Программа предназначена для подготовки педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, методистов, специалистов и преподавателей учреждений профессионального образования. Программа предусматривает – совершенствование профессиональных компетенций слушателей и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации педагогов в области применения образовательных технологий деятельностного типа как средства эффективной реализации ФГОС ДО (на примере ООП «Детский сад 2100»); – распространение передового педагогического опыта, обобщѐнного в ООП «Детский сад 2100», в дошкольных образовательных организациях. Разработчики программы: С.С. Кузнецова, руководитель направления «Дошкольное образование» в издательстве «Баласс», автор-составитель ООП «Детский сад 2100», автор пособий для дошкольников, издательство «Баласс», г. Москва С.В. Паршина, член авторского коллектива ООП «Детский сад 2100», методист учебно-методического центра, автор пособий для дошкольников, издательство «Баласс», г. Москва Программа по максимальной трудоемкости предусматривает 36 часов освоения. Модульный принцип построения Программы позволяет использовать отдельные модули и их комбинацию, как для однократного повышения квалификации, так и для реализации накопительного принципа за счет освоения отдельных разделов и тем Программы. ВВЕДЕНИЕ Настоящая учебная программа разработана в соответствии со структурой разделов: – Б.0 и М.0 (Базовая (общепрофессиональная) часть) Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование; – ОП.00 (Общепрофессиональные дисциплины) Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения среднего профессионального образования по специальности Дошкольное образование; – профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (руководитель, воспитатель, учитель)»; – Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; – Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (с изменениями); – Порядка разработки дополнительных профессиональных программ. Целью программы является обучение педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, методистов, специалистов и преподавателей учреждений профессионального образования. Квалификационная характеристика лиц, прошедших обучение по программе «Технологические аспекты проектирования и организации образовательной деятельности в ДОО (дошкольный возраст)», включает в себя квалификационные характеристики должностей, требующих дополнительного профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации и общероссийскому классификатору должностей служащих и соответствуют требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учебный план и программа составлены с учетом исходного образовательного уровня (базовое среднее профессиональное или высшее образование) и профессиональной подготовленности специалистов (опыт работы в заявленной области). В программе обучения предусмотрено использование современных образовательных технологий: – модульность обучения до «результата»; – вариативность сроков освоения учебной программы, в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, условий и форм обучения; – индивидуальное обучение; – использование активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и др.; – использование методов электронного и дистанционного обучения, дифференцированного обучения, оптимизации обязательных аудиторных занятий, самостоятельного обучения, обучения по индивидуальным программам с использованием современных средств обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, тренажеры, учебные кейсы и т.п.). Контроль за ходом освоения учебной программы происходит посредством использования тестирования, промежуточного и итогового контроля по результатам освоения всей программы или отдельного модуля (зачѐт). Актуальность и практическая значимость ДПП для тех категорий слушателей, которым она адресована, объясняется тем, что в условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные организации строят свою работу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Качественное, эффективное внедрение инноваций в образовательную практику дошкольных организаций предполагает знакомство педагогов с психологией современного дошкольника и адекватными социальному запросу современными методами и формами организации воспитания и развития детей в различные периоды дошкольного детства. Данные научных исследований свидетельствуют о качественных психических, психофизиологических, личностных изменениях современного ребѐнка, среди которых снижение когнитивного развития детей (сложности при проведении в уме операций сравнения, анализа, мышления по аналогии); снижение энергичности детей, потребности активно действовать; гаджетовая зависимость, препятствующая развитию восприятия и собственной деятельности ребѐнка; снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, в ходе которой у ребѐнка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции, произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере; низкие показатели в действиях, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов; снижение уровня любознательности и воображения; отставание в физическом развитии – в частности, неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, следствием которой является отсутствие графических навыков, т.