Организация образовательной деятельности воспитателем дошкольной организации с использованием инструментов нейронных сетей

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Организация образовательной деятельности воспитателем дошкольной
организации с использованием инструментов нейронных сетей

Разработчик(и) программы:
Крюкова Е.М., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Глух Н.Н., МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя"

Екатеринбург, 2024

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций
воспитателя дошкольного образования в области организации образовательной деятельности с
использованием инструментов нейронных сетей..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Развитие профессионально
Профстандарт:

значимых компетенций,

01.001

необходимых для решения

Педагогическая

образовательных задач

деятельность по

развития детей раннего и

реализации

дошкольного возраста с

программ

учетом особенностей

дошкольного

возрастных и

образования B/01.5

индивидуальных

Уметь

Знать способы
использования, типы и

Разрабатывать карточки с

инструменты нейронных

разноуровневыми заданиями

сетей в организации

для детей. Создавать контент

образовательной

блога или сайта для

деятельности со всеми

взаимодействия с

участниками

родителями/законными

образовательных

представителями обучающихся

отношений

особенностей их развития

1.3. Категория слушателей:
воспитатели дошкольных образовательных организация
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 24 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,
час

*

Входной контроль

Самостоятельная

Формы

работа, час

контроля

Интерактивное
(практическое)
занятие, час

1

0

1

0

3

2

1

0

4

2

2

0

Понятия «искусственный
интеллект» и «нейронные
1

сети». Преимущества и
недостатки использования
нейросети в деятельности
воспитателя.
Типы и инструменты
нейронных сетей, которые

2

может использовать
воспитатель в организации
образовательной
деятельности

тест

Подготовка воспитателя к
различным видам
образовательной
3

деятельности с детьми
дошкольного возраста с

4

1

1

2

4

1

3

0

4

1

3

0

практическая
работа

использование разных типов и
инструментов нейронных
сетей.
Создание контента блога или
сайта для организации
4

взаимодействия с
родителями/законными
представителями
обучающихся.
Использование инструментов
нейронных сетей в

5

планировании,
проектировании, обобщении
опыта профессиональной
деятельности воспитателя

*

Выходной контроль

1

0

1

0

тест

*

Итоговая аттестация

3

0

1

2

проект

Итого

24

7

13

4

2.2. Рабочая программа
1 Понятия «искусственный интеллект» и «нейронные сети». Преимущества и
недостатки использования нейросети в деятельности воспитателя. ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 1 ч. )
Лекция·Лекция: 2 ч. Что такое искусственный интеллект (AI). Типы искусственного
интеллекта. Возможности искусственного интеллекта в образовании. Что такое нейронные сети
(NN). Разница между искусственным интеллектом и нейронными сетями. Преимущества и
недостатки искусственного интеллекта и нейронных сетей.
Практическая работа·Практическое занятие: 1 ч. Работа в малой группе по выполнению
приема «Кольца Венна», направленного на выявление общего в понятиях искусственный
интеллект и нейронные сети, помогает подчеркнуть различия и обобщить знания по теме.
Самостоятельная работа·0
2 Типы нейронных сетей и инструменты, которые может использовать воспитатель в
организации образовательной деятельности ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Лекция: 2 ч. Типы нейронных сетей по разным характеристикам: по количеству слоев,
по типу нейронов, по способу обучения, по функциям, Нейронные сети – помощники
воспитателя: поисковые системы; чат-боты, генераторы изображений; конструкторы учебных
планов, обучающих курсов, программ; конструкторы презентаций; текстовые редакторы для
проверки ошибок и генерации текстов, конструкторы и текстовые редакторы для создания
тестов и заданий различной сложности.
Практическая работа·Практическое занятие: 2 ч. Работа в малых группах. Обзорное
знакомство с возможностями нейронных сетей разных типов. Составление таблицы
использования нейронных сетей в различных направлениях профессиональной деятельности
воспитателя со всеми участниками образовательных отношений
Самостоятельная работа·0
3 Подготовка воспитателя к различным видам образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста с использование разных типов и инструментов нейронных сетей
( лекция - 1 ч. практическое занятие - 1 ч. самостоятельная работа - 2 ч. )

