Методика разработки инструментария оценки достижений обучающимися предметных образовательных результатов

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Методика разработки инструментария оценки достижений обучающимися
предметных образовательных результатов

Разработчик(и) программы:
Кузьмина Л.В., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя», нет

Екатеринбург, 2024

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций
педагогов в области методики разработки инструментария оценки достижений обучающимися
предметных образовательных результатов.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Трудовое действие

Знать
Виды предметных

Организация,
Профстандарт: 01.001
Общепедагогическая
функция. Обучение
А/01.6

Уметь

Разрабатывать

образовательных

осуществление контроля и

оценочные задания для

результатов. Алгоритм

оценки учебных достижений

разработки инструментария

текущих и итоговых

оценки достижений

результатов освоения

обучающимися предметных

основной образовательной

образовательных

программы обучающимися

оценки достижений
обучающимися
предметных
образовательных
результатов

результатов

1.3. Категория слушателей:
учителя общеобразовательной организации
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
учебных работ
№

Наименование разделов

Всего

п/п

(модулей) и тем

часов

Лекция,

Входной контроль

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

6

2

4

0

6

2

4

0

6

2

4

0

4

2

2

0

тест

Содержательная и
критериальная основа
1

системы оценки
достижения предметных
образовательных
результатов освоения ООП
Виды предметных

2

образовательных

тест

результатов освоения ООП
Виды процедур оценивания
3

достижения предметных
образовательных
результатов освоения ООП
Индикаторы как
наблюдаемые признаки

4

достижения предметных
образовательных
результатов

практическая
работа

Разработка и подбор
заданий для оценки
5

достижения предметных

8

2

6

0

образовательных
результатов
*

Выходной контроль

1

0

1

0

*

Итоговая аттестация

4

0

4

0

Итого

36

10

26

0

тест
практическая
работа

2.2. Рабочая программа
1 Содержательная и критериальная основа системы оценки достижения предметных
образовательных результатов освоения ООП ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Оценивание как ключевая компетенция педагога. Система оценки достижения
предметных образовательных результатов. Содержание и критерии в системнодеятельностном подходе к оценке достижения образовательных результатов. Алгоритм
критериального подхода к оценке достижения образовательных результатов. Фонд оценочных
средств. Корреляция единиц содержания федеральной рабочей программы с планируемыми
предметными образовательными результатами.
Практическая работа·работа в предметных группах по сопоставлению единиц содержания
федеральной рабочей программы с планируемыми предметными образовательными
результатами
2 Виды предметных образовательных результатов освоения ООП ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Виды предметных образовательных результатов: факт, понятие, закономерность,
способ, умение. Знание факта как способность назвать или узнать уникальное единичное
событие или явление, реально существующее или подтвержденное в результате научной
деятельности. Понятие как зафиксированная в словесной форме мысль, отражающая общие и
существенные признаки предметов и явлений. Владение понятием – способность давать
определение, находить общие и отличительные характеристики. Закономерность как
объективно существующая, повторяющаяся, существенная взаимосвязь между явлениями,
объектами, понятиями. Определять закономерность – то есть устанавливать причинноследственные и логические связи между изучаемыми явлениями, объектами и понятиями.
Способ как закономерный порядок действий для достижения цели, построенный на алгоритме,
или порядок действий для достижения результата (цели). Умение как присвоение способа для
решения учебно-практических задач. Алгоритм разработки инструментария оценки
достижений обучающимися предметных образовательных результатов.
Практическая работа·работа в предметных группах по определению видов предметных
образовательных результатов, представленных в федеральных рабочих программах, подбору и
коррекции формулировок, отражающих виды образовательных результатов «факт», «понятие»,
«способ», «закономерность», «умение». Текущий контроль - тест "Виды предметных
результатов"
3 Виды процедур оценивания достижения предметных образовательных результатов
освоения ООП ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Процедуры оценивания для различных видов образовательных результатов. устный
ответ на вопросы в свободной форме. Знание теории: развернутый устный ответ на уроке,
письменные развёрнутые свободные ответы на вопросы, тестирование закрытого (с выбором
ответов) и открытого типа (с кратким или развернутым ответом), создание ментальных карт,
кластеров, таблиц, схем и моделей, обобщающих теоретический материал; действия с
моделями: преобразование, дополнение. Демонстрация предметных умений: решение типовых
задач, диктант, контролируемые опыты и лабораторные работы, выполнение чертежей,
выполнение действий на основе освоенного способа. Применение знаний и умений для решения