е. несформированность некоторых мозговых структур, отвечающих за произвольность, что сказывается на развитии мышления и речи; недостаточная социальная компетентность детей, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Программа курса строится на материалах ООП «Детский сад 2100», главная цель которой – создание условий для непрерывного развития ребѐнка, накопление им опыта различной деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающим миром при решении разнообразных жизненных задач и проблем (познавательных, речевых, социально-коммуникативных, художественно-эстетических и др.), развитие ребѐнка в деятельности, организованной педагогом. Деятельностный подход в дошкольном образовании занимает важное место в системе методов, обеспечивающих условия эффективного развития дошкольника с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей, психофизиологических, психических и личностных изменений современного ребѐнка. В ходе курсовой подготовки педагоги знакомятся с принципами деятельностного подхода, формами, методами, приѐмами организации образовательной работы с современными детьми, направлениями поддержки детской инициативы в образовательных областях и видах деятельности, учатся проектировать и проводить занятия (непрерывную образовательную деятельность) на основе технологии организации деятельности с использованием проблемных методов и природосообразной технологии продуктивного чтения-слушания, на практике формировать целостную картину мира ребѐнка, развить когнитивные, творческие способности, игровые умения, организовать деятельность на основе субъект-субъектных отношений взрослого и ребѐнка. В результате обучения специалист должен знать: индивидуальные и возрастные особенности детей, компоненты содержания образовательного процесса в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО, требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО; методологические компоненты проектирования и организации педагогической деятельности; образовательные технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; пути достижения образовательных результатов, способы оценки результативности образовательного процесса; уметь: планировать свою деятельность по образованию и воспитанию детей, проектировать и проводить занятия через различные виды деятельности детей по всем пяти образовательным областям в соответствии с алгоритмами проектирования и проведения непрерывной образовательной деятельности; создавать условия для проявления инициативы детей, поддержки детской инициативы, применять современные психолого-педагогические технологии, использовать разные формы организации деятельности детей, проводить самоанализ эффективности занятий, проводить диагностику умений дошкольников и достижения детьми целевых ориентиров; владеть навыками составления календарно-тематического планирования, проектирования и проведения непрерывной образовательной деятельности через различные виды деятельности детей по всем пяти образовательным областям в соответствии с алгоритмами проектирования и проведения занятий; применения проблемных методов в дидактической игре, приѐмами технологии продуктивного чтения-слушания, технологией организации деятельности, инструментами диагностики умений дошкольников. Данная учебная программа с помощью соответствующих разделов и применения вышеуказанных форм и методов проведения занятий обеспечивает получение слушателями необходимых знаний (на лекциях, при самостоятельной подготовке), умений (практические занятия, написание самостоятельных работ), а также овладевают способностью применять знания, полученные в процессе обучения на рабочем месте. В результате освоения программы формируются новые профессиональные компетенции или происходит качественное изменение их в рамках имеющейся квалификации. Обучение заканчивается сдачей соответствующей итоговой работы в соответствии с учебным планом программы. Итоговый контроль специалиста включает самостоятельное проектирование, проведение и самоанализ непрерывной образовательной деятельности или педагогический анализ видеозанятия в соответствии с этапами технологии организации деятельности, который предназначен для определения теоретической и практической подготовки слушателя к выполнению профессиональных задач. Выпускник по итогам освоения ДПП должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) по направлению подготовки: 1. Знать специфику дошкольного образования. 2. Знать общие закономерности развития ребѐнка в раннем и дошкольном детстве. 3. Уметь организовывать различные виды деятельности для решения задач развития ребѐнка во всех пяти образовательных областях. 4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей. 5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу в соответствии с ФГОС ДО. 6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга с учѐтом индивидуальных особенностей развития каждого ребѐнка. 7. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы. Тематический план программы повышения квалификации «Технологические аспекты проектирования и организации образовательной деятельности в ДОО (дошкольный возраст)» Программа состоит из трѐх модулей, четырѐх разделов, двенадцати тем. Модуль 1. Теоретико-методологический Деятельностный подход в дошкольном образовании как главное условие обеспечения развития дошкольника. Модуль 2. Профильный (практико-ориентированный) Раздел 1. Общие подходы к планированию. Поддержка детской инициативы. Проблемные методы. Раздел 2. Использование проблемных методов в алгоритмах проектирования и проведения НОД Раздел 3. Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников Раздел 4. Диагностика Модуль 3. Рефлексивный Планирование личностного методического роста педагога и итоговый контроль Содержание программы повышения квалификации «Технологические аспекты проектирования и организации образовательной деятельности в ДОО (дошкольный возраст)» Модуль 1. Теоретико-методологический Тема 1.1. Деятельностный подход в дошкольном образовании как главное условие обеспечения развития дошкольника. Психолого-педагогическая характеристика современного ребѐнка. Возможности и значение деятельностных методов для развития дошкольника. Этапы организации деятельности (универсальный алгоритм). Модуль 2. Профильный (практико-ориентированный) Раздел 1. Общие подходы к планированию. Поддержка детской инициативы. Проблемные методы. Тема 2.1. Общие подходы к планированию образовательной деятельности в ДОО. Перспективное и календарное планирование ОД Правовые основания, определяющие необходимость планирования работы воспитателя дошкольной образовательной организации. Целевые ориентиры ФГОС ДО и направления развития дошкольника как содержательная основа для планирования образовательной деятельности в ДОО. Общие подходы к планированию работы воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО (на примере ООП ДО «Детский сад 2100»). Практикум. Составление календарного плана по теме «Весна» (младшая группа). Тема 2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребѐнка. Формирование мотивации к предстоящей деятельности. Ребѐнок – инициатор и полноправный участник - субъект образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности. Партнѐрская позиция взрослого. Создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения. Совместный поиск творческих решений в ситуации затруднения. Тема 2.3. Проблемные методы в дошкольном образовании Элементы проблемно-диалогической технологии в дошкольном образовании. Целесообразность построения образовательной деятельности с опорой на технологию самостоятельного открытия детьми нового знания: 1-й этап – введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. 2-й этап – мотивационная игра. Наряду со знакомыми предлагается незнакомая игровая ситуация, которая вызывает затруднение. 3-й этап – поиск выхода из затруднения, открытие новых знаний или способов действий. При этом новые знания (способы действий) не предъявляются воспитателем в готовом виде. 4-й этап – самостоятельное применение новых знаний и способов действий в других игровых ситуациях. 5-й этап – повторение, развивающие задания. 6-й этап – совместное подведение итогов. Раздел 2. Использование проблемных проектирования и проведения НОД методов в алгоритмах Тема 2.4. Игровая деятельность (сюжетно-дидактическая игра) Игра – сквозной механизмом развития ребѐнка (пункт 2.7 ФГОС ДО). Особенности развития игровой деятельности ребенка. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Дидактическая игра как основа совместной деятельности. Проблемные методы в организации непрерывной образовательной (игровой) деятельности дошкольников. Проектирование непрерывной образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО на примере дидактической игры. Тема 2.5. Познавательно-исследовательская деятельность Задачи развития у детей познавательных интересов. Способы формирования у детей целостной картины мира. Способы формирования первичных представлений. Использование принципа минимакса при отборе содержания. Целеполагание. Организация диалога с детьми. Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Проектирование познавательноисследовательской НОД с использованием проблемных методов (шаги алгоритма). Проведение познавательно-исследовательской НОД (алгоритм). Тема 2.6. Конструкторско-модельная деятельность Пути овладения детьми продуктивной (конструктивной) деятельностью. Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Универсальные алгоритмы проведения и проектирования модельно-конструкторской НОД с использованием проблемных методов. Целеполагание - создание объекта для практических целей, т.