Лекция·Лекция: 1 ч. Знакомство с алгоритмом работы с нейронными сетями: Кандинский,
Шедеврум, giga-чат от Сбербанка. Правила формулирования промпта (запроса) для нейронных
сетей. Алгоритм разработки карточек с разноуровневыми заданиями для дошкольников,
направленных на развитие умений детей, таких как счет, чтение, логика и другие навыки.
Использование нейро-картинок в разработке настольных игр, иллюстрировании
образовательных материалов для занятий, с учетом возраста детей, их интересов и запросов.
Практическая работа·Практическое занятие: 1 ч. Работа в малых группах. Создание картинок
в нейронных сетях Кандинский, Шедеврум для настольных игр по тематике, выбранной
слушателями.
Самостоятельная работа·Самостоятельная работа: 2 ч. Создание карточек с разноуровневыми
заданиями по теме, выбранной слушателями с учетом возраста детей, их интересов и запросов,
в соответствии с алгоритмом работы с нейронными сетями, нейро-конструкторами.
Промежуточный контроль подробно описан в Разделе № 3. Представление разработанных
карточек слушателям в чате курса.
4 Создание контента блога или сайта для организации взаимодействия с
родителями/законными представителями обучающихся ( лекция - 1 ч. практическое
занятие - 3 ч. )
Лекция·Лекция: 1 ч. Состав контента: идеи для статей, советов для родителей, игр и
разноуровневых заданий для организации детско-взрослого досуга, реклама предстоящих
событий. Этические нормы и правила ведения социальных сетей. Знакомство с нейронными
текстовыми редакторами: НейроГенератор GRT, Ai TXT для создания коротких рассказов/сказок
(бесплатно до 5000 знаков), Яндекс-Нейро. Алгоритм работы с чат-ботами по двум
направлениям: райтер – создание постов для соцсетей, редактор – проверка готовых текстов
для проверки на ошибки, стилистическое оформление. Знакомство с конструктором сайтов
«Сайт воспитателя». Алгоритм создания блога.
Практическая работа·Практическое занятие: 3 ч. Разработка, наполнение и представление
слушателям контента блога или сайта с использованием конструктора сайтов «Сайт
воспитателя», возможностей изученных нейронных сетей и искусственного интеллекта НейроГенератор GRT, Ai TXT для создания коротких рассказов/сказок (бесплатно до 5000
знаков), Полигоша.
Самостоятельная работа·0
5 Использование инструментов нейронных сетей в планировании, проектировании,
обобщении опыта профессиональной деятельности воспитателя ( лекция - 1 ч.
практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Лекция: 1 ч. Возможности нейронных сетей и искусственного интеллекта в создании
презентаций: giga-чат от Сбербанка, чат-бот «Помощник педагога». Анализ, планирование и
проектирование собственной профессиональной деятельности с помощью инструментов
нейронных сетей.
Практическая работа·Практическое занятие: 3 ч. Работа в малых группах. Разработка
ежедневного/ежемесячного плана в предложенных сервисах, giga-чат от Сбербанка, чат-боте
«Помощник педагога». Разработка и представление слушателям презентации по обобщению
опыта профессиональной деятельности по теме, определенной слушателем. Содержание
выходного контроля и итоговой аттестации подробно описаны в Разделе 3. Формы аттестации и
оценочные материалы.
Самостоятельная работа·0

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:

Описание, требования к выполнению: проводится с целью определения уровня базовых знаний
по тематике программы. Входное тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых
оценивается в 1 балл. Семь заданий с выбором одного ответа, одно задание на установление
соответствия, одно задание на определение логической последовательности и одно задание на
выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий.
Примеры заданий:
Задание на выбор одного варианта ответа
1. Какой из следующих результатов может быть достигнут с помощью нейронных сетей в
образовательной деятельности детского сада?
а. Улучшение навыков распознавания цветов
б. Устранение проблем с социализацией
в. Повышение интереса к обучению
г. Изучение иностранных языков на продвинутом уровне
Правильный ответ: в
Задание на выбор нескольких вариантов ответа
2. Какие из следующих задач могут быть решены с помощью нейронных сетей в дошкольном
образовании?
а. Определение индивидуальных предпочтений детей
б. Создание интерактивных игр для обучения
в. Автоматизация воспитательской работы
г. Предоставление советов родителям по воспитанию
Правильный ответ: а, б, г
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Описание, требования к выполнению: проводится с целью определения уровня полученных
знаний по тематике программы, в том числе, по использованию практик и приемов вовлечения
родителей в совместную воспитательную деятельность. Итоговое тестирование состоит из 20
вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 14 заданий с выбором одного ответа, 2
задания на установление соответствия, 2 задания на определение логической
последовательности и 2 задания на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 20. Интерпретация результатов: 17 - 20 баллов – уровень
высокий; 10 - 16 баллов – уровень выполнения средний. Тест считается пройден, если
слушатель набрал не менее 10 баллов.
Примеры заданий:

Задание на установление соответствия
1. Составьте алгоритм работы по генерации изображений в чат-боте нейронной сети