проблемы или достижения цели: творческие и проектные работы, авторские тексты (сочинения,
эссе), самостоятельные исследования, решение и составление кейсов, участие в реальной
спортивной игре, соревнованиях.
Практическая работа·работа в предметных группах по определению необходимых процедур
оценивания для критериев достижения предметных образовательных результатов,
формирования перечня процедур оценивания для каждой изучаемой темы, исходя из видов
образовательных результатов
4 Индикаторы как наблюдаемые признаки достижения предметных образовательных
результатов ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 2 ч. )
Лекция·Индикаторы сформированности результата - наблюдаемые признаки результата.
Зависимость индикатора от вида образовательного результата. Формулировка индикаторов для
определения достижения каждого вида образовательного результата (факт, понятие,
закономерность, способ, умения) или степени приближения к нему. «Правильные глаголы» для
формулирования индикаторов. Шкалы оценки степени приближения к образовательному
результату
Практическая работа·работа в предметных группах по анализу, коррекции и формулированию
индикатоторов для всех видов образовательных результатов и определению шкалы оценки для
них. Промежуточный контроль - практическая работа "Определение шкалы оценки степени
приближения к образовательному результату"
5 Разработка и подбор заданий для оценки достижения предметных образовательных
результатов ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 6 ч. )
Лекция·Требование к оценочным заданиям. Текст-указание на действие, выполнение которого
учеником свидетельствует о достижении им образовательного результата. Указание на
образовательный результат. Инструкция (способ выполнения) оценочного задания.
Условие/материал, необходимые для выполнения задания. Шкала оценивания
Практическая работа·Практическая работа 2 часа: работа в предметных группах по подбору,
анализу точности формулировки оценочных заданий в методической и учебной литературе
Практическая работа 4 часа: работа в малых предметных группах по разработке заданий для
оценки достижения предметных образовательных результатов (не менее четырёх заданий на
каждый из видов образовательных результатов), самооценка по критериям требования к
оценочному заданию в части оформления, текста инструкции, текста задания, формулирования
показателей шкалы оценки и формулировок обратной связи

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня базовых знаний по тематике программы. Входное
тестирование состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с
выбором одного ответа, 3 задания с выбором нескольких ответов.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Пример задания с выбором одного правильного ответа:
Достижение базового уровня планируемых результатов обучающимися свидетельствует о...

a. способности обучающихся решать задачи на функциональную грамотность
b. способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно
отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса
c. способности обучающихся применять полученные знания в итоговых контрольных
работах
d. не усвоении учебного материала
(правильный ответ В)
Пример задания на с выбором нескольких ответов:
Система оценки в образовательной организации реализует следующие подходы к оценке
образовательных достижений (выберите все правильные ответы):
a. Уровневый
b. Нормативный
c. Системно-деятельностный
d. Комплексный
(правильные ответы АСD)
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Проводится с целью определения уровня знаний видов предметных образовательных
результатов, алгоритма разработки инструментария оценки достижений обучающимися
предметных образовательных результатов. Итоговое тестирование состоит из 10 вопросов,
каждый из которых оценивается в 1 балл. 7 заданий с выбором одного ответа, 3 задания с
выбором нескольких ответов.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Примеры задания с одним правильным ответом:
1. К какому виду относится данный образовательный результат: знать
основные мотивы лирических произведений М.Ю.Лермонтова:
a. Факт
b. Понятие
c. Закономерность
d. Способ
e. Умение
(правильный ответ А)
1. Выберите правильную последовательность действий при разработке инструментария
оценки достижения обучающимися предметных образовательных результатов:
a. Выбрать задание для проверки достижения образовательного результата
b. Определить вид образовательного результата
c. Определить подобрать индикатор сформированности результата

d. Составить инструкцию к выполнению задания
e. Сформулировать показатели уровня достижения образовательного результата для
шкалы оценки
Варианты ответов: 1) abcde

2) cdabe

3)bcade

4)ecdae

(правильный ответ 3)

Пример задания с выбором нескольких ответов
Какие из приведенных ниже индикаторов позволяют определить уровень сформированности
образовательного результата «способ»?
A. Восстанавливает последовательность шагов
B. Выбирает правильное действие из предложенных
C. Формулирует определение понятия
D. Соотносит определение и конкретный пример
(правильный ответ А, В)
Количество попыток: не ограничено

Текущий контроль
Раздел программы: Тема 2. Виды предметных образовательных результатов освоения ООП
Форма: тест
Описание, требования к выполнению:
Тест "Виды образовательных результатов" проводится с целью определения уровня знаний
видов предметных образовательных результатов, состоит из 5 вопросов с выбором одного
ответа, каждый из которых оценивается в 1 балл.
Критерии оценивания:
Текущий контроль считается пройденным при получении максимального количества баллов - 5
баллов
Примеры заданий:
1. Определите вид образовательного результата по математике "Знать алгоритм перевода
масштаб из одного вида в другой"
а) факт
б) понятие
в) закономерность
г) способ
д) умение
2. Определите вид образовательного результата по истории "Называть причины распада
державы Александра Македонского"
а) факт
б) понятие
в) закономерность
г) способ
д) умение
3. Определите вид образовательного результата по биологии "Формулировать связь между
строением и функциями корня"
а) факт

б) понятие
в) закономерность
г) способ
д) умение
Количество попыток: не ограничено

Промежуточный контроль
Раздел программы: Тема 4. Индикаторы как наблюдаемые признаки достижения предметных
образовательных результатов
Форма: практическая работа
Описание, требования к выполнению:
В практической работе "Определение шкалы оценки степени приближения к образовательному
результату" необходимо для предложенного оценочного задания выбрать шкалу (1-0 или 2-10), сформулировать описание и дать обратную связь для каждого показателя шкалы.
Практическая работа выполняется с целью определения уровня готовности к разработке
оценочного задания для оценки достижений обучающимися предметных образовательных
результатов.
Критерии оценивания:
Выбранная шкала позволяет оценить все возможные уровни приближения к результату
(да/нет), шкала содержит качественные описания уровня достижения результата (да/нет),
шкала учитывает все возможные варианты ответа (да/нет), шкала содержит обратную связь по
каждому показателю (да/нет), в обратной связи не используются эмоциональные фразы: “ты молодец”, “к сожалению”... (да/нет). Работа считается выполненной при удовлетворении всех
перечисленных требований.
Примеры заданий:
Пример 1. Для оценочного задания по химии выберите шкалу (1-0 или 2-1-0), сформулируйте
описание и обратную связь для каждого показателя выбранной шкалы.
ОР "Знать символы важнейших химических элементов"
Задание: впиши в таблицу символы приведённых химических элементов

Химический элемент

Хлор

Железо

Алюминий

Водород

Его символ

Кислород

Шкала:
Пример 2. Для оценочного задания по окружающему миру выберите шкалу (1-0 или 2-1-0),
сформулируйте описание и обратную связь для каждого показателя выбранной шкалы.
ОР "Знать понятие "лента времени""
Задание.
Вставь в определение нужные слова и словосочетания из списка: возрастание, наша, до нашей,
исторические события, линия.
Лента времени — это ____________________, на которой в хронологической последовательности
отмечаются _________________________________.
На ленте времени вертикальной разделительной чертой отмечено начало ______________ эры.
Слева от черты располагаются годы ______________ эры, справа — __________________ эры. В обоих
направлениях время отмечается по ____________________.
Шкала:
Количество попыток: не ограничено

Итоговая аттестация
Форма: Практическая работа
Описание, требования к выполнению:
Практическая работа «Разработка оценочного задания для оценки достижений обучающимися
предметных образовательных результатов»: выбрать единицу учебного содержания,
сформулировать для неё критерии образовательный результата. Описать индикаторы для
каждого критерия. Сформулировать текст задания. Составить инструкцию по выполнению
задания. Описать условия, необходимые для выполнения задания. Составить шкалу оценки
достижения образовательного результата. Выполняется с целью определения уровня умения
разработки оценочного задания для оценки достижений обучающимися предметных
образовательных результатов.
Критерии оценивания:
• Указан критерий образовательного результата, который нужно будет оценить • Задание
соответствует критерию образовательного результата • В инструкции есть все необходимые
указания для учащегося • Количество вариантов выбора ответа минимизирует риск простого
угадывания • Шкала оценивания включает в себя все возможные варианты выполнения
задания • Все значения шкалы имеют качественное описание, и это описание указывает на
сформированность конкретного образовательного результата Итоговая работа считается
выполненной, если она полностью соответствует критериям.
Примеры заданий:
Вид образовательного результата «понятие»
Критерий образовательного результата: характеризовать химические свойства азота
Задание:

