Командный подход в управлении образовательной организации для повышения профессиональной мотивации

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический
центр «Екатеринбургский Дом Учителя»

Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)

Командный подход в управлении образовательной организации для
повышения профессиональной мотивации

Разработчик(и) программы:
Крюкова Е.М., Муниципальное бюджетное учреждение информационнометодический центр «Екатеринбургский Дом Учителя»
Щербина Е.Ю., методист МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»,
канд. экон. наук

Екатеринбург, 2023

Раздел 1. Характеристика программы

1.1. Цель реализации программы – совершенствование профессиональных компетенций в
области реализации командного подхода в управлении образовательной организации с целью
повышения профессиональной мотивации педагогических работников на профессиональное
развитие.
1.2. Планируемые результаты обучения:
Трудовая функция

Профессиональный
стандарт 01.011
Администрирование
деятельности
общеобразовательной
организации B/02.7

Трудовое действие

Знать

Уметь

Обеспечение реализации

Форматы и принципы

кадровой политики,

профессионального

Создавать

осуществление подбора и

взаимодействия, подходы

мотивационный

расстановки кадров в

реализации модели

профиль

соответствии с уставом

самообучающейся

образовательной

общеобразовательной

образовательной

организации

организации

организации
Принципы, механизмы,

Администрирование

Формирование и поддержка

деятельности

организационной культуры

общеобразовательной

общеобразовательной

организации B/03.7

организации

инструменты

Формировать

формирования команды.

организационную

Управленческие

культуру

технологии

образовательной

распределенного

организации

лидерства

1.3. Категория слушателей:
руководитель образовательной организации
1.4. Форма обучения – Очная
1.5. Срок освоения программы: 36 ч.

Раздел 2. Содержание программы

Виды учебных занятий,
№
п/п

Наименование
разделов (модулей) и
тем

учебных работ
Всего
часов

Лекция,

Входной контроль

Формы

работа, час

контроля

(практическое)

час

*

Самостоятельная
Интерактивное
занятие, час

1

0

1

0

5

2

3

0

6

2

4

0

Роль командного
взаимодействия в
1

современной
образовательной
организации
Принципы, механизмы,

2

инструменты
формирования команды

тест

Базовая теория
сотрудничества в
3

контексте создания
модели

6

2

3

1

9

2

6

1

6

2

4

0

самообучающейся
организации
Эффективные практики
4

повышения мотивации
педагогов

практическая
работа

Современные подходы
к организации
5

методической
деятельности в
образовательной
организации

*

Выходной контроль

1

0

1

0

тест

*

Итоговая аттестация

2

0

2

0

проект

Итого

36

10

24

2

2.2. Рабочая программа
1 Роль командного взаимодействия в современной образовательной организации (
лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. )
Лекция·Сущность понятия «команда», возможность организации и использования её в
образовательной среде. Отличия команды от группы людей. Основные подходы к
формированию команды педагогических работников образовательной организации: ролевой,
проблемно-ориентированный, на основе эмоциональной сплоченности. Форматы и принципы
профессионального взаимодействия. Командный подход как стратегия построения
эффективной образовательной среды. Законы формирования групповой динамики. Типы
педагогических команд
Практическая работа·Практическая работа (3 ч.): Фасилитационная практика активного
обсуждения роли командного взаимодействия в современной образовательной организации
2 Принципы, механизмы, инструменты формирования команды ( лекция - 2 ч.
практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Секреты высокоэффективных команд: инструменты для каждого этапа командной
работы. Механизмы командного взаимодействия. Работа команды профессионалов на общий
результат. Основные принципы создания и сплочения команд: формирование целей,
командное выполнение задачи, индивидуальная ответственность перед командой,
стимулирование, профессиональный рост, креативность, продуктивность. Правила
эффективного взаимодействия в команде. Пять ключевых инструментов создания команды:
эффективная встреча профессионалов, личная встреча с лидером, генерация идей, модель
обучения, событие на командное взаимодействие. Форматы профессионального
взаимодействия педагогических и иных работников образовательной организации. Реализация
модели самообучающейся организации. Основные признаки самообучающейся организации.
Организационная культура образовательной организации. Компоненты организационной
культуры. Инструменты диагностики компонентов организационной культуры
Практическая работа·Практическая работа. Работа в малых группах. 2 ч. Разбор практических
примеров формирования педагогической команды, используемых принципов, механизмов,
инструментов формирования. Выявление основных признаков самообучающейся
образовательной организации. 2 ч. Анализ методик диагностики организационной культуры.
Работа с конкретными примерами. Работа в кейс-технологии
3 Базовая теория сотрудничества в контексте создания модели самообучающейся
организации ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 3 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )

Лекция·Формирование педагогической команды в образовательной организации.
Содержание понятия педагогической команды. Современные подходы к формированию
педагогических команд в условиях образовательной организации. Критерии
сформированности педагогической команды. Ключевые принципы распределенного лидерства.
Технологии распределенного лидерства. Семь шагов, позволяющих существенно
оптимизировать и наладить процессы управления образовательной организацией.
Управленческие технологии распределенного лидерства
Практическая работа·Практическая работа. 3 ч. Работа в малых группах с практическими
примерами формирования педагогической команды, технологии распределенного лидерства
как успешной управленческой модели. Практическая работа в формате «Парадигма
позитивных перемен». Подходы к реализации модели самообучающейся организации
Самостоятельная работа·Самостоятельная работа: 1 ч. Изучить матричную форму
организации управления как важнейший фактор формирования субъектности коллектива,
которая позволяет оптимизировать структуру управления под современные задачи и
увеличивает возможности горизонтальной и вертикальной ротации сотрудников школы, их
саморазвития и самоактуализации. Составить план внедрения Технологии распределенного
лидерства в свою образовательную организацию, обозначив реперные точки и критерии
результативности
4 Эффективные практики повышения мотивации педагогов ( лекция - 2 ч. практическое
занятие - 6 ч. самостоятельная работа - 1 ч. )
Лекция·Организационная культура личности и организации. Принципы объединений усилий
сотрудников. Мотивы профессиональной деятельности. Мотивационный профиль педагога.
Обобщенный профиль мотивации сотрудников образовательной организации. Механизмы
создания мотивационного профиля организации. Знакомство с особенностями модели
«бирюзовой организации». Методики диагностики мотивационной среды. Создание программы
мотивации сотрудника на профессиональное развитие
Практическая работа·Практическая работа.· 4 ч. Анализ методик диагностики мотивационной
среды. Работа в малых группах над алгоритмом формирования эффективной управленческой
программы мотивации. Описание мотивационного профиля образовательной организации,
исходя из представленных статистических и аналитических данных. Анализ организационной
культуры конкретной образовательной организации. Фасилитационные приемы «Колесо
баланса», «Вертикаль, «Навигатор». Практическая работа 2 ч. (промежуточный контроль).
Самостоятельная работа·Самостоятельная работа: 1 ч. Изучить предложенные в разделе 4
обучающие ресурсы. Выбрать методику диагностики мотивов трудовой деятельности.
5 Современные подходы к организации методической деятельности в
образовательной организации ( лекция - 2 ч. практическое занятие - 4 ч. )
Лекция·Современные подходы к организации методической деятельности в образовательной
организации: Единый методический день, «Урок в 4 руки», «Проблемные творческие
лаборатории», партнерские пары, наставнические пары, шефские пары, рабочие группы. Пять
форм наставничества. Модели взаимодействия. Продуктивное участие в реализации
персонализированных программ наставничества, как необходимое условие присвоения
педагогу квалификационной категории «педагог-наставник». Профессиональные
компетентности коуча, ментора, тьютора, тренера. Андрагогический подход в работе.
Выявление конкретных проблем обучающихся и педагогов образовательной организации,
которые можно решить с помощью наставничества. Индивидуальный образовательный
маршрут профессионального развития сотрудника.
Практическая работа·Практическая работа.· 4 ч. Работа в малых группах. Анализ практик
реализации системы мотивации и условий для профессионального развития педагогических и
иных работников образовательных организаций. Тренинговые упражнения на взаимодействие

