Нормативно-правовые основания и содержательные условия организации методической работы в образовательной организации

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Нормативно-правовые основания и содержательные условия организации
методической работы в образовательной организации

Разработчик(и) программы:
Крюкова Е.М., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Щербина Е.Ю., научный руководитель МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом
Учителя», к.э.н.

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональных компетенций в
области нормативно-правовые оснований и содержательных условий организации
методической работы в образовательной организации.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать

Уметь
Составлять реестр

Профессиональный

Руководство разработкой,

Законы и иные

локальных

стандарт 01.011

актуализацией и

нормативные правовые

нормативных актов

Администрирование

утверждением локальных

акты, регламентирующие

образовательной

деятельности

нормативных актов

образовательную

организации;

общеобразовательной

общеобразовательной

деятельность; Основы

Разрабатывать

организации B/02.7

организации

обучения взрослых

локальные
нормативные акты

1.3. Категория слушателей:
руководитель образовательной организации
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 32 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,

Входной контроль

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

4

1

3

0

6

1

5

0

5

1

4

0

5

1

4

0

тест

Нормативно-правовые
основания методической
1

работы в
образовательной
организации
Анализ деятельности
методической службы в

2

системе организации
образовательного
процесса
Содержательные
условия организации

3

методической работы в
образовательной
организации. Глоссарий
методиста

4

Профессиональные роли
методиста

практическая
работа

Тренды, тенденции и
5

технологии обучения

5

2

3

0

3

1

2

0

взрослых
Модель наращивания
6

компетентности. Модель
активного группового
занятия

*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

Итого

32

7

25

0

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые основания методической работы в образовательной
организации ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников.
Профессиональный стандарт 01.001 "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)". Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих (ЕКСД). Квалификационные характеристики должностей работников
в сфере образования; Должности педагогических работников; Методист. Нормативно-правовые
основания методической работы. Концепция создания единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Региональный методист
Практическая работа·Работа в малых группах с тезаурусом предметного поля научнометодического сопровождения педагогических работников. Работа с документами:
Профессиональный стандарт 01.001, ЕКСД «Методист», «Концепции создания единой
федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и
управленческих кадров». Глоссарий методиста (начало работы над глоссарием)
2 Анализ деятельности методической службы в системе организации
образовательного процесса ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 5 ч. )
Лекция·Анализ деятельности методической службы на примере конкретной образовательной
организации. Проведение методического аудита. Задачи методического аудита. Алгоритм
проведения аудита. Реестр локальных нормативных актов для обеспечения методической
работы в образовательной организации
Практическая работа·Практическая работа (2 ч.) Работа в малых группах. Составление
реестра локальных нормативных актов для обеспечения методической работы в
образовательной организации в соответствии с федеральными, региональными и
муниципальными нормативными актами. Практическая работа (2 ч.) Групповая работа.
Положение о методической работе (о методической службе) в образовательной организации.
Групповой разбор структуры и основных аспектов. Практическая работа (1 ч.) Промежуточная
аттестация
3 Содержательные условия организации методической работы в образовательной
организации. Глоссарий методиста ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Ключевые аспекты эффективной методической работы и ее влияние на качество
образования. Организация процесса методической работы в образовательной организации.
Методы и подходы к организации методической работы, включая создание методических
материалов. Организация дополнительного профессионального образования. Выявление
профессиональных дефицитов. Дефицитарный уровень и рекомендации по способам
восполнения дефицитов: профессиональное развитие по технологии индивидуального плана,
профессиональное развитие по технологии повышения квалификации, профессиональное

развитие на основе неформального и информального образования
Практическая работа·Практическая работа (4 ч.) Работа в малых группах. (2 ч.) Анализ
целевой аудитории. Определение круга педагогов, объединённых общими признаками
(дефицитарность / профессиональный запрос) или ради общей цели / задачи. Не бояться
сегментирования. Инструменты анализа. (2ч.) Формулирование цели и задач методической
работы в образовательной организации. Профессиональные сообщества. Задачи деятельности
профессиональных сообществ в системе организации образовательного процесса. Глоссарий
методиста (продолжение работы над глоссарием)
4 Профессиональные роли методиста ( лекция - 1 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Трансформация методической работы. «Новые» профессиональные роли методиста.
Развитие профессиональных компетенций коуча, ментора, тьютора, профессиональный
консультант, тренера при осуществлении методического сопровождения педагогов.
Деятельность методиста – один из сложных видов профессионального труда и является
многофункциональным. Коллективный подход в организации методической работы. Три
основных группы функций методиста, их задачи и основные навыки, которыми должен
обладать работник методической службы. Педагогическая (методическая) функция – связана с
обучающей деятельностью методиста. В ее состав входят коммуникативные, аналитические,
консультативные, информационные, конструктивные умения. Научно-исследовательская
функция – связана с осуществлением научно-методической деятельности и включает
исследовательские, проектировочные, экспертные, внедренческие умения. Управленческая
функция – связана с осуществлением управленческих умений
Практическая работа·Практическая работа (2ч.): Групповая работа по методу «Мозгового
штурма». Активное обсуждение профессиональных функций методиста в работе с педагогами.
Формулирование для каждой группы профессиональных функций задач и навыков. Глоссарий
методиста (продолжение работы над глоссарием). Практическая работа (2 ч.) Работа в малых
группах. Основываясь на нормативно-правовой базе федерального, регионального и
муниципального уровней, сформулировать задачи и необходимые навыки методиста в работе с
педагогами. Профессиональные функции методиста в работе с педагогами Функция Задачи
Навыки Педагогическая Организация обучения Диагностирование профессиональных
дефицитов / запросов педагогов Отбор и анализ фактов, необходимых для совершенствования
организации образовательного процесса Удовлетворение информационных потребностей
педагогов Планирование и отбор содержания непрерывного профессионального развития
педагогов Научно-исследовательская Поиск и экспертиза инноваций в педагогической
практике на всех уровнях Внедрение новых образовательных моделей и технологий в
педагогическую практику Управленческая Упорядочение методической работы
5 Тренды, тенденции и технологии обучения взрослых ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 3 ч. )
Лекция·Тренды, тенденции и технологии обучения взрослых. Андрагогический подход в
обучении педагогов. Хьютагогика – концепция самообучения. Модель цикла обучения (Д.Колб).
Шкала развития компетентности. Модель развития деятельности. Механизмы развития
субъектности обучающегося
Практическая работа·Практическая работа (3 ч.) Решение практических ситуационных задач
в кейс-технологии. Кейс-технология — это разбор ситуации или конкретного случая.
Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных
ситуаций. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить
возможные решения и выбрать лучшее из них. Главное его предназначение – развивать
способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент
делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество методиста и
педагога
6 Модель наращивания компетентности. Модель активного группового занятия ( лекция
- 1 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Модель наращивания компетентности. Модель активного группового занятия.

Дифференциация участников учебного группового занятия. Дифференциация участников
учебного процесса. Классификация стилей обучающихся. Соответствие стиля обучения и типов
заданий. Эффективные форматы профессионального общения. Фасилитационные практики –
группа инструментов и методов, позволяющих эффективно организовать обсуждение вопросов
в группе
Практическая работа·Практическая работа (2 ч.) Групповое занятие в формате
фасилитационной сессии «Процесс или результат». Основание, содержание и результат
методической работы в образовательной организации

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Входная диагностика направлена Вопросы теста сопрягаются с тематикой Программы.
Входное тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Семь
заданий с выбором одного ответа, одно задание на установление соответствия, одно задание
на определение логической последовательности и одно задание на выбор нескольких
вариантов ответа
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 2-6 баллов – уровень выполнения средний; 1 балл – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Задания на выбор одного правильного варианта ответа
Какие документы являются основными для определения требований к методической работе в
образовательной организации?
a) Федеральные государственные образовательные стандарты
b) Санитарные нормы и правила
c) Приказы и распоряжения руководства образовательной организации
Правильный ответ: a)
2. Как определяется андрагогика?
a) Обучение детей
b) Обучение взрослых
c) Обучение подростков
Правильный ответ: b)
3. Задание на установление соответствия:
Сопоставьте следующие организационно-содержательные условия методической работы в
школе с их характеристиками:

A. Разработка и актуализация

B.

1. Деятельность, направленная на обновление и

учебно-методической

повышение квалификации педагогических

документации

работников.

2. Деятельность, направленная на оценку

Проведение педагогических

качества и результативности использования

консультаций и семинаров

учебников и пособий в учебном процессе.

C. Оценка эффективности

1. Деятельность, направленная на

использования учебных

совершенствование учебно-методического

материалов

обеспечения образовательного процесса

A-3; B-1; C-2
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения знаний по содержанию программы, в
том числе знания нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную
деятельность, основы андрагогики и профессиональные роли методиста. Состоит из 20
вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Тест включает 14 вопросов с выбором
одного ответа, два задания на установление соответствия, два задание на определение
логической последовательности и два вопроса на выбор нескольких вариантов ответа
Критерии оценивания:
результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено / не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Задание на установление соответствия:

1. Документ применяется при формировании
А. Федеральный закон «Об образовании в

кадровой политики и в управлении персоналом,

Российской Федерации»

при

организации

обучения

и

аттестации

работников.

2. Документ, определяющий методологические,
B. Постановление Правительства РФ «Об
утверждении
образования»

стандарта

общего

организационные,
процессуальные
системе

содержательные
основы

образования

и

деятельности

структур

и

в

форм

повышения квалификации и переподготовки
педагогических работников.

C. Распоряжение Минпросвещения «Об
утверждении Концепции создания единой
федеральной

системы

методического
педагогических

научно-

сопровождения
работников

и

3.

Документ,

принципы

и

определяющий
правила

основные
организации

образовательного процесса в России.

управленческих кадров»

4. Документ, определяющий минимальные
D. Профессиональный стандарт «Педагог»

требования к содержанию и уровню
образования в России.

Правильный ответ: A-3; B-4; С-2; D-1
2. Задание на выбор одного правильного ответа:
2.1 Что является основной целью андрагогики?
a) Развитие творческих способностей учащихся
b) Учет индивидуальных потребностей взрослых при обучении
c) Организация игровой деятельности в процессе обучения
Правильный ответ: b) Учет индивидуальных потребностей взрослых при обучении.
2.2 Какие компетенции особенно важны для профессионального развития коуча, ментора,
тьютора, профессионального консультанта, тренера при осуществлении методического
сопровождения педагогов?
a) Знание основных методов и техник педагогического взаимодействия.
b) Навыки постановки целей и планирования обучения.
c) Понимание психологии и индивидуальных особенностей педагогов.
d) Умение проводить мониторинг и анализ результатов педагогического процесса.
e) Все вышеперечисленные компетенции.
Правильный ответ: e) Все вышеперечисленные компетенции.
Количество попыток: 2

Промежуточный контроль
Раздел программы: Анализ деятельности методической службы в системе организации
образовательного процесса
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Изучить раздел «Сведения об образовательной организации» на сайте конкретной
образовательной организации. Оценить сформированность нормативно-правовой основы
деятельности методической службы в образовательной организации в соответствии с
федеральными, региональными, муниципальными нормативными актами для запуска
эффективных механизмов развития образования. Руководствуясь нормативными документами

и знаниями, полученными при прохождении темы 1 «Нормативно-правовые основания
методической работы в образовательной организации» и темы 2 «Анализ деятельности
методической службы в системе организации образовательного процесса», составить реестр
локальных нормативных актов для обеспечения / коррекции эффективности методической
работы в конкретной образовательной организации. Сделать оценку существующим
документам и объяснить добавление в существующий реестр нового документа (если это
необходимо). В случае имеющегося локального нормативного акта, регламентирующего
несколько направлений деятельности, описать его подробно. Пример выполнения задания в
табличном виде: Реестр нормативных актов для обеспечения методической работы в
образовательной организации. НПП Регламентируемое направление / вид деятельности
Перечень документов 1 Управление образовательной организацией 2 Организационные
аспекты деятельности образовательной организации 3 Особенности организации
образовательного процесса 4 Оценка и учет образовательных достижений обучающихся 5
Условия реализации образовательных программ 6 Права и обязанности, меры социальной
поддержки обучающихся образовательной организации 7 Права, обязанности и
ответственность работников образовательной организации 8 Открытость и доступность
информации о деятельности образовательной организации
Критерии оценивания:
результаты выполнения практической работы оценивается в категориях «зачтено / не
зачтено». Работа зачтена, если имеются локальные нормативные документы,
регламентирующие все направления / виды деятельности. Допускается более подробная
структуризация. Реестр должна сопровождать пояснительная записка с описанием новых
документов (при необходимости)
Примеры заданий:
Пример выполнения задания в табличном виде:
Реестр нормативных актов для обеспечения
методической работы в образовательной организации.

НПП

Регламентируемое направление / вид
деятельности

1

Управление образовательной организацией

2

Организационные

аспекты

образовательной организации

деятельности

Перечень документов

3

Особенности организации образовательного
процесса

4

Оценка

и

учет

образовательных

достижений обучающихся

5

Условия

реализации

образовательных

программ

6

Права

и

обязанности,

меры

социальной

поддержки обучающихся образовательной
организации

7

Права,

обязанности

и

ответственность

работников образовательной организации

8

Открытость и доступность информации о
деятельности образовательной организации

Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях, разработать или скорректировать
Положение о методической работе / Положение о методической службе в образовательной
организации. Документ должен иметь следующие разделы: 1. Общие положения Используя
глоссарий методиста, разработанный на практических занятиях программы, описать основные
понятия, используемые в документе. 2. Цель и задачи методической службы. 3. Основные
направления деятельности. При описании основных направлений деятельности использовать
знания и умения, полученные при изучении темы 3 «Содержательные условия организации
методической работы в образовательной организации. Глоссарий методиста» 4. Структура и
организация деятельности методической службы образовательной организации. Структура
может быть описана текстом или изображена схематично. Пример схемы структуры
методической службы школы Рекомендуется указать приоритетные направления
методической работы образовательной организации. Рекомендуется использовать знания и
умения, полученные при изучении темы 6 «Модель наращивания компетентности. Модель
активного группового занятия». 5. Участники методической работы образовательной
организации (обязанности). При описании рекомендуется использовать знания и умения,
полученные при изучении темы 4 «Профессиональные роли методиста». 6. Ответственность
(Компетенция и обязанности участников методической работы школы). При описании
рекомендуется использовать знания и умения, полученные при изучении темы 4
«Профессиональные роли методиста». 7. Документация. При описании рекомендуется
использовать знания и умения, полученные при изучении темы 2 «Анализ деятельности
методической службы в системе организации образовательного процесса». Следует учесть
особенности конкретной образовательной организации.
Критерии оценивания:
Локально-нормативный акт должен содержать все указанные разделы и соответствовать
нормативным документам Министерства просвещения РФ и другим нормативным документам,
указанным в списке литературы. Обязательно должны быть учтены особенности конкретной
образовательной организации. Работа не может иметь орфографических и стилистических
ошибок. В случае замечаний работа должна быть переделана. Оценка выполнения «зачет» /
«незачет». Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов
контроля, предусмотренных программой.
Примеры заданий:
Документ должен иметь следующие разделы:
1. Общие положения
Используя глоссарий методиста, разработанный на практических занятиях программы,
описать основные понятия, используемые в документе.
2. Цель и задачи методической службы.
3. Основные направления деятельности.

При описании основных направлений деятельности использовать знания и умения,
полученные при изучении темы 3 «Содержательные условия организации методической
работы в образовательной организации. Глоссарий методиста»
4. Структура и организация деятельности методической службы образовательной
организации.

Структура может быть описана текстом или изображена
схематично.
Пример схемы структуры методической службы школы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ПРЕДМЕТНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ (ПТЛ)

Рекомендуется указать приоритетные направления методической работы образовательной
организации. Рекомендуется использовать знания и умения, полученные при изучении темы 6 «
Модель наращивания компетентности. Модель активного группового занятия».
5. Участники методической работы образовательной организации (обязанности).
При описании рекомендуется использовать знания и умения, полученные при изучении
темы 4 «Профессиональные роли методиста».
6. Ответственность (Компетенция и обязанности участников методической работы школы).
При описании рекомендуется использовать знания и умения, полученные при изучении
темы 4 «Профессиональные роли методиста».
7. Документация.
При описании рекомендуется использовать знания и умения, полученные при изучении
темы 2 «Анализ деятельности методической службы в системе организации
образовательного процесса».
Следует учесть особенности конкретной образовательной организации.
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
21.09.2023).
2. Распоряжение Минпросвещения России от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении
Концепции создания единой федеральной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» – URL:
https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-16.12.2020-N-R-174/
(дата обращения: 03.10.2023).

