Программа предназначена для подготовки педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, методистов, специалистов и преподавателей учреждений профессионального образования. Программа предусматривает – ознакомление специалистов дошкольного образования с программой «По дороге к Азбуке» (ООП «Детский сад 2100»); – совершенствование профессиональных компетенций слушателей и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации педагогов в области речевого развития дошкольников средствами ООП «Детский сад 2100»; – распространение передового педагогического опыта, обобщѐнного в ООП «Детский сад 2100», в дошкольных образовательных организациях. Разработчики программы: С.С. Кузнецова, руководитель направления «Дошкольное образование» в издательстве «Баласс», г. Москва Кислова Т.Р., кандидат педагогических наук, автор программ и пособий по речевому развитию, издательство «Баласс», г. Москва Программа по максимальной трудоемкости предусматривает 36 часов освоения. Модульный принцип построения Программы позволяет использовать отдельные модули и их комбинацию, как для однократного повышения квалификации, так и для реализации накопительного принципа за счет освоения отдельных разделов и тем Программы. ВВЕДЕНИЕ Настоящая учебная программа разработана в соответствии со структурой разделов: – Б.0 и М.0 (Базовая (общепрофессиональная) часть) Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование; – ОП.00 (Общепрофессиональные дисциплины) Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения среднего профессионального образования по специальности Дошкольное образование; – профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (руководитель, воспитатель, учитель)»; – Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; – Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (с изменениями); – Порядка разработки дополнительных профессиональных программ. Целью программы является обучение педагогов, логопедов и руководителей дошкольных образовательных организаций, методистов, специалистов и преподавателей учреждений профессионального образования. Квалификационная характеристика лиц, прошедших обучение по программе «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте дошкольников по программе “По дороге к Азбуке”», включает в себя квалификационные характеристики должностей, требующих дополнительного профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации и общероссийскому классификатору должностей служащих и соответствуют требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учебный план и программа составлены с учетом исходного образовательного уровня (базовое среднее профессиональное или высшее образование) и профессиональной подготовленности специалистов (опыт работы в заявленной области). В программе обучения предусмотрено использование современных образовательных технологий: – модульность обучения до «результата»; – вариативность сроков освоения учебной программы, в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, условий и форм обучения; – индивидуальное обучение; – использование активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и др.; – использование методов электронного и дистанционного обучения, дифференцированного обучения, оптимизации обязательных аудиторных занятий, самостоятельного обучения, обучения по индивидуальным программам с использованием современных средств обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, тренажеры, учебные кейсы и т.п.). Контроль за ходом освоения учебной программы происходит посредством использования тестирования, промежуточного и итогового контроля по результатам освоения всей программы или отдельного модуля (зачѐт). Актуальность и практическая значимость ДПП для тех категорий слушателей, которым она адресована, объясняется традиционной важностью речевого развития дошкольников как основы для формирования коммуникативных, когнитивных, познавательных умений ребѐнка. Развитие речи теснейшим образом взаимосвязано с положительной динамикой таких психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие, творческое воображение и др.). Речь необходима ребѐнку для игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, для общения со взрослыми и сверстниками. Содержание курса строится на основе парциальной программы «По дороге к Азбуке», которая является составной частью ООП «Детский сад 2100». Цель программы – обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах. Цель реализации программы – обеспечение готовности детей к дальнейшему развитию, школьному обучению. Отличительной особенностью программы является еѐ коррекционный (логопедический) подход, позволяющий обеспечить системное развитие всех компонентов речи на более качественном уровне, корректировать незначительные недостатки речи детей, а также предупредить появление характерных ошибок в чтении и письме. Программа построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности. Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учѐтом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп. В ходе курсовой подготовки педагоги познакомятся с комплексным подходом к развитию устной речи дошкольников всех возрастных групп, обеспечивающим понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих, развитие связной диалогической и монологической речи, обогащение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, развитие речевого аппарата, звукопроизношения, развитие мелкой моторики, развитие просодической стороны речи. Слушатели освоят практические приѐмы овладения детьми нормами речи, многообразные формы, обеспечивающие речевое развитие, содержание, формы и методы коррекционной работы, познакомятся с возможностями программы для формирования основ читательской грамотности дошкольников и обеспечения успешного школьного обучения. В результате обучения специалист должен: знать: содержание программы «По дороге к Азбуке» и возможности еѐ использования в обязательной части образовательной программы ДОО или в части, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно, а также – в работе логопеда; – в группах подготовки к школе; – в семье ребѐнка (в ходе совместных занятий с родителями); речевые особенности детей всех возрастных групп дошкольного возраста; приоритетные задачи речевого развития для групп каждого дошкольного возраста, приѐмы, методы, формы продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения нормам речи. Младший возраст: расширение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи (монолог, диалог); дальнейшее развитие речевого аппарата, звукопроизношения; развитие мелкой моторики рук; умений звукового и слогового анализа. Средний возраст: обогащение и уточнение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи (монолог, диалог), формирование начального представления о звуках, развитие умения производить простой звуковой и слоговой анализ, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих, развитие мелкой моторики рук. Старший возраст: развитие фонетико-фонематических представлений, умения производить сложный слоговой анализ, знакомство с буквами; развитие связной диалогической и монологической речи; дальнейшее развитие внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих; развитие мелкой моторики рук. уметь: планировать свою деятельность по речевому развитию детей, проектировать и проводить занятия по речевому развитию через различные виды деятельности детей в соответствии с авторскими алгоритмами проектирования и проведения непрерывной образовательной деятельности; использовать разные формы организации речевой деятельности детей, проводить самоанализ эффективности занятий, проводить диагностику речевых умений дошкольников; владеть навыками составления календарно-тематического планирования по речевому развитию детей, проектирования и проведения непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию через различные виды деятельности детей, использования приѐмов и методов комплексного подхода к образовательному процессу по развитию устной речи для понимания речи, развития связной диалогической и монологической речи, обогащения и уточнения лексического словаря, развития грамматического строя речи, речевого аппарата, звукопроизношения, мелкой моторики и просодической стороны речи; применения инструментов диагностики речевых умений дошкольников. Данная учебная программа с помощью соответствующих разделов и применения вышеуказанных форм и методов проведения занятий обеспечивает получение слушателями необходимых знаний (на лекциях, при самостоятельной подготовке), умений (практические занятия, написание самостоятельных работ), а также овладевают способностью применять знания, полученные в процессе обучения на рабочем месте. В результате освоения программы формируются новые профессиональные компетенции или происходит качественное изменение их в рамках имеющейся квалификации. Обучение заканчивается сдачей соответствующей итоговой работы в соответствии с учебным планом программы. Итоговый контроль специалиста включает самостоятельное проектирование, проведение и самоанализ непрерывной образовательной деятельности или педагогический анализ видеозанятия в соответствии с авторскими рекомендациями, который предназначен для определения теоретической и практической подготовки слушателя к выполнению профессиональных задач. Выпускник по итогам освоения ДПП должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) по направлению подготовки: 1. Знать специфику дошкольного образования. 2. Знать общие закономерности речевого развития ребѐнка в раннем и дошкольном детстве. 3. Уметь организовывать различные виды деятельности для решения задач речевого развития ребѐнка. 4. Владеть теорией и педагогическими методиками для речевого, познавательного и личностного развития детей, подготовки детей к школьному обучению. 5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу в соответствии с ФГОС ДО. 6. Уметь планировать и корректировать задачи речевого развития по результатам мониторинга с учѐтом индивидуальных особенностей развития каждого ребѐнка. 7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми. 8. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними (уметь выстраивать партнѐрское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, в том числе задач речевого развития). 9. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы. Тематический план программы повышения квалификации «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте дошкольников по программе “По дороге к Азбуке”» Программа состоит из трѐх модулей, девяти тем. Модуль 1. Теоретико-методологический Модуль 2. Профильный (практико-ориентированный) Модуль 3. Рефлексивный и итоговый контроль Содержание программы повышения квалификации «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте дошкольников по программе “По дороге к Азбуке”» Модуль 1. Теоретико-методологический Тема 1.1. Речь и еѐ развитие. Цели и задачи речевого развития детей на разных этапах дошкольного образования Что такое «речь»? Содержание понятий «развитие речи» и «речевое развитие». Цели и задачи речевого развития детей на разных этапах дошкольного образования. Преемственность задач речевого развития старших дошкольников и младших школьников. Модуль 2. Профильный (практико-ориентированный) Тема 2.1. Образовательная программа речевого развития «По дороге к Азбуке» ООП ДО «Детский сад 2100» и парциальная программа речевого развития «По дороге к Азбуке». УМК речевого развития дошкольников: основные пособия, наглядное и методическое сопровождение. Использование пособий УМК в разные периоды дошкольного образования. Перечень пособий УМК речевого развития «По дороге к Азбуке». Тема 2.2. Речевое развитие детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста (на примере программы «По дороге к Азбуке» и пособия «Лесные истории») Основные направления речевого развития детей младенческого возраста. Основные направления и задачи речевого развития детей раннего возраста. Планирование. Основные задачи речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Наглядное и методическое сопровождение речевого развития детей 3–4 лет. Тема 2.3. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста (на примере пособия «По дороге к Азбуке», ч. 1–2) Основные направления речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Задачи речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Наглядное и методическое сопровождение речевого развития детей 4–5 лет. Тема 2.4. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (на примере пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3–4, 5) Основные направления речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников как основы грамотности будущих школьников. Наглядное и методическое сопровождение речевого развития детей 5–7(8) лет. Тема 2.5. Формирование основ читательской деятельности старших дошкольников Анализ взглядов на необходимость обучения чтению детей дошкольного возраста. Признаки готовности дошкольников к чтению. Отличительные особенности формирования и развития опыта чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Подготовка к обучению грамоте и формирование основ читательской деятельности старших дошкольников в контексте программы речевого развития «По дороге к Азбуке». Обучение чтению и развитие читательской деятельности старших дошкольников по пособию «Цветной Букварик». Советы и рекомендации родителям дошкольников, умеющих читать. Тема 2.6. Содержание, формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (на примере ООП «Детский сад 2100») Содержание понятия «общее недоразвитие речи». Признаки и уровни общего недоразвития речи (ОНР). Психические особенности детей с ОНР. Состояние двигательной сферы детей с ОНР. Организация и направления коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. Программа речевого развития дошкольников «По дороге к Азбуке» в аспекте коррекционной работы с дошкольниками с ОНР и другими нарушениями речи. Реализация коррекционных подходов в работе логопедов и воспитателей с детьми, имеющими нарушения речи. Содержание коррекционной работы с дошкольниками с ОНР в программе речевого развития «По дороге к Азбуке». Тема 2.7. Речевое развитие дошкольников в различных видах деятельности (на примере ООП «Детский сад 2100») ФГОС ДО о целях и задачах речевого развития дошкольников. Реализация задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Коммуникативная деятельность как важнейшее условие речевого и личностного развития дошкольников. Этапы развития коммуникативной деятельности. Средства, способы и приѐмы развития коммуникативной деятельности дошкольников. Тема 2.8. Развитие грамматического строя и связной речи дошкольников в контексте различных образовательных областей Основные функции и классификация связной речи. Необходимые условия для осуществления связной речи. Основные трудности развития связной речи дошкольников и пути их преодоления. Пособия ООП ДО «Детский сад 2100», обеспечивающие развитие грамматического строя и связной речи дошкольников. Варианты использования наглядных средств для составления предложений и самостоятельных рассказов в различных направлениях развития дошкольников. Модуль 3. Рефлексивный и итоговый контроль Планирование личностного методического роста педагога и итоговый контроль. Наименования тем практических занятий 1. Выберите любую букву и разработайте к ней 2–4 игровых задания: стихи для запоминания данной буквы, загадки о букве, ребусы, шарады, анаграммы, игровые задания на звуко-буквенный анализ слов. 2. Выберите один из видов деятельности: – конструирование; – изобразительная деятельность; – самообслуживание и элементарный бытовой труд. Разработайте несколько примеров заданий для развития связной речи, которые можно использовать в этой деятельности. Примерные вопросы при итоговой аттестации Используя авторский вариант проекта занятия по подготовке к обучению грамоте, составьте свой вариант проекта и проведения занятия по выбранной теме. I. Ситуация, создающая мотивацию к занятию. - История про Ёжика, Лисѐнка и Мудрую Сову. II. Расширение представлений по теме занятия. - Определение акустических и артикуляторных характеристик изучаемого звука. - Выкладывание слогов с помощью звуковых обозначений и «чтение» их. III. Тренировочные задания. - Усложнѐнный звуковой и слоговой анализ слов. - Сравнение и различение сходных звуков (в отдельности и в составе слогов и слов). IV. Знакомство с буквой. - Звукобуквенный анализ. - Чтение слогов. V. Работа в прописях. VI. Итог занятия. Примерные темы самостоятельных работ 1. Составьте свой план игры-занятия для детей раннего возраста. 2. Выберите тему занятия по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста. Опираясь на данные в презентации образцы заданий, приведите 5–6 примеров речевых заданий для развития грамматического строя, соответствующих выбранной теме. 3. Опираясь на данные в презентации образцы заданий для развития умений слогового анализа, приведите 5–6 примеров подобных заданий на основе использования какого-то одного звука (гласного или согласного). Контрольные вопросы 1. Обоснуйте, почему необходимо развивать речь по всем еѐ компонентам. 2. Объясните, чем парциальная программа отличается от ООП ДО. 3. Проанализируйте коррекционные аспекты программы речевого развития дошкольников «По дороге к Азбуке». Список литературы В материалах каждого занятия в соответствии с программой курса слушателям предоставляется видеозапись интерактивной лекции по теме, презентация к теме, авторские алгоритмы проектирования и проведения НОД, список литературы для самостоятельного изучения. Пособия 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке («Лесные истории»). Пособие по речевому развитию для самых маленьких (3–4 г.). – М. : Баласс. – 80 с. 2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. Часть 1 (4–5 лет). – М. : Баласс. – 64 с. 3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. Часть 2 (4–5 лет). – М. :Баласс. – 64 с. 4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. Часть 3 (5–6 лет). – М. :Баласс. – 64 с. 5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие по речевому развитию детей. Часть 4 (6–7 (8) лет). – М. :Баласс. – 64 с. 6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников по подготовке к обучению письму. Часть 1(5–6 лет). – М.: Баласс. –32 с. 7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников по подготовке к обучению письму. Часть 2 (6–7(8) лет). – М. : Баласс. – 32 с. 8. Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Часть 5(6–7 лет). – М.: Баласс–96 с. 9. Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких. Приложение к пособию «По дороге к Азбуке» («Лесные истории») / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс. – 80 с. 10. Наглядный и раздаточный материал для детей 3–7 лет. Части 1–11. Приложение к частям 1–4 пособия «По дороге к Азбуке» / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. – М. : Баласс. 11. Наглядные материалы по теме «Предлоги» (4–7 лет). Приложение к пособию «По дороге к Азбуке» / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс. – 64 с. 12. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов (4– 7 лет). Приложение к пособию «По дороге к Азбуке» / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс. – 48 с. 13. Карточки для звукового и слогового анализа слов (5–7 лет). Приложение к частям 3 и 4 пособия «По дороге к Азбуке» / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М.: Баласс. – 64 с. 14. Развитие речи. Наглядный и раздаточный материал для детей 3–7 лет. Часть 1. Серии сюжетных картинок для составления устных рассказов. / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс. – 48 с. 46 15. Развитие речи. Наглядный и раздаточный материал для детей 3–7 лет. Часть 2. Звери и их детѐныши. Карточки, картинки / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс. – 48 с. 16. Развитие речи. Наглядный и раздаточный материал для детей 3–7 лет. Части 3–7. Серии иллюстраций к сказкам для обучения пересказу / Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс. 17. Речевые досуги. Наглядный и раздаточный материал для детей 4–7 лет. Части 1–9. Сценарии, карточки и картины для речевых праздников / Составители Т.Р. Кислова, М.Ю. Вишневская. – М. : Баласс. 18. Кислова Т.Р. Методические рекомендации к пособию «По дороге к Азбуке» («Лесные истории»). – М. : Баласс. – 80 с. 19. Кислова Т.Р. Методические рекомендации к пособию «По дороге к Азбуке» к частям 1, 2. – М. : Баласс. – 208 с. 20. Кислова Т.