Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Оценивание достижений планируемых результатов освоения ФОП НОО в
контексте реализации требований ФГОС НОО
Разработчик(и) программы:
Кузьмина Л.В., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет
Щербина Е.Ю., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", к.э.н.
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в осуществлении оценивания достижений планируемых результатов освоения ФОП
НОО в контексте реализации ФГОС НОО.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Формулировать критерии
Подходы к оценке
Организация,
осуществление контроля
Профстандарт: 01.001
и оценки учебных
Общепедагогическая
достижений текущих и
функция. Обучение
итоговых результатов
А/01.6
освоения основной
для образовательных
образовательных
достижений. Процедуры
внутренней и внешней
оценки. Критерии оценки
предметных результатов.
Основы оценки
образовательной
программы обучающимися
результатов. Подбирать
оценочные задания.
Составлять матрицу
критериального
оценивания
образовательных
метапредметных и
личностных результатов
результатов в оценочном
задании
1.3. Категория слушателей:
педагог начального общего образования
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
№
п/п
Наименование
разделов (модулей) и
тем
учебных работ
Всего
часов
Лекция,
Входной контроль
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
2
2
0
0
2
2
0
0
2
1
1
0
Нормативно-правовые и
методологические
1
основы оценки
достижений
образовательных
результатов обучающихся
Содержательная и
критериальная основа
системы оценки
2
достижения
планируемых
результатов освоения
ФОП НОО
Виды и процедуры
оценки достижения
3
планируемых
результатов освоения
ФОП НОО
тест
Критериально-уровневый
4
подход к оценке
2
1
1
0
2
1
1
0
4
1
3
0
4
1
3
0
2
1
1
0
2
0
2
0
Выходной контроль
1
0
1
0
Итого
24
10
14
0
предметных результатов
Критериально-уровневый
5
подход к оценке
метапредметных и
личностных результатов
Системно-
6
деятельностный подход к
оценке образовательных
достижений обучающихся
Анализ кодификаторов
образовательных
7
результатов для
процедур внутренней
оценки
Разработка матрицы
критериального
8
оценивания
образовательного
результата в оценочном
задании
Итоговая практическая
работа "Разработка
матрицы критериального
*
оценивания
образовательного
практическая
работа
результата в оценочном
задании для текущей
оценки"
*
тест
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые и методологические основы оценки достижений
образовательных результатов обучающихся ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Нормативные документы федерального уровня для организации и осуществления
оценочной деятельности в образовательной организации: Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, Федеральная образовательная
программа начального общего образования, Профессиональный стандарт педагога.
Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся. Основные направления и цели оценочной деятельности. Региональные
нормативные документы, локальные акты.
2 Содержательная и критериальная основа системы оценки достижения планируемых
результатов освоения ФОП НОО ( лекция - 2 ч. )
Лекция·Система оценивания и её назначения. Структура системы оценивания. Основные
задачи системы критериального оценивания. Системно-деятельностный, уровневый и
комплексный подход к оценке образовательных достижений. Концептуальная структура
системы оценивания. Основные элементы системы критериального оценивания. Функции
системы оценивания в обеспечении качества образования. Оценивание как ключевая
компетенция педагога.
3 Виды и процедуры оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО
( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Оценивание как процесс и результат обучения. Внутренняя оценка и внешняя
оценка. Процедуры внутренней оценки: стартовая диагностика, текущая и тематическая
оценка, портфолио, психолого-педагогическое наблюдение, внутренний мониторинг
образовательных достижений обучающихся. Процедуры внешней оценки: независимая оценка
качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального и
федерального уровней. Использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки
динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и итоговой оценки.
Использование контекстной информации для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования.
Практическая работа·ранжирование заданий для входной диагностики, текущей и
тематической оценки
4 Критериально-уровневый подход к оценке предметных результатов ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Критерии оценки предметных результатов: знание и понимание, применение,
функциональность. Описание объектов оценки предметных результатов. Использование
заданий трёх уровней сложности (низкого, среднего и высокого) в рамках критериальноуровневого оценивания предметных результатов
Практическая работа·анализ и ранжирование учебных заданий по уровням результатов.
5 Критериально-уровневый подход к оценке метапредметных и личностных
результатов ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Оценивание способностей обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять
учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями, реализуемыми в предметном преподавании. Оценивание способностей
применения (переноса) метапредметных действий, сформированных на отдельных предметах,
при решении различных задач. Особенности оценки личностных результатов. Интегрирование
диагностических заданий, устанавливающих уровень личностных качеств, с заданиями по
оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий. Построение
инструментария оценки сформированности универсальных учебных действий на
межпредметной основе.
