Программа ДПО Создание дистанционного урока с использованием эффективных онлайн-платформ 2020

Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………………………………….. 3
Учебно-тематический план ……………………………………………………………….…..5
Содержание программы ………………………………………………………………….…….6
Виды и формы контроля………………………………………………………………….…….7
Учебно-методическое обеспечение …………………………………………………….……..7
Список литературы ……………………………………………………………………………..8
Сведения об авторах……………………………………………………………………….……8
Аннотация ……………………………………………………………………………….………9
Приложения ……………………………………………………………………………………...9

Пояснительная записка
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и
уже никого не удивишь наличием компьютера, смартфона или планшета. И в
образовательный процесс так же проник научно-технический прогресс. Современный
урок немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без
сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернеттехнологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им
уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества,
повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют
большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Но и для педагога они
открывают множество возможностей: более глубоко осветить теоретический вопрос, что
помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы
быть изучены без использования интерактивных моделей; это неограниченные
возможности для реализации инклюзивного образования и т.д.
В настоящее время выходят на первое место системы дистанционного обучения.
Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как
совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования,
так и один из факторов повышения качества образования. Дистанционная форма обучения
дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения,
всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. С
помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на
плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать понастоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Главным при
организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов,
разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагоговкоординаторов. Наиболее известные бесплатные системы дистанционного обучения:
Moodle, Google Classroom.
Переход на удаленное обучение вскрыл неготовность общеобразовательных
организаций к современным методам работы. Неготовность инфраструктуры, учителей и
обучающихся ставит под вопрос реализацию цифрового прорыва и создание цифрового
контента в образовании.
С целью решения этой проблемы была разработана дополнительная
профессиональная программа повышения квалификации «Создание дистанционного
урока с использованием эффективных онлайн-платформ Google, Moodle»,
ориентированая на формирование и развитие профессиональных компетенций слушателей
курсов в области использования современных информационных интерактивных
технологий и приобретение практических навыков работы при создании современного
урока.
Цель программы –повысить профессиональную компетентность педагогов в
области создания современного урока с использованием эффективных онлайн-платформ
Google, Moodle.
Задачи программы:
 сформировать у слушателей представления о существующих и перспективных
информационно-коммуникационных технологиях, используемых в образовании;
 ознакомить со спецификой уроков в условиях использования информационнокоммуникационных технологий;
 создать условия для освоения слушателями, в режиме решения творческих
образовательных задач, практических навыков работы с аппаратным и
программным комплексом интерактивных устройств и технологий.
2

Требования к освоению программы
Компетенции, формируемые в результате освоения ДПП ПК.
После окончания обучения по ДПП ПК программе «Создание дистанционного
урока с использованием эффективных онлайн-платформ Google, Moodle» слушатели
должны овладеть предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой
деятельности).
В результате освоения программы слушатели должны :
Будут знать:
- основные современные и перспективные направления применения эффективных
онлайн-платформ в системе дистанционного образования;
- возможности работы различными инструментами онлайн-платформ Google,
Moodle для создания интерактивных уроков.
Будут уметь:
- использовать Google Classroom как инструмент дистанционного обучения в
образовательном процессе;
- создавать структурированный курс дистанционного обучения в среде Moodle;
- разрабатывать дистанционный урок с применением интернет-сервисов.
Будут владеть:
- механизмами и успешными практиками создания интерактивного урока, занятия;
- приемами создания и использования интерактивных упражнений и средств
электронного тестирования на платформах Google, Moodle;
- базой качественных информационных источников по своему предмету, в
частности доступных онлайн.
Категории обучающихся: педагогические и руководящие работники системы
образования (учителя, воспитатели, педагоги доп. образования, директора, методисты,
специалисты РОО), иные работники непедагогических специальностей.
Обучение организуется по мере формирования групп.
Продолжительность обучения – 36 часов.
Форма обучения – очная, дистанционная.
По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Нормативные основания реализации программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ (последняя редакция).
- Приказ Минобразования РФ от 26.08.03 №3387 «Об утверждении перечня
документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными
учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их
филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации
образовательных программ частично или в полном объеме».
- Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года «Порядок разработки и
использования образовательных технологий».
- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество
(2011-2020 годы)».
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» (ред. от 31.12.2014, с изм. и доп. от 01.09.2015).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 4);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. №
ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа
2017 г № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
3

1.
2.

3.

4.
5.
6.