3. Распоряжение Минпросвещения России от 20.06.2022 № Р-128 "О внесении изменений в
Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 г. № Р174" – URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-20.06.2022-N-R128/ (дата обращения 03.10.2023)
4. Письмо Минпросвещения России от 10.12.2021 № АЗ-1061/08 «О формировании
методического актива» – URL: https://docs.cntd.ru/document/727896399 (дата обращения
03.10.2023)
Литература
Литература
1. Архипова, О. В. Методика работы методической службы образовательного учреждения:
учебное пособие / О. В. Архипова. – Москва: Юрайт, 2020. – 256 с.
2. Бровкина, Н. И. Профессиональные компетенции методиста: современные вызовы и
перспективы развития / Н. И. Бровкина // Педагог: проблемы, поиски, решения. – 2019. –
№ 2 (6). – С. 45-50.
3. Лысенко, Н. С., Морин, С. В., Морина, А. С. "Теории и модели повышения качества
профессиональной деятельности методиста образовательной организации". В сборнике:
Возрастосообразная деятельность обучающегося: образование, наука, культура,
искусство, спорт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции научнопедагогических работников и обучающихся. Под общей редакцией С. В. Коновалова.
Новокузнецк, 2022. С. 299-302.
4. Богуславская, О. В. Основы методической работы в современной школе: учебное пособие
/ О. В. Богуславская. – Москва: Дрофа, 2020. – 176 с.
5. Галустова, Н. А. Методическая работа в современной школе: проблемы, технологии,
перспективы: учебное пособие / Н. А. Галустова. – Москва: Дашков и К, 2021. – 384 с.
6. Загвязинская, И. В. Методическая работа школы: организация и управление: учебное
пособие / И. В. Загвязинская. – Москва: Просвещение, 2020. – 288 с.
7. Корниенко, Е. Е. и др. Методическая работа в образовательной организации:
современные подходы и проблемы: учебное пособие / Е. Е. Корниенко, Е. Н. Рудакова, Ю.
В. Хрущева и др. – Москва: Юрайт, 2020. – 320 с.
8. Мельников, С. В. Организация методической работы в школе: практическое пособие / С.
В. Мельников. – Москва: Просвещение, 2020. – 224 с.
9. Панькова, О. В. Технология методической работы в школе: теоретические и
практические аспекты: учебное пособие / О. В. Панькова. – Москва: Дрофа, 2021. – 240 с.
10. Соловьева, Е. В. Методическая работа в школе: проблемы, поиск решений: учебнометодическое пособие / Е. В. Соловьева. – Москва: Педагогика, 2021. – 224 с.
11. Чернева, Н. О. Принципы и ценности профессиональной деятельности методиста:
классический и инновационный аспекты. В сборнике: Возрастосообразная деятельность
обучающегося: образование, наука, культура, искусство, спорт. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников и
обучающихся. Под общей редакцией С. В. Коновалова. Новокузнецк, 2022. С. 495-498.
Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы
1.

Наталья Скорнякова. Такие разные методисты: чем они занимаются в школах, садиках,
СПО, вузах, EdTech? / Наталья Скорнякова [Электронный ресурс] // Skillbox : [сайт]. — URL:
https://skillbox.ru/media/education/takie-raznye-metodisty-chem-oni-zanimayutsya-v-shkolakhsadikakh-spo-vuzakh-edtech/ (дата обращения: 26.09.2023).
2. Мировые тренды образования в российском контексте — 2023. Результаты исследования
института образования Высшей школы экономики. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/
(дата обращения: 03.10.2023)
3. Мировые тренды образования в российском контексте — 2022. Результаты исследования
института

образования

Высшей

школы

экономики.

URL:

https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2022/ (дата обращения: 05.10.2023)
4. Межрегиональная

тьюторская

ассоциация.

URL:

https://thetutor.ru/category/biblioteka

(дата обращения: 12.09.2023)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».