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Входная диагностика направлена на выявление профессиональных дефицитов руководителей
образовательных организаций в области реализации командного подхода в управлении
образовательной организацией с целью повышения профессиональной мотивации
педагогических и иных работников на профессиональное развитие. Вопросы теста
сопрягаются с тематикой Программы. Входное тестирование состоит из 10 вопросов, каждый
из которых оценивается в 1 балл. Семь заданий с выбором одного ответа, одно задание на
установление соответствия, одно задание на определение логической последовательности и
одно задание на выбор нескольких вариантов ответа.
Критерии оценивания:
Максимальное количество баллов 10. Интерпретация результатов: 7-10 баллов – уровень
высокий; 3-6 баллов – уровень выполнения средний; 1-2 балла – уровень выполнения низкий,
недостаточные базовые знания в области направления Программы.
Примеры заданий:
Примеры задания:
1. Групповая динамика — это:
а) позитивные воззрения на потенциал;
б) условия, удовлетворяющие работников;
в) процесс взаимодействия индивидов.
2. «Порог управляемости» — это:
а) численность подчиненных, при которой коллектив выходит из-под контроля;
б) минимально допустимое число руководителей в организации;
в) коммуникационные преграды между руководителем и подчиненным;
г) необходимые профессиональные знания.
3. Под границами контроля в управлении следует понимать:
а) объем работ, за выполнение которых несет ответственность определенное лицо;
б) число функциональных специалистов в структурном подразделении;
в) количество функций, выполняемых руководителем;
г) количество уровней управления в организационной структуре управления.
Количество попыток: не ограничено

Выходной контроль
Форма: тестирование
Описание, требования к выполнению:
Выходное тестирование проводится с целью выяснения знаний по содержанию программы, в

том числе форматов и принципов профессионального взаимодействия, подходов к реализации
модели самообучающейся образовательной организации, принципов, механизмов,
инструментов формирования команды, управленческих технологий распределенного
лидерства. Состоит из 20 вопросов, каждый из которых оценивается в 1 балл. Тест включает 14
вопросов с выбором одного ответа, два задания на установление соответствия, два задание на
определение логической последовательности и два вопроса на выбор нескольких вариантов
ответа.
Критерии оценивания:
результаты выходного тестирования оцениваются в категориях «зачтено / не зачтено».
Тестирование пройдено успешно, если слушатель ответил не менее 14 вопросов правильно.
Примеры заданий:
Примеры заданий:
1. Задание на выбор нескольких правильных вариантов ответа
Признаки самообучающейся организации:
A. развивающийся интеллектуальный капитал;
B. ментальные модели развиваются ниже уровня осведомленности;
C. актуальная по отношению к современным тенденциям;
D. действующая в строгой регламентации функционала;

2.

Задание на выбор нескольких правильных вариантов ответа

Преимущества самообучающейся образовательной:
A. поддержание

уровня

современных

педагогических

технологий

и

сохранение

внедрении

технологии

конкурентоспособности;
B. невыход за рамки предметного поля;
C. повышенная эффективность;
D. улучшение качества результатов обучения;
E. корректура корпоративного имиджа ОО за счет ориентации на людей;
F. укрепление чувства общности в организации;
G. строгое соблюдение трудового распорядка.

3. Задание на выбор одного правильного варианта ответа:
Установление

границ

диапазона

ответственности

при

распределенного лидерства является:
A. обязательным шагом;
B. рекомендуемым этапом;
C. управленческим решением руководителя.
Количество попыток: не ограничено

Промежуточный контроль
Раздел программы: Тема 4. Эффективные практики повышения мотивации педагогов
Форма: практическая работа

Описание, требования к выполнению:
Критерии оценивания:
результаты выполнения практической работы оценивается в категориях «зачтено / не
зачтено». Работа зачтена, если проведенное или смоделированное исследование выявило не
менее восьми мотиваторов. Построена визуализированная модель мотивационного профиля
организации. Сформулировано не менее трех предложений в план управленческих действий с
целью создать систему мотивации и условия для профессионального развития.
Примеры заданий:
Для конкретной образовательной организации провести диагностику мотивационной среды.
Исходя