Главные инструменты Google для удалённого
обучения
Создание Google аккаунта. Работа на облачном диске.
Google Classroom как инструмент дистанционного
обучения
Создание интерактивного курс в Google Classroom.
Создание заданий с автоматическим оцениванием в
Google Classroom.
Создание группы. Добавление учащихся. Как
эффективно взаимодействовать с обучающимися в
Google Classroom.
Создание структурированного курса дистанционного
обучения в среде Moodle
Настройка курса: Разделы курса. Текстовый редактор.
Управление файлами

1

3

3

Самостоятельная
работа

1

Онлайнпрактические
занятия

Наименование разделов

Вебинар-лекция

№
п/п

Всего часов

Учебно-тематический план

3

1

2

2

2

2

2

2

2

7.

Создание электронного учебного курса в Moodle.

2

2

8.

Наполнение курса. Добавление элемента курса
«Задание». Создаем лекцию в редакторе Moodle

2

2

9.

Итоговый контроль

1

1

1

Итого

18

16

0

4

2

Содержание программы
1. Главные инструменты Google для удалённого обучения. Обзор основных
современных и перспективных направлений применения эффективных онлайн-платформ
в системе дистанционного образования. Google-площадка для создания образовательного
пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Предоставление
приложений и сервисов наиболее используемых в образовательном сообществе: Google
Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная
электронная почта, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию,
YouTube – видеохостинг.
2. Создание Google аккаунта. Работа на облачном диске. Google Classroom как
инструмент дистанционного обучения. Google Classroom – это бесплатный веб-сервис,
разработанный компанией Google специально для школ. Это виртуальная классная
комната, в которой происходит обучение и контроль знаний. Среди главных задач
платформы — упрощение обмена информацией между педагогом и учениками. Сервис
Google Classroom позволяет учителю создать собственное электронное образовательное
пространство.
3. Создание интерактивного курс в Google Classroom. Создание заданий с
автоматическим оцениванием в Google Classroom. Особенности, функционал и
инструкция по созданию онлайн-курса в Google Classroom. Перечисление принципов
проектирования онлайн курсов:
- принцип развивающего и воспитательного характера обучения;
- принцип научности и посильной трудности;
- принцип сознательности и творческой активности учащихся;
- принцип наглядности;
- принцип доступности обучения;
- принцип создания положительного эмоционального фона.
Работа с инструментом для создания онлайн тестов Google Формы. Демонстрация
сводной таблицы результатов тестирования или опроса.
4. Создание
группы.
Добавление
учащихся.
Как
эффективно
взаимодействовать с обучающимися в Google Classroom. Практические вопросы
использования инструментов платформы Google Classroom при создании эффективного
урока в современном дистанционном образовательном процессе. Создание обучающих
интерактивных материалов в программе.
5. Создание структурированного курса дистанционного обучения в среде
Moodle. Moodle — это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает
возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения
в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими
продуктами. Обзор основных особенностей, функций и возможностей программного
обеспечения системы дистанционного обучения (СДО), настройки основных параметров
курса. Moodle как виртуальная образовательная среда. Moodle — аббревиатура от Modular
Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная
динамическая обучающая среда).
6. Настройка курса: Разделы курса. Текстовый редактор. Управление
файлами. Спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в
дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала,
5

проверки знаний и контроля успеваемости. Добавление и редактирование ресурса
(элемент/ модуль) курса.
7. Создание электронного учебного курса в Moodle. Набор учебно-методических
материалов, рекомендации по подготовке занятия с использованием интерактивных
технологий в Moodle. Примеры курсов, уроков оформленных на платформе Moodle.
8. Наполнение курса. Добавление элемента курса «Задание». Создаем лекцию
в редакторе Moodle. Алгоритм действий при добавлении элемента курса «Лекция»,
«Задание», страницу с вопросом, «Глоссарий». Изучение возможностей создавать
интерактивные электронные учебники, в которых можно самостоятельно выбирать
последовательность изучения материала, основываясь на изучении предыдущих тем.
Обзор интернет-сервисов, онлайн-тренажеров, игры, с использованием интерактивных
технологий.
9. Итоговый контроль. Тестирование с использование Google Form. Итоговое
тестирование состоит из 22 вопросов на три основные темы:
- Технологии дистанционного обучения;
- Базовая работа с Google Classroom;
- Онлайн-платформа Moodle.
Максимальное количество баллов – 25. Тест, считается успешно выполненным, при
условии правильно решенных заданий не менее 72% (18 баллов).
Виды и формы контроля результатов образовательной деятельности слушателей
При обучении слушателей используются следующие виды и формы контроля:
1. В начале обучения слушателям предлагается заполнить анкету с целью выявления
уровня владения компьютерными технологиями (Приложение №1).
2. Текущий контроль осуществляется в форме демонстрации разработанного
онлайн-урока на эффективной онлайн-платформе Google или Moodle.
3. По окончании изучения курса слушателям предлагается итоговое тестирование
для самоанализа и рефлексии своих учебных достижений (Приложение № 3).
Учебно-методическое обеспечение программы
Наименование оборудования,
программного обеспечения
В формате вебинаров
Платформа Вебинар.ру, ноутбук
Платформа Zoom
Практические занятия на платформе Zoom
Рабочая тетрадь слушателя
Вид занятий

