3. Определяем какие вопросы относятся к закрытому, а какие к
открытому типу. 4. Выбираем три открытых вопроса и преобразовываем их в закрытые. 5.
Выбираем три закрытых вопроса и преобразовываем их в открытые. 6. Малая группа выбирает
три приоритетных вопроса, важных для неё. 7. Представитель группы размещает три вопроса
на доске. 8. Педагог зачитывает вопросы всех малых групп аудитории и составляет совместный
план изучения темы. Обмен суждениями. Обсуждение практического применения данной
техники на основном этапе урока (как и какие универсальные учебные действия в рамках
реализации ФГОС всех уровней общего образования могут быть сформированы в процессе
работы по данной технике). Практическое занятие (1 ч). Работа в малых группах. Практика в
технике «мыслительная дешифровка». Структура и алгоритм техники. Прохождение полного
цикла. Далее проходит работа в малых группах по чёткому алгоритму техники. Обмен
суждениями. Обсуждение практического применения техники на своих уроках (как и какие
универсальные учебные действия в рамках реализации ФГОС всех уровней общего образования
могут быть сформированы в процессе работы по данной технике).
4 Техники вопрошания на этапе проверки знаний и рефлексии урока ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Техника «улитка знаний» - формулирование таких вопросов к изученной теме, ответы
на которые смогут максимально подробно рассказать об изученном материале, и ответы на
свои же собственные вопросы в качестве закрепления материала. Техника «дырявое зеркало» получение обратной связи от детей через формулировку их собственных вопросов и поиска
смысла в них. Приведение примеров использования данной техники в качестве улучшения
организации образовательного процесса, а как следствие, повышение результатов
обучающихся.
Практическая работа·Практическое занятие (2 ч). Индивидуальная работа. Практика в
технике «дырявое зеркало». Структура и алгоритм техники. Прохождение полного цикла.
Описание техники: Индивидуальная работа 1. Определите тему практики. Например, «Уроки
истории» 2. В секторе 1 – Напишите вопросы, которые Вам кто-то или Вы сами себе задавали по
поводу «уроков истории»? 3. В секторе 2 – Напишите вопросы, которые Вы задавали кому-то по
поводу «уроков истории»? 4. В секторе 1 и 2 Обведите те, вопросы, которые Вас продвигают,
развивают, Вы действительно захотели это узнать. 5. В секторе 3 – Какие вопросы я бы хотел
(а), чтобы задали мне по поводу «уроков истории»? 6. В секторе 4 – Какие вопросы Вы хотели
бы задать и кому по поводу «уроков истории»? 7. В секторе 3 и 4 напишите к каждому вопросу
смысл 8. Что Вы будете делать дальше, если получите ответы на ваши вопросы? 9. Что Вы
собираетесь делать в соответствии с понятым до конца учебного года? Обмен суждениями.
Обсуждение практического применения техники в процессе организации и рефлексии
образовательного процесса (как и какие универсальные учебные действия в рамках реализации
ФГОС всех уровней общего образования могут быть сформированы в процессе работы по
данной технике).

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:

Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с
выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание на
определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 10-7 баллов – уровень
высокий; 6-4 балла – уровень выполнения средний; 3-1 балл – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор одного варианта ответа
Что такое интерактивное обучение:
А. это формат образования, который совмещает элементы традиционного офлайнобучения в классе с преподавателем и онлайн-обучения с использованием цифровых
инструментов и платформ.
Б. это обучение, в котором деятельность учащегося имеет продуктивный, творческий,
поисковый характер.
В.

специальная

форма

организации

познавательной

деятельности,

способ

познания,

осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники
взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы,
моделируют

ситуации,

оценивают

действия

других

и

свое

собственное

поведение,

погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Г. это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
школьника.
Правильный ответ: В

Задание на выбор нескольких вариантов ответа
Какие универсальные учебные действия формируются у детей в рамках реализации ФГОС всех
уровней общего образования:
А. Коммуникативные универсальные учебные действия
Б. Регулятивные универсальные учебные действия
В. Метапредметные универсальные учебные действия
Г. Познавательные универсальные учебные действия
Д. Личностные универсальные учебные действия
Е. Предметные универсальные учебные действия
Ж. Практические универсальные учебные действия
Правильные ответы: А, Б, Г

Задание на выбор нескольких вариантов ответа
Овладение

познавательными

универсальными

учебными

действиями

предполагает

формирование и оценку у обучающихся:
А. Базовых логических действий
Б. Базовых экспериментальных действий
В. Базовых исследовательских действий
Г. Базовых мыслительных действий
Д. Умение работать с информацией
Е. Умение работать с учебником
Правильный ответ: А, В, Д

