Организация ранней помощи детям с ОВЗ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской
области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Ленинградский
областной институт развития образования»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья

Разработчик(и) программы:
Богданова А.А., ГАОУ ДПО «ЛОИРО», канд. пед. наук
Поздняк В.В., ГАОУ ДПО "ЛОИРО", канд. мед. наук

Санкт-Петербург, 2021

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
учителя-дефектолога в области организации и содержания ранней помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Должностные обязанности

Знать

по ЕКС

Уметь

- подбирать методики для осуществления
Осуществляет обследование

- методы диагностики

комплексного обследования детей с ОВЗ

обучающихся,

нарушений развития детей с

раннего возраста с использованием разных

воспитанников, определяет

ОВЗ раннего возраста; -

диагностических процедур для определения

структуру и степень

особенности психомоторного и

нарушений и потенциальных возможностей

выраженности имеющегося у

речевого развития детей с ОВЗ

развития; - анализировать данные

них нарушения развития.

раннего возраста

обследования детей с нарушениями развития
раннего возраста
- разрабатывать содержание совместной

- формы, направления
Работает в тесном контакте с

совместной деятельности по

учителями, воспитателями и

коррекции нарушений развития

другими педагогическими

детей раннего возраста, -

работниками, посещает

структуру и алгоритм

занятия и уроки. Ведет

разработки индивидуальной

необходимую документацию.

программы ранней помощи

деятельности со специалистами учреждения
по организации коррекционной работы; разрабатывать рекомендации для педагогов и
родителей по организации и содержанию

детям с ОВЗ

ранней помощи детям раннего возраста с ОВЗ; разрабатывать индивидуальную программу
ранней помощи для детей с ОВЗ раннего
возраста в команде специалистов;

1.3. Категория слушателей:
Уровень образования: высшее педагогическое образование. Направление подготовки:
«Специальное (дефектологическое) образование Область профессиональной деятельности:
ранняя помощь детям с ОВЗ. Область применения освоенных знаний / умений / владений:
диагностическая и коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ раннего возраста.
1.4. Форма обучения – Очно-заочная
1.5. Срок освоения программы: 72 ч.

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план
Инвариантный модуль
Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,

Входящая диагностика

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

1

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

24

12

12

0

тест

Психофизиологические
2

основы организации
ранней помощи детям с
ОВЗ

контрольная
работа

Теоретические основы
3

организации ранней

10

6

2

2

12

0

6

6

Итоговая диагностика

1

0

1

0

Итого

48

18

22

8

контрольная
работа

помощи детям с ОВЗ
Методические аспекты
4

организации ранней

практическая
работа

помощи детям с ОВЗ
5

тест

Вариативный модуль
Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

Разработка
индивидуальной
1

программы ранней помощи

6

0

6

0

12

6

6

0

Стажировка

6

0

6

0

Итого

24

6

18

0

детям с ОВЗ (работа в

практическая
работа

подгруппах)
Темы по выбору
слушателей. Выбор
слушателями темы для
изучения в рамках данного
раздела определятся на
2

основании ответов
слушателей на вопросы

контрольная
работа

входящей диагностики и
выявленных у них
профессиональных
дефицитов.

3

практическая
работа

2.2. Рабочая программа
Инвариантный модуль
1 Входящая диагностика ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Выявление уровня сформированности профессиональных компетенций
и запросов слушателей.
2 Психофизиологические основы организации ранней помощи детям с ОВЗ ( лекция - 12
ч. практическое занятие - 12 ч. )
Лекция·Этиология речевых и психофизических нарушений. Неблагоприятные факторы
пренатального, натального и постнатального периодов развития ребенка, и их роль в
возникновении нарушений развития. Возрастные особенности показателей физического
развития детей с ОВЗ раннего возраста Психомоторное и умственное развитие детей.
Классификация нарушений развития. Нарушения нервно-психического и речевого развития у
детей раннего возраста.
Практическая работа·Знакомство с методиками диагностики психофизического развития
детей раннего возраста, методами определения уровня сформированности навыков
вербального и невербального общения. Оценка показателей раннего развития детей:
двигательное, когнитивное, речевое, социально-эмоциональное развитие.