создать диалог

дождаться итога генерации

если итог устраивает, то сохранить полученное изображение или текст

написать или проговорить запрос в диалоговом окне

если итог не устраивает, сформулировать новый запрос

открыть чат-бот нейронной сети

Задание на выбор одного варианта ответа
2. Какой тип нейронной сети обычно используется для обработки изображений?
а. Рекуррентные сети
б. Полносвязные сети
в. Сверточные сети
Ответ: в

Задание на выбор нескольких вариантов ответа
3. Какие проблемы могут возникнуть при использовании нейронных сетей в дошкольном
образовании?
а. Отсутствие персонализации
б. Сложность внедрения
в. Проблемы с интерпретацией результатов
г. Невозможность обработки больших данных
Ответ: б, в
Количество попыток: 3

Промежуточный контроль
Раздел программы: Подготовка воспитателя к различным видам образовательной
деятельности с детьми дошкольного возраста с использование разных типов и инструментов
нейронных сетей
Форма: практическая работа по созданию карточек с разноуровневыми заданиями для детей
группы, с которой работает слушатель.
Описание, требования к выполнению:
проводится с целью определения уровня сформированных знаний и умений по темам №№ 1 – 3
программы. Карточка с разноуровневыми заданиями разрабатывается по теме и направлению
развития детей, выбранной слушателями с учетом возраста детей, их интересов и запросов, в
соответствии с алгоритмом работы с нейронными сетями, нейро-конструкторами. Карточка
должна соответствовать следующим требованиям: наличие графических изображений по теме,
формулировка заданий с усложнением по следующим типам: узнавание, воспроизведение,
понимание, применение в знакомых условиях, применение в новых условиях, алгоритм
выполнения (если есть).
Критерии оценивания:
Карточка должна учитывать интересы и запросы, возрастные особенности обучающихся и
соответствовать предъявляемым требованиям: наличие темы, разноуровневых заданий
различных типов. Оценка выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Работа считается
выполненной и получает оценку «зачет» при соблюдении всех перечисленных требований.
Примеры заданий:
Пример карточки по развитию речи для детей 4-5 лет

Пример карточки по формированию математических представлений для детей 4-5 лет

Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: проект
Описание, требования к выполнению:

Итоговая аттестация осуществляется для определения сформированности у слушателей
знаний об основных аспектах использования разных типов и инструментов нейронных сетей в
организации образовательной деятельности и взаимодействия с родителями/законными
представителями. Индивидуальный проект включает в себя контент блога или сайта для
взаимодействия с родителями/законными представителями обучающихся, разрабатывается по
алгоритму, подробно описывается в паспорте проекта, включает в себя визуальный и
текстовый контент, учитывает запросы семьи и возрастные возможности детей группы, с
которой работает слушатель. Проект следует разрабатывать в соответствие с алгоритмом, и
представлять в виде паспорта проекта блога или сайта. Паспорт проекта включать в себя: •
электронное портфолио группы: эмблема, слоган, вводная информация о составе группы; •
методическую копилку (размещение наработок: консультации для педагогов, родителей,
конспекты открытых занятий, разработанные и реализованные проекты, презентации), •
консультативную гостиную для родителей (родители получают информацию и практические
советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания, для детей, в том числе с
ОНР); • лексическую шпаргалку (создана в помощь педагогам и заботливым родителям для
быстрого поиска материала по лексическим темам: обогащение словаря, пальчиковые игры,
стихи); • рубрику «Полезные ссылки» (помогает родителям найти много дополнительной
информации о том, чем занять своего ребёнка дома, как правильно его развивать и
воспитывать, предоставляя ссылки на страницы сайта) и другие. • наличие вводных данных о
создателе блога/сайта, названия странички, визуальной эмблемы, направлений различных
видов деятельности по взаимодействию с родителями/законными представителями: опрос по
теме, сбор обратной связи, голосование, информирование о теме, странички с полезными
материалами, играми, заданиями в разной форме, видеоуроки. Иметь конечный продукт
проекта, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития
дошкольников, запросов родителей и основных направлений взаимодействия с родителями,
федерального календарного плана воспитательной работы.
Критерии оценивания:
паспорт проекта блога/сайта должен учитывать возрастные возможности обучающихся
дошкольного возраста, запросы семьи, инициативу участников. Паспорт проекта блога/сайта
должен соответствовать следующим параметрам: - актуальность и практическая
направленность на развитие детей и взаимодействие с родителями/законными
представителями обучающихся; - полнота информации проекта; - аргументированность
предлагаемых решений; - творчество и оригинальность подходов к оформлению. Оценка
выполнения работы – «зачет» / «не зачет». Работа считается выполненной и получает оценку
«зачет» при соблюдении всех перечисленных параметров.
Примеры заданий:
Пример проекта блога/сайта воспитателя
https://ezh-smart.ru/#

Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 07.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=475828#l0 (дата обращения:
29.10.2024).
2. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного

образования».

URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=442993

(дата обращения:

29.10.2024).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере

дошкольного,

образования)

начального

(воспитатель,

общего,

учитель)"

(с

основного
изменениями

общего,
и

среднего

дополнениями).

общего
-

URL:

https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 29.10.2024).
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования",

URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения: 29.10.2024).
5. Приказ Министерства Просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства

просвещения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)»,

URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=441853

(дата

обращения:

29.10.2024).
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых

коммуникаций

от

27

августа

2024 г.

N 08ВМ-358793

“О

результатах

рассмотрения письма”, URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/410303093/ (дата
обращения: 29.10.2024).
Литература
Литература
1. Агаркова В.И. Применение технологии искусственного интеллекта для увеличения
профессионального роста педагогов дошкольного учреждения // В сборнике: Новая
наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Сборник
статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2024. С. 59-61.
2. Быков С.Е., Артемьева В.В. Перспективы и проблемы применения систем генеративного
искусственного интеллекта в дошкольном образовании // В сборнике: Проблемы и
перспективы современного дошкольного, начального и специального образования и их
профессионального

обеспечения.

Материалы

Международной

научно-практической

конференции. Калуга, 2024. С. 17-25.
3. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Модель организации работы педагогического коллектива
дошкольной

образовательной

образовательных

технологий

организации
с

по

использованием

применению
чат-бота

//

современных

Ученые

записки

Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17. № 2. С. 102-112.
4. Пустовойтова О.В., Ведешкина Н.А. Профессиональная готовность педагогических кадров
к цифровой трансформации образовательного процесса в ДОО: тактика использования
технологии геймификация // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2023.
№ 5. С. 51-65.
5. Самойлова В.С., Сычёва М.В. Применение нейросетей и искусственного интеллекта в
работе с детьми дошкольного возраста // В сборнике: Инициативы молодых - науке и
производству. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции
молодых ученых и студентов. Пенза, 2024. С. 175-177.
6. Суханов А.С. Методы процессов управления с помощью искусственного интеллекта в
дошкольном образовании // Человек. Социум. Общество. 2023. № 9. С. 64-69.
7. Ядров К.П. Некоторые тренды отечественного дошкольного образования в области
применения искусственного интеллекта // В сборнике: Психология и педагогика:
актуальные

проблемы

теории

и

практики

(ко

Дню

психолога).

Материалы

IV

Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Е.В. Ковылова. Москва,
2023. С. 427-430.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы

1. Сайт воспитателя https://teacherfolio.ru/ (дата посещения 29.10.2024 г.)
2. Нейронные сети и искусственный интеллект для генерации
изображений (дата посещения 29.10.2024 г.):
https://shedevrum.ai/ - генерация изображений, видео, создание клипов по текстовому
описанию
https://www.sberbank.com/promo/kandinsky/ - генерация изображений, видео, смешанного
продукта по текстовому описанию
https://visper.tech/main - создание видео, (2 минутное видео бесплатно)
https://apps.sber.ru/salute-apps/a6ac79e1-b490-41fc-8695-d143cb12dddf/?utm_campaign=bsmredirect&utm_source=developers-sber-ru&utm_medium=redirect – генерация музыки
3. Нейронные сети и искусственный интеллект для создания текстов,
историй сказок (дата посещения 29.10.2024 г.):
https://t.me/PolygoshaGptBot
https://uslugaplus.com/gpt/children-parents/mir_skazok
https://aitxt.ru/tools/generator-rasskazov/ - бесплатно до 5000 знаков
https://gen.page/ - разработка тестов, создание рассказов (бесплатно до 5000 знаков)
4. Нейронные сети и искусственный интеллект для планирования и
проектирования (дата посещения 29.10.2024 г.):
https://giga.chat/help
https://giga.chat/#opportunities - генерация изображений, текстов, создание игр-квестов и пр.
https://turbotext.pro/ai - генерация изображений, текстов, продолжение текста, запросов
https://300.ya.ru/ - пересказ статей, видео, текстов.
https://t.me/ezh_smart_bot - планирование деятельности, разработка психолого-педагогической
характеристики на ребенка ОВЗ, создание поста для социальных сетей, сертификаты и
дипломы для воспитанников.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».