Задание на установление соответствия

А. Оценивать соответствие результата деятельности поставленной
1. Коммуникативные
УУД

цели

и

условиям,

недостижения

объяснять

цели,

причины

находить

ошибку,

достижения
давать

или

оценку

приобретённому опыту

Б.
2. Регулятивные УУД

Самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведенного наблюдения, исследования, оценивать
достоверность полученных результатов, выводов и обобщений

В. Участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
3. Познавательные
УУД

мнениями), выполнять свою часть работы и координировать
действия с другими членами команды, оценивать качество своего
вклада

в

общий

продукт

по

критериям,

сформулированным

коллективным взаимодействием

Правильный ответ: 1-В, 2-А, 3-Б
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходной контроль осуществляется для определения сформированности у слушателей знаний
и умений в применении техник интерактивного вопрошания на разных этапах урока с целью
формирования универсальных учебных действий. Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня полученных знаний по тематике программы, в том
числе знания техник интерактивного вопрошания. Итоговое тестирование состоит из 20

вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 14 заданий с выбором одного ответа, 2
задания на установление соответствия, 2 задания на определение логической
последовательности и 2 задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17-20 баллов – уровень
высокий; 14-16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если слушатель
набрал не менее 12 баллов.
Примеры заданий:
Примеры задания:
Задание на выбор одного варианта ответа
Для какой техники интерактивного вопрошания используется данная схема:

А. «Стена вопросов»
Б. «Дырявое зеркало»
В. «Улитка знаний»
Г. «Тема-подтема-вопрос»
Правильный ответ: Б

Задание на определение логической последовательности:
Выберите

правильный

алгоритм

техники

интерактивного

вопрошания

«техника

формулирования вопросов»
А. Определяем какие вопросы относятся к закрытому, а какие к открытому типу; задаем к
«провокатору вопросов» столько вопросов, сколько сможет группа; выбор трех приоритетных
вопросов группы; преобразование вопросов из открытых в закрытые и наоборот;
Б. Задаем к «провокатору вопросов» столько вопросов, сколько сможет группа; определяем
какие вопросы относятся к закрытому, а какие к открытому типу; выбор трех приоритетных
вопросов группы; преобразование вопросов из открытых в закрытые и наоборот;
В. Задаем к «провокатору вопросов» столько вопросов, сколько сможет группа; определяем
какие вопросы относятся к закрытому, а какие к открытому типу; преобразование вопросов из
открытых в закрытые и наоборот; выбор трех приоритетных вопросов группы.

Правильный ответ: В
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
Отметьте две неправильные характеристики «интерактивного вопрошания»:
А. для постановки вопросов выделяется специальное время (во время урока, на классном часе и
т.д.);
Б. ученикам предлагается с помощью учителя сформулировать свои вопросы по выделенной
проблеме или теме;
В. все сформулированные вопросы становятся материалом для групповой работы, что требует
от участников понимать и учитывать чужие вопросы;
Г. искусственно увеличивается время между вопросом и ответом (например, прежде чем
перейти к поиску ответа, необходимо сгруппировать вопросы, изменить форму вопроса,
определить, что важного даст участникам получение ответа, проранжировать вопросы с точки
зрения их полезности и т. д.);
Д. подчеркивается ценность вопросов, на которые участники обсуждения могут быстро найти
ответ
Правильный ответ: Б, Д
Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Описание, требования к выполнению: Опираясь на умения, полученные на практическом
занятии темы 3, спланировать применение техники интерактивного вопрошания на конкретном
уроке в определенном классе через заполнение «рабочего журнала планирования урока с
применением «техники формулирования вопросов». Данный рабочий журнал может быть
использован для структурного и осмысленного плана использования «техники формулирования
вопросов». Данный инструмент планирования поможет определить педагогические и
образовательные цели «техники формулирования вопросов», варианты применения вопросов
учеников, создание «провокатора вопросов», проверка «провокатора вопросов», разработка
инструкции для выбора приоритетных вопросов и создание рефлексивных вопросов.
Практическая работа состоит из заполнения рабочего журнала с описанием, разработкой и
проверкой по определенным критериям каждого этапа.
Критерии оценивания:
Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Зачет ставится, если развернуто описан
каждый раздел журнала. Практическая работа не должна иметь орфографических и
стилистических ошибок.
Примеры заданий:
Фрагмент рабочего журнала планирования урока с применением
«техники формулирования вопросов»