Практическая работа·Разработка заданий и критериев оценивания метапредметных
результатов на межпредметной основе
6 Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
обучающихся ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Оценка способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач. Оценка уровня функциональной грамотности. Содержание и критерии
оценки, выраженные в деятельностной форме
Практическая работа·подбор заданий и формулировка критериев для оценивания
функциональной грамотности
7 Анализ кодификаторов образовательных результатов для процедур внутренней
оценки ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Кодификатор – реестр контролируемых элементов содержания и соответствующих
образовательных результатов (критериев оценивания результатов). Универсальные
кодификаторы для процедур оценки качества образования. Образовательные результаты как
ожидаемые и измеряемые конкретные достижения учащихся, выраженные на языке знаний,
способностей, компетенций. Критерии образовательных результатов и их виды: «понятие»,
«факт», «закономерность», «способ», «умение». Индикаторы в критериальном оценивании –
наблюдаемые признаки результата. Процедуры оценивания
Практическая работа·. Анализ фрагментов кодификаторов. Разработка критериев
образовательных результатов для текущего оценивания
8 Разработка матрицы критериального оценивания образовательного результата в
оценочном задании
( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Фонд оценочных средств. Требования к оценочным заданиям. Показатели точности
оценочного задания. Измерение результата выполнения оценочного задания. Шкалы и их
значения. Общий принцип оценивания составного задания. Матрица критериального
оценивания образовательного результата. Уровневые дескрипторы (индикаторы) показателей
критериев оценивания
Практическая работа·Подбор учебного задания для текущего оценивания. Разработка
матрицы критериального оценивания образовательного результата.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с
выбором одного ответа, 2 задания с выбором нескольких ответов
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного правильного ответа:
1. Какой нормативный документ определяет требования к средствам оценки достижения
образовательных результатов?
a. Федеральная образовательная программа
b. Методология
и
критериев
общеобразовательных
оценки
организациях
качества
на
основе
общего
практики
образования
в
международных
исследований качества подготовки обучающихся
c. Федеральный государственный образовательный стандарт
d. Положение об оценивании в образовательной организации
(правильный ответ С)
Пример задания на с выбором нескольких ответов:
2. Какие процессы относятся к внутренней оценке?
a. Психолого-педагогическое наблюдение
b. Тематическая оценка
c. Итоговая оценка
d. Независимая оценка качества образования
e. Стартовая диагностика
(правильные ответы АБСЕ)
Количество попыток: не ограничено
Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня знаний подходов к оценке образовательных
достижений, процедур внутренней и внешней оценки, критериев оценки предметных
результатов, основ оценки метапредметных и личностных результатов. Итоговое тестирование
состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с выбором одного
ответа, 2 задания с выбором нескольких ответов, 1 задание на соотнесение.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы
Примеры заданий:
Пример задания с одним правильным ответом:
Описание какого мыслительного навыка представлено: «Демонстрация способности делить
информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения
различных
выводов
путем
определения
мотивов
или
причин,
умозаключений
нахождения доказательств для обоснования общих правил»?
A. Применение
B. Сравнение
C. Анализ
D. Оценка
E. Синтез
(правильный ответ С)
Пример задания с выбором нескольких ответов
Какие процедуры относятся к внешней оценке?
A. Независимая оценка качества образования
B. Мониториновые исследования муниципального уровня
C. Стартовая диагностика
D. Мониторинговые исследования регионального уровня
E. Внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся
(правильный ответ A,B,D)
Пример задания на соотнесение
Разделите приведенные ниже задания на три группы, развивающие преимущественно:
А. Познавательные УУД _________________
Б. Коммуникативные УУД _______________
В. Регулятивные УУД __________________
1. Прочитать текст, описывающий опыт, эксперимент, реальный или мысленный,
сформулировать главную мысль, сделать и объяснить вывод.
2. Дописать предложения, чтобы утверждения стали верными.
3. Представить текстовую информацию в виде таблицы, графика, схемы.
и/или
4. Расставить предложения текста в нужном порядке так, чтобы получилось
доказательство теоремы или рассказ.
5. Классифицировать список понятий, группу рисунков, символов, указать критерии
классификации.
6. Перечислены характеристики процесса или объекта. О чем идет речь?
7. Найти в тексте смысловые ошибки и письменно прокомментировать их.
8. Дан список слов, формул, символов, рисунков и т.д. Какое из них лишнее и почему?
9. Построить систему понятий или интеллект-карту для решения конкретной проблемы.
(правильный ответ А – 3, 5, 6, 8; Б – 1, 2, 7; В – 4, 9)
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: Практическая работа «Разработка матрицы критериального оценивания
образовательного результата в оценочном здании для текущей оценки»
Описание, требования к выполнению:
Итоговая практическая работа «Разработка матрицы критериального оценивания
образовательного результата в оценочном здании для текущей оценки»: выбрать единицу
учебного содержания, сформулировать для неё критерии образовательный результата.