Р. Методические рекомендации к пособию «По дороге к Азбуке» к частям 3, 4. – М. : Баласс. – 190 с. 108 Литература 1. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования [Монография] / Е.В. Бунеева. – М. : Баласс, 2009. – 208 c. 2. Кислова, Т.Р. Работа над ошибками (Анализ опыта работы по дошкольному курсу «По дороге к Азбуке».) / Т.Р. Кислова // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – No 5– С. 17–23. 3. Кислова, Т.Р. Воспитателям и родителям о речевом развитии дошкольников 3–4 лет / Т.Р. Кислова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – No 10. – С. 37–41. 4. Кислова, Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, Н.В. Курова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – No 7. – С. 60. 5. Кислова, Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, О.Ю. Зинченко // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – No 9. – С. 50. 6. Кислова, Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, С.В. Королѐва // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – No 1. – С. 57. 7. Ларионова, И.Ю. Комплексный подход к развитию речи в ДОУ в условиях работы по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») / И.Ю. Ларионова // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – No 4. – С. 43– 48. 8. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. – М.: Баласс, 2016. 9. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Сборник программно-методических материалов / Авт. колл. Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В. Чиндилова и др. – М.: Баласс, 2007 – 160 с. Интернет-ресурсы 1. Сайт Минпросвещения России https://edu.gov.ru/ 2. Сайт ФИРО https://firo.ranepa.ru/ 3. Сайт http://fgosreestr.ru/ 4. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad 5. Сайт Образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.com 6. Журнал «Начальная школа: плюс До и После». Подборка статей о дошкольниках и для дошкольников на сайте www.school2100.com 7. Архив вебинаров для дошкольных педагогов в группе ВКонтакте «Детский сад 2100» https://vk.com/club163897083 УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте дошкольников по программе “По дороге к Азбуке”» Цель – совершенствование профессиональных компетенций слушателей и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации педагогов в области речевого развития дошкольников средствами ООП «Детский сад 2100» («По дороге к Азбуке»). Категория слушателей – педагоги и руководители дошкольных образовательных организаций, методисты, специалисты и преподаватели учреждений профессионального образования. Срок обучения– 36 час. Форма обучения – заочная (дистанционная) без отрыва от основной работы № п/п 1.0 2.0 3.0 Наименование разделов и тем (дисциплин) Модуль 1. Теоретикометодологический Модуль 2. Профильный (практикоориентированный) Общая Всег Аудиторные занятия Само- Формы трудоо стоя- контро ѐмкость ауди лек- Практ Лабора тельная ля ции ическ торные (час.) -тор. работа заняти (час.) часо (час.) ие заняти я в я 2 1 1 32 24 16 Модуль 3. Рефлексия и итоговый контроль 2 Итого: 36 1 8 8 2 25 17 8 9 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте дошкольников по программе “По дороге к Азбуке”» Цель – совершенствование профессиональных компетенций слушателей и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации педагогов в области речевого развития дошкольников средствами ООП «Детский сад 2100» («По дороге к Азбуке») Категория слушателей – педагоги, логопеды, руководители дошкольных образовательных организаций, методисты, специалисты и преподаватели учреждений профессионального образования. Срок обучения– 36 час. Форма обучения – с частичным отрывом от работы № п/п 1.0 1.1. 2.0 2.1. 2.2. Наименование разделов и тем (дисциплин) Модуль 1. Теоретикометодологический Общая Всег Аудиторные занятия Само- Формы трудоо стоя- контро ѐмкость ауди лек- Практ Лабора тельная ля ции ическ торные (час.) -тор. работа заняти (час.) часо (час.) ие заняти я в я 2 1 1 1 Речь и еѐ развитие. Цели и задачи речевого развития детей на разных этапах дошкольного образования 2 1 1 1 Модуль 2. Профильный (практикоориентированный) 32 24 16 8 8 Образовательная программа речевого развития «По дороге к Азбуке» 4 3 2 1 1 Речевое развитие детей младенческого, раннего и младшего дошкольного возраста (на примере программы «По дороге к Азбуке» и пособия «Лесные истории») 4 3 2 1 1 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3.0 Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста (на примере пособия «По дороге к Азбуке», ч. 1–2) 4 3 2 1 1 Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (на примере пособия «По дороге к Азбуке», ч. 3–4, 5) 4 3 2 1 1 Формирование основ читательской деятельности старших дошкольников 4 3 2 1 1 Содержание, формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (на примере ООП «Детский сад 2100») 4 3 2 1 1 Речевое развитие дошкольников в различных видах деятельности (на примере ООП «Детский сад 2100») 4 3 2 1 1 Развитие грамматического строя и связной речи дошкольников в контексте различных образовательных областей 4 3 2 1 1 Модуль 3. Рефлексия и итоговый контроль 2 Итого: 36 2 25 17 8 9 2