из

особенностей

и

аналитических

данных,

создать

мотивационный

профиль

организации.
В работе следует использовать рассмотренные на практиках приемы – «Вертикаль», «Колесо
баланса», «Навигатор». По результатам диагностики мотивации трудовой деятельности
педагогического

коллектива

и

демотивирующих

факторов,

возможно

использовать

рассмотренный на практических занятиях прием «Колесо баланса». В этом случае осями эпюры
будут мотиваторы учителей с числовым значением среднего показателя по коллективу.
Например, это могут быть: возможность повышения квалификации, прозрачная система
материального стимулирования, признание в коллективе, комфортный психологический
климат, условия труда, самореализация

и другие. Мотивационный профиль организации

строится с учетом непосредственных значений результатов диагностики и мотивационного
профиля каждого сотрудника. При выполнении практической работы следует создать
имитационную модель на примере нескольких сотрудников.
Пример использования приема «Колесо баланса». «Колесо баланса» – прием визуализации.
Оценивание проводить по заданной шкале. Оценка мотивационных показателей организации
получается с учетом оценки каждого сотрудника по выбранному мотиватору. В данном
примере использовалась десятибалльная шкала. Этот формат позволяет с фактическим
участием

каждого

сотрудника

увидеть

коллективное

мнение

на

колесе

баланса.

Например, исследование показало, что осями мотивационного профиля будут показатели со
значениями, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Данные для построения эпюры
мотивационного профиля организации

НПП

1

Мотиватор на оси мотивационного профиля

возможность повышения квалификации не менее
1 раз в год

Среднее значение в
коллективе

5,7

2

прозрачность материального стимулирования

4,3

3

методическая помощь

3,3

4

признание в коллективе

6,3

5

комфортный психологический климат

4,7

6

условия труда

3,2

7

самореализация

8

лояльность руководства

4

5,3

Результат работы возможно представить в формате построения графика\эпюры. Пример
результата представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример мотивационного профиля
Следует представленные результаты проанализировать и сформулировать предложения в
план управленческих действий с целью создания системы мотивации и условий для
профессионального развития педагогических работников образовательной организации по тем
показателям, значения которых ниже 6.

Количество попыток: 2

Итоговая аттестация
Форма: индивидуальный проект
Описание, требования к выполнению:
Опираясь на умения, полученные на практических занятиях, провести диагностику
организационной культуры конкретной образовательной организации. Составить план
управленческих действий по формированию и/или коррекции организационной культуры
образовательной организации для реализации командного подхода с целью повышения
профессиональной мотивации педагогических работников на профессиональное развитие.
План должен содержать следующие компоненты: • результаты диагностики организационной
культуры; • описание системы отношений, определяющих характер взаимодействия
сотрудников, поведенческие нормы, базовые и инструментальные ценности, признанные
большинством сотрудников • события по развитию организационной культуры организации; •
элементы внедрения Технологии распределенного лидерства; • использование эффективных
практик по созданию саморазвивающейся организации. Учесть проектирование
систематического процесса мониторинга и оценки результатов реализации плана. Работа
должна быть объемом не менее 5 и не более 10 страниц.
Критерии оценивания:
План должен содержать все указанные компоненты и соответствовать методическим
указаниям Министерства просвещения РФ и другим нормативным документам, указанным в
списке литературы. Обязательно должны быть учтены особенности конкретной
образовательной организации. Работа не может иметь орфографических и стилистических
ошибок. В случае замечаний работа должна быть переделана. Оценка выполнения «зачет» /
«незачет». Итоговая аттестация осуществляется по совокупности результатов всех видов
контроля, предусмотренных программой
Примеры заданий:
Количество попыток: 2

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата
обращения: 01.09.2023).
2. Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»: принято
25.12.2019. – URL:
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-

public%3A%2F%2FahZqL2JfpuKLmQOPfexv1nVBcKYtaSYjgz0Z5sGbKLBg0lvHSKHtcqlhMsGWE%2F%2Fcq%
145_от_25.12.2019_версия_3.pdf (дата обращения: 30.05.2022) (дата обращения:
04.09.2023).

3. Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н "Об утверждении профессионального
стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной
образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2021 N 64848) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394567/ (дата обращения: 04.09.2023)
Литература
1. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.
И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. // Профессиональное образование и рынок труда.
– 2019. – № 3. – С. 4–18.
2. Гайнутдинов, Р.М. Управление образовательной организацией в современных условиях //
Образовательная панорама. – 2017. – № 1 (7). – С. 58-67.
3. Дехтяренко,

В.В.

Специфика

субъектов

и

объекта

наставничества

в

системе

педагогического образования // Методист. – 2019. – №1. – С. 50-52.
4. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. – 2018. – № 2. – С.
45.
5. Крюкова, Е.М. Андрагогические подходы к обучению современного учителя / Е.М.
Крюкова, Е.Ю. Щербина // Непрерывное образование. –2022. – № 2 (40). – С. 52-57.
6. Мельникова,

Е.В

Управление

лояльностью

персонала

как

фактор

обеспечения

устойчивого развития организации / Е.В. Мельникова, С.А. Яркова, Л.Д.

Якимова //

Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12. – № 7. – С. 1957-1976.
7. Островская, А.А. Проектный менеджмент в учреждениях общего среднего образования:
распределенное лидерство // Народная асвета. –2020. – № 8. – С. 3-7.
8. Харченко,

В.С.

Мотивация

и

мотивационные

профили

сотрудников

современных

организаций / В.С. Харченко // Социологическая наука и социальная практика. – 2021. – Т.
9. – № 1 (33). – С. 156-171.
9. Штроо, В.А. Отношение сотрудников к организационным изменениям: сопротивление vs
готовность / В.А. Штроо // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. –
2021. – № 2. – С. 142-177.
10. Штроо, В.А. Позитивный психологический капитал: теоретические концепции и методы
измерения / В.В. Дайнеко, В.А. Штроо // Мир психологии. – 2022. – № 1 (108). – С. 4-14.

Электронные обучающие материалы
1. Школьная команда шаг за шагом. Командный подход как стратегия построения
эффективной образовательной среды. / Вебинар Федерального методического центра
Академии Минпросвещения России / Наталья Смирнова, ведущий эксперт Федерального
методического центра // URL: https://rutube.ru/video/a2b0a13312c8c2126c4e47dcfe8fed34/
(дата обращения 28.08.2023)
2. Структура мотивации трудовой деятельности (К. Замфир) / Психолог-практик.рф / URL:
https://brainmod.ru/polls/management/structure-of-motivation-job/

(дата

обращения

Тюменский

областной

28.08.2023)
3. Методики

изучения

педагогического

коллектива

/

государственный институт развития регионального образования / Научно-методическая
деятельность

//

URL:

https://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/arxiv/socialnyj_kapit/metodiki_izuche.html
(дата обращения 04.09.2023)
4. Матричная структура управления / Информационно-управленческий Портал «У» -– URL:
https://port-u.ru/postroeniestruktury/matrichnayastruktura

Интернет-ресурсы
1. Мировые тренды образования в российском контексте — 2023. Результаты исследования
института образования Высшей школы экономики. URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/
(дата обращения: 04.09.2023)
2. Мировые тренды образования в российском контексте — 2022. Результаты исследования
института

образования

Высшей

школы

экономики.

URL:

https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2022/ (дата обращения: 28.08.2023)
3. МЕНТОРИ.

Национальный

ресурсный

центр

наставничества.

URL:

https://mentori.timepad.ru/events/ (дата обращения: 05.09.2023)
4. Межрегиональная тьюторская ассоциация. URL: https://thetutor.ru/

(дата обращения:

01.09.2023)
5. Василисов, М. Е. Самообучающиеся организации: современные подходы, отечественный
и зарубежный опыт / М.Е. Василисов. // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 8890. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75232/ (дата обращения: 01.09.2023).
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Технические средства обучения
Для реализации программы повышения квалификации необходим компьютерный класс с
доступом

педагогических

работников

и

слушателей

к

информационно-

телекоммуникационной сети Интернет, видео- и аудиовизуальные средства обучения.
Компьютер

преподавателя

должен

аудиоколонками и/или наушниками.

быть

оснащен

веб-камерой,

микрофоном,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».