Описать уровневые дескрипторы (индикаторы) для каждого критерия. Оформить матрицу
оценивания в виде таблицы. Выполняется с целью определения уровня умений формулировать
критерии оценки достижений образовательных результатов, подбирать оценочные задания,
составлять матрицу критериального оценивания образовательных результатов в оценочном
задании.
Критерии оценивания:
Оценивается по критериям. Итоговая работа считается выполненной, если работа
обучающегося набрала в сумме не менее 5 баллов
Примеры заданий:
Критерии оценивания:
Критерии
уровни
ниже среднего
средний
высокий
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
формулировка
Формулировка
формулировка
критериев
критерии
соответствует
сформулированы в
образовательных
требованиям ФГОС
формате
результатов
к образовательным
диагностируемых целей
критериев
критериев проста и
доступна для понимания
результатам
учебное задание может
адекватно показать
Выбор учебного
достижение
задания
ожидаемого
учебное задание
возможность
формирования
метапредметные
личностных результатов
результаты
результата
родителями
учебное задание даёт
формирует как
предметные, так и
образовательного
обучающимися и
формулировка
Формулировка
дескрипторы
формулировка
дескрипторов проста и
дескрипторов
соответствуют
дескрипторов точна и
доступна для понимания
(индикаторов)
описываемым уровням
однозначна
обучающимися и
родителями
Количество попыток: не ограничено
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель,
учитель)»»
Режим
доступа
https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (Дата обращения 29.05.2023)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
(Дата обращения 29.05.2023)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (Дата обращения
29.05.2023)
4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении
методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»
Режим
доступа:
29.05.2023)
https://prosv.ru/_data/pages/107/prikaz_po_pize.pdf (Дата
обращения
5. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения Российской Федерации от 11 мая 2022 года № 577/320 «О внесении
изменений
в
Методологию
и
критерии
оценки
качества
общего
образования
в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по
надзору
в
сфере
образования
и
науки,
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219».
Режим доступа: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/577-320.pdf
(Дата обращения
29.05.2023)
6. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
20.07.2021 года № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки
качества
образования
Свердловской
области».
Режим
доступа:
https://www.irro.ru/upload/medialibrary/042/tna15mm4umkvnycaaq8b31vlcgfdlogd.pdf
Литература
1. Галеева Н.В. Оценивание качества образовательных результатов в современной школе:
теория и практика : учебно-методическое пособие / Н. Л. Галеева, Т. Г. Романова, И. А.
Якимов ; под ред. Н. Л. Галеевой. –Москва : МПГУ, 2021. – 176 с. : ил.
2. Пашкевич А.В. Оцениваем метапредметные результаты : стратегия и методы
оценивания. Проектирование заданий, тестов, задач. Волгоград : «Учитель», 2020. – 135
с.
3. Полонский, В.М. Оценка достижений школьников : методическое пособие : [издание в pdf
формате] / В. М. Полонский. – Москва : Просвещение, 2022. – 95, [1] с. (Успешный педагог
XXI века)
4. Тимерханов Д.Г., Кацай И.И. Система оценки образовательных результатов на основе
комплексного и критериально-уровневого подхода // Научно-методическое обеспечение
качества образования. – 2022. – № 1(15). – С.34-39.
5. Битянова М. Р., Галеева Н. Л., Порошинская Л. Г. Оценка качества образования в
образовательном учреждении: проектирование и оценка внутришкольной системы
управления качеством образования. Рекомендации к организации и планированию
внутришкольного контроля в соответствии с ФГОС. – М. : МЦКО, 2011. – С. 28-67
6. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2ч.: ч1/под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2010
7. Пинская, М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа /М. А. Пинская, И. М.
Улановская. – Москва : Просвещение, 2016. – 80с.
Электронные обучающие материалы
1. Пашкевич А.В. Оцениваем метапредметные результаты: стратегия и методы оценивания.
Проектирование заданий, тестов, задач. Электронное приложение с презентациями и
мониторинговыми материалами. Волгоград: «Учитель», 2020
Интернет-ресурсы
1. Кодификатор распределенных по классам проверяемых элементов содержания и
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, подготовлен ФГБНУ «ФИПИ», 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko
29.05.2023)
(Дата
обращения
2. Методические
рекомендации
по
системе
оценки
достижения
обучающимися
планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. - Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49
«О
направлении
методических
рекомендаций».
Режим
доступа:
https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/pismo-minprosvescheniya-rossii-ot13.01.2023-n-03-49/ (Дата обращения 29.05.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками