Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
«Механизм разработки и реализации индивидуального образовательного
маршрута детей раннего возраста в соответствии с Федеральной основной
образовательной программой дошкольного образования»
Разработчик(и) программы:
Пупышева Е.В., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Щербина, МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», к.э.н.
Глинских, Начальник филиала Октябрьского района г. Екатеринбурга МБУ
ИМЦ « Екатеринбургский Дом Учителя»
Екатеринбург, 2023
Раздел 1. Характеристика программы
1.1. Цель реализации программы – Совершенствование профессиональной компетенции
педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах разработки и реализации
индивидуального образовательного маршрута детей раннего возраста..
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция
Трудовое действие
Знать
Уметь
Составлять план
А/03.6
Развивающая
деятельность
Особенности проектирования
диагностических
Применение
индивидуального
мероприятий, с учётом
инструментария и
образовательного маршрута
возрастных возможностей и
методов диагностики и
детей дошкольного возраста,
индивидуальных различий
оценки показателей
связанной с оценкой
(индивидуальных
уровня и динамики
эффективности педагогических
траекторий развития) детей
развития ребёнка
действий и лежащей в основе их
ДОО. Разрабатывать план
дальнейшего планирования.
оптимизации работы с
группой детей ДОО.
Использовать методы и
Организация и
средства анализа психолого-
проведение
В/01.5
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
образования
педагогического мониторинга,
педагогического
Разрабатывать
позволяющие оценить
мониторинга освоения
детьми образовательной
программы и анализ
образовательной работы
в группе детей раннего
индивидуальный
результаты освоения детьми
образовательный маршрут
образовательных программ,
с учётом индивидуальных
степень сформированности у
особенностей развития
них качеств, необходимых для
каждого ребёнка.
дальнейшего обучения и
и/или дошкольного
развития на следующих уровнях
возраста
обучения
1.3. Категория слушателей:
Программа предназначена для педагогов дошкольного образования.
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 32 ч.
Раздел 2. Содержание программы
Виды учебных занятий,
учебных работ
№
Наименование разделов
Всего
п/п
(модулей) и тем
часов
Лекция,
Входное тестирование
Формы
работа, час
контроля
(практическое)
час
*
Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час
1
0
1
0
10
4
6
0
Нормативно-правовые
механизмы использования
1
диагностики и
мониторинга в
дошкольном образовании.
тест
Механизмы разработки
индивидуального
2
образовательного
8
4
4
0
12
2
10
0
Итоговая аттестация
1
0
1
0
Итого
32
10
22
0
маршрута детей раннего
возраста
Механизмы реализация
индивидуального
образовательного
3
маршрута с учётом
индивидуальных
особенностей развития
каждого ребёнка
*
проект
2.2. Рабочая программа
1 Нормативно-правовые механизмы использования диагностики и мониторинга в
дошкольном образовании. ( лекция - 4 ч. практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Основные документы: Закон об образовании в РФ. ФООП ДО, ФГОС ДО.
Педагогическая диагностика как инструмент проектирования ИОМ. Отличие педагогической
диагностики от психологической, социологической, от мониторинга. Принципы педагогической
диагностики Цели педагогической диагностики достижения планируемых результатов. Общие
принципы и специфика диагностики ребёнка раннего возраста.
Практическая работа·Структура педагогической диагностики, мониторинга. Предмет
диагностики/мониторинга. Понятие нормы в мониторинге. Измерение, оценка, шкалирование.
Способы фиксации данных. Проектируют план диагностических мероприятий с учётом
возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)
детей ДОО. Анализ и обсуждение выполненных работ в рамках работы интеллект карты.
2 Механизмы разработки индивидуального образовательного маршрута детей раннего
возраста ( лекция - 4 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Методы сбора информации: наблюдение, свободные беседы, анализа продуктов
детской деятельности, специальных диагностических ситуаций. Виды наблюдения и методика
его проведения. Способы фиксации наблюдения (заметки, сплошная запись, фото и
видеозаписи, дневниковые записи). Анкетирование и опросные методы в образовании.
Практическая работа·Разработка «Карты развития ребёнка раннего возраста». Анализ и
обсуждение выполненных работ в рамках круглого стола.
3 Механизмы реализация индивидуального образовательного маршрута с учётом
индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 10 ч. )
Лекция·Понятие «Индивидуальный образовательный маршрут». Принципы проектирования и
реализации ИОМ ребенка. Рекомендуемые разделы ИОМ. Этапы разработки ИОМ
Практическая работа·Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
раннего возраста в дошкольной организации где работает слушатель, по предложенной схеме.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Входная диагностика направлена на выявление имеющихся у слушателя дефицитов в освоении
профессиональных компетенций, проводится в форме теста. Тест содержит 9 заданий. Из них
5 – требуют выбора правильного ответа, 4 задания с открытым ответом.
Критерии оценивания:
Критерии оценивания: зачтено / не зачтено. Зачтено – выполнено более 60 % заданий –
зачтено. Не зачтено – выполнено менее 60 % заданий.
Примеры заданий:
Вариант задания с одним правильным ответом:
Выберите правильный ответ
Нормативным документом, регламентирующим требования к педагогической диагностики
достижения планируемых результатов детьми, является:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 286.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования"
Все ответы верны
Правильный ответ: d
Вариант задания с несколькими правильными ответами.
Выберите правильный ответ
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на:
Изучение деятельностных умений ребенка, предпочтений, склонностей, личных
особенностей., способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Выявление особенностей развития ребенка;
Составление образовательных маршрутов освоения образовательной программы;
Внесения изменения в планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности.
Для формального сравнения достижения детей группы
Правильный ответ: a; b; c; d
Количество попыток: не ограничено.
Количество попыток: не ограничено
Итоговая аттестация
Форма: Форма: защита проекта на тему «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
раннего возраста».
Описание, требования к выполнению:
Описание, требования к выполнению: слушатели на практическом занятии выполняют задание,
которое направлено на освоение профессиональных компетенций по применению знаний
педагогики и психологии по вопросам проведения Педагогической диагностики достижения
планируемых результатов при проектировании индивидуального образовательного маршрута.
Критерии оценивания:
Зачтено / не зачтено. «Зачтено» выставляется, если слушатель показал умение применять
знания педагогики и психологии по вопросам обучения и развития детей раннего возраста при
проектировании индивидуального образовательного маршрута, показал знание теории по теме
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка раннего возраста на
основе диагностики достижений планируемых результатов освоения образовательной
программы». Проектирование ИОМ выполнено в полном объеме в соответствии с
предложенной схемой: определена актуальность разработки ИОМ ребенка, указан запрос
родителей, даны основания для создания индивидуального образовательного маршрута, четко
сформулированы цели: стратегическая, образовательная, воспитательная, развивающая,
определены возможные риски, указаны ожидаемые результаты ИОМ: деятельностей умения,
личные особенности, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, представлены условия
реализации ИОМ и характеристика личностных качеств ребенка. В маршруте описаны
организационно-педагогические условия реализации программы, а именно – технологии
работы с детьми раннего возраста, срок реализации ИОМ. Дана матрица взаимодействия с
родителями, индивидуальная программа развития ребенка. Кратко представлено содержание
ИОМ. Разработан и приведен в качестве примера конспект занятия с детьми по программе ИОМ
на выбранную тему. Разработаны показатели достижения результатов: форма подведения
итогов, рекомендации для педагогов и родителей. В проекте ИОМ представлены ссылки на
использованные материалы и список литературы. «Не зачтено» выставляется, если слушатель
показал не в полной мере умение применять знания педагогики и психологии по вопросам
обучения и развития детей раннего возраста при проектировании индивидуального
образовательного маршрута, показал не в достаточной степени знание теории по теме
«Механизм разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута детей
раннего возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО».
Проектирование ИОМ выполнено в соответствии с предложенной схемой не в полном объеме
(выполнено менее 40% объема работы), отсутствуют или сформулированы не корректно
элементы ИОМ: актуальность разработки ИОМ ребенка, запрос родителей, основания для
создания индивидуального образовательного маршрута, цели: стратегическая,
образовательная, воспитательная, развивающая, возможные риски, ожидаемые результаты
ИОМ: деятельностей умения, личные особенности, взаимодействие со сверстниками и
взрослыми, условия реализации ИОМ и характеристика личностных качеств ребенка,
организационно-педагогические условия реализации программы –технологии работы с
ребенком раннего возраста , срок реализации ИОМ, матрица взаимодействия с родителями,
индивидуальная программа развития ребенка, содержание ИОМ, карта развития ребенка
раннего возраста по программе ИОМ на выбранную тему, показатели достижения результатов:
форма подведения итогов, рекомендации для педагогов и родителей, ссылки на
использованные материалы и список литературы.
Примеры заданий:
Примеры заданий:
разработать индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. В маршруте нужно указать
возраст ребёнка, дать характеристику личностных качеств, указать запрос родителей,
основания
для
создания
индивидуального
образовательного
маршрута,
цели
и
задачи, возможные риски, этапы образовательного маршрута.
Структура ИОМ
Титульный лист с указанием фамилии, имени, возраста ребёнка
Пояснительная записка
Актуальность разработки ИОМ ребёнка раннего возраста Запрос родителей. Основания
для создания индивидуального образовательного маршрута.
Цели: стратегическая, образовательная, воспитательная, развивающая
Возможные риски
Ожидаемые
результаты
ИОМ:
деятельностей
умения,
личные
особенности,
взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Условия реализации ИОМ
Характеристика личностных качеств ребенка раннего возраста .
Организационно-педагогические условия реализации программы
Психолого-педагогические технологии работы с ребёнком раннего возраста
Срок реализации ИОМ
Матрица взаимодействия с родителями
Индивидуальная программа развития ребёнка
Содержание ИОМ
Конспект занятия с детьми по программе ИОМ на выбранную тему.
Показатели достижения результатов
Форма подведения итогов
Портфолио ребенка
Рекомендации для педагогов и родителей
Ссылки на использованные материалы
Список литературы
Количество попыток: 1
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273- ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения: 28.02.2023.
-
Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013г.№1155. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (
дата обращения: 28.02.2023).
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования
[Электронный
25.11.2022
ресурс]:
№
1028
приказ
Министерства
(зарегистрирован
просвещения
Российской
28.12.2022
№
Федерации
71847).
от
URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Литература
Михайлова-Свирская Л. М. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста:
пособие для педагогов ДОО. М: Просвещение, 2019. 128 с.
Свирская, Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений / Л.В. Свирская. – С.-Пб.:
Образовательные проекты; М.: Линка-Пресс, 2019. – 144 с.
Уразова, А.Р. Индивидуальный образовательный маршрут как средство социальноличностного
развития
ребенка
дошкольного
возраста
/
А.Р.
Уразова
//
Вестник
Челябинского государственного педагогического университета. – 2017 – № 7 – с. 92-96.
Электронные обучающие материалы
Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Орлов К.В., Сергеева В.Е. «Современные
дошкольники 3-4 лет», 2022. - 40 с.
Гогоберидзе. Ч. 1: Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в
дошкольном образовании. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 54–77.
Интернет-ресурсы
Бондаренко
Т.
В.,
Овсянникова
Е.
М.
Применение
современных
педагогических
технологий в развитии детей раннего возраста // Актуальные исследования. 2022. №29
(108).
С.
46-49.
URL:
https://apni.ruHYPERLINK
sovremennikh-pedagogicheskikh-tekh"/HYPERLINK
"https://apni.ru/article/4393-primenenie"https://apni.ru/article/4393-primenenie-
sovremennikh-pedagogicheskikh-tekh"article/4393-
primenenie-sovremennikh-
pedagogicheskikh-tHYPERLINK
"https://apni.ru/article/4393-primenenie-sovremennikh-
pedagogicheskikh-tekh"eHYPERLINK
"https://apni.ru/article/4393-primenenie-sovremennikh-
pedagogicheskikh-tekh"khHYPERLINK
"https://apni.ru/article/4393-primenenie-sovremennikh-
pedagogicheskikh-tekh" (дата обращения: 18.02.2023).
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий,
ранний
возраст
https://www.irro.ru/upload/medialibrary/29c/9k0zeqikavj0mip08unxw07qu0ojbw99.pdf
Проектирование
индивидуальных
образовательных
маршрутов
детей
дошкольного
возраста: методика и практический опыт реализации: Сборник методических материалов
/ сост. О. А. Блохина – Калининград: Изд-во Калининградского областного института
развития
образования,
2018.
–
103
с.:
https://ivfrao.ru/publikaczii/
https://koiro.edu.ru/activities/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost/redaktsionno-izdatelskayadeyatelnost/spisok literatury-izdannoy-koiro/2018/book_koiro2018_03.pdf
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для
освоения программы повышения квалификации:
Подключение к интернету.
Комплект электронных презентаций к лекциям и практическим работам.
Технические средства обучения (компьютеры).
Цифровой проектор.