Этапы рабочего журнала для описания

Определение педагогических и образовательных целей

Как будут использованы вопросы учеников

Формулирование инструкции при выборе приоритетных вопросов

Создание «провокатора вопросов»

Формулирование рефлексивных вопросов

Завершение

…
Пример структуры описания этапа 3
Создание «провокатора вопросов»
Провокатор вопросов – то, что стимулирует учеников задавать огромное количество вопросов
(иллюстрация, тезис, видеофрагмент и так далее). «Провокатор вопросов» является таковым,
если это «не вопрос», а утверждение, и находится в контексте с изучаемым материалом.
1. Опишите как предложенные «провокатор (ы) вопросов» могут сработать на уроке как
инструмент в достижении конкретных УУД

__________________________________________________________________________________________________________
2. Выберите только один «провокатор вопроса» и напишите его:
_____________________________________________________________

3. «Протестируйте» ваш «провокатор вопросов» по критериям, представленным в таблице
ниже.

ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ

«Провокатор вопросов – сформулирован в виде вопроса?

Есть ли перенасыщение информацией?

«Провокатор вопросов» задействует только один тип мышления

Есть ли в провокаторе вопросов элемент, который может отвлечь
детей

Могут ли ученики рассматривать
«провокатор вопросов» как очередную пропаганду и лоббирование
мнения учителя?

Если хоть на один вопрос есть ответ «да» - «провокатор вопросов должен быть пересмотрен.
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) URL: https://base.garant.ru/70291362/
2. Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408131681/
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере

дошкольного,

образования)

начального

(воспитатель,

общего,

учитель)"

(с

основного

общего,

изменениями

и

среднего

общего

дополнениями).

-

URL:

https://base.garant.ru/70535556/
7. Приказ Министерства Просвещения РФ от 18мая 2023 г. № 370 "Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования".
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407288976/
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 372 "Об утверждении
федеральной

образовательной

программы

начального

общего

образования".

URL:

https://base.garant.ru/407384408/\
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). URL: https://base.garant.ru/407384432/
Литература
1. Бозер У. Как научиться учиться: навыки осознанного усвоения знания / У. Бозер. — Москва
: Альпина Паблишер, 2020. — 368 c.
2. Данилова В. Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы
помогает развиваться / В. Данилова, В. Карастелев, В. Розин. — [б. м.]: Издательские
решения, 2022. — 282 с.
3. Данилова

В.Л.,

Карастелев

В.Е.

Собственные

вопросы

учеников

как

условие

их

интеллектуальной и познавательной активности/В.Л. Данилова, В.Е. Карастелев// «Мир
образования

–

образование

в

мире».

10.51944/20738536_2023_4_261 EDN: HPVHVJ

–

2023

-

№4

(92)

–

УДК

37.01DOI:

4. Зюрина Т.А. Вопросы как способ формирования мотивации обучающихся к изучению
истории// «Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического
назначения» - 2022 – № 3 (29) – с. 7-13
5. Карастелев В.Е. Навигатор вопрошания. Создано в интеллектуальной издательской
системе Ridero, 2023 г., 142 с. Текст: электронный
6. Тюмина М.В. Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления
профессиональной тьюторской позиции // «Тьюторство в открытом образовательном
пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление
субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научнопрактической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции)
27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров —
М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
7. Фещенко Т. С. Вопрошание как инструмент формирования творческой познавательной
активности школьников (на примере физики) / Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова // Научное
мнение. — 2020. — № 4. — С. 84–90. — DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.4.84.90. — EDN:
GZZEUV
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Данилова В.Л., Карастелев В.Е. - Интерактивное вопрошание как пропедевтика мышления
о будущем https://rutube.ru/video/baced1527f1ff53f21f8a59253d8d3b0/
2. Данилова В.Л., Карастелев В.Е. с докладом "Интерактивное вопрошание как форма
организации рефлексии" на XXX Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2024
года https://rutube.ru/video/f2fcf5bb230d4ddf9256adeee5c41304/
3. Данилова

В.Л.,

Карастелев

В.Е.

-

Сессии

интерактивного

вопрошания

https://rutube.ru/video/0ec066df27f629dc4d6949754172ad0f/
4. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Под ред.
М.С.

Добряковой,

И.Д.

Фрумина,

при

участии

К.А.

Баранникова,

Н.

Зиила,

Дж.

https://vbudushee.ru/upload/iblock/208/208ac9dbeaf23ac47b9500bec4e34cc9.pdf
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».