3 Теоретические основы организации ранней помощи детям с ОВЗ ( лекция - 6 ч.
практическое занятие - 2 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )
Лекция·Концепция организации ранней помощи в РФ. Цели, задачи, принципы организации
ранней помощи детям с ОВЗ. Взаимодействие в раннем детстве как основа развития и
обучения. Содержание основных направлений ранней помощи, специальные условия, методы и
сроки реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. Виды услуг,
оказываемых в рамках ранней помощи учреждениями образования, здравоохранения,
социальной защиты.
Практическая работа·Сравнительный анализ подходов к организации ранней помощи:
семейно-центрированный, субъектный, компетентностный, экологический.
Самостоятельная работа·Составить таблицу "Содержание этапов взаимодействия
специалистов с родителями детей с ОВЗ по разработке программы ранней помощи"
4 Методические аспекты организации ранней помощи детям с ОВЗ ( практическое
занятие - 6 ч. самостоятельная работа - 6 ч. )
Практическая работа·Практическая работа слушателей: 1. Анализ и моделирование плана
коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми раннего возраста, включая направления
взаимодействия специалистов в реализации программы коррекционной работы. 2. Анализ
запросов педагогов по организации коррекционной работы, моделирование содержания
консультаций педагогов по проблемам оказания ранней помощи детям с ОВЗ, разработка
памяток, рекомендаций, плана совместной деятельности.
Самостоятельная работа·Анализ программ ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ
«Маленькие ступеньки», «Каролина».
5 Итоговая диагностика ( практическое занятие - 1 ч. )
Практическая работа·Выявление динамики формирования профессиональных компетенций
слушателей по итогам реализации курса.
Вариативный модуль
1 Разработка индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ (работа в
подгруппах) ( практическое занятие - 6 ч. )
Практическая работа·Слушатели делятся на две подгруппы (в зависимости от уровня
сформированности профессиональных компетенций) с учетом результатов входящей
диагностики. Первой подгруппе предлагается разработать один из разделов программы
ранней помощи, вторая подгруппа разрабатывает содержание всех основных разделов
программы ранней помощи. Подгруппа 1. Слушателям предлагается проанализировать
фрагмент программы ранней помощи конкретного ребенка с ОВЗ и разработать параметры и
методику оценки запланированных результатов. Подгруппа 2. Слушателям предлагается
медико-психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОВЗ раннего возраста, на
основании которой разрабатываются основные положения индивидуальной программы ранней
помощи ребенку.
2 Темы по выбору слушателей ( лекция - 6 ч. практическое занятие - 6 ч. )
2.1. Тема 1. Психология семьи ребенка с ОВЗ раннего возраста. ( лекция - 6 ч.
практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Коммуникативные технологии в работе с родителями детей с ОВЗ раннего возраста:
активное слушание и конструктивный диалог. Запрос родителей: выделение приоритетных
направлений индивидуально-ориентированной программы работы с семьей.Терапия
родительско-детского взаимодействия (PCIT).
Практическая работа·Знакомство с методами и приемами обследования ребенка
специалистами подразделения и родителями в различных условиях. Шкалы и опросники,
заполняемые родителями или специалистами со слов родителей. Тренинг формулирования
заданий для обследования детей в домашних условиях. Моделирование форм и содержания
консультаций родителей об особенностях организации ранней помощи детям с ОВЗ.
2.2. Тема 2. Нейроразвивающая терапия в ранней помощи. ( лекция - 6 ч. практическое
занятие - 6 ч. )

Лекция·История нейроразвивающей терапии (НРТ). Сущность, цели, задачи и основные
принципы НРТ. Связь НРТ с субъектным, индивидуальным, экологическим и системным
компетентностным подходами. Направления практики специалистов, основанные на НТР.
Оценка эффективности НРТ. Сфера применения НРТ в ранней помощи. Роль родителей в
применении НРТ.
Практическая работа·Тренинг планирования реализации НРТ в естественных для ребенка
ситуациях. Роль специалиста в реализации нейроразвивающей терапии в ранней помощи.
Подбор вспомогательных средств для обеспечения программы позиционирования ребенка.
3 Стажировка ( практическое занятие - 6 ч. )
Практическая работа·Знакомство с технологией разработки индивидуальных программ
ранней помощи детям с ОВЗ, инструментарием для проведения диагностических и
мониторинговых исследований, анализ опыта взаимодействия специалистов, посещение
коррекционных занятий.