6

Список литературы
1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.
И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
2. Богомолов, Ю. Выходим на демонстрацию. Средства, материалы и инструменты
работы современного учителя / Ю. Богомолов // ИКТ в образовании. - 2008. - N 8. - С. 1819.
3. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее :
академическая монография /Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С.
Смирнов. — М. : МедиаМир, 2017. — 160 с.
4. Полякова, О, А. Использование интерактивных технологий в образовательном
процессе / О. А. Полякова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. - N 5. - С. 90-96. -ISSN 1727-6594.
5. Интерактивные технологии Smart [Электронный ресурс] : сайт содержит учебнометодические и программные материалы для работы с интерактивным оборудованием. –
Режим доступа: http://www.edcommunity.ru / Проверено 05.02.15
6. Справочное он-лайн пособие «SMART Notebook 10 для операционных систем
Windows» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://onlinehelp.smarttech.com/ru/windows/help/notebook/10_0_0/HelpCenter.htm#NB
NotebookSoftware.htm Проверено 05.02.15
7. Информатизация образования
[Электронный
ресурс]
//
Российская
педагогическая энциклопедия. - Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/
(дата обращения: 15.03.2020).
8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая
образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 10.09.2020).
9. Ispring. Как создать дистанционный курс (лекцию) в Moodle: пошаговая
инструкция [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearninginsights/moodle/create-lecture (дата обращения: 15.10.2020).

Сведения об авторах программы
В реализации Программы принимают участие:
Фоменко С.Л. - д.п.н., заместитель директора МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом
Учителя», федеральный эксперт в области качества образования;
Лапенко Л.С. – начальник информационно-библиографического отдела МБУ ИМЦ
«Екатеринбургский Дом Учителя»

7

Аннотация
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Создание дистанционного урока с использованием эффективных онлайн – платформ
Google, Moodle» предназначена для преподавателей, желающих разрабатывать и
проводить уроки с использованием дистанционных образовательных технологий. Курс
имеет практическую направленность. В результате изучения курса работники образования
смогут разработать, создать и опубликовать фрагмент курса или отдельные уроки, а также
приобрести навыки по работе в системе дистанционного обучения как слушатели.
Полученный опыт работы позволит проводить самостоятельно занятия по разработанному
курсу в дистанционной системе обучения Moodle, Google.
Слушатели-педагоги образовательных организаций; педагоги дошкольных
образовательных организаций, педагоги дополнительного образования.
Автор курса – Л.С. Лапенко, начальник информационно-библиографического
отдела МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
По окончании курса каждый слушатель получает удостоверение о повышении
квалификации.
Форма обучения - дистанционная.
Форма аттестации – итоговое тестирование.
Сроки проведения – 12.10.2020г. – 27.10.2020г.
Приложение 1
Входная диагностика
1. Фамилия, имя, отчество
2. Должность, предмет
3. Какие виды средств ИКТ (электронные инструменты) Вы используете?
 Офисные приложения (Word, Excel, Power Point и др.)
 Интернет-сервисы (документы Google и др.)
 Мультимедиа приложения (Macromedia Flash, FrontPage,Web Workshop Pro)
4. Есть ли у Вас постоянный доступ в интернет на рабочем месте?
 да
 нет
5. Есть ли у Вас постоянный доступ в Интернет дома?
 да
 нет
6. Используете ли интернет-платформы для проведения онлайн и офлайн
образовательные события в своей практике? Какие?
 да
 нет
 какие ____________________________________________________________
7. Ваши ожидания от курса_________________________________________________
8. Как часто используете компьютер в своей профессиональной деятельности
 Ежедневно
 Несколько раз в неделю
 Один раз в неделю
 Другое