Подчеркните высказывания, в которых говорится о химических свойствах азота
1. Азот обычно проявляет более высокую реактивность в виде оксидов азота, таких как
диоксид азота (NO2) и оксид азота (NO)
2. Для восполнения потерь азота после уборки урожая в почку вносят, в частности,
мочевину и некоторые соли азотной кислоты
3. Азот - газ без цвета и запах, мало растворим в воде
4. Температура кипения азота составляет -195,8 градусов Цельсия
5. Азот является сырьём для получения аммиака
Шкала:
1 балл – все химические свойства азота подчёркнуты верно. Ты хорошо разбираешься в теме.
0 баллов – задание не выполнено; не все химические свойства азота подчёркнуты (нужно
повторить химические свойства азота), подчёркнуты физические свойства (рекомендуется
уточнить разницу между химическими и физическими свойствами вещества)
Количество попыток: не ограничено

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении
профессионального

стандарта

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель,

учитель)»»

Режим

доступа

https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

образования».

стандарта

начального

Режим

общего
доступа:

https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации

от

17

мая

2012

г.

№

413».

Режим

доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования». Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407288976/
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
Режим доступа: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2023/07/14/74228_7cb.pdf

8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении
методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»
Режим доступа: https://prosv.ru/_data/pages/107/prikaz_po_pize.pdf
9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства
просвещения Российской Федерации от 11 мая 2022 года № 577/320 «О внесении
изменений

в

Методологию

и

критерии

оценки

качества

общего

образования

в

общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации
от 6 мая 2019 года № 590/219».
Режим

доступа:

https://fioco.ru/Media/Default/Documents/577-320.pdf

(Дата

обращения

29.05.2023)
10. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
20.07.2021 года № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки
качества

образования

Свердловской

области».

Режим

доступа:

https://www.irro.ru/upload/medialibrary/042/tna15mm4umkvnycaaq8b31vlcgfdlogd.pdf
Литература

1. ​Битянова М. Р., Галеева Н. Л., Порошинская Л. Г. Оценка качества образования в
образовательном учреждении: проектирование и оценка внутришкольной системы
управления качеством образования. Рекомендации к организации и планированию
внутришкольного контроля в соответствии с ФГОС. – М. : МЦКО, 2011. – С. 28-67
2. Бобряшова И.А., Теремов А.В. Критериальное оценивание компетентностноориентированных заданий по биологии при проведении оценочных процедур в 5-9
классах // ж. Педагогические измерения. – 2023. - №2. – с.73-81
3. Бодоньи М.А., Анализ оценочного задания: обзор зарубежных подходов // Вектор науки
Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2023. № 1(52). – с.9-17
4. Галеева Н.В. Оценивание качества образовательных результатов в современной школе:
теория и практика : учебно-методическое пособие / Н. Л. Галеева, Т. Г. Романова, И. А.
Якимов ; под ред. Н. Л. Галеевой. –Москва : МПГУ, 2021. – 176 с. : ил.
5. Пинская, М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа /М. А. Пинская, И. М.
Улановская. – Москва : Просвещение, 2016. – 80с.
6. Полонский, В.М. Оценка достижений школьников : методическое пособие : [издание в
pdf формате] / В. М. Полонский. – Москва : Просвещение, 2022. – 95, [1] с. (Успешный
педагог XXI века)
7. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие /
Науч. ред.: И. В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичева. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 304 с.
— (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО)
8. Тимерханов Д.Г., Кацай И.И. Система оценки образовательных результатов на основе
комплексного и критериально-уровневого подхода // Научно-методическое обеспечение
качества образования. – 2022. – № 1(15). – С.34-39.

Электронные обучающие материалы
Интернет-ресурсы
1. Методические

рекомендации

по

системе

оценки

достижения

обучающимися

планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. - Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 № 03-49
«О

направлении

методических

рекомендаций».

Режим

доступа:

https://fzakon.ru/dokumenty-ministerstv-i-vedomstv/pismo-minprosvescheniya-rossii-ot13.01.2023-n-03-49/ (Дата обращения 16.09.2024)
2. Открытый банк оценочных средств по русскому языку [Электронный ресурс]. Режим
доступа:
http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/openlogin.php?proj=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8
(Дата обращения 16.09.2024)
3. Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов
содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального

общего

образования

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko (Дата обращения 16.09.2024)
4. Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов
содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного

общего

образования

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko (Дата обращения 16.09.2024)
5. Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов
содержания и требований к результатам освоения основных образовательных программ
базового уровня и элементов содержания среднего общего образования [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko (Дата
обращения 16.09.2024)
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом педагогических работников и слушателей к информационно-телекоммуникационной
сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения. Компьютер преподавателя
должен быть оснащен веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и/или наушниками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».