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Тест включает 10 тестовых заданий. Время, отводимое на выполнение теста – 1 академический
час (45 минут).
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ на тестовое задание оценивается в 1 балл. Максимальный
результат за тест – 10 баллов (100%). По итогам тестирования определяется исходный уровень
сформированности профессиональных компетенций слушателей в области организации
ранней помощи детям с ОВЗ в соответствии со следующей шкалой: - недостаточный уровень
(доля правильных ответов: 0 - 49%); - достаточный уровень (доля правильных ответов: 50 100%). По результатам диагностики определяются две подгруппы слушателей для
дифференцированного обучения по отдельным темам.
Примеры заданий:
1. Служба ранней помощи может функционировать как:
а) учреждение здравоохранения
б) структурное подразделение учреждений системы образования
в) отдельное учреждение культуры
г) нет верного ответа
2. Задачи службы ранней помощи:
а) наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии
б) информационная и эмоциональная поддержка семьи, нормализация ее жизни
в) разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы помощи ребенку
г) все ответы верны
3. Что из перечисленного не относится к уровням доречевого развития ребенка

а) наличие недифференцированной голосовой активности
б) комплекс оживления
в) лепет
г) гуление
Количество попыток: 1

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Тест включает 10 тестовых заданий. Время, отводимое на выполнение теста – 1 академический
час (45 минут).
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ на тестовое задание оценивается в 1 балл. Максимальный
результат за тест – 10 баллов (100%). По итогам тестирования определяется итоговый уровень
сформированности профессиональных компетенций слушателей в области организации
ранней помощи детям с ОВЗ в соответствии со следующей шкалой: - недостаточный уровень
(доля правильных ответов: 0 - 49%); - достаточный уровень (доля правильных ответов: 50 100%). По результатам тестирования выявляется индивидуальная динамика
сформированности профессиональных компетенций как разница значений между итоговым и
исходным значением показателя (доли правильных ответов). Для слушателей,
продемонстрировавших недостаточный итоговый уровень сформированности
профессиональных компетенций, рекомендуется послекурсовое сопровождение.
Примеры заданий:
1. Какие специалисты должны входить в Междисциплинарную команду специалистов ранней
помощи?
а) невролог
б) учитель-дефектолог
в) психолог
г) все ответы верны
2. К характеристикам целей ранней помощи относятся:
а) жизненная необходимость
б) понятность
в) достижимость
г) все ответы верны
3. К дополнительным услугам вне индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП)
относятся:
а) пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
б) краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;

в) консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации
г) все ответы верны
Количество попыток: 1

Текущий контроль
Раздел программы: Психофизиологические основы организации ранней помощи детям с ОВЗ
Форма: контрольная работа
Описание, требования к выполнению:
Контрольная работа включает 5 вопросов по содержанию темы. Время выполнения - 30 минут.
Задание выполняется письменно.
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Правильным считается ответ, содержание
которого соответствует изложенному на занятиях. Максимальный результат за тест – 5 баллов.
Оценка "зачтено" ставится слушателю, если он правильно ответил на 3 вопроса контрольной
работы (3 балла).
Примеры заданий:
1. Перечислите причины речевых и психофизических нарушений у детей раннего возраста.
2. Назовите факторы пренатального, натального и постнатального периодов развития ребенка
3. В чем проявляется задержка психомоторного развития?
Количество попыток: 1
Раздел программы: Теоретические основы организации ранней помощи детям с ОВЗ
Форма: контрольная работа
Описание, требования к выполнению:
Контрольная работа включает 5 вопросов по содержанию темы. Время выполнения - 30 минут.
Задание выполняется письменно.
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Правильным считается ответ, содержание
которого соответствует изложенному на занятиях. Максимальный результат за тест – 5 баллов.
Оценка "зачтено" ставится слушателю, если он правильно ответил на 3 вопроса контрольной
работы (3 балла).
Примеры заданий:
1. Сформулируйте цели орагнизации ранней помощи детям с ОВЗ?
2. Перечислите основные направления ранней помощи детям с ОВЗ.
Количество попыток: 1
Раздел программы: Методические аспекты организации ранней помощи детям с ОВЗ
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Слушателям предлагается заполнить таблицу "Содержание этапов взаимодействия
специалистов с родителями детей с ОВЗ по разработке программы ранней помощи". Время
выполнения практического задания - 2 часа.
Критерии оценивания:
Оценка выполнения практической работы: 1) наличие всех рассматривавшихся этапов
взаимодействия специалистов с родителями; 2) полнота описания каждого этапа; 3)
определено содержание взаимодействия родителей с учителем-дефектологом, психологом,