8

Приложение 2
Текущий контроль
Создание Google аккаунта. Создание фрагмента интерактивного курс в Google
Classroom: добавление заданий, теоретического материала. Создание заданий с
автоматическим оцениванием в Google Classroom. Добавление учащихся и
преподавателей в свой класс.
Создание фрагмента структурированного курса дистанционного обучения в среде
Moodle. Добавлении элемента курса «Лекция», «Задание», страницу с вопросом,
«Глоссарий».
Приложение 3
Итоговое тестирование с использованием Google Form
Укажите Ваши ФИО ___________________________________________________________
Технологии дистанционного обучения
1. Что представляет собой дистанционное обучение?
 комплекс образовательных услуг, предоставляемых широкому слою населения на
любом расстоянии от образовательных учреждений;
 процесс обучения, не предполагающий обратную связь от педагога;
 процесс, который осуществляется исключительно на базе информационных и
телекоммуникационных технологий;
 всё вышеперечисленное.
2. Выберите основные компоненты эффективности системы дистанционного обучения:
 техническое обеспечение, преподаватели, обучающиеся;
 техническое,
программное,
информационное,
учебно-методическое,
организационное, финансовое обеспечение;
 учебный центр, информационные ресурсы, средства методического и технического
обеспечения, обучающиеся, тьюторы, консультанты;
 нет правильного ответа.
3. Что не относится к преимуществам системы дистанционного обучения?
 предоставление бесплатного ПК на время прохождения курсов;
 обеспечение доступа ко многим источникам данных;
 гибкость в выборе места и времени обучения;
 возможность обучаться без отрыва от основной деятельности.
4. В процессе дистанционного обучения роль обучающегося:
 не существенных изменений
 увеличивается, в большей степени усиливается уровень самоконтроля,
самоорганизации;
 увеличивается непосредственно в процессе усвоения знаний;
 сокращается.
5. В чем заключается основное отличие СДО от традиционной системы?
 уменьшение качества предоставляемой услуги;
 коренное изменение вида коммуникаций между обучающимися и педагогами;
 сокращение значимости роли педагога в образовательном процессе;
 использование только телекоммуникационных и интернет-ресурсов.
6. Что относится к основным факторам внедрения и развития СДО?
 разработка международных стандартов дистанционного обучения;
9

 современное информационно-методическое обеспечение;
 новые обоснования материально-технической базы;
 всё вышеперечисленное.
7. Система целей развития дистанционного обучения включает:
 мобилизацию административных ресурсов;
 индивидуализацию обучения;
 расширение рынка образовательных услуг;
 всё вышеперечисленное.
Базовая работа с Google Classroom
8. По какому адресу располагается сервис Google Classroom?
 https://classroom.google.com
 https://contacts.google.com
 https://sites.google.com
 https://mail.google.com
9. Укажите пиктограмму приложения Classroom:

10. Как называется вкладка, где выводится вся информация об опубликованных заданиях
и материалах, а также на этой вкладке учащиеся могут публиковать свои материалы или
оставлять комментарии _________________________________________________________
11. Если Вы создали курс используя аккаунт учебного заведения, могут ли тогда
записаться на курс пользователи с личным аккаунтом?
 Да, могут
 Нет
 Необходимы дополнительные разрешения
12. Отметьте способы, с помощью которых можно пригласить пользователей на курс:
 Показать код курса
 Отправить приглашение по email
 Записать на курс вручную
 Перевести с другого курса
13. Какие опции есть в меню настройки:
 Перевести всех обучающихся на другой курс
 Добавить новый раздел
 Удалить пользователя с курса
 Изменить название курса
14. Можно ли перенести материал из одной темы в другую?
 Да
 Нет
15. Задание в Google Classroom можно
 Создать в Google Form
 Прикрепить с Google Диска
 Загрузить с компьютера
 Верны все варианты
10

16. Выставить оценку можно
 Только по 100 бальной системе
 Только по 5 бальной системе
 Оценки выставлять нельзя
 Можно самостоятельно установить максимальный балл
17. После проверки работы учащегося необходимо
 оставить комментарий
 выставить оценку и вернуть работу
 сохранить работу
 вернуть работу
18. Вы приготовили материал, но не хотите чтобы учащиеся пока его видели
 Сделаю материал скрытым
 Буду создавать материал вновь позже
 Добавлю в расписание на публикацию
 Установлю сроки сдачи
Онлайн-платформа Moodle
19. Укажите фрагмент меню системы Moodle:

20. Основные элементы Moodle:
 методические материалы по курсу, форум, список источников информации;
 семинары, форум, тесты, задания, чаты, опросы, глоссарий;
 перечень курсов, задания, лекционный материал, форум;
 анкета, диалоговое окно курса, площадка для взаимодействия с педагогом.
21. Укажите высказывания, которые соответствую онлайн системе Moodle:
 элемент Лекция можно добавлять картинки или видео;
 на платформе Moodle можно обсуждать задания с преподавателями и учащимися,
комментировать (учителя) и видеть комментарии (ученики) к своим работам;
 платформа объединяет в себе Google Drive, Google Docs, Sheets and Slides и Gmail;
 один из ресурсов платформы - словарная статья Глоссарий;
 вставка HTML-кода позволяет встраивание заданий с внешних ресурсов;
 Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять
ресурсами информационно-образовательной среды;
 платформа предоставляет возможность проведения онлайн-конференций.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».