Содержание: Пояснительная записка ……………………………………………………………………….. 3 Учебно-тематический план ……………………………………………………………….…..5 Содержание программы ………………………………………………………………….…….6 Виды и формы контроля………………………………………………………………….…….7 Учебно-методическое обеспечение …………………………………………………….……..7 Список литературы ……………………………………………………………………………..8 Сведения об авторах……………………………………………………………………….……8 Аннотация ……………………………………………………………………………….………9 Приложения ……………………………………………………………………………………...9 Пояснительная записка Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера, смартфона или планшета. И в образовательный процесс так же проник научно-технический прогресс. Современный урок немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернеттехнологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Но и для педагога они открывают множество возможностей: более глубоко осветить теоретический вопрос, что помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей; это неограниченные возможности для реализации инклюзивного образования и т.д. В настоящее время выходят на первое место системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования, так и один из факторов повышения качества образования. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать понастоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагоговкоординаторов. Наиболее известные бесплатные системы дистанционного обучения: Moodle, Google Classroom. Переход на удаленное обучение вскрыл неготовность общеобразовательных организаций к современным методам работы. Неготовность инфраструктуры, учителей и обучающихся ставит под вопрос реализацию цифрового прорыва и создание цифрового контента в образовании. С целью решения этой проблемы была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Создание дистанционного урока с использованием эффективных онлайн-платформ Google, Moodle», ориентированая на формирование и развитие профессиональных компетенций слушателей курсов в области использования современных информационных интерактивных технологий и приобретение практических навыков работы при создании современного урока. Цель программы –повысить профессиональную компетентность педагогов в области создания современного урока с использованием эффективных онлайн-платформ Google, Moodle. Задачи программы: сформировать у слушателей представления о существующих и перспективных информационно-коммуникационных технологиях, используемых в образовании; ознакомить со спецификой уроков в условиях использования информационнокоммуникационных технологий; создать условия для освоения слушателями, в режиме решения творческих образовательных задач, практических навыков работы с аппаратным и программным комплексом интерактивных устройств и технологий. 2 Требования к освоению программы Компетенции, формируемые в результате освоения ДПП ПК. После окончания обучения по ДПП ПК программе «Создание дистанционного урока с использованием эффективных онлайн-платформ Google, Moodle» слушатели должны овладеть предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). В результате освоения программы слушатели должны : Будут знать: - основные современные и перспективные направления применения эффективных онлайн-платформ в системе дистанционного образования; - возможности работы различными инструментами онлайн-платформ Google, Moodle для создания интерактивных уроков. Будут уметь: - использовать Google Classroom как инструмент дистанционного обучения в образовательном процессе; - создавать структурированный курс дистанционного обучения в среде Moodle; - разрабатывать дистанционный урок с применением интернет-сервисов. Будут владеть: - механизмами и успешными практиками создания интерактивного урока, занятия; - приемами создания и использования интерактивных упражнений и средств электронного тестирования на платформах Google, Moodle; - базой качественных информационных источников по своему предмету, в частности доступных онлайн. Категории обучающихся: педагогические и руководящие работники системы образования (учителя, воспитатели, педагоги доп. образования, директора, методисты, специалисты РОО), иные работники непедагогических специальностей. Обучение организуется по мере формирования групп. Продолжительность обучения – 36 часов. Форма обучения – очная, дистанционная. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации. Нормативные основания реализации программы: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция). - Приказ Минобразования РФ от 26.08.03 №3387 «Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме». - Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года «Порядок разработки и использования образовательных технологий». - Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 31.12.2014, с изм. и доп. от 01.09.2015). - Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 4); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. Главные инструменты Google для удалённого обучения Создание Google аккаунта. Работа на облачном диске. Google Classroom как инструмент дистанционного обучения Создание интерактивного курс в Google Classroom. Создание заданий с автоматическим оцениванием в Google Classroom. Создание группы. Добавление учащихся. Как эффективно взаимодействовать с обучающимися в Google Classroom. Создание структурированного курса дистанционного обучения в среде Moodle Настройка курса: Разделы курса. Текстовый редактор. Управление файлами 1 3 3 Самостоятельная работа 1 Онлайнпрактические занятия Наименование разделов Вебинар-лекция № п/п Всего часов Учебно-тематический план 3 1 2 2 2 2 2 2 2 7. Создание электронного учебного курса в Moodle. 2 2 8. Наполнение курса. Добавление элемента курса «Задание». Создаем лекцию в редакторе Moodle 2 2 9. Итоговый контроль 1 1 1 Итого 18 16 0 4 2 Содержание программы 1. Главные инструменты Google для удалённого обучения. Обзор основных современных и перспективных направлений применения эффективных онлайн-платформ в системе дистанционного образования. Google-площадка для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Предоставление приложений и сервисов наиболее используемых в образовательном сообществе: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, YouTube – видеохостинг. 2. Создание Google аккаунта. Работа на облачном диске. Google Classroom как инструмент дистанционного обучения. Google Classroom – это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google специально для школ. Это виртуальная классная комната, в которой происходит обучение и контроль знаний. Среди главных задач платформы — упрощение обмена информацией между педагогом и учениками. Сервис Google Classroom позволяет учителю создать собственное электронное образовательное пространство. 3. Создание интерактивного курс в Google Classroom. Создание заданий с автоматическим оцениванием в Google Classroom. Особенности, функционал и инструкция по созданию онлайн-курса в Google Classroom. Перечисление принципов проектирования онлайн курсов: - принцип развивающего и воспитательного характера обучения; - принцип научности и посильной трудности; - принцип сознательности и творческой активности учащихся; - принцип наглядности; - принцип доступности обучения; - принцип создания положительного эмоционального фона. Работа с инструментом для создания онлайн тестов Google Формы. Демонстрация сводной таблицы результатов тестирования или опроса. 4. Создание группы. Добавление учащихся. Как эффективно взаимодействовать с обучающимися в Google Classroom. Практические вопросы использования инструментов платформы Google Classroom при создании эффективного урока в современном дистанционном образовательном процессе. Создание обучающих интерактивных материалов в программе. 5. Создание структурированного курса дистанционного обучения в среде Moodle. Moodle — это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Обзор основных особенностей, функций и возможностей программного обеспечения системы дистанционного обучения (СДО), настройки основных параметров курса. Moodle как виртуальная образовательная среда. Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). 6. Настройка курса: Разделы курса. Текстовый редактор. Управление файлами. Спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, 5 проверки знаний и контроля успеваемости. Добавление и редактирование ресурса (элемент/ модуль) курса. 7. Создание электронного учебного курса в Moodle. Набор учебно-методических материалов, рекомендации по подготовке занятия с использованием интерактивных технологий в Moodle. Примеры курсов, уроков оформленных на платформе Moodle. 8. Наполнение курса. Добавление элемента курса «Задание». Создаем лекцию в редакторе Moodle. Алгоритм действий при добавлении элемента курса «Лекция», «Задание», страницу с вопросом, «Глоссарий». Изучение возможностей создавать интерактивные электронные учебники, в которых можно самостоятельно выбирать последовательность изучения материала, основываясь на изучении предыдущих тем. Обзор интернет-сервисов, онлайн-тренажеров, игры, с использованием интерактивных технологий. 9. Итоговый контроль. Тестирование с использование Google Form. Итоговое тестирование состоит из 22 вопросов на три основные темы: - Технологии дистанционного обучения; - Базовая работа с Google Classroom; - Онлайн-платформа Moodle. Максимальное количество баллов – 25. Тест, считается успешно выполненным, при условии правильно решенных заданий не менее 72% (18 баллов). Виды и формы контроля результатов образовательной деятельности слушателей При обучении слушателей используются следующие виды и формы контроля: 1. В начале обучения слушателям предлагается заполнить анкету с целью выявления уровня владения компьютерными технологиями (Приложение №1). 