неврологом и др.; 4) качество оформления таблицы. Оценка "зачтено" ставится слушателю,
если выполненное задание соответствует всем критериям оценки.
Примеры заданий:
Этапы взаимодействия с

учитель-дефектолог

родителями

психолог

невролог

1
2
........

Примерный вариант таблицы, которая должна быть заполнена слушателями.
Количество попыток: 1
Раздел программы: Разработка индивидуальной программы ранней помощи детям с ОВЗ
(работа в подгруппах)
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Задание выполняется слушателями дифференцированно по подгруппам в соответствии с
результатами входящей диагностики. Время выполнения - 2 часа.
Критерии оценивания:
Оценивается соответствие выполненного задания требованиям к структуре и содержанию
программы ранней помощи, адекватность содержания специфике развития детей с
конкретными видами нарушений развития.
Примеры заданий:
Подгруппа 1.
В соответствии с требованиями к структуре и содержанию программы ранней помощи
слушателям

предлагается

проанализировать

фрагмент программы

ранней

помощи

конкретного ребенка с ОВЗ и сформулировать параметры и критерии оценки эффективности
ее реализации.
План анализа:
1. Полнота структуры программы ранней помощи
2. Адекватность выбранных направлений ранней помощи особенностям ребенка с ОВЗ
3. Адекватность содержания и сроков реализации программы ранней помощи
4. Отражение в программе характера взаимодействия специалистов при осуществлении
ранней помощи детям с ОВЗ
5. Отражение в программе взаимодействия с родителями.
6.

Адекватность

сформулированных

параметров

и

критериев

оценки

эффективности

реализации программы ранней помощи.
Подгруппа 2.
Слушателям предлагается медико-психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОВЗ
раннего

возраста,

на

основании

которой

разрабатываются

индивидуальной программы ранней помощи ребенку.

основные

положения

Количество попыток: 1
Раздел программы: Темы по выбору слушателей.
Форма: контрольная работа
Описание, требования к выполнению:
Контрольная работа включает 5 вопросов по содержанию темы. Время выполнения - 30 минут.
Задание выполняется письменно.
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Правильным считается ответ, содержание
которого соответствует изложенному на занятиях. Максимальный результат за тест – 5 баллов.
Оценка "зачтено" ставится слушателю, если он правильно ответил на 3 вопроса контрольной
работы (3 балла).
Примеры заданий:
Примерные вопросы для контрольной работы по теме 1. Психология семьи ребенка с ОВЗ
раннего возраста.
1. Перечислите

этапы

формирования

отношения

родителей

к

наличию

у

ребенка

нарушений развития.
2. В чем суть технологии активного слушания?
3. С какими запросами обычно обращаются родители в центры ранней помощи?
Примерные вопросы для контрольной работы по теме 2.Нейроразвивающая терапия в ранней
помощи.
1. Сущность и основные принципы нейроразвивающей терапии (НРТ).
2. При каких нарушениях развития наиболее эффективны технологии НРТ?
3. Назовите критерии оценки эффективности НРТ.
Количество попыток: 1
Раздел программы: Стажировка
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
С учетом результатов входящей диагностики слушатели отправляются на стажировку в
учреждения, осуществляющие раннюю помощь детям с ОВЗ. В ходе стажировки слушатели
знакомятся с технологией разработки индивидуальных программ ранней помощи детям с ОВЗ,
инструментарием для проведения диагностических и мониторинговых исследований,
анализируют опыт взаимодействия специалистов, посещают коррекционные занятия.
Критерии оценивания:
Оценка «зачтено» выставляется слушателю, если выполнены все задания для стажировки,
отсутствуют пропуски посещения учреждения.
Примеры заданий:
Задания для слушателей:
1) составить картотеку методик, входящих в современный диагностический инструментарий
для проведения мониторинговых исследований по оценке коррекционноразвивающих
программ для детей с ОВЗ раннего возраста;
2) провести анализ планов взаимодействия специалистов учреждения по организации ранней
помощи детям с ОВЗ.
3) познакомиться с программами ранней помощи, разработанными в учреждении.