е. последующего использования. Практикум по самостоятельному проектированию конструкторско-модельной деятельности. Тема 2.7. Изобразительная деятельность Задачи художественно-эстетического развития детей, пути их решения. Цель изобразительной деятельности - создание художественного образа объекта различными изобразительными средствами. Алгоритмы проектирования и проведения изобразительной НОД на основе технологии организации деятельности. Важность мотивационного и ориентировочного этапов для целеполагания и осознания способов действия. Организация РППС. Практикум по самостоятельному проектированию изобразительной деятельности. Тема 2.8. Коммуникативная деятельность Цель коммуникативной деятельности - обсуждение, разговор, беседа на определѐнную тему. Универсальные алгоритмы проектирования и проведения коммуникативной деятельности с использованием проблемных методов. Создание игровой ситуации на мотивационном этапе. Уточнение цели деятельности. Создание речевых ситуаций. Рефлексия и выход на самостоятельную деятельность. Раздел 3. Технология продуктивного чтения-слушания Тема 2.9. Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников Общие подходы к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста. Психические и психологические процессы деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора. Специфика данной деятельности. Сферы читательской деятельности: эмоциональная сфера, сфера воображения, сфера реакции на содержание, сфера реакции на художественную форму. Структура читательской деятельности. Обеспечение развития ребѐнка в различных образовательных областях через восприятие художественной литературы и фольклора: художественно-эстетическое речевое, социальнокоммуникативное, познавательное и физическое развитие. Развитие читательских умений детей раннего и дошкольного возраста. Приѐмы приобщения детей к словесному искусству. Тема 2.10. Алгоритмы проектирования и проведения НОД (обучение восприятию художественной литературы и фольклора) на основе технологии продуктивного чтения-слушания Природосообразная технология продуктивного чтения-слушания (автор О.В. Чиндилова). Преемственность технологии продуктивного чтения в дошкольном и начальном образовании. Три этапа работы дошкольников с художественным текстом: 1-й этап – прогнозирование и мотивация к чтению; 2-й этап – чтение взрослого, включение эмоций детей, их воображения; реакция на содержание, сопереживание героям произведения; 3-й этап – коллективное обсуждение, выражение своего отношения к героям. Проектирование НОД по восприятию художественной литературы на основе технологии продуктивного чтения-слушания Разработка алгоритма проектирования НОД по восприятию художественной литературы на основе технологии продуктивного чтения-слушания. Самостоятельное проектирование непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии продуктивного чтенияслушания. Памятка «Алгоритм проектирования НОД по восприятию художественной литературы и фольклора». Раздел 4. Диагностика Тема 2.11. Диагностика индивидуального развития дошкольника в образовательной организации, реализующей ООП ДО «Детский сад 2100». Карты индивидуального развития дошкольника Педагогическая диагностика и мониторинг в дошкольной образовательной организации. Цель и предмет мониторинга. ФГОС о необходимости учѐта индивидуального уровня развития ребѐнка. Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования и планируемые результаты освоения Основной образовательной программы. Принципы педагогической диагностики и особенности еѐ проведения в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. Основные методы диагностики (мониторинга), используемые в ДОО. Характеристики инструментария образовательного мониторинга в детском саду. Рекомендации по проведению основной первичной диагностики. Уровни сформированности умений в различных видах детской деятельности в ООП «Детский сад 2100». Организация проведения диагностики и мониторинга индивидуального развития ребѐнка. Критерии и показатели. Модуль 3. Рефлексивный Планирование личностного методического роста педагога и итоговый контроль Наименования тем практических занятий 1. Выберите любой вид детской деятельности по любой теме. Сформулируйте цель педагога, предположите, какую цель могут поставить дети, и кратко опишите ваши действия и действия детей на каждом этапе деятельности. Ответ представьте в виде таблицы. Возраст детей Тема Вид деятельности Цель педагога Предполагаемая цель ребенка Этапы деятельности Действия педагога Мотивационный этап Ориентировочный этап Исполнительский этап Рефлексивный этап Перспективный этап Действия детей 2. Приведите примеры из своей практики или смоделируйте педагогические ситуации, в которых можно увидеть три уровня поддержки детской инициативы. Ответ представьте в таблице. Уровни проявления детской инициативы Внутренний побуждающий мотив к новой деятельности Принятие ребенком самостоятельных решений Руководящая роль ребенка в каких-либо Примеры из практики совместной образовательной деятельности (НОД) Примеры из практики самостоятельной деятельности детей, опосредованно организованной взрослым Примеры из практики самостоятельной деятельности детей (по выбору) действиях, деятельности Примерные вопросы при итоговой аттестации Проведите самоанализ занятия. Тема занятия _________________________________________________ Возраст детей Вид деятельности Цель деятельности Этапы НОД Какие задачи Образовательная решались на область каждом этапе деятельности? Мотивационный Ориентировочный Исполнительский Рефлексивный Перспективный Примерные темы самостоятельных работ 1. Спроектируйте НОД (непрерывную образовательную деятельность) в форме сюжетно-дидактической игры по предложенному алгоритму. Проект представьте в форме таблицы. Возраст детей Новые первичные представления Цель воспитателя Имеющиеся первичные представления, которые могут быть актуализированы в НОД Сюжетно-дидактическая игра (название и описание) Предполагаемая цель ребѐнка Игровая ситуация для мотивационного этапа Этапы деятельности Действия детей краткое 2. Спроектируйте НОД (непрерывную образовательную деятельность) по восприятию художественной литературы и фольклора. Используйте предложенный алгоритм. Проект представьте в форме таблицы. Автор и название произведения Художественная задача текста Цель воспитателя Тема НОД Этапы деятельности Действия детей Предполагаемая цель ребенка Работа до чтения Работа во время чтения Работа после чтения Вопросы для рефлексии Выход на самостоятельную деятельность Контрольные вопросы 1. Составьте план образовательной деятельности на один день. Оформите задание в виде таблицы. Возраст детей: Тема недели по перспективному плану: Формируемые первичные представления: Режимные моменты (1-я половина дня) Что делаем? (Содержание и Какие задачи решаем? формы работы) Непрерывная образовательная деятельность 1 НОД 2. Диагностика индивидуального развития дошкольника в образовательной организации, реализующей ООП ДО «Детский сад 2100». 1. Используя сборник диагностических карт ООП «Детский сад 2100», выберите несколько умений и проведите их диагностику у нескольких детей в своей группе. 2. Внесите полученные данные в сводную таблицу. 3. Поделитесь своими впечатлениями от проделанной работы. Список литературы В материалах каждого занятия в соответствии с программой курса слушателям предоставляется видеозапись интерактивной лекции по теме, презентация к теме, для практических занятий по проектированию и проведению НОД - видеозаписи занятий с детьми, алгоритмы проектирования и проведения НОД по всем видам детской деятельности; список литературы для самостоятельного изучения. Нормативные правовые акты 1. Конвенция о правах ребенка. 2. Конституция Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 8. Постановление от 23.05.2015 № 497 «Об утверждении Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы». 9. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации». 10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». 11. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». 12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях». 13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования». 15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программам дошкольного образования». 16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании при приеме детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования». 17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». 18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"». 19. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)». 20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 21. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации». 22. Письмо Минобрнауки РФ от 08.08.2013 № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования МДОУ». 23. Письмо Минобрнауки РФ от 27.09.2012 года № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ». 24. Письмо Минобрнауки РФ от 05.08.2013 № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми». 25. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Основная литература 1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практической психологии, 1998. 2. Бондырева С.К. Человек (вхождение в мир). – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 3. Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения: теория и практика. Монография. – М.: Баласс, 2009. 4. Бунеев Р.Н. Учѐт психолого-педагогических принципов нового поколения в образовательной системе. Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. 7. Горлова Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и путь реализации. – М.: МГИУ, 2000. 8. Запорожец А.В. Психология восприятия ребѐнком-дошкольником литературного произведения. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1.– М.: Педагогика, 1986. 9. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. 10. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г. 11. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». – М.: Издательский Дом РАО; Баласс, 2005. 12. Корепанова М.В. Культурные практики. Баласс, 2019 13. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. 14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2005. – 511 с. 15. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребѐнка в дошкольном возрасте. Возрастная и педагогическая психология: тексты. – М.: Издательство Московского университета, 1992. 16. Леонтьев Д.А. Ценность как дисциплинарное понятие: многомерной реконструкции. Вопросы философии. – 1996. – № 3. 17. Леонтьев Д.А. Линии и механизмы развития смысловой сферы личности в онтогенезе. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. 18. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. 19. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: сб. материалов. – М.: Баласс, 2006. 20. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. – М.: Баласс, 2016. 21. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен. Монография. – Челябинск, 2009. 22. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. 23. Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: сб. материалов. – М.: Баласс, 2006. 24. Чиндилова О.В. Педагогическая диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе. Начальная школа: плюс До и После. – 2010. – № 8. 25. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100». Монография. – М.: Баласс, 2010. Интернет-ресурсы Сайт Минпросвещения России https://edu.gov.ru/ Сайт ФИРО https://firo.ranepa.ru/ Сайт http://fgosreestr.ru/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad Сайт Образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.com Журнал «Начальная школа: плюс До и После». Подборка статей о дошкольниках и для дошкольников на сайте www.school2100.com 7. Архив вебинаров для дошкольных педагогов в группе ВКонтакте «Детский сад 2100» https://vk.com/club163897083 1. 2. 3. 4. 5. 6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Технологические аспекты проектирования и организации образовательной деятельности в ДОО (дошкольный возраст)» Цель – совершенствование профессиональных компетенций слушателей и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации педагогов в области применения образовательных технологий деятельностного типа как средства эффективной реализации ФГОС ДО (на примере ООП «Детский сад 2100»). Категория слушателей – педагоги и руководители дошкольных образовательных организаций, методисты, специалисты и преподаватели учреждений профессионального образования. Срок обучения– 36 час. Форма обучения – с частичным отрывом от работы № п/п I. II. Наименование разделов и тем (дисциплин) Модуль 1. Теоретикометодологический Общая Всег Аудиторные занятия Само- Формы трудоо стоя- контро ѐмкость ауди лек- Практ Лабора тельная ля ции ическ торные (час.) -тор. работа заняти (час.) часо (час.) ие заняти я в я 2 2 2 Модуль 2. Профильный (практикоориентированный) 32 21 11 10 11 Раздел 1. Планирование, поддержка детской инициативы, проблемные методы 9 6 3 3 3 15 10 5 5 5 3 2 1 2 Раздел 2. Использование проблемных методов в алгоритмах проектирования и проведения НОД Раздел 3. Технология продуктивного чтенияслушания 5 Раздел 4. Диагностика III. 3 Модуль 3. Планирование личностного методического роста педагога и итоговый контроль 2 Итого 36 2 1 1 1 2 23 13 10 11 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации «Технологические аспекты проектирования и организации образовательной деятельности в ДОО (дошкольный возраст)» Цель – совершенствование профессиональных компетенций слушателей и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации педагогов в области применения образовательных технологий деятельностного типа как средства эффективной реализации ФГОС ДО (на примере ООП «Детский сад 2100»). Категория слушателей – педагоги и руководители дошкольных образовательных организаций, методисты, специалисты и преподаватели учреждений профессионального образования. Срок обучения– 36 час. Форма обучения – с частичным отрывом от работы № п/п I. 1.1. II. 2.1. Наименование разделов и тем (дисциплин) Общая Всег Аудиторные занятия Само- Формы трудоо стоя- контро лекПракт Лабора ѐмкость ауди тельная ля (час.) -тор. ции ическ торные работа заняти (час.) часо (час.) ие заняти я в я Модуль 1. Теоретикометодологический 2 2 2 Деятельностный подход в дошкольном образовании как главное условие обеспечения развития дошкольника. Этапы организации деятельности (универсальный алгоритм) 2 2 2 Модуль 2. Профильный (практикоориентированный) 32 21 11 10 11 Раздел 1. Планирование, поддержка детской инициативы, проблемные методы 9 6 3 3 3 3 2 1 1 1 Общие подходы к планированию образовательной деятельности в ДОО. Перспективное и календарное планирование ОД 2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.3. Проблемные методы в дошкольном образовании 3 2 1 1 1 3 2 1 1 1 15 10 5 5 5 Игровая деятельность (сюжетно-дидактическая игра) 3 2 1 1 1 Познавательноисследовательская деятельность 3 2 1 1 1 Конструкторскомодельная деятельность 3 2 1 1 1 Изобразительная деятельность 3 2 1 1 1 Коммуникативная деятельность 3 2 1 1 1 3 2 1 2 1 1 2 1 Раздел 2. Использование проблемных методов в алгоритмах проектирования и проведения НОД 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. Раздел 3. Технология продуктивного чтенияслушания 5 Технология продуктивного чтенияслушания как средство формирования читательских умений дошкольников 2 2.10. Алгоритмы проектирования и проведения НОД (обучение восприятию художественной литературы и фольклора) на основе технологии 3 1 1 1 продуктивного чтенияслушания Раздел 4. Диагностика 2.11. Диагностика индивидуального развития дошкольника в образовательной организации, реализующей ООП ДО «Детский сад 2100». Карты индивидуального развития дошкольника III. 3 2 1 1 1 3 2 1 1 1 Модуль 3. Планирование личностного методического роста педагога и итоговый контроль 2 Итого 36 2 23 13 10 11 2