2. Текущий контроль осуществляется в форме демонстрации разработанного онлайн-урока на эффективной онлайн-платформе Google или Moodle. 3. По окончании изучения курса слушателям предлагается итоговое тестирование для самоанализа и рефлексии своих учебных достижений (Приложение № 3). Учебно-методическое обеспечение программы Наименование оборудования, программного обеспечения В формате вебинаров Платформа Вебинар.ру, ноутбук Платформа Zoom Практические занятия на платформе Zoom Рабочая тетрадь слушателя Вид занятий 6 Список литературы 1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 2. Богомолов, Ю. Выходим на демонстрацию. Средства, материалы и инструменты работы современного учителя / Ю. Богомолов // ИКТ в образовании. - 2008. - N 8. - С. 1819. 3. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее : академическая монография /Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. — М. : МедиаМир, 2017. — 160 с. 4. Полякова, О, А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / О. А. Полякова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. - N 5. - С. 90-96. -ISSN 1727-6594. 5. Интерактивные технологии Smart [Электронный ресурс] : сайт содержит учебнометодические и программные материалы для работы с интерактивным оборудованием. – Режим доступа: http://www.edcommunity.ru / Проверено 05.02.15 6. Справочное он-лайн пособие «SMART Notebook 10 для операционных систем Windows» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onlinehelp.smarttech.com/ru/windows/help/notebook/10_0_0/HelpCenter.htm#NB NotebookSoftware.htm Проверено 05.02.15 7. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. - Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 15.03.2020). 8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 10.09.2020). 9. Ispring. Как создать дистанционный курс (лекцию) в Moodle: пошаговая инструкция [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearninginsights/moodle/create-lecture (дата обращения: 15.10.2020). Сведения об авторах программы В реализации Программы принимают участие: Фоменко С.Л. - д.п.н., заместитель директора МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», федеральный эксперт в области качества образования; Лапенко Л.С. – начальник информационно-библиографического отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» 7 Аннотация Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Создание дистанционного урока с использованием эффективных онлайн – платформ Google, Moodle» предназначена для преподавателей, желающих разрабатывать и проводить уроки с использованием дистанционных образовательных технологий. Курс имеет практическую направленность. В результате изучения курса работники образования смогут разработать, создать и опубликовать фрагмент курса или отдельные уроки, а также приобрести навыки по работе в системе дистанционного обучения как слушатели. Полученный опыт работы позволит проводить самостоятельно занятия по разработанному курсу в дистанционной системе обучения Moodle, Google. Слушатели-педагоги образовательных организаций; педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования. Автор курса – Л.С. Лапенко, начальник информационно-библиографического отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» По окончании курса каждый слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. Форма обучения - дистанционная. Форма аттестации – итоговое тестирование. Сроки проведения – 12.10.2020г. – 27.10.2020г. Приложение 1 Входная диагностика 1. Фамилия, имя, отчество 2. Должность, предмет 3. Какие виды средств ИКТ (электронные инструменты) Вы используете? Офисные приложения (Word, Excel, Power Point и др.) Интернет-сервисы (документы Google и др.) Мультимедиа приложения (Macromedia Flash, FrontPage,Web Workshop Pro) 4. Есть ли у Вас постоянный доступ в интернет на рабочем месте? да нет 5. Есть ли у Вас постоянный доступ в Интернет дома? да нет 6. Используете ли интернет-платформы для проведения онлайн и офлайн образовательные события в своей практике? Какие? да нет какие ____________________________________________________________ 7. Ваши ожидания от курса_________________________________________________ 8. Как часто используете компьютер в своей профессиональной деятельности Ежедневно Несколько раз в неделю Один раз в неделю Другое 8 Приложение 2 Текущий контроль Создание Google аккаунта. Создание фрагмента интерактивного курс в Google Classroom: добавление заданий, теоретического материала. Создание заданий с автоматическим оцениванием в Google Classroom. Добавление учащихся и преподавателей в свой класс. Создание фрагмента структурированного курса дистанционного обучения в среде Moodle. Добавлении элемента курса «Лекция», «Задание», страницу с вопросом, «Глоссарий». Приложение 3 Итоговое тестирование с использованием Google Form Укажите Ваши ФИО ___________________________________________________________ Технологии дистанционного обучения 1. Что представляет собой дистанционное обучение? комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому слою населения на любом расстоянии от образовательных учреждений; процесс обучения, не предполагающий обратную связь от педагога; процесс, который осуществляется исключительно на базе информационных и телекоммуникационных технологий; всё вышеперечисленное. 2. Выберите основные компоненты эффективности системы дистанционного обучения: техническое обеспечение, преподаватели, обучающиеся; техническое, программное, информационное, учебно-методическое, организационное, финансовое обеспечение; учебный центр, информационные ресурсы, средства методического и технического обеспечения, обучающиеся, тьюторы, консультанты; нет правильного ответа. 3. Что не относится к преимуществам системы дистанционного обучения? предоставление бесплатного ПК на время прохождения курсов; обеспечение доступа ко многим источникам данных; гибкость в выборе места и времени обучения; возможность обучаться без отрыва от основной деятельности. 4. В процессе дистанционного обучения роль обучающегося: не существенных изменений увеличивается, в большей степени усиливается уровень самоконтроля, самоорганизации; увеличивается непосредственно в процессе усвоения знаний; сокращается. 5. В чем заключается основное отличие СДО от традиционной системы? уменьшение качества предоставляемой услуги; коренное изменение вида коммуникаций между обучающимися и педагогами; сокращение значимости роли педагога в образовательном процессе; использование только телекоммуникационных и интернет-ресурсов. 6. Что относится к основным факторам внедрения и развития СДО? разработка международных стандартов дистанционного обучения; 9 современное информационно-методическое обеспечение; новые обоснования материально-технической базы; всё вышеперечисленное. 7. Система целей развития дистанционного обучения включает: мобилизацию административных ресурсов; индивидуализацию обучения; расширение рынка образовательных услуг; всё вышеперечисленное. Базовая работа с Google Classroom 8. По какому адресу располагается сервис Google Classroom? https://classroom.google.com https://contacts.google.com https://sites.google.com https://mail.google.com 9. Укажите пиктограмму приложения Classroom: 10. Как называется вкладка, где выводится вся информация об опубликованных заданиях и материалах, а также на этой вкладке учащиеся могут публиковать свои материалы или оставлять комментарии _________________________________________________________ 11. Если Вы создали курс используя аккаунт учебного заведения, могут ли тогда записаться на курс пользователи с личным аккаунтом? Да, могут Нет Необходимы дополнительные разрешения 12. Отметьте способы, с помощью которых можно пригласить пользователей на курс: Показать код курса Отправить приглашение по email Записать на курс вручную Перевести с другого курса 13. Какие опции есть в меню настройки: Перевести всех обучающихся на другой курс Добавить новый раздел Удалить пользователя с курса Изменить название курса 14. Можно ли перенести материал из одной темы в другую? Да Нет 15. Задание в Google Classroom можно Создать в Google Form Прикрепить с Google Диска Загрузить с компьютера Верны все варианты 10 16. Выставить оценку можно Только по 100 бальной системе Только по 5 бальной системе Оценки выставлять нельзя Можно самостоятельно установить максимальный балл 17. После проверки работы учащегося необходимо оставить комментарий выставить оценку и вернуть работу сохранить работу вернуть работу 18. Вы приготовили материал, но не хотите чтобы учащиеся пока его видели Сделаю материал скрытым Буду создавать материал вновь позже Добавлю в расписание на публикацию Установлю сроки сдачи Онлайн-платформа Moodle 19. Укажите фрагмент меню системы Moodle: 20. Основные элементы Moodle: методические материалы по курсу, форум, список источников информации; семинары, форум, тесты, задания, чаты, опросы, глоссарий; перечень курсов, задания, лекционный материал, форум; анкета, диалоговое окно курса, площадка для взаимодействия с педагогом. 21. Укажите высказывания, которые соответствую онлайн системе Moodle: элемент Лекция можно добавлять картинки или видео; на платформе Moodle можно обсуждать задания с преподавателями и учащимися, комментировать (учителя) и видеть комментарии (ученики) к своим работам; платформа объединяет в себе Google Drive, Google Docs, Sheets and Slides и Gmail; один из ресурсов платформы - словарная статья Глоссарий; вставка HTML-кода позволяет встраивание заданий с внешних ресурсов; Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды; платформа предоставляет возможность проведения онлайн-конференций. 11