Количество попыток: 1

Итоговая аттестация
Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов контроля,
предусмотренных программой.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 2723-Р "Об
утверждении плана мероприятий по реализации концепции развития ранней помощи в
РФ

на

период

до

2020

года». [Электронный

ресурс]. Режим

доступа

-

https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-17.12.2016-N-2723-r.
Дата обращения 22.03.2021.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р
«Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020
года» [Электронный

ресурс]. Режим

доступ

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71381134.Дата обращения 22.03.2021
Литература
Основная литература
1. Аксенова, Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья :
учебное

пособие

для

среднего

профессионального

образования

[Текст]

/

Л.И. Аксенова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
2. Брамбринг, М. Ребенок с врожденной слепотой в семье: ранняя помощь и развитие в
первые годы жизни [Текст] / М. Брамбринг. - Москва: Издательство Теревинф, 2019. - 200
с.
3. Королева, И. В. Коррекционная помощь детям раннего возраста с нарушением слуха:
учебно-методическое

пособие

[Текст] /

И.В.

Королева.

-

Санкт-Петербург:

Издательство КАРО. – 2021. - 185 с.
4. Коррекционная

помощь

детям

раннего

возраста

с

органическим

поражением

центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие
для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А.
Стребелевой. - Москва: Издательство Инфра - М. 2019. - 127 с.
Дополнительная литература
1. Александрова, Н.А. Сопровождение семьи ребенка младенческого и раннего возраста с
комплексными нарушениями [Текст] / Н.А. Александрова // Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. – 2014. – №3. – С. 29-37.
2. Баенская, Е.Р. Нарушение аффективного

развития ребенка в раннем возрасте как

условие формирования детского аутизма: автореферат дис. ... д-ра психол. наук [Текст]
/ Е.Р. Баенская. – М.: ИКП РАО, 2008. - 46 с.
3. Басилова, Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным
или множественным нарушением [Текст] / Т.А. Басилова // Дефектология. - 1996. - № 3. С. 47-55.

4. Браткова, М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей
раннего

возраста

с

проблемами

развития [Текст]

/

М.

Браткова,

Т.

Бутусова

//

Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 55-60.
5. Гончарова, Е.Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в
формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста [Текст] / Е.Л.
Гончарова // Дефектология. - 2010. - №1. - С. 45-49.
6. Разенкова,

Ю.А.

Система

ранней

помощи:

поиск

основных

векторов

развития:

монография [Текст] / Ю.А. Разенкова. - Москва: Издательство Карапуз, 2016. - 144 с.
7. Самарина, Л.В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и
поддержки

детям

раннего

возраста

и

их

семьям [Текст]

/

Л.В.

Самарина

//

Дефектология. – 2005. – №1. – С. 21-25.
8. Служба раннего вмешательства : методические рекомендации для практической работы
с детьми в службе ранней помощи [Текст] / авт.-сост. Л. В. Блохина и др. - Москва: Нац.
фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 197 с.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Технические средства обучения Материально-техическое обеспечение реализуемой программы
представлено в таблице 1 и соответствует действующим техническим и санитарногигиеническим нормам.
Таблица 1.
Наименование
специализированных

Наименование
Вид занятий

оборудования,

аудиторий, кабинетов,

программного

лабораторий

обеспечения
Компьютер,

Аудитория

Лекция

мультимедийный
проектор, экран, доска

Аудитория

Практические
занятия

Компьютер,
мультимедийный
проектор, экран, доска

Реализация программы обеспечена необходимым препдавательским составом. Преподаватели
курсов являются авторами ряда учебно-методичечских пособий, материалов, методических
рекомендаций. Условия реализации образовательного процесса являются дстаточными для
реализации заявленной